Определение №03-01/7822 Определение от 21 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-830/2021

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

21 октября 2021 года

 

 

 

                  № 03-01/7822

г. Сыктывкар

 

<…> (по адресу)

 

ООО «Социальный стоматологический центр «Классика»

 

Карла Маркса ул., д. 117, помещение Н-9,

г. Сыктывкар, 167000

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…>, рассмотрев заявление <…> (далее – <...>, заявитель) по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> вх. № Г-98 от 28.09.2021 о нарушении рекламного законодательства при распространении рекламы в социальной сети «ВКонтакте» на странице сообщества «Стоматологический Центр Классика г. Сыктывкар» (https://vk.com/club130195729).

По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

На странице сообщества «Стоматологический Центр Классика г. Сыктывкар» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club130195729) 15.09.2021 в 11 час. 28 мин. размещено сообщение следующего содержания: «! ВЫ БУДЕТЕ В ВОСТОРГЕ ! Спешим сообщить Вам отличную новость! Лучший врач-ортодонт Республики Коми работает в нашей клинике. Данный специалист уже зарекомендовал себя очень хорошо в данной сфере. Установка брекетов по лигатурной системе уже устарела, а на смену ей пришла наиболее популярная сейчас система - «Damon Q». Почему же она так популярна? Она имеет множество преимуществ: Не требует частой корректировки (раз в два/два с половиной месяца); Она также применяется для лечения самых трудных и запущенных случаев, подходит для исправления любого вида прикуса. Данная система разработана для комфортного лечения пациентов, она имеет удобную форму и гладкие края, а также небольшие размеры и удобные защелки. Стоимость услуги составит: обе челюсти под ключ 168.000₽. ! БОНУС ! Действует рассрочка до 1 года. Рассрочка внутренняя, без банков. Записаться на бесплатную консультацию к врачу Вы можете позвонив по телефону: <...> (WhatsApp, Viber) Стоматология находится по адресу: ул. Карла- Маркса, 117 Также у нас есть свой сайт и аккаунт в Инстаграм. С заботой о Вас, стоматология «Классика» ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА. 18+». Под сообщением размещены фотографии зубов, в том числе с установленными брекетами.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из материалов заявления усматривается, что https://vk.com/club130195729 является страницей в социальной сети «ВКонтакте» лица, оказывающего услуги в Социальном стоматологическом центре «Классика» г. Сыктывкара. Указанная страница в социальной сети содержит сведения об оказываемых услугах, специалистах стоматологического центра, а также контактную информацию.

Вместе с тем содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствуют о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц – посетителей страницы Интернет-сайта к предлагаемой услуге по установке брекетов по системе «Damon Q» с указанием преимуществ данной системы и специалиста, непосредственно оказывающего услугу.

В связи с чем, усматривается, что рассматриваемая информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации и оказываемых услугах, сколько на выделение конкретной услуги среди однородных услуг. Подобный способ размещения информации подпадает под признаки рекламы.

Таким образом, указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в сети Интернет на странице сообщества «Стоматологический Центр Классика г. Сыктывкар» в социальной сети «ВКонтакте»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – стоматологии «Классика», услуге по установке брекетов по системе «Damon Q», рассрочке, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

При таких обстоятельствах указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама содержит указание на лучшего врача-ортодонта Республики Коми, который работает в рекламируемой клинике.

Заявитель указывает, что реклама содержит слово «лучший», которое означает не только «хороший, наилучший» (Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н.), но несёт смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени; в сочетании с названием клиники, специализирующейся на оказании стоматологических услуг, фраза «Лучший врач-ортодонт Республики Коми работает в нашей клинике» воспринимается буквально, при этом форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность её восприятия.

Как указывает заявитель, в Республике Коми большое количество врачей-ортодонтов, практикующих установку брекетов по системе «Damon Q». Заявитель полагает, что употребление слова «лучший» в совокупности со ссылкой на Стоматологический центр «Классика» создаёт неверное представление о том, что рекламируемый врач-ортодонт находится в более лучшей позиции, включая качество услуг, квалификацию, познания и опыт в сфере врачебной деятельности, тем самым стимулирует интерес потребителей к услугам данной клиники, поддерживает заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение своих услуг на рынке.

В тексте рекламы не указано, по каким показателям врача-ортодонта, работающего в Стоматологическом центре «Классика», можно считать лучшим по Республике Коми.

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержит указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В связи с чем, рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Социальный стоматологический центр «Классика».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-830/2021 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – <...>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Социальный стоматологический центр «Классика», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 117, помещение Н-9, ОГРН 1141101002140, ИНН 1101149288, КПП 110101001.

3. Назначить дело № 011/05/5-830/2021 к рассмотрению на 18 ноября 2021 года на 14 часов 10 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ООО «Социальный стоматологический центр «Классика» в срок не позднее 16 ноября 2021 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. Доказательства соответствия действительности содержащегося в рассматриваемой рекламе утверждения «Лучший врач-ортодонт Республики Коми работает в нашей клинике».

4.6. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

4.7. О должностном лице ООО «Социальный стоматологический центр «Классика», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

4.8. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.7 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.

4.9. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 4.7 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.10. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в своё отсутствие в срок до 16 ноября 2021 года.

6. ООО «Социальный стоматологический центр «Классика» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 16 ноября 2021 года.

 

Примечание:

 

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель комиссии                                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны