Решение №01-109/5908 по жалобе ООО "Метахим" от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

10 июля 2020 года

 

г. Сыктывкар

                             

№   01-109/5908

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 02.07.2020 (вх. от 02.07.2020 № 3570-э) общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (далее – ООО «Метахим, заявитель) в отношении заказчика – открытое акционерное общество «Усть-Вымская тепловая компания» (далее – ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», заказчик), организатора – акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее - АО «Коми тепловая компания», организатор), касающуюся организации и проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме на «Право заключения договора на поставку сульфата алюминия технического очищенного ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания»», номер извещения 32009254114 в единой информационной системе (далее – закупка, жалоба),

в присутствии:

<…> – представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности, председателя закупочной комиссии;

<…>– представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности, заместителя председателя закупочной комиссии;

 

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуется установление в закупочной документации требований к товару, не соответствующих, по мнению заявителя, ГОСТу 12966-85, а именно:

Показатель

ГОСТ 12966-85

Технические требования заказчика

Массовая доля нерастворимого остатка

Не более 0,3 %

Не более 0,1 %

Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа

Не более 0,02 %

Не более 0,001 %

Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III)

Не более 0,001 %

Не более 0,0001 %

В жалобе указано, что действия заказчика в части установления требований к товару, не соответствующих ГОСТу 12966-85, нарушают установленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель отмечает, что положения закупочной документации не позволяют участнику сформировать надлежащим образом заявку, что нарушает пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

По мнению заявителя, его заявка будет отклонена в связи с тем, что обществом указаны требования к товару, соответствующие ГОСТу 12966-85.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг открытого акционерного общества «Усть-Вымская тепловая компания», утвержденное Советом директоров ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 28.12.2018 (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе 28.12.2018.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.

Заказчиком закупки явилось ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», организатором АО «Коми тепловая компания».

 

 

По приказу ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 19.06.2020 № 122 «О проведении закупки сульфата алюминия технического очищенного ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» принято решение о проведении закупки на поставку сульфата алюминия технического очищенного ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» запросом котировок в электронной форме; утверждено извещение. 

Извещение № 132зк20 о проведении запроса котировок (далее - извещение) размещено в единой информационной системе 19.06.2020.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Закон о закупках детально не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок, включая способы закупок, и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).

В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 6.1 статьи 3  Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно разделу 5 Положения о закупке:

5.1.1.Открытый запрос котировок (далее - запрос котировок) - открытая конкурентная процедура закупки.

5.1.2. Запрос котировок может проводиться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 10млн. руб.

5.1.3. Победителем признается соответствующий требованиям извещения о закупке участник запроса котировок, предложивший наиболее низкую цену договора.

5.1.4. При проведении запроса котировок Заказчик не составляет документацию о закупке.

5.4.3. Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок. Оцениваются только заявки, допущенные комиссией по результатам рассмотрения.

Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.10.1 настоящего Положения.

5.4.5. Протокол рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов оформляется секретарем комиссии по закупкам и подписывается всеми присутствующими членами комиссии по закупкам не позднее следующего дня после окончания процедуры рассмотрения. Указанный протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня после подписания. Протокол составляется в одном экземпляре, который хранится у Заказчика не менее трех лет.

В соответствии с разделом 6 Положения о закупке:

6.1. Заказчик вправе провести любую конкурентную процедуру закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме.

6.2. При проведении закупки в электронной форме Заказчик размещает информацию о закупке в ЕИС и на электронной площадке.

6.3. Порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме регулируется ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ, настоящим Положением в части, не противоречащей указанной норме, регламентам, правилам проведения процедур, установленным оператором электронной площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной площадки.

В пункте 1.10 Положения о закупке указаны условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках.

В соответствии с подпунктом 1.10.1 пункта 1.10 Положения о закупке комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п.1.9.1 настоящего Положения;

- участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки, либо представленные документы не соответствуют требованиям документации;

- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

- участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Согласно подпунктам 1.10.2, 1.10.3 пункта 1.10.1 Положения о закупке если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 1.10.1 настоящего Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.

В случае выявления фактов, предусмотренных в п. 1.10.1, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участникам отражается в протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее.

В пункте 4 извещения указан предмет закупки: сульфат алюминия технический очищенный ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», согласно спецификации (приложение 2 к извещению о проведении запроса котировок).

В пункте 10 извещения установлено, что требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик указываются согласно Спецификации (приложение 2 к извещению о проведении запроса котировок).

В пункте 13 извещения, устанавливающем требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указано, о предоставлении ценового предложения по форме приложения № 2 к извещению.

По пункту 23 извещения описание предмета закупки согласно спецификации (приложение 2 к извещению).

Согласно пункту 24 извещения заказчик отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1. Выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п.11 настоящего Извещения;

2. Участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3. Участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4. В представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5. Участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Комиссией Коми УФАС России по материалам жалобы установлено следующее.

В соответствии с извещением требуемый к поставке сульфат алюминия технический очищенный, в/с должен соответствовать ГОСТ 12966-85.

ГОСТ 12966-85 Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный (далее – ГОСТ 12966-85) утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.09.1985 № 3183.

 ГОСТ 12966-85 распространяется на очищенный технический сульфат алюминия, получаемый взаимодействием гидроксида алюминия с серной кислотой.

Сульфат алюминия должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

По физико-химическим показателям сульфат алюминия должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

В таблице 1, приведенной в ГОСТ 12966-85, указаны следующие нормы для сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:

Наименование показателя

Норма для высшего сотра

Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более

0,3

Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III), %, не более

0,02

Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III), %, не более

0,001

 

Заказчиком в Спецификации, являющейся приложением к извещению (далее - Спецификация), установлены следующие показатели закупаемого товара –  сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:

4. Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %.

5. Массовая доля железа в пересчете на оксид железа (III): не более 0,001 %.

7. Массовая доля мышьяка в пересчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001%.

Установленные заказчиком показатели по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, входят в диапазоны, установленные в ГОСТ 12966-85. Несоответствие ГОСТу 12966-85 установленных в Спецификации показателей по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, Комиссией Коми УФАС России не выявлено.

На участие в закупке подана, в том числе заявка ООО «Метахим» от 30.06.2020 № 0551/КД-1, зарегистрированная за № 1/132зк20 (далее – заявка №1/132зк20).

Согласно ценовому предложению (заявки) на участие в запросе котировок №1/132зк20 общество выражает согласие с условиями проведения запроса котировок и условиями договора, содержащимися в извещении (документации) о проведении запроса котировок и предлагает поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) в соответствии со спецификацией и заключить договор на условиях извещения (документации) о проведении запроса котировок.

Спецификация, представленная ООО «Метахим» в ценовом предложении (заявке) на участие в запросе котировок №1/132зк20, соответствует спецификации ценового предложения, являющегося приложением № 2 к извещению, в том числе обжалуемые заявителем показатели химической продукции соответствуют требованиям заказчика:

«Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %

Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III): не более 0,001 %

Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001%».

В соответствии с протоколом № 132зк20 рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 03.07.2020 закупочной комиссией принято решение о допуске ООО «Метахим», подавшего заявку с регистрационным номером № 1/132зк20, к процедуре подведения итогов; заявка признана соответствующей требованиям закупочной документации.

Таким образом, у закупочной комиссии отсутствовали предусмотренные подпунктом 1.10.1 пункта 1.10 Положения о закупке, пунктом 24 извещения основания для принятия решения об отказе ООО «Метахим» в допуске к участию в закупке ввиду несоответствия заявки №1/132зк20 требованиям извещения в части показателей предлагаемого к поставке товара.  

Нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке в действиях закупочной комиссии Комиссией Коми УФАС России не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны