Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/1629/24 решение от 20 марта 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-171/2024

 

15 марта 2024 года г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Интертел» (далее - ООО «Интертел») вх. от 19.02.2024 № 1721/24, содержащую доводы о возможном нарушении заказчиком - государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» (далее - ГБУЗ РК «СГП №3») требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Оказание услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2», извещение № 0307300001724000042,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступила жалоба ООО «Интертел» вх. от 19.02.2024 № 1721/24, содержащая доводы о возможном нарушении заказчиком - ГБУЗ РК «СГП №3» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Оказание услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2», извещение № 0307300001724000042 (далее - закупка, жалоба).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.

В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы.

Жалоба подана на действия заказчика - ГБУЗ РК «СГП №3» при определении положений извещения о закупке.

Согласно извещению о закупке дата и время окончания срока подачи заявок - 19.02.2024 09:00.

Жалоба доставлена в Коми УФАС России нарочно (без использования единой информационной системы) 19.02.2024 (после истечения срока подачи заявок на участие в закупке).

Таким образом, жалоба подана с нарушением срока и порядка подачи жалобы, предусмотренных пунктом 1 части 2, частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.

На основании подпункта а) пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с нарушением заявителем при подаче жалобы требований пункта 1 части 2, части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу в порядке, установленном в главе 6 Закона о контрактной системе, о чем заявитель уведомлен письмом от 20.02.2024 № ОД/1044/24.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

ООО «Интертел» в жалобе обжалованы положения извещения о закупке, касающиеся требований к участникам закупки, описания объекта закупки и положений проекта контракта, являющегося составной частью извещения о закупке, в части требований к закупаемым услугам, а также действия заказчика при разъяснении положений извещения о закупке.

Согласно доводам жалобы, закупка услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2» не относится к закупкам для обеспечения нужд заказчика, в том числе, с учетом того, что ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» не имеет полномочий на прием сигналов о пожаре от объектов защиты с последующей передачей таких сигналов в подразделения пожарной охраны через дежурного оператора Управления делами ГО и ЧС администрации МО ГО «Сыктывкар» с помощью имеющихся технических средств.

Также заявитель указывает о неправомерном включении в описания объекта закупки требований наличия у участника закупки:

-технических средств, обеспечивающих автоматическую передачу извещений (тревога, внимание, пожар, неисправность 220 V) о на пульт оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара, которые Исполнитель по окончании срока оказания услуги обязан в течение 24 часов демонтировать в присутствии представителя Заказчика с оформлением акта;

-канала передачи сигналов о пожаре (т.е. наличия разрешения ГКРЧ на использование радиочастот или договоров с операторами сетей связи общего пользования);

-«центра мониторинга» (помещений, оборудования, штата работников и т.п.) для осуществления «круглосуточного мониторинга технического состояния системы».

Согласно позиции заявителя, включение в состав систем передачи извещений о пожаре оборудования ПЦН мониторинговой организации, ПЦН системы-112 образует систему, не отвечающую требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 по ГОСТ 34701-2020 и СТБ 11.16.20-2016.

В связи с наличием в жалобе признаков нарушений заказчиком - ГБУЗ РК «СГП №3» требований Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение о проведении 04.03.2024 внеплановой проверки.

О проведении внеплановой проверки заявитель, ГБУЗ РК «СГП №3» надлежащим образом извещены.

ООО «Интертел» письмом вх. от 01.03.2024 № 2160-ЭП/24 в материалы внеплановой проверки представлены дополнительные письменные пояснения и копии документов.

В дополнениях заявитель указал, что действующие требования пожарной безопасности предполагают, что безопасность граждан на объектах заказчика обеспечена в достаточной мере при исправной действующей на объекте локальной системе пожарной сигнализации и оповещения, а на объектах определенных категорий, где круглосуточно находятся люди, с обязательным дублированием в подразделения пожарной охраны.

Вывод сигнала о пожаре в ЕДДС частные охранные организации или иные организации, не уполномоченные реагировать на сигнал о пожаре и тем более заниматься тушением пожара, не увеличивает уровень пожарной безопасности объекта.

ООО «Интертел» считает, что заказчик к закупаемым услугам применил неверный код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - «80.20.10.000 - услуги систем обеспечения безопасности», в том числе, с учетом того, что ЕДДС МО ГО «Сыктывкар» не является органом обеспечения безопасности, а вывод сигнала о возникновении пожара в ЕДДС сам по себе не обеспечивает безопасность объектов.

Заявитель указывает, что заказчиком установлено неправомерное требование к наличию технических средств, наличию собственного канала передачи сигналов, т.е. наличие разрешения ГКРЧ на использование радиочастот или договоров с операторами сетей связи общего пользования, наличию «центра мониторинга», понятие и признаки которого действующее законодательство не содержит.

По позиции заявителя, часть закупаемых услуг, а именно «круглосуточный мониторинг технического состояния системы», не является лицензионным видом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, законодательство не содержит описания и требований к выполнению такого вида работ. Требование о наличии у Исполнителя технической службы (центра технического мониторинга) неправомерно.

Заявитель указывает, что заказчик неправомерно включает в перечень услуг, не относящиеся к лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, услуги: по мониторингу технического состояния системы, фиксированию и архивации тревожных сообщений и сигналов о неисправностях пожарной сигнализации, передаче информации о неисправностях оборудования Заказчику передаче сигнала на пульт оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС администрации МО ГО «Сыктывкар».

ООО «Интертел» приводит довод, что заказчик закупает услугу, используя при описании объекта закупки в нарушение действующего законодательства указание на товарный знак «Контакт GSM-5-2» без указания на возможность использования эквивалента. При этом, в соответствии с Техническим заданием проекта контракта: «По окончании срока оказания услуги Исполнитель в течение 24 часов демонтирует, принадлежащее Исполнителю оборудование в присутствии представителя Заказчика с оформлением акта», в связи с чем заявитель делает вывод, что используемого Заказчиком оборудования системы передачи извещений, принадлежащего ему, на объекте не установлено, а значит указывать конкретный товарный знак незаконно.

Заявитель также указывает, что согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Завод «Ритм» - ritm.ru, системы «Контакт GSM-5-2» не существует. То есть Заказчик закупает услугу на техническое обслуживание несуществующей системы. Заводом выпускается система передачи охранно-пожарная «Контакт», в состав которой, согласно сертификата соответствия (обязательная сертификация) № CRU.ПБ68.В.03036, входит центральная мониторинговая станция и панель охраннопожарная «Контакт GSM-5-2».

Условия объекта закупки, по позиции заявителя, не отвечают указанным в жалобе требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, нормативных документов по пожарной безопасности и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в том числе предоставляют право Заказчику:

-определять место размещения приемного оборудования системы передачи извещений о пожаре;

-требовать от Исполнителя установку на объекте Заказчика «оборудования для обеспечения взаимодействия пожарной сигнализации объектов Заказчика с ПЦН ЕДДС Управления делами ГО и ЧС Администрации г.Сыктывкара» без разработки проектной и рабочей документации;

-требовать от Исполнителя установку принадлежащего Исполнителю «оборудования для обеспечения взаимодействия пожарной сигнализации объектов Заказчика с ПЦН ЕДДС Управления делами ГО и ЧС Администрации г.Сыктывкара», что противоречит Закону о контрактной системе, согласно которому получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта, в рассматриваемом случае - на поставку и монтаж оборудования;

-требовать от Исполнителя демонтажа «оборудования для обеспечения взаимодействия пожарной сигнализации объектов Заказчика с ПЦН ЕДДС Управления делами ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара» по окончании срока оказания услуги, что влечет за собой создание реальной угрозы жизни и здоровью людей, а также имуществу Заказчика в случае возникновения пожара.

Согласно доводам ООО «Интертел», обозначенные в жалобе нарушения Закона о контрактной системе привели к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупки.

ГБУЗ РК «СГП №3» письмом от 29.02.2024 № 1106 (вх. от 01.03.2024 № 2152-ЭП/24) в материалы внеплановой проверки представлены письменные возражения на доводы жалобы и копии документов.

Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Сыктывкара письмом от 29.02.2024 № 09-04/451 (вх. от 29.02.2024 № 2103-ЭП/24) представило письменную позицию относительно доводов жалобы.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.

Контрольный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения внеплановой проверки размещает в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 21 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (далее - реестр проверок) и (или) единой информационной системе информацию о продлении срока проведения внеплановой проверки.

Уведомление о продлении срока проведения внеплановой проверки субъекта контроля и лица, направившего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, предусмотренную подпунктом «а» пункта 19 настоящих Правил, после 1 июля 2021 г. направление указанного уведомления не требуется.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки приказом руководителя Коми УФАС России от 04.03.2024 № 13/24 продлен до 15.03.2024.

ГБУЗ РК «СГП №3» письмом от 14.03.2024 № 1419 (вх. от 14.03.2024 № 2594-ЭП/24) в материалы внеплановой проверки представлены дополнительные письменные возражения на доводы жалобы и копии документов.

ЭТП АО «РАД» письмом вх. от 12.03.2024 № 2478-ЭП/24) в материалы внеплановой проверки представлены заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; проект контракта.

В силу подпунктов «а» - «в» пункта 1 части 1, частей 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Частью 1 стати 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

1.1. Заказчиком закупки способом электронного аукциона «Оказание услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2», извещение № 0307300001724000042, явилось ГБУЗ РК «СГП №3».

Начальная (максимальная) цена контракта - 134 866,44  руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 08.02.2024, изменение извещения о проведении электронного аукциона от 14.02.2024 №ИИ1 - 14.02.2024, изменение извещения о проведении электронного аукциона от 14.02.2024 №ИИ2 - 14.02.2024.

Описание объекта закупки, проект контракта размещены в составе извещения о закупке в виде отдельных электронных документов.

Наименование объекта закупки - «Оказание услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2».

Приложение к описанию объекта закупки содержит следующие требования:

Срок оказания: с 01.03.2024 по 30.06.2024. (в течение 4 месяцев).

Место оказания услуг:

г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 156, (АВОП №1)

г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 111, (АВОП № 2)

г. Сыктывкар, ул. Ручейная, д.39/1, (АВОП № 3)

г. Сыктывкар, ул. Жакова, д.6, (АВОП № 4)

г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 25/1, (городская централизованная КДЛ)

г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 41(поликлиника)

г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д.37, (врачебная амбулатория)

г. Сыктывкар, ул. Куратова, дом 18, (лечебно-диагностический корпус №1)

г. Сыктывкар, ул. Ленина, д.75а, (лечебно-диагностический корпус №2)

г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д.116, (лечебно-диагностический корпус №3)

г. Сыктывкар, Октябрьский пр-кт, д.178, (лечебно-диагностический корпус №4)

г. Сыктывкар, Покровский бульвар, д.1, (лечебно-диагностический корпус №5)

г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 102, (женская консультация)

г. Сыктывкар, ул. Ленина, д.27, (дневной стационар)

г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д.101 (физиотерапевтический кабинет)

г. Сыктывкар, ул. Сплавная, д.1а, (фельдшерский медпункт)

г.Сыктывкар, ул.Тентюковская, д.328 (врачебная амбулатория).

п/п

Перечень услуг

Периодичность

1.

Первичное обследование системы передачи сигнала о пожаре с составлением Акта первичного обследования. Настройка оборудования для вывода тревожных сообщений от автоматической пожарной сигнализации объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар»

В течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта

2.

Плановое техническое обслуживание каналообразующего оборудования

1 раз в месяц

3.

Мониторинг технического состояния системы

круглосуточно

4.

Фиксирование и архивация тревожных сообщений и сигналов о неисправностях пожарной сигнализации

круглосуточно

5.

Передача информации о неисправностях оборудования Заказчику

1 раз в месяц

6.

Передача сигнала на пульт оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС администрации МО ГО «Сыктывкар»

круглосуточно

7.

Контроль основного и резервного источников питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный и обратно

1 раз в месяц

8.

Удаление пыли и загрязнений с поверхности установок, приборов, оборудования, очистка от загрязнений, коррозий и влаги, а также протяжка креплений и контактных соединений составных частей системы

ежемесячно

9.

Разработка и ведение журналов технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта оборудования на каждом объекте

ежемесячно

10

Консультирование Заказчика по вопросам эксплуатации системы, проведение инструктажа, обучение, составление инструкций

в течение первого месяца с даты заключения Контракта

«Наличие возможности использования технических средств для обеспечения безопасности объекта Заказчика, для целей выполнения настоящего технического задания признаются: каналообразующее оборудование для передачи сигнала от АПС объектов на пульт ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара.

Исполнитель устанавливает на объекте Заказчика оборудование для обеспечения взаимодействия пожарной сигнализации объектов Заказчика с ПЦН ЕДДС Управления делами ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара, в присутствии представителя Заказчика проводит проверку работоспособности оборудования и поступления сигнала на ПЦН ЕДДС Управления делами ГО и ЧС Администрации г.Сыктывкара (факт установки и работоспособности оборудования, наименование оборудования, количество - фиксируется в акте).

По окончании срока оказания услуги Исполнитель в течение 24 часов демонтирует, принадлежащее Исполнителю оборудование в присутствии представителя Заказчика с оформлением акта.

Так же Исполнитель проверят номинальную емкость (заряд) аккумуляторных батарей на объектах учреждения и при необходимости производит замену аккумуляторных батарей за свой счет, в течение 10 дней с момента подписания контракта.

Исполнитель в течение 2 дней предоставляет Заказчику Акты о подтверждении прохождению сигналов тревог на пульт ЕДДС управления по делам ГО и ЧС администрации г. Сыктывкара. Акты должны быть заверены сторонами, получающими сигналы.

Канал передачи сигналов о пожаре: для передачи сигналов (сообщений) о пожаре от оконечного устройства систем АПС на ПЦН ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара, в автоматическом режиме, без участия работников объекта, должно использоваться оборудование, совместимое с системой передачи извещений, находящейся в эксплуатации, на ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара, и технической службы Исполнителя (центр технического мониторинга).

В качестве технического средства передачи сообщение предлагается принять пожарную панель, мониторинговую, многоканальную (не менее чем от двух GSM – операторов, с возможностью дублирования тревог по линиям телефонной связи, IP-линиям).

Передачу сигнала «о пожаре» на объекте в подразделение пожарной охраны осуществляет дежурный оператор Управления делами ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара с помощью имеющихся технических средств.

При оказании услуг технические средства обеспечения безопасности объектов Заказчика должны обеспечить выполнение следующих функций: обеспечивать автоматическую передачу извещений (тревога, внимание, пожар, неисправность 220 V) от технических средств систем АПС и СОУЭ на пульт оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара».

Аналогичные описанию объекта закупки требования содержатся в Техническом задании (приложение № 1 к проекту контракта).

1.2. Извещение о закупки содержит сведения о примененном коде Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 80.20.10.000 «Услуги систем обеспечения безопасности».

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2, законодательство о контрактной системе не содержит положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.

Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены однозначные и бесспорные доказательства того, что заказчиком по закупаемому в рамках закупки товару неверно применен код по ОКПД2.

Применение при осуществлении закупки оспариваемого кода ОКПД2 не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, довод заявителя о неверном применении кода по ОКПД2 признается несостоятельным, нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика при определении кода ОКПД2 не установлено.

1.3. Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК «СГП №3», изложенным в отзыве от 01.03.2024 № 1107 (вх. от 01.03.2024 № 2152-ЭП/24), требования к закупаемым услугам обусловлены потребностью заказчика, перед осуществлением закупки заказчиком предварительно были запрошены коммерческие предложения, получены ответы по определению цен.

Заказчик отметил, что руководствуясь частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», подпунктом «г» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2023 № 64 «Об утверждении порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 44 Устава МО ГО «Сыктывкар», администрацией МО ГО «Сыктывкар» принято постановление от 09.07.2013 № 7/2681 «Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты» (далее - Постановление).

Пунктом 4 постановления рекомендовано руководителям объектов с массовым пребыванием людей независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар»:

4.1) Обеспечить подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

4.2) Обеспечивать поддержание в технически исправном состоянии оборудования и элементов систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты.

4.3) Принимать неотложные меры по восстановлению технической работоспособности систем автоматических пожарных сигнализаций на подведомственных объектах при получении информации о неисправностях.

Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, утвержденного постановлением администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 19.01.2023 № 1/171, ЕДДС является органом повседневного управления Сыктывкарского звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На базе ЕДДС развернута система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» (далее - Система-112). ЕДДС является платформой аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

ЕДДС обеспечивает координацию всех дежурно-диспетчерских служб Сыктывкарского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия).

Следовательно, как прием сообщений о пожаре, поступающих от систем автоматических пожарных сигнализаций в ЕДДС, обеспечение подведомственных объектов защиты техническим средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций в ЕДДС, так и дублирование таких сигналов в подразделение пожарной охраны относительно зданий классов функциональной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 направлено на исполнение полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и исполнение требований пожарной безопасности.

Согласно позиции заказчика, требование об автоматическом дублировании сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре является обязательным в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2.

Для Заказчика данное требование не является обязательным, заключение договора на передачу сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» является правом Заказчика.

В случае срабатывания сигнала «Тревога» возможно три варианта:

1) на объект прибывают сотрудники Группы Быстрого круглосуточного Реагирования по договору на оказание услуг по реагированию на сообщения о срабатывании пожарной сигнализации;

2) передача сигнала о пожаре на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» для прибытия подразделения пожарной охраны.

3) размещение сотрудника физической охраны, в должностной инструкции которого указана обязанность вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в случае срабатывании пожарной сигнализации.

На объектах Заказчика отсутствует возможность реагирования на срабатывание пожарной сигнализации и обеспечения экстренного прибытия сотрудников Группы Быстрого круглосуточного Реагирования при поступлении сигнала «Тревога» в целях обеспечения охраны объектов и (или) имущества на объектах.

Кроме того, объекты Заказчика по адресам: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 156, (АВОП №1); г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 111 (АВОП № 2); г. Сыктывкар, ул. Ручейная, д. 39/1, (АВОП № 3); г. Сыктывкар, ул. Жакова, д. 6 (АВОП № 4); г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д.37 (врачебная амбулатория); г. Сыктывкар, ул. Куратова, дом 18 (лечебно-диагностический корпус №1); г. Сыктывкар, Октябрьский пр-кт, д.178 (лечебно-диагностический корпус №4); г. Сыктывкар, Покровский бульвар, д. 1, (лечебно-диагностический корпус №5); г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 102, (женская консультация); г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 27 (дневной стационар); г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д.101 (физиотерапевтический кабинет); г. Сыктывкар, ул.Тентюковская, д. 328 (врачебная амбулатория); находятся в многоквартирных жилых домах.

Количество людей, находящихся одновременно на объектах Заказчика по следующим адресам: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 25/1 (городская централизованная КДЛ) - 41 человек; г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 41 (поликлиника) - 490 человек; г. Сыктывкар, ул. Ленина, д.75а (лечебно-диагностический корпус № 2) - 180 человек; г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д.116 (лечебно-диагностический корпус № 3) - 350 человек.

В этой связи, Заказчиком принято решение о закупке услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2».

Передача сигнала о пожаре осуществляется исключительно в подразделение пожарной охраны на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар».

По доводам заказчика, в обязанности Исполнителя услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МО ГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2» входят услуги, указанные в табличной форме описания объекта закупки, Технического задания, которые осуществляются на основании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующему виду деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Оказание данных услуг без каналообразующего оборудования для передачи сигнала от АПС объектов на пульт ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара не представляется возможным.

Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК «СГП №3», изложенным в письме от 14.03.2024 № 1419 (вх. от 14.03.2024 № 2594-ЭП/24), целью закупки является обеспечение передачи сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар», а не выезда подразделений пожарной охраны на объект.

Учитывая классификацию зданий заказчика по функциональной пожарной безопасности в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объекты заказчика отнесены к классу Ф.3-4 - здания медицинских организаций, предназначенные для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Здания заказчика не подлежат выводу автоматического дублирования этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Указанное отражено в письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Сыктывкару Главного управления МЧС России по Республике Коми в адрес заказчика от 20.02.2024 № ИВ-186-4-6-300 (объекты заказчика относятся к классу функциональной пожарной безопасности Ф3.4 и не подлежат подключению на пультовую охрану.

Согласно позиции заказчика, оспариваемые услуги по мониторингу технического состояния систем, фиксированию и архивации тревожных сообщений и сигналов о неисправностях пожарной сигнализации, передаче информации о неисправностях оборудования заказчику, передаче сигнала на пульт оперативного дежурного ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар», относятся к видам деятельности по техническому обслуживанию автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, которые требуют соответствующей лицензии.

Также заказчик указал, что в рамках закупки закупаются услуги по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2, а не услуги по вызову экстренных оперативных служб.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам (работам, услугам), являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам (работам, услугам) и их характеристикам.

Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Аналогичная позиция отражена в правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, согласно которой основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре (работе, услуге) и будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Указанное подтверждается правовой позицией, изложенной в абзаце 8 пункта 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), согласно которой заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В этой связи включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Комиссия Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки, проекта контракта приходит к выводу, что оспариваемые требования к закупаемым услугам обусловлены потребностями заказчика, взаимосвязаны и направлены на достижение заказчиком цели закупки.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к закупаемым услугам являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к объекту закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре (работе, услуге), а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.

Доводы ООО «Интертел» относительно того, что заказчик закупает услугу, используя при описании объекта закупки в нарушение действующего законодательства указание на товарный знак «Контакт GSM-5-2» без указания на возможность использования эквивалента, при этом, согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Завод «Ритм» - ritm.ru, системы «Контакт GSM-5-2» не существует; того, что в соответствии с пунктом 2.4.6 проекта контракта, Техническим заданием проекта контракта: «По окончании срока оказания услуги Исполнитель в течение 24 часов демонтирует, принадлежащее Исполнителю оборудование в присутствии представителя Заказчика с оформлением акта», в связи с чем заявитель делает вывод, что используемое Заказчиком оборудование системы передачи извещений, принадлежащего ему, на объекте не установлено, признается несостоятельным по следующим основаниям.

Наименование объекта закупки - «Оказание услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2».

В пункте 2.4.6 проекта контракта, в Техническом задании проекта контракта: «По окончании срока оказания услуги Исполнитель в течение 24 часов демонтирует, принадлежащее Исполнителю оборудование в присутствии представителя Заказчика с оформлением акта».

При этом Спецификация (приложение № 2 к контракту) содержит информацию об объектах заказчика с указанием имеющейся на указанных объектах системы «Контакт GSM-5-2».

Заказчиком в письменных пояснениях от 14.03.2024 № 1419 (вх. от 14.03.2024 № 2594-ЭП/24) указано, что на объектах заказчика установлена система «Контакт GSM-5-2» и исполнителю не требовалось монтировать дополнительное оборудование. Установленная система испытана и находится в работоспособном состоянии, что подтверждается актом проведения испытаний оборудования по передаче сигнала тревоги на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» (охранно-пожарной панели «Контакт GSM-5-2») от 18.07.2023.

При этом заказчик пояснил, что исполнитель по контракту вправе как использовать имеющуюся у заказчика систему «Контакт GSM-5-2», так и смонтировать, а впоследствии, по окончании исполнения обязательств по контракту, демонтировать имеющуюся у исполнителя систему, позволяющую осуществлять передачу сигнала тревоги на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки и проекта контракта установлено, что требование о закупке при оказании закупаемых услуг товара - системы «Контакт GSM-5-2» извещение о закупке не содержит, усматривается эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2», имеющейся на объектах заказчика.

 

Описанием объекта закупки, Техническим заданием предусмотрена установка на объекте Заказчика оборудования, а в последующем - демонтаж принадлежащего исполнителю оборудования, для обеспечения взаимодействия пожарной сигнализации объектов Заказчика с ПЦН ЕДДС Управления делами ГО и ЧС Администрации г. Сыктывкара.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1, пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изложенная позиция обозначена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Действующим законодательством установлено, что разрешение гражданских споров о несправедливых договорных условиях осуществляется в судебном порядке.

1.4. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, наряду с прочим, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

По пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее - Положение).

По пункту 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

Пункт 6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение в Положению) содержит вид услуг: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Извещение о закупке содержит требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: «В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено требование наличия: действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующему виду деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Лицензии могут быть представлены в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении».

Действие заказчика - ГБУЗ РК «СГП №3» при установлении требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не противоречит пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя относительно того, что заказчиком в описание объекта закупки в нарушение Закона о контрактной системе включены в перечень услуг услуги, не относящиеся к лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: по мониторингу технического состояния системы, фиксированию и архивации тревожных сообщений и сигналов о неисправностях пожарной сигнализации, передаче информации о неисправностях оборудования Заказчику передаче сигнала на пульт оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС администрации МО ГО «Сыктывкар», признаются несостоятельными.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не исключает возможности оказания услуг, не требующих лицензии.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что оспариваемые требования ограничили количество участников закупки, не позволили участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в связи с чем, безусловные основания для констатации факта нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при определении оспариваемых положений извещения о закупке отсутствуют.

В силу части 5 стати 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, оспариваемые положения извещения о закупке, касающиеся требований к участникам закупки, описания объекта закупки, проекта контракта соответствуют предмету контакта и условиям оказания услуг, и в равной степени применяются ко всем участникам закупки.

По протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2024 №ИЭА1 на участие в закупке подано две заявки, в том числе заявка заявителя, обе заявки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке.

Согласно сведениям из реестра контрактов, по результатам закупки 04.03.2024 заказчиком с ООО «Интертел» заключен контракт № ЭА-042 (реестровый номер 2110148704724 000093), статус - исполнение.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, проекта контракта соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований статьи 8, статьей 31, 33, пункта 12 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

1.5. В жалобе заявитель указывает о ненадлежащем разъяснении положений извещения о закупке по соответствующему запросу.

Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Как следует из материалов жалобы, а также сведений с официального сайта, заказчику поступил запрос о разъяснении положений извещения о закупке.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что на указанный запрос заказчиком в законодательно установленный срок 14.02.2024 размещены в единой информационной системе разъяснения положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос, при этом такие разъяснения не изменили суть извещения об осуществлении закупки.

Закон о контрактной системе не содержит требований по наполняемости разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Разъяснение положений аукционной документации заключается в более полном и ясном изложении тех ее частей, уяснение которых вызывает трудности; при этом разъяснение не должно приводить к изменению характеристик товаров, работ и услуг, являющихся предметом закупки.

Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника закупки (указанная позиция обозначена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2020 № Ф01-7456/2019 по делу № А29-2814/2019).

В действиях заказчика - ГБУЗ РК «СГП №3» при разъяснениях положений извещения о закупке по поступившему запросу нарушения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлены.

По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки в оспариваемых действиях заказчика - ГБУЗ РК «СГП №3» при определении положений извещения о закупке и прилагаемых к нему электронных документов, нарушения требований Закона о контрактной системе не установлены.

2. В пояснениях к жалобе, направленных в Коми УФАС России в составе письма вх. от 01.03.2024 № 2160-ЭП/24, заявитель указывает, что закупка услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС Управления ГО и ЧС Администрации МОГО «Сыктывкар» и эксплуатационно-техническое обслуживание системы «Контакт GSM-5-2, не относится к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что свидетельствует о нецелевом использовании заказчиком бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 28.09.2011 № 73-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Коми» (далее - Закон РК № 73-РЗ) Контрольно-счетная палата Республики Коми (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Коми.

В полномочия Контрольно-счетной палаты, согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 8 Закона РК № 73-РЗ, входит, в том числе: организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств республиканского бюджета Республики Коми, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно извещению о закупке источником финансирования закупки являются: средства обязательного медицинского страхования; средства, полученные от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средства бюджетного учреждения за счёт субсидии на выполнение государственного задания за счет средств бюджета Республики Коми

В связи с тем, что рассмотрение обозначенного ООО «Интертел» в пояснениях к жалобе, направленных в Коми УФАС России в составе письма вх. от 01.03.2024 № 2160-ЭП/24 довода, касающегося возможного неэффективного использования средств бюджета, не отнесено к компетенции антимонопольного органа, указанные пояснения подлежат направлению в Контрольно-счетную палату для рассмотрения по подведомственности.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам внеплановой проверки доводов, касающихся требований Закона о контрактной системе, в действиях заказчика - ГБУЗ РК «СГП №3» нарушения требований Закона о контрактной системе при определении оспариваемых положений извещения о закупке, касающихся требований к участникам закупки, описания объекта закупки, положений проекта контракта, требований к закупаемым услугам, не подтверждены.

2. Передать копию письменных пояснений ООО «Интертел» к жалобе, направленных в Коми УФАС России в составе письма вх. от 01.03.2024 № 2160-ЭП/24, в Контрольно-счетную палату для рассмотрения по подведомственности в части довода, касающегося возможного неэффективного использования средств бюджета.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Члены комиссии:

 

<...> <...>

 

 

 

 

 

 

2024-1799

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны