Решение №03-01/3634 Решение по делу № Р 12-03/11 в отношении ООО "Северный вестн... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 РЕШЕНИЕ

14 июня 2011 года (изготовление решения в полном объеме)

31 мая 2011 года (оглашение резолютивной части)

 

 

№ 03-01/3634

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе <…>, рассмотрев материалы дела № Р 12-03/11, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Северный вестник» (далее – ООО «Северный вестник») и Индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>), по факту распространения рекламы следующего содержания: «Изумрудный Город Пластиковые окна KBE, EXPROF Цены снижены! Жалюзи Двери-купе Изготовление балконов из алюминия и пластика Установка в день обращения. КРЕДИТ! ТЦ Ленина, 70, 6-93-36 продуктовый ряд, пав.110 8-912-502-41-02», с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в отсутствие:

- представителя ООО «Северный вестник», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела Определением № 03-01/2764 от 06.05.2011, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 16700039956262 получено 10.05.2011;

- ИП <...>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела Определением № 03-01/2764 от 06.05.2011, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 16700039955937 получено 19.05.2011,

УСТАНОВИЛА:

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение рекламы, размещенной в газете «Северный вестник» на странице 6 № 45 (611) от 12 ноября 2010 г. следующего содержания: «Изумрудный Город Пластиковые окна KBE, EXPROF Цены снижены! Жалюзи Двери-купе Изготовление балконов из алюминия и пластика Установка в день обращения. КРЕДИТ! ТЦ Ленина, 70 6-93-36 продуктовый ряд, пав.110 8-912-502-41-02» (далее – рассматриваемая реклама).

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена при помощи печатного средства массовой информации, а именно в газете «Северный вестник» № 45 (611) от 12 ноября 2010 г. на странице 6;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – Изумрудному городу, формирование и поддержание интереса к нему, к пластиковым окнам, жалюзи, дверям-купе, к услугам по их установке и изготовлению балконов, кредиту, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Северный вестник» № 45 (611) от 12 ноября 2010 г. на странице 6, является рекламой.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

Как разъяснил пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Исходя из положений части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно письменной информации ИП <...>, представленной в материалы рекламного дела, кредит клиентам индивидуального предпринимателя <...> предоставляет ОАО «ОТП Банк» на основании договора о сотрудничестве № ПК-Т-4562-08 от 20.08.2008.

В материалах рекламного дела имеются копия договора о сотрудничестве от 20.08.2008 № ПК-Т-4562-08, заключенного ОАО «ОТП Банк» и ИП <...>, согласно которому определены взаимные права и обязанности ОАО «ОТП Банк» и ИП <...> в рамках сотрудничества при реализации программы кредитования на территории Российской Федерации, а также установлен порядок взаимодействия при организации безналичных расчетов, связанных с продажей ИП <...> товаров, услуг или работ физическим лицам (клиентам) с оплатой части их стоимости за счет кредита, предоставленного ОАО «ОТП Банк», а также копия дополнительного соглашения к указанному договору № 3 от 20.08.2008.

Таким образом, кредит, указанный в рассматриваемой рекламе, предоставляется ОАО «ОТП Банк».

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копия которой имеется в материалах рекламного дела, основным видом деятельности ИП <...> является оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу (кредит).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Северный вестник», учредителем которой, согласно копии свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № 3-4594 от 18.07.2000, является ООО «Северный вестник».

На основании Решения № 2 единственного учредителя ООО «Северный вестник» от 20.12.2009 директором ООО «Северный вестник» является <…>.

Согласно письменным пояснениям ООО «Северный вестник», имеющимся в материалах рекламного дела, изготовление и размещение рекламных модулей производилось по единой схеме. Для подачи рекламы, рекламодатель посещал офис редакции газеты «Северный вестник», в устной или письменной форме оговаривал размер рекламного модуля и предоставлял содержание и наполнение рекламы, после чего рекламный модуль изготавливался в дизайн-центре редакции газеты «Северный вестник». Содержание и наполнение рекламного модуля в обязательном порядке определялось, утверждалось и согласовывалось непосредственно руководителями предприятий.

ООО «Северный вестник» представлена в материалы рекламного дела копия приходного кассового ордера б/н от 28.12.2010, согласно которому ИП<...> произвела ООО «Северный вестник» оплату за размещение информационного материала в 8 номерах.

Согласно письменным пояснениям ООО «Северный вестник», представленным в материалы рекламного дела, рассматриваемая реклама распространялась на территории МО ГО «Воркута» в период с 08.01.2010 по 23.12.2010, а с 24.12.2010 с внесенными изменениями в текст рекламы.

Указанный довод подтверждается представленным ООО «Северный вестник» письмом вх. № 247 от 24.01.2011 и экземпляром газеты «Северный вестник» от 21 января 2011 г. № 3 (621).

Согласно письменным пояснениям ИП <...>, представленным в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>. Рассматриваемая реклама распространяется на территории МО ГО «Воркута» с 01.01.2010 по настоящее время, но с 24.12.2010 с надлежащими исправлениями.

Из вышеизложенного усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем и рекламопроизводителем – ООО «Северный вестник».

Из письменных пояснений ООО «Северный вестник», имеющихся в материалах рекламного дела, следует, что нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе при производстве и распространении рассматриваемой рекламы произошло по причине юридической некомпетентности.

ООО «Северный вестник» признает факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и не отрицает вину общества, при рассмотрении рекламного дела просит учесть тот факт, что ООО «Северный вестник» еще до возбуждения рекламного дела № Р 12-03/11 прекратило нарушать рекламное законодательство. Еще до возбуждения рекламного дела № Р 12-03/11 ООО «Северный вестник» провело ряд серьезных организационных мероприятий в редакции газеты Воркутинского еженедельного издания «Северный вестник», издало Приказ от 20.12.2010 № 4-к «О более тщательном изучении работниками редакции газеты «Северный вестник» требований Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ», а также Приказ от 20.12.2010 № 5-к «О необходимости неукоснительного соблюдения требований Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ».

Согласно письменным пояснениям ИП <...>, имеющимся в материалах рекламного дела, нарушение ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло по причине того, что ИП <...> полностью полагалась на компетенцию редакции газеты «Северный вестник». Документов, опосредующих производство, размещение и распространение рекламы в газете «Северный вестник» не имеется. Предварительный текст рекламы был предоставлен ИП <...>, но окончательный вариант рекламы не был согласован с ИП <...>.

Письмом от 12.05.2011 (вх. № 2474 от 16.05.2011) ООО «Северный вестник» просит включить в текст решения доводы о признании Обществом вины, об отсутствии злого и намеренного умысла совершить нарушение рекламного законодательства Российской Федерации. ООО «Северный вестник» указывает, что газета больше не допускает нарушения требований Закона о рекламе.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 12-03/11 установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя – ООО «Северный вестник», так и по вине рекламодателя – ИП <...>. Ни со стороны ИП <...>, ни со стороны ООО «Северный вестник» должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.

Таким образом, ООО «Северный вестник» нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ИП <...> нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась с 08.01.2010 по 23.12.2010 на территории МО ГО «Воркута».

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным экземпляром газеты «Северный вестник» от 21 января 2011 г. № 3 (621).

В связи с изложенным, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Северный вестник» и ИП <...> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Письмом от 12.05.2011 (вх. № 2474 от 16.05.2011) в Коми УФАС России поступило заявление ООО «Северный вестник» об отводе члена Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия не нашла оснований к его удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 – 3.55.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Изумрудный Город Пластиковые окна KBE, EXPROF Цены снижены! Жалюзи Двери-купе Изготовление балконов из алюминия и пластика Установка в день обращения. КРЕДИТ! ТЦ Ленина, 70 6-93-36 продуктовый ряд, пав.110 8-912-502-41-02», размещенную в газете «Северный вестник» на странице 6 № 45 (611) от 12 ноября 2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Северный вестник» и ИП <...> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Северный вестник» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 14 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны