Решение №01-127/4862 РЕШЕНИЕ от 17 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ
|
||||||||||||||||
17 июня 2022 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-127/4862 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее – заявитель, индивидуальный предприниматель) исх. от 07.06.2022 (вх. от 07.06.2022 № 3228э), касающуюся действий акционерного общества «Коми коммунальные технологии» (далее – АО «ККТ», заказчик) при проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по расчистке трассы ВЛ-10 кВ в Удорском районе от древесно-кустарниковой растительности с последующей утилизацией порубочных остатков, номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32211393179 (далее – жалоба, закупка, запрос котировок),
при участии:
<…>,
<…>,
<…>,
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Заявитель обжалует действия заказчика в части незаключения договора, как с единственным участником закупки.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчиком закупки явилось АО «ККТ».
Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ККТ», утвержденное Советом директоров АО «ККТ» протоколом от 13.07.2021 № 15-2021 (далее – Положение), размещено в единой информационной системе 14.07.2021.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.
Извещение о проведении запрос котировок № 32211393179 (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 18.05.2022.
Начальная (максимальная) цена договора: 1 069 300,44 рублей.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Частью 5 стати 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Пункт 9.1 извещения запроса котировок содержит аналогичные положения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 11.7.3 Положения результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок, определение победителя запроса котировок в электронной форме определяются на заседании комиссии по осуществлению закупок и оформляются протоколом, при этом:
2. а) - в случае если при рассмотрении заявок, единственно поданная заявка на участие в запросе котировок, признается соответствующей требованиям извещения по запросу котировок, такой участник считается единственным участником запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся;
- оценка и сопоставление заявок не осуществляется;
- заказчик вправе заключить договор с участником закупки, подавшим такую заявку на условиях извещения по запросу котировок, проекта договора и заявки, поданной участником. Такой участник не вправе отказаться от заключения договора с заказчиком.
- указанное решения и информация вносится в протокол.
При этом этапы «рассмотрения», «оценки и сопоставления заявок» и «подведения итогов» могут объединяться и формируется один протокол – протокол подведения итогов запроса котировок;
- протокол(ы) подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и размещается заказчиком не позднее чем через три дня со дня подписания в единой информационной системе.
Согласно пункту 11.8.1 Положения в случае, если запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся и (или) договор не заключён с участником закупки, подавшим единственную котировочную заявку, или признанным единственным участником запроса котировок, заказчик вправе провести повторный запрос котировок или применить любой другой способ закупки.
В соответствии с протоколом № 65-ЗК22-ККТ (протокол рассмотрения заявок, подведения итогов) от 01.06.2022 на участие в закупке была подана 1 заявка - индивидуального предпринимателя <…>.
Заявка признана соответствующей требованиям извещения запроса котировок.
По результатам рассмотрения, оценки и сопоставления заявок комиссией по закупкам принято решение на основании пп.2 (а) п.11.7.3 Положения о закупках, товаров, работ, услуг для нужд АО «Коми коммунальные технологии» принято решение признать данный запрос котировок в электронной форме несостоявшимся.
Заказчиком принято решение не заключать договор с единственным участником.
АО «ККТ» в письменных пояснениях, представленных письмом исх. от 15.06.2022 № 119/3297-22 (вх. от 15.06.2022 № 2485), указывает, что положения Закона о закупках не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
В случае участия в торгах одного участника отсутствует конкуренция и состязательность – один из основных признаков конкурентной закупки согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчик самостоятельно в зависимости от особенностей осуществления закупочной деятельности вправе урегулировать в Положении о закупке нормы, касающиеся признания закупки состоявшейся (не состоявшейся).
При отсутствии конкуренции заказчик лишается возможности определить «лучшие условия», так как при участии в закупке одного участника его предложение является единственным и не соответствует целям конкурентной закупи – выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Также заказчик указал, что на основании пункта 11.8 Положения планирует повторное проведение закупочной процедуры, что позволит увеличить конкурентоспособность и привести к экономии средств заказчика.
Заказчиком запрошены коммерческие предложения от потенциальных подрядчиков. Также АО «ККТ» с целью подготовки к проведению повторной закупки, расширения круга участников, проводится процедура запроса коммерческих предложений на электронной торговой площадке.
Комиссия Коми УФАС России, проанализировав представленные материалы, установила, что в обжалуемых действиях АО «ККТ» нарушения Закона о закупках, Положения о закупках отсутствуют.
Ссылки заявителя на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2018 по делу N А40-178332/18-120-2097, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 N 09АП-1809/2014 по делу N А40-146101/13, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 09АП-47515/2015 по делу N А40-124169/15, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.07.2016 N Ф05-8512/2016 по делу N А40-163328/15, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2016 N Ф05-5165/2016 по делу N А40-164411/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2018 N Ф05-4783/2018 по делу N А40-134436/17, Определение Верховного суда Российской Федерации от 13.01.2022 № 305-ЭС21-25983 не принимаются Комиссией Коми УФАС России, поскольку в указанных актах были рассмотрены иные обстоятельства дела, не связанные с рассмотрением настоящей жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя необоснованной.
Председатель Комиссии |
<…> |
|
Члены Комиссии |
<…> <…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.