Решение (комиссия) №ОД/2539/24 Решение от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-363/2024

23 апреля 2024 года                                                                                           г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <...> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>) от 18.04.2024 (вх. от 18.04.2024 № 3920/24) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница № 1» (169338, Республика Коми, г. Ухта, пгт. Шудаяг, ул. Павлова, д. 25, стр. 1; ОГРН: 1021100730562, ИНН: 1102007134, КПП: 110201001) (далее – ГБУЗ РК «УГБ № 1») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка диализаторов для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования», извещение № 0307200030624000761 (далее - жалоба),

в присутствии (посредством видеоконференц-связи):

- <...> – представителя ГБУЗ РК «УГБ № 1» по доверенности от 19.02.2024 № 2;

- <...> (очно) – представителя государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенности от 12.02.2024 № 14;

- <...> (очно) – представителя ГКУ РК «ЦООиПТ» по доверенности от 01.02.2024 № 12,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ИП <...> от 18.04.2024 (вх. от 18.04.2024 № 3920/24) на действия заказчика – ГБУЗ РК «УГБ № 1» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка диализаторов для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования», извещение № 0307200030624000761 (далее – закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ИП <...>, ГБУЗ РК «УГБ № 1», ГКУ РК «ЦООиПТ», общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» (далее – оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ГБУЗ РК «УГБ № 1» письмом от 22.04.2024 № 1765 (вх. от 22.04.2024 № 4091-ЭП/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

ГБУЗ РК «УГБ № 1» письмом от 22.04.2024 № 1749 (вх. от 22.04.2024 № 4100/24) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи.

Письмом Коми УФАС России от 23.04.2024 № ОД/2455/24 ходатайство ГБУЗ РК «УГБ № 1» удовлетворено, жалоба рассмотрена с применением системы веб-конференции посредством сервиса True Conf.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 22.04.2024 № 09-02/25 (вх. от 22.04.2024 № 4062/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Оператором электронной площадки в материалы жалобы письмом от 18.04.2024 вх. № 3957-ЭП/24 представлены заявки, поданные на участие в закупке.

ИП <...> явку на заседание Комиссии Коми УФАС России не обеспечил.

ИП <...> обжалованы положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.

Заявитель считает, что по всем позициям описания объекта закупки заказчиком указаны характеристики товара, под совокупность которых подходят товары единственного производителя – это диализаторы ELISIO «Нипро Корпорейшн».

Заказчиком установлено излишнее детализированное требование, а именно: «Материал корпуса и крышки диализатора: Полипропилен», что ограничивает количество участников закупки и является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 8 Закона о контрактной системе.

По мнению заявителя, установление в описании объекта закупки вышеуказанного требования не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями извещения, что нарушает принципы контрактной системы в сфере закупок и права ИП <...>.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «УГБ № 1», уполномоченным органом – ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки – «Поставка диализаторов для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 126 720,00 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 10.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 18.04.2024 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 18.04.2024.

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 22.04.2024.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно описанию объекта закупки, размещенному в ЕИС в форме отдельного электронного документа, к поставке требуется по обжалуемой характеристике товара: диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования с кодом позиции КТРУ 32.50.50.190-00002842 «Материал корпуса и крышки диализатора – полипропилен».

Описание вида медицинских изделий в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указано в КТРУ.

Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре:

при составлении Описания объекта закупки использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) Товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого Товара потребностям Заказчика.

2.1. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав нормы действующего законодательства установила следующее.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил дано определение понятию «регистрационное досье»: - комплект документов, представляемых для государственной регистрации, внесения изменений в такие документы, а также копии решений, принятых регистрирующим органом в отношении конкретного медицинского изделия.

Согласно пункту 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

2.2. Как указано ГБУЗ РК «УГБ № 1» в отзыве на жалобу от 22.04.2024 № 1764, направленного в составе письма от 22.04.2024 № 1765 (вх. от 22.04.2024 № 4091-ЭП/24) установленные характеристики товара являются потребностью заказчика и необходимы для качественного оказания услуг в сфере профессиональной деятельности для обеспечения лечебного процесса гемодиализа.

Как указано ГБУЗ РК «УГБ № 1» характеристика «Материал корпуса и крышки диализатора: Полипропилен» не ограничивает круг потенциальных участников закупки, а лишь конкретизирует потребность заказчика.

Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными в статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Так, согласно пунктам 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе:

- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

- доступность и качество медицинской помощи.

Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно части 2 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

Описание объекта закупки сформировано заказчиком с учетом принципов охраны здоровья для недопущения остановки лечебного процесса.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, Устава ГБУЗ РК «УГБ № 1», утвержденного Министерством здравоохранения Республики Коми 28.12.2012, предметом деятельности Учреждения является оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения.

Основной целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи на территории Республики Коми.

Таким образом, учитывая представленные от заказчика и уполномоченного органа пояснения и документы, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что потребность заказчика в оборудовании, является объективной.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы ИП <...>, указанные в жалобе, являются необоснованными.

Таким образом, требования, установленные заказчиком, отвечают требованиям, установленным к медицинским изделиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В жалобе ИП <...> указывает на альтернативный вариант поставки товара – диализаторы модели DIA производителя «Витал Хелзскэя Сдн. Бхд» (регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7875 от 07.12.2018).

Как указано ГБУЗ РК «УГБ № 1» в отзыве на жалобу от 22.04.2024 № 1764, направленного в составе письма от 22.04.2024 № 1765 (вх. от 22.04.2024 № 4091-ЭП/24), в указанном альтернативном варианте в материале «Поликарбонат» содержится бисфенол А (ВРА), который опасен для здоровья человека.

Бисфенол А (ВРА) является компонентом поликарбоната, полисульфона, эпоксидных смол.

Более заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а также доказательств того, что содержащиеся в извещении об осуществлении закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, из чего можно сделать вывод об отсутствии подтверждения невозможности поставки товара указанного в описании объекта закупки любым потенциальным участником закупки.

Кроме того, согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, на участие в закупке было подано три заявки. В заявках участников представлены товары разных производителей, а именно: «Нипро Корпорейшн, Япония» (РУ от 19.03.2024 № ФСЗН 2011/10168), «Нипро Медикал (Хэфэй) Ко., Лтд, КНР» (РУ от 17.04.2023 № РЗН 2023/20098), «Нипро Корпорейшн, Япония» (РУ от 02.05.2024 № 2023/20187).

Таким образом, ограничение количества участников закупки при проведении вышеуказанного аукциона отсутствует.

3. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «УГБ № 1» отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <...> необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика – ГБУЗ РК «УГБ № 1» нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки не подтверждены.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки отсутствуют, предписание не выдавать.

4. Передать копию жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения в части доводов о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

2024-2886

 

 

Связанные организации

ГБУЗ РК "УГБ № 1"
ИНН 1102007134, ОГРН 1021100730562
ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
ООО "РТС Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666