Решение №01-109/5908 по жалобе ООО "Метахим" от 10 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
10 июля 2020 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-109/5908 |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 02.07.2020 (вх. от 02.07.2020 № 3570-э) общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (далее – ООО «Метахим, заявитель) в отношении заказчика – открытое акционерное общество «Усть-Вымская тепловая компания» (далее – ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», заказчик), организатора – акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее - АО «Коми тепловая компания», организатор), касающуюся организации и проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме на «Право заключения договора на поставку сульфата алюминия технического очищенного ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания»», номер извещения 32009254114 в единой информационной системе (далее – закупка, жалоба),
в присутствии:
–<…> – представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности, председателя закупочной комиссии;
–<…>– представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности, заместителя председателя закупочной комиссии;
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем обжалуется установление в закупочной документации требований к товару, не соответствующих, по мнению заявителя, ГОСТу 12966-85, а именно:
Показатель |
ГОСТ 12966-85 |
Технические требования заказчика |
Массовая доля нерастворимого остатка |
Не более 0,3 % |
Не более 0,1 % |
Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа |
Не более 0,02 % |
Не более 0,001 % |
Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III) |
Не более 0,001 % |
Не более 0,0001 % |
В жалобе указано, что действия заказчика в части установления требований к товару, не соответствующих ГОСТу 12966-85, нарушают установленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявитель отмечает, что положения закупочной документации не позволяют участнику сформировать надлежащим образом заявку, что нарушает пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
По мнению заявителя, его заявка будет отклонена в связи с тем, что обществом указаны требования к товару, соответствующие ГОСТу 12966-85.
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг открытого акционерного общества «Усть-Вымская тепловая компания», утвержденное Советом директоров ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 28.12.2018 (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе 28.12.2018.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.
Заказчиком закупки явилось ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», организатором АО «Коми тепловая компания». |
|
|
По приказу ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 19.06.2020 № 122 «О проведении закупки сульфата алюминия технического очищенного ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» принято решение о проведении закупки на поставку сульфата алюминия технического очищенного ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» запросом котировок в электронной форме; утверждено извещение.
Извещение № 132зк20 о проведении запроса котировок (далее - извещение) размещено в единой информационной системе 19.06.2020.
По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Закон о закупках детально не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.
Порядок подготовки и проведения процедур закупок, включая способы закупок, и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно разделу 5 Положения о закупке:
5.1.1.Открытый запрос котировок (далее - запрос котировок) - открытая конкурентная процедура закупки.
5.1.2. Запрос котировок может проводиться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 10млн. руб.
5.1.3. Победителем признается соответствующий требованиям извещения о закупке участник запроса котировок, предложивший наиболее низкую цену договора.
5.1.4. При проведении запроса котировок Заказчик не составляет документацию о закупке.
5.4.3. Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок. Оцениваются только заявки, допущенные комиссией по результатам рассмотрения.
Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.10.1 настоящего Положения.
5.4.5. Протокол рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов оформляется секретарем комиссии по закупкам и подписывается всеми присутствующими членами комиссии по закупкам не позднее следующего дня после окончания процедуры рассмотрения. Указанный протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня после подписания. Протокол составляется в одном экземпляре, который хранится у Заказчика не менее трех лет.
В соответствии с разделом 6 Положения о закупке:
6.1. Заказчик вправе провести любую конкурентную процедуру закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме.
6.2. При проведении закупки в электронной форме Заказчик размещает информацию о закупке в ЕИС и на электронной площадке.
6.3. Порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме регулируется ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ, настоящим Положением в части, не противоречащей указанной норме, регламентам, правилам проведения процедур, установленным оператором электронной площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной площадки.
В пункте 1.10 Положения о закупке указаны условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках.
В соответствии с подпунктом 1.10.1 пункта 1.10 Положения о закупке комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п.1.9.1 настоящего Положения;
- участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки, либо представленные документы не соответствуют требованиям документации;
- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
- участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Согласно подпунктам 1.10.2, 1.10.3 пункта 1.10.1 Положения о закупке если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 1.10.1 настоящего Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.
В случае выявления фактов, предусмотренных в п. 1.10.1, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участникам отражается в протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.
Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее.
В пункте 4 извещения указан предмет закупки: сульфат алюминия технический очищенный ГОСТ 12966-85, в/с для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения на водоочистных сооружениях г. Микунь для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», согласно спецификации (приложение 2 к извещению о проведении запроса котировок).
В пункте 10 извещения установлено, что требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик указываются согласно Спецификации (приложение 2 к извещению о проведении запроса котировок).
В пункте 13 извещения, устанавливающем требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указано, о предоставлении ценового предложения по форме приложения № 2 к извещению.
По пункту 23 извещения описание предмета закупки согласно спецификации (приложение 2 к извещению).
Согласно пункту 24 извещения заказчик отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
1. Выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п.11 настоящего Извещения;
2. Участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
3. Участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
4. В представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5. Участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Комиссией Коми УФАС России по материалам жалобы установлено следующее.
В соответствии с извещением требуемый к поставке сульфат алюминия технический очищенный, в/с должен соответствовать ГОСТ 12966-85.
ГОСТ 12966-85 Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный (далее – ГОСТ 12966-85) утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.09.1985 № 3183.
ГОСТ 12966-85 распространяется на очищенный технический сульфат алюминия, получаемый взаимодействием гидроксида алюминия с серной кислотой.
Сульфат алюминия должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
По физико-химическим показателям сульфат алюминия должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
В таблице 1, приведенной в ГОСТ 12966-85, указаны следующие нормы для сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:
Наименование показателя |
Норма для высшего сотра |
Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более |
0,3 |
Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III), %, не более |
0,02 |
Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III), %, не более |
0,001 |
Заказчиком в Спецификации, являющейся приложением к извещению (далее - Спецификация), установлены следующие показатели закупаемого товара – сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:
4. Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %.
5. Массовая доля железа в пересчете на оксид железа (III): не более 0,001 %.
7. Массовая доля мышьяка в пересчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001%.
Установленные заказчиком показатели по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, входят в диапазоны, установленные в ГОСТ 12966-85. Несоответствие ГОСТу 12966-85 установленных в Спецификации показателей по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, Комиссией Коми УФАС России не выявлено.
На участие в закупке подана, в том числе заявка ООО «Метахим» от 30.06.2020 № 0551/КД-1, зарегистрированная за № 1/132зк20 (далее – заявка №1/132зк20).
Согласно ценовому предложению (заявки) на участие в запросе котировок №1/132зк20 общество выражает согласие с условиями проведения запроса котировок и условиями договора, содержащимися в извещении (документации) о проведении запроса котировок и предлагает поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) в соответствии со спецификацией и заключить договор на условиях извещения (документации) о проведении запроса котировок.
Спецификация, представленная ООО «Метахим» в ценовом предложении (заявке) на участие в запросе котировок №1/132зк20, соответствует спецификации ценового предложения, являющегося приложением № 2 к извещению, в том числе обжалуемые заявителем показатели химической продукции соответствуют требованиям заказчика:
«Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %
Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III): не более 0,001 %
Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001%».
В соответствии с протоколом № 132зк20 рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 03.07.2020 закупочной комиссией принято решение о допуске ООО «Метахим», подавшего заявку с регистрационным номером № 1/132зк20, к процедуре подведения итогов; заявка признана соответствующей требованиям закупочной документации.
Таким образом, у закупочной комиссии отсутствовали предусмотренные подпунктом 1.10.1 пункта 1.10 Положения о закупке, пунктом 24 извещения основания для принятия решения об отказе ООО «Метахим» в допуске к участию в закупке ввиду несоответствия заявки №1/132зк20 требованиям извещения в части показателей предлагаемого к поставке товара.
Нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке в действиях закупочной комиссии Комиссией Коми УФАС России не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<…>
<…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.