Определение №03-01/9280 Определение от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ПО  ДЕЛУ  № 011/05/28-795/2021

 

 

06 декабря 2021 года

 

 

 

                        № ­­­­­03-01/9280

г. Сыктывкар

<…> (по адресу)

 

<…> (по адресу)

                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/28-795/2021, возбуждённое в отношении <…> (далее – <...>) по факту распространения на внешних стенах дома № 44 по пр. Бумажников г. Сыктывкара реклам страховых услуг с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии <...>,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 18.08.2021 (вх. № Л-82 от 18.08.2021) о нарушении рекламного законодательства при распространении реклам страховых услуг.

По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-795/2021 в отношении <...> по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/7565 от 13.10.2021.

По результатам рассмотрения дела № 011/05/28-795/2021 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

На внешних стенах дома № 44 по пр. Бумажников г. Сыктывкара, около входа в торговый дом одежды «Катюша» размещалась информация следующего содержания:

- «СОГАЗ страховая группа телефон представителя: <...> СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЖИЗНИ ЗДОРОВЬЯ КАСКО ОСАГО* *только для корпоративных клиентов»;

- «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ ОСАГО КАСКО ДОМ ЗДОРОВЬЕ тел. <...>».

Указанная информация зафиксирована заявителем и приложена к заявлению от 18.08.2021.

Сотрудниками Коми УФАС России 24.08.2021 произведены внешний осмотр и фотосъёмка указанной информации, о чём составлен соответствующий акт.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письменным пояснениям, представленным <...> в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным ею в ходе рассмотрения дела, рассматриваемая информация не является рекламой, поскольку не содержит информации, выделяющей какие-либо услуги, указывающей на их преимущества.

Вместе с тем, вышеуказанная информация содержит следующие правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на стенах здания;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «СОГАЗ», «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ», страхованию имущества, жизни, здоровья, дома, КАСКО, ОСАГО, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

В связи с чем, вышеуказанная информация может быть признана рекламой.

Однако отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае исходя как из содержания такой информации, так и всех обстоятельств её размещения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

ФАС России в письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» указала следующее.

Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признаётся рекламой.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте её нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределённого круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание в месте нахождения организации профиля её деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Закона о рекламе не распространяются.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проёмами или под оконными проёмами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещённые на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещённой в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

Таким образом, учитывая вышеприведённые разъяснения ФАС России, для признания информации рекламой или вывеской необходимо учитывать место её размещения.

Согласно письменным пояснениям, представленным <...> в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным ею в ходе рассмотрения дела, рассматриваемая информация не является рекламой, поскольку она была размещена в месте осуществления <...> страховой деятельности, а именно, на внешних стенах помещения, которое занимал офис страхования. В указанном помещении <...> осуществляла деятельность на протяжении 15 лет, при этом 5 лет оказывала страховые услуги. <...> указывает, что заявитель зафиксировал на одной из фотографий открытое окно кабинета офиса страхования с размещённой на нём с внутренней стороны вывеской «СОГАЗ», что подтверждает факт осуществления <...> страховой деятельности в данном помещении. На дату фиксации вывесок сотрудниками Коми УФАС России (24.08.2021) указанное помещение готовилось к передаче в аренду.

В связи с чем, в письмах вх. № 5567-э от 08.11.2021, вх. № 4884 от 11.11.2021, вх. № 5208 от 01.12.2021 <...> просит прекратить рассмотрение дела ввиду отсутствия фактов нарушения законодательства о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что помещение, на внешних стенах которого размещалась рассматриваемая информация, принадлежит <...> на праве собственности. В указанном помещении располагался офис <...>, в котором она оказывала страховые услуги.

Из акта осмотра наружной информации, составленного сотрудниками Коми УФАС России 24.08.2021, видно, что на входных дверях в указанное помещение размещено объявление: «Уважаемые страхователи! Офис страхования переехал по адресу: ул. Мира, 16/1 (1 этаж, ТЦ «КАРНАВАЛ») тел. <...> Добро пожаловать!».

Как указывает <...>, данное объявление было размещено примерно 23.08.2021, в период с 22.08.2021 по 26.08.2021 в указанном помещении проходили организационные работы по освобождению помещения в связи с передачей его в аренду, однако это не мешало <...> осуществлять в нём деятельность до 26.08.2021, встречаясь по предварительной записи со страхователями для передачи им страховых полисов.

Из пояснений <...> следует, что рассматриваемая информация была демонтирована вечером 26.08.2021, а 27.08.2021 указанное помещение было передано в аренду по акту приема-передачи.

В подтверждение <...> в материалы рекламного дела представлена копия акта приема-передачи нежилого помещения от 27.08.2021, а также копия переписки с представителем арендатора от 29.08.2021 с фотографией крыльца рассматриваемого помещения.

В материалах рекламного дела отсутствуют доказательства, опровергающие факт осуществления <...> деятельности по оказанию страховых услуг в помещении по адресу: пр. Бумажников, д. 44 г. Сыктывкара по состоянию на даты фиксации рассматриваемой информации. Иных материалов (в том числе фотографий), подтверждающих размещение рассматриваемой информации по указанному адресу после 26.08.2021, в материалах рекламного дела не имеется.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия не находит достаточных оснований для признания рассматриваемой информации, размещавшейся по адресу: пр. Бумажников, д. 44 г. Сыктывкара до 26.08.2021, рекламой, поскольку усматривается, что размещение указанной информации в рассматриваемый период осуществлялось на основе обычаев делового оборота.

При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердилось.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с чем, Комиссия считает возможным удовлетворить ходатайство <...>, изложенное в письмах вх. № 5567-э от 08.11.2021, вх. № 4884 от 11.11.2021, вх. № 5208 от 01.12.2021, и прекратить производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/28-795/2021 в отношении <...> прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

                                      

 ______________   <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

  ______________  <…>

 

 ______________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны