Постановление №ПК/3927/24 Постановление от 5 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-502/2024

 

Дата и место рассмотрения – 05 июля 2024 года, город Сыктывкар.

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев протокол от 24.05.2024 и материалы дела № 011/04/14.3-502/2024 о совершении индивидуальным предпринимателем <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 24.05.2024, составленным в отсутствие ИП<...>, надлежащим образом извещенной о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением Коми УФАС России от 24.05.2024 № ПК/3117/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-502/2024 назначено на 07.06.2024.

Определением Коми УФАС России от 07.06.2024 № АГ/3407/24 срок рассмотрения дела № 011/04/14.3-502/2024 продлен до 07.07.2024, рассмотрение дела отложено на 05.07.2024.

Определение от 07.06.2024 № АГ/3407/24, направленное ИП <...> по адресу места жительства, вернулось 04.07.2024 в Коми УФАС России в связи с истечением срок хранения.

Также в целях извещения ИП <...> о времени и месте рассмотрения дела по адресу места жительства ИП <...> 24.06.2024 была направлена телеграмма.

Согласно уведомлению ПАО «Ростелеком» от 25.06.2024 (вх. № 6373-ЭП/24 от 26.06.2024) телеграмма ИП <...> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343.

В силу п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

С учетом изложенного, ИП <...> считается надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Административное дело рассмотрено 05.07.2024 в отсутствие ИП <...>.

В ходе рассмотрения административного дела № 011/04/14.3-502/2024 должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение, в том числе о возбуждении дела № 011/05/28-66/2024 в отношении ИП <...>. по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/459/24 от 26.01.2024.

Из материалов дела № 011/05/28-66/2024 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 78, на 1 этаже над входной дверью в офис № 62 указано: «БЫСТРЫЙ ЗАЕМ», «ДЕНЬГИ всегда низкий процент».

Слева от двери в офис № 62 размещена информация следующего содержания: «ДОСРОЧНО ЗАЁМ ГАСИШЬ? ЛИШНЕГО НЕ ПЛАТИШЬ! При досрочном возврате микрозайма, проценты начисляются за фактическое количество дней пользования денежными средствами. ДЕНЬГИ до 30 000 рублей до 45 дней ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» ИНН 3123328823 ОГРН 1133123017422 Рег.№ 651303014004498 в госреестре МФО. Микрозаймы от 1 000 до 30 000 рублей для граждан РФ в возрасте от 21 года сроком от 21 до 45 дней, процентная ставка за пользование денежными средствами от 0,5% до 1% в день (что соответствует 182,500% - 365,000% годовых, от 183,000% до 366,000% годовых в високосный год). Сумма, срок и процентная ставка определяются в соответствии с видами микрозайма, устанавливаемыми Кредитором на отдельной территории РФ. Микрозаймы предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Полная стоимость микрозайма, рассчитываемая в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», определяется указанными выше условиями, иные условия, влияющие на полную стоимость микрозайма, не установлены. Подробная информация предоставляется при обращении граждан до оформления микрозайма. Данная реклама не является публичной офертой по смыслу ст. 437 ГК РФ. Рекламодатель: ИП <...> ОГРНИП <...>. совсем рядом» (далее – реклама-1).

Справа от двери в офис № 62 размещена информация следующего содержания: «ВСЕМ НОВЫМ КЛИЕНТАМ НЕДЕЛЯ пользования займом БЕСПЛАТНО ЗАЙМЫ от 0,5 % в день ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» ИНН 3123328823 ОГРН 1133123017422 Рег.№ 651303014004498 в госреестре МФО. Микрозаймы от 1 000 до 30 000 рублей для граждан РФ в возрасте от 21 года сроком от 21 до 45 дней, процентная ставка за пользование денежными средствами от 0,5% до 1% в день (что соответствует 182,500% - 365,000% годовых, от 183,000% до 366,000% годовых в високосный год). Сумма, срок и процентная ставка определяются в соответствии с видами микрозайма, устанавливаемыми Кредитором на отдельной территории РФ. Условия акции: При первом обращении и оформлении микрозайма на сумму от 3 000 рублей не менее чем на 21 день за 7 дней пользования микрозаймом проценты не начисляются. При досрочном возврате микрозайма проценты начисляются за фактическое количество дней пользования денежными средствами. Акция действует бессрочно. Подробные условия акции предоставляются в офисах обслуживания и на сайте https://vdmfinans.ru. Микрозаймы предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Полная стоимость микрозайма, рассчитываемая в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», определяется указанными выше условиями, иные условия, влияющие на полную стоимость микрозайма, не установлены. Подробная информация предоставляется при обращении граждан до оформления микрозайма. Данная реклама не является публичной офертой по смыслу ст. 437 ГК РФ. Рекламодатель: ИП<...>. ОГРНИП <...>. ПОЛУЧАЙТЕ ЗАЙМЫ СВОЕВРЕМЕННО ВОЗВРАЩАЙТЕ УЛУЧШАЙТЕ КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ» (далее – реклама-2).

Также в указанном помещении размещена конструкция с информацией следующего содержания: «БЫСТРЫЙ ЗАЕМ ВСЕМ НОВЫМ КЛИЕНТАМ* НЕДЕЛЯ пользования займом БЕСПЛАТНО ЗАЙМЫ от 0,5 % в день ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» ИНН 3123328823 ОГРН 1133123017422 Рег.№ 651303014004498 в госреестре МФО. Микрозаймы от 1 000 до 30 000 рублей для граждан РФ в возрасте от 21 года сроком от 21 до 45 дней, процентная ставка за пользование денежными средствами от 0,5% до 1% в день (что соответствует 182,500% - 365,000% годовых). Сумма, срок и процентная ставка определяются в соответствии с видами микрозайма, устанавливаемыми Кредитором на отдельной территории РФ. Условия акции: При первом обращении и оформлении микрозайма на сумму от 3 000 рублей не менее чем на 21 день за 7 дней пользования микрозаймом проценты не начисляются. При досрочном возврате микрозайма проценты начисляются за фактическое количество дней пользования денежными средствами. Акция действует бессрочно. Подробные условия акции предоставляются в офисах обслуживания и на сайте https://vdmfinans.ru. Микрозаймы предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Полная стоимость микрозайма, рассчитываемая в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», определяется указанными выше условиями, иные условия, влияющие на полную стоимость микрозайма, не установлены. Подробная информация предоставляется при обращении граждан до оформления микрозайма. Данная реклама не является публичной офертой по смыслу ст. 437 ГК РФ. Рекламодатель: ИП <...>. ОГРНИП <...>. *соответствующим условиям Акции ДЕНЬГИ <...> bzaem.com» (далее – реклама-3).

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 78;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – займам, ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

Из материалов усматривается, что размещение рассматриваемых реклам зафиксировано 03.11.2023.

Сотрудниками Коми УФАС России размещение рекламы-1 и рекламы-2 зафиксировано также 25.01.2024.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рекламе-1 указано: «процентная ставка за пользование денежными средствами от 0,5% до 1% в день (что соответствует 182,500% - 365,000% годовых, от 183,000% до 366,000% годовых в високосный год)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-1 указаны после предоставления информации о процентных ставках.

В рекламе-2 указано: «ЗАЙМЫ от 0,5 % в день … процентная ставка за пользование денежными средствами от 0,5% до 1% в день (что соответствует 182,500% - 365,000% годовых, от 183,000% до 366,000% годовых в високосный год)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-2 указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (от 0,5 % в день).

В рекламе-3 указано: «ЗАЙМЫ от 0,5 % в день … процентная ставка за пользование денежными средствами от 0,5% до 1% в день (что соответствует 182,500% - 365,000% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-3 указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (от 0,5 % в день).

В связи с чем, рассматриваемые рекламы распространены с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемых реклам является ИП <...>.

Из рассматриваемых реклам следует, что лицом, предоставляющим указанные в рекламах займы, является ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» (ОГРН 1133123017422, ИНН 3123328823, КПП 312301001). В связи с чем, Общество было привлечено к участию в рекламном деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...> и ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» в материалы рекламного дела, между ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» (принципал) и ИП <...>(агент) 01.10.2019 заключен агентский договор на оказание услуг по предоставлению микрозаймов (далее – агентский договор) в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2021.

В материалы рекламного дела представлены копии агентского договора и дополнительного соглашения от 01.01.2021 к агентскому договору.

Согласно агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала, от своего имени юридические и иные действия, в том числе по предоставлению услуг рекламодателя/рекламораспространителя (при необходимости): заключение договоров об изготовлении рекламно-информационных материалов (полиграфической продукции), об изготовлении и монтаже (демонтаже) средств наружной рекламы и информационных элементов, распространение наружной рекламы и др. Агент самостоятельно определяет содержание рекламно-информационных материалов (полиграфической продукции) и внешний вид средств наружной рекламы и информационных элементов на основании информации, предоставленной принципалом по запросу агента, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе (п. 1.1 агентского договора).

Из п. 2.3.4 агентского договора следует, что агент обязан под свою ответственность размещать, в том числе информацию рекламного характера о финансовых услугах принципала, в соответствии с требованиями законодательства о рекламе.

В силу п. 4.5 агентского договора ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе возлагается на агента как на лицо, выступающее непосредственным рекламодателем и рекламораспространителем рекламы об услугах, предоставляемых принципалом при содействии агента.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...> и ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС», 30.09.2023 в адрес ИП <...> от ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» было направлено уведомление о вступлении в силу с 23.10.2023 изменений в части рекламы финансовых услуг, касающихся указания сведений о диапазонах значений ПСК, и выполнении ряда мероприятий в связи с указанными изменениями. В связи с тем, что предстояло выполнить большой объем работы по актуализации рекламы финансовых услуг ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС», а именно, поиск контрагента и заключение с ним договора по изготовлению и замене неактуальной рекламной информации, в том числе демонтаж рекламных конструкций, со стороны ИП<...> допущено несоблюдение сроков (до 23.10.2023) по замене рекламы в рассматриваемом помещении.

В материалы рекламного дела представлена копия указанного уведомления, направленного ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» в адрес ИП <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя рассматриваемых реклам – ИП <...>.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что реклама-3 распространялась 03.11.2023, реклама-1 и реклама-2 – в период с 03.11.2023 по 25.01.2024 на территории г. Сыктывкара Республики Коми.

Решением Комиссии Коми УФАС России от 27.02.2024 № ПК/1134/24 рассматриваемые рекламы признаны ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствовали доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе в части распространения рекламы-1 и рекламы-2. В связи с чем, ИП<...> было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Предписание исполнено ИП <...> в установленный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 17 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, ИП <...> допустила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: 03.11.2023, с 03.11.2023 по 25.01.2024.

Место совершения административного правонарушения: г. Сыктывкар Республики Коми.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ИП <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемых реклам на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что ИП <...> не предприняла достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилась от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемых реклам требованиям рекламного законодательства, что является зоной ответственности рекламодателя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ИП <...> всех зависящих от нее мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Исследовав материалы административного и рекламного дел, должностное лицо приходит к выводу о том, что вина ИП <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В связи с чем, должностное лицо приходит к выводу о том, что материалами рекламного и административного дел подтверждается совершение ИП <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ИП<...>: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ИП<...>как исключительный, не установлено, а ею таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении ИП <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.

В Коми УФАС России отсутствуют доказательства того, что в течение года, предшествующего дате вынесения настоящего постановления, ИП <...>была подвергнута административному наказанию, в том числе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Соответственно, ИП<...> можно считать впервые совершившей административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение.

Определениями Коми УФАС России от 24.05.2024 № ПК/3117/24, от 07.06.2024 № АГ/3407/24 у ИП <...> были истребованы, в том числе сведения о ее имущественном положении с приложением подтверждающих документов. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении указанные сведения ИП <...> не представлены.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ИП <...> административного правонарушения, личность ИП <...>, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие сведений об имущественном положении ИП <...>, в соответствии со статьями 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить индивидуальному предпринимателю <...> административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

<...>

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны