Определение №03-01/466 Определение от 21 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
|
||
Определение
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-51/2022 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ
|
||
21 января 2022 года |
|
№ 03-01/466 |
г. Сыктывкар
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми
Бабушкина ул., д. 23, г. Сыктывкар, 167983
ООО «Орион»
Матроса Железняка ул., д. 57, литера А, кв. 226, вн.тер.г. муниципальный округ Ланское, г. Санкт-Петербург, 197343
ООО «Город 11»
Первомайская ул., д. 70, корпус Б, г. Сыктывкар, 167000
|
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…>, рассмотрев обращение Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (далее – Министерство, заявитель) по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение Министерства от 01.12.2021 № 22-08/10998 (вх. № 6027-э от 01.12.2021, вх. № 5264 от 03.12.2021) о распространении рекламы бара «Винный погреб».
По результатам рассмотрения обращения установлено следующее.
На первой полосе газеты «PRO город Сыктывкар» № 43 (683) от 30.10.2021 размещена информация следующего содержания: «Теперь и в нашем городе модные напитки со всего мира по самым низким ценам ул. Коммунистическая 65 vk.com/bar_vinnyj_pogreb BAR ВИННЫЙ ПОГРЕБ 24 7 Работаем круглосуточно и без выходных».
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на первой полосе газеты «PRO город Сыктывкар»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: бару «Винный погреб», модным напиткам со всего мира, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
При таких обстоятельствах указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Рассматриваемая реклама содержит указание на самые низкие цены, однако не содержит указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В связи с чем, рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Из представленной Министерством письменной информации следует, что деятельность в баре «Винный погреб», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 65, осуществляет ООО «Орион».
Из выходных данных газеты «PRO город Сыктывкар» следует, что учредителем газеты является ООО «Город 11».
В связи с чем, из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Орион», рекламораспространителем – ООО «Город 11».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-51/2022 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. заявителя – Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, адрес места нахождения: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 23, ОГРН 1021100521562, ИНН 1101481729, КПП 110101001;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Орион», адрес места нахождения: 197343, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Ланское, ул. Матроса Железняка, д. 57, литера А, кв. 226, ОГРН 1202900002040, ИНН 2905014116, КПП 781401001.
3. Привлечь к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, – ООО «Город 11», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б, ОГРН 1091101005566, ИНН 1101074787, КПП 110101001.
4. Назначить дело № 011/05/5-51/2022 к рассмотрению на 21 февраля 2022 года на 15 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.
5. ООО «Орион» в срок не позднее 17 февраля 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:
5.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.
5.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.
5.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.
5.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
5.5. Доказательства соответствия действительности содержащегося в рассматриваемой рекламе утверждения «модные напитки … по самым низким ценам».
5.6. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
5.7. О должностном лице ООО «Орион», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).
5.8. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 5.7 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.
5.9. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 5.7 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.
5.10. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
5.11. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).
6. ООО «Город 11» в срок не позднее 17 февраля 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:
6.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.
6.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.
6.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.
6.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
6.5. О территории распространения рассматриваемой рекламы (укажите субъекты Российской Федерации).
6.6. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
6.7. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).
7. Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства в срок до 17 февраля 2022 года.
8. ООО «Орион» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 17 февраля 2022 года.
Примечание:
При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.
В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.
Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.
Председатель комиссии <…>