Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/4664/23 Решение по внеплановой проверке № 011/06/99-618/2023 от 24 июля 2023 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

20 июля 2023 года

 

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России 03.11.2022 № 158, в составе: <...>,<...>,<...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Общественного контроля (далее — Общественный контроль, заявитель) вх. от 05.07.2023 № 4103-ИП/23, содержащее признаки нарушений статей 30, 30.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в деятельности заказчика – Печорского управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Коми (далее — Печорское управление Ростехнадзора, заказчик) (далее — обращение),

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило обращение Общественного контроля, содержащее доводы о возможных нарушениях заказчиком - Печорским управлением Ростехнадзора законодательства о контрактной системе, в виде неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок отчетов об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также отчетов об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно обращению, Общественный контроль просит привлечь к административной ответственности должностное лицо Печорского управления Ростехнадзора по обозначенным выше, по мнению заявителя, допущенным нарушениям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в обращении признаков возможного нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

Общественный контроль, Печорское управление Ростехнадзора о месте и времени проведения внеплановой проверки извещены.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Рассмотрение информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Коми УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.

Комиссия Коми УФАС России рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Согласно ч. 1 ст. 30.1 при условии установления Правительством Российской Федерации минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 30.1 Закона о контрактной системы по итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом:

1) составляет отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях выполнения обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи;

2) размещает отчет, указанный в пункте 1 настоящей части, в единой информационной системе или направляет его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, если в соответствии с частью 7 настоящей статьи такой отчет не размещается в единой информационной системе.

Следовательно, заказчики обязаны до 31 марта года, следующего за отчетным годом размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Требования к содержанию и форме отчета, порядок его подготовки и размещения в ВИС определяются Правительством РФ в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 30.1 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» утверждены требования к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, требования к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, порядок подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета и обоснования (далее — Требования).

В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 положения настоящего постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок применяются заказчиками при подготовке таких отчета и обоснования с 1 января 2022 г.

Согласно пункту 3 Требований отчет подготавливается (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения) в единой информационной системе по форме согласно приложению автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в единой информационной системе.

В соответствии с пунктом 4 Требований заказчик не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным подписывает отчет усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Согласно пункту 5 Требований размещение отчета в единой информационной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Требований) осуществляется автоматически не позднее одного часа с момента его подписания.

В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит отчеты заказчиков, предусмотренные Законом о контрактной системе.

По результатам анализа сведений, размещенных в ЕИС, установлено, что отчеты Печорским управлением Ростехнадзора об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за 2021, 2022 годы размещены с соблюдением срока, определенного пунктом 2 части 2 статьи 30.1 Закона о контрактной системе, п. 4 Требований — 28.03.2022 и 27.03.2023.

Таким образом, в действиях заказчика - Печорского управления Ростехнадзора нарушений при размещении в единой информационной системе отчетов об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за 2021, 2022 год не подтверждены.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

1. проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2. осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В силу части 1.2 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

Частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что по итогам года заказчик (за исключением заказчика, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Следовательно, заказчик до 31 марта года, следующего за отчетным годом должен разместить в ЕИС отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (вместе с «Правилами подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе»)» (далее — Правила).

По пункту 4 Правил отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.

По результатам анализа сведений, размещенных в ЕИС, установлено, что отчеты Печорским управлением Ростехнадзора об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019, 2020, 2021, 2022 годы размещены с соблюдением срока, определенного 4 статьи 30 Закона о контрактной системе, п. 4 Правил — 20.02.2020, 18.02.2021, 16.03.2022, 27.03.2023.

Таким образом, в действиях Печорского управления Ростехнадзора нарушения при размещении в единой информационной системе отчетов об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019, 2020, 2021,2022 годы не подтверждены.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеизложенного с учетом отсутствия в действиях заказчика при осуществлении своей деятельности нарушений законодательства о контрактной системе, предписание об устранении нарушений выдаче не подлежит.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика — Печорского управления Ростехнадзора нарушения ст. 30, 30.1 Закона о контрактной системе не подтверждены.

2. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица Печорского управления Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...>

<...>

<...>

   
     
     
     

 

 

 

2023-2141

 

 

Связанные организации

Печорское управление Ростехнадзора
ИНН 1103001093, ОГРН 1021100813799
Общественный Контроль
ИНН , ОГРН