Определение №03-01/7995 Определение о возбуждении дела № 011/05/15-625/2019 по призн... от 17 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/15-625/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

17 октября 2019 года

 

 

 

                  № 03-01/7995

г. Сыктывкар

ООО «Метро»

 

Карла Маркса ул., д. 191,

г. Сыктывкар, 167031

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев обращение и материалы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 7327-01/11 от 16.09.2019 (вх. № 4675 от 17.09.2019), по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили материалы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 7327-01/11 от 16.09.2019 (вх. № 4675 от 17.09.2019), по факту распространения радиоканалом «Метро» реклам с признаками нарушения рекламного законодательства.

По результатам рассмотрения обращения и материалов, представленных Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, установлено следующее.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми по результатам планового систематического наблюдения в отношении средства массовой информации - радиоканала «Метро», вышедшего в эфир 01.09.2019, выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

В силу ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»:

- под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

- под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации Эл № ТУ 11-00287 от 25.02.2015 учредителем радиоканала «Метро» является ООО «Метро», примерная тематика и (или) специализация: информационная, культурно-просветительская, развлекательная, музыкальная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территория распространения: г. Сыктывкар (Республика Коми).

Таким образом, радиоканал «Метро» не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. Соответственно, объем рекламы в указанном СМИ не должен превышать 20 процентов времени вещания радиоканала в сутки.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена запись эфира радиоканала «Метро» за 01.09.2019.

Из представленных материалов усматривается, что на радиоканале «Метро» 01.09.2019 распространялись, в том числе информационные блоки, предваряющиеся сообщением о последующей трансляции рекламы.

Информация, размещенная в вышеуказанных блоках, содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством вещания радиоканала «Метро»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная 01.09.2019 на радиоканале «Метро», является рекламой.

Из представленных Управлением Роскомнадзора по Республике Коми материалов следует, что общий объем вещания радиоканала «Метро» в сутки за 01.09.2019 составил 57 мин. 21 сек., объем рекламы в общем объеме вещания – 25 мин. 10 сек., что составляет 43 % от общего объема вещания радиоканала в сутки.

При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 01.09.2019 в средстве массовой информации - радиоканале «Метро», распространены с признаками нарушения требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Из аудиозаписи эфира радиоканала «Метро» следует, что 01.09.2019 в указанном СМИ была распространена, в том числе информация следующего содержания: «Сочный пряный горячий, как вулкан румяный, пожалуй, самый вкусный шашлык в городе специально для вас в ресторане Бакинский бульвар. Бери семью, бери друзей и на шашлык чудный скорей! Бакинский бульвар. Сыктывкар, Петрозаводская, 1, телефон <…>. Категория 18+».

Указанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством вещания радиоканала «Метро»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: ресторану «Бакинский бульвар», шашлыку, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная 01.09.2019 на радиоканале «Метро», является рекламой.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама содержит утверждение «пожалуй, самый вкусный шашлык в городе». При этом в рекламе отсутствует указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ООО «Метро», адрес места нахождения: 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 191, ОГРН 1021100520539, ИНН 1101112802, КПП 11010100.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/15-625/2019 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – Управление Роскомнадзора по Республике Коми, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 17, ОГРН 1041100418700, ИНН 1101486117, КПП 110101001;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Метро», адрес места нахождения: 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 191, ОГРН 1021100520539, ИНН 1101112802, КПП 11010100.

3. Назначить дело № 011/05/15-625/2019 к рассмотрению на 15 ноября 2019 года на 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ООО «Метро» в срок не позднее 13 ноября 2019 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

4.1. Копию устава ООО «Метро» со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату настоящего определения.

4.2. Копии всех действующих договоров (соглашений и т.д.) на пользование эфирным временем, заключенных ООО «Метро».

4.3. О рекламораспространителе (рекламораспространителях) и рекламопроизводителе (рекламопроизводителях) всех реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019 (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса - для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физических лиц).

4.4. О рекламодателе рекламы ресторана «Бакинский бульвар», размещенной в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019 (с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, номеров тел./факса – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физического лица).

4.5. Копии всех документов со всеми изменениями и дополнениями (в том числе договоров, приказов, распоряжений, заявок, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ), опосредующих производство и распространение всех реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019.

4.6. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019.

4.7. Поясняющие, кто определил содержание рекламы ресторана «Бакинский бульвар», размещенной в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае, если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.8. О периоде распространения рекламы ресторана «Бакинский бульвар», размещенной в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.9. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019.

4.10. Эфирную справку обо всех транслируемых радиопрограммах, аудиосообщениях, передачах, материалах (далее - передачи), в том числе рекламах в эфире радиоканала «Метро» 01.09.2019, с указанием по каждой передаче: наименования и вида, времени начала и окончания, общей продолжительности. Рекламы и их продолжительность необходимо указать отдельно.

            4.11. Об общей продолжительности (в минутах и в процентах от времени эфирного вещания в течение суток) реклам, в том числе спонсорских реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019, с приложением подтверждающих документов, материалов, иного.

4.12. Аудиозапись всех передач, в том числе реклам, транслируемых 01.09.2019 в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» (на оптическом носителе).

4.13. О причинах распространения реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Метро» 01.09.2019, без учета требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

4.14. О должностном лице ООО «Метро», по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

          4.15. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.14 настоящего определения, поясняющие обстоятельства размещения рассматриваемых реклам в нарушение ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием размещаемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемых реклам, со ссылкой на должностную инструкцию.

            4.16. Поясняющую, имели ли место судебные разбирательства между ООО «Метро» и Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, связанные с проведением в период с 10.09.2019 по 12.09.2019 планового систематического наблюдения в отношении радиоканала «Метро», с указанием номеров судебных дел и приложением копий судебных актов (при наличии).

4.17. Копию лицензии на осуществление радиовещания, выданной ООО «Метро».

5. Управлению Роскомнадзора по Республике Коми в срок 13 ноября 2019 года представить следующие копии документов и письменную информацию, надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом.

5.1. Поясняющую, имели ли место судебные разбирательства между ООО «Метро» и Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, связанные с проведением в период с 10.09.2019 по 12.09.2019 планового систематического наблюдения в отношении радиоканала «Метро», с указанием номеров судебных дел и приложением копий судебных актов (при наличии).

5.2. Привлекалось ли ООО «Метро» к административной ответственности по результатам проведения в период с 10.09.2019 по 12.09.2019 планового систематического наблюдения в отношении радиоканала «Метро» (с приложением копий итоговых процессуальных актов (при наличии).

6. Управлению Роскомнадзора по Республике Коми обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

7. ООО «Метро» обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

        

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны