Определение №ПК/3544/23 Определение о назначении дела о нарушении антимонопольного з... от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№ ПК/3544/23 от 30.05.2023
 

МУП «Полигон» МО ГО «Воркута»

169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 60, офис 48

ООО «Региональный оператор Севера»

169313, Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 4

 

Определение о назначении дела № 011/01/10-423/2023

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

30 мая 2023 года

город Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 18.05.2023 № 47/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Полигон» МО ГО «Воркута» (ИНН 11030002033, ОГРН 1101103000240), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 60, офис 48 (далее – МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», Предприятие), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части действий, выразившихся в установлении монопольно высокого тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления в размере 2 399,95 руб./т с 01.11.2021, в размере 1 840,54 руб./т с 01.01.2023, что привело (может привести) к ущемлению интересов потребителей услуги, в том числе ООО «Региональный оператор Севера».

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 18.05.2023 № 47/23 по признакам нарушения Предприятием пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Региональный оператор Севера» (далее — Общество, заявитель) от 06.12.2021 № РО-17064/ис (вх. № 6156-э от 07.12.2021, № 5386 от 10.12.021), с учетом дополнений от 07.12.2021 № РО-17072/ис (вх. № 6157-э от 07.12.2021, № 5387 от 10.12.2021), по установлению Предприятием завышенного, по мнению заявителя, тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления в размере 2 399,95 руб./т с 01.11.2021.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В статье 1 Закона об отходах даны следующие понятия:

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с частью 4 статьи 24.8 Закона об отходах регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

тариф на энергетическую утилизацию.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов, за исключением затрат на энергетическую утилизацию.

Согласно части 1 статьи 24.9 Закона об отходах государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением о Комитете Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 541 (далее – Положение), Комитет Республики Коми по тарифам (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий и уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствии с подп. 66, 67 пункта 10 Положения Комитет исполняет функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из письменных пояснений Комитета, представленных письмом от 28.12.2021 № 01-07-05/49391, следует, что деятельность МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» по оказанию услуги по размещению путем хранения ТКО не является регулируемой деятельностью. При этом стоимость такой услуги устанавливается по соглашению сторон.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно аналитическому отчету о результатах исследования товарного рынка услуги по размещению твердых коммунальных отходов в МО ГО «Воркута» от 05.03.2022 МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», доля которого на рынке составляет 100 %, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 505).

Правилами № 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно подп. «в» пункта 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты) и транспортируемых с таких объектов.

В силу пункта 9 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «б» пункта 5 настоящих Правил, а именно исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов заявления Предприятие приказом от 01.11.2018 № 62 установило стоимость услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления на территории МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» в размере 96,37 руб./куб.м. (без учета платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Арбитражный суд Республики Коми решением от 27.07.2021 по делу № А29-14004/2020 обязал МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу установить средства измерения массы ТКО на городском полигоне ТКО в МО ГО «Воркута» и осуществить допуск средств измерений в эксплуатацию.

Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2021 (дело № А 29-14004/2020) Предприятие установило на полигоне средства измерения массы ТКО.

Приказом от 10.11.2021 № 108 Предприятие установило и ввело в действие с 01.11.2021 тариф на оказание услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления на территории МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» в размере 2 399,95 руб./тн. на основании расчета указанного тарифа по массе с учетом необходимых плановых расчетов.

При этом, как следует из материалов заявления, Комитетом Республики Коми по тарифам для операторов по размещению (захоронению) ТКО установлены следующие тарифы на оказываемые ими услуги, которые приведены в таблице 1.

Таблица № 1

Хозяйствующий субъект

Реквизиты приказа

Территория размещения

Объем ТКО, тыс. тн

Тариф на 2022 год, руб./тн

с 01.01.2022

с 01.07.2022

ООО «Центр экологического партнерства»

67/25 от 17.12.2021

МО МР «Печора»

 

26,12

 

652,83

 

837,61

ООО «Дорожник»

67/22 от 17.12.2021

МО ГО «Усинск»

27,35

584,60

807,64

ООО «Интинский комбинат благоустройства»

13/16 от 17.12.2020

МО ГО «Инта»

 

18,55

 

697,93

 

738,96

МУП «Экосервис»

76/6-Т от 19.12.2019

МО МР «Удорский»

 

-

 

569,90

 

1024,50

ООО «Эко-Сфера»

13/15 от 17.12.2020

МО ГО «Сыктывкар»

104,51

399,90

399,90

МКП «Ухтаспецавтодор»

66/16 от 17.12.2021

МО ГО «Ухта»

46,5

443,38

573,28

Таким образом, тариф на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления на территории МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», установленный Предприятием с 01.11.2021, значительно (на 134,3 % - 500 % превышает тарифы, установленные Комитетом Республики Коми по тарифам для операторов по размещению (захоронению) ТКО в Республике Коми.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В рассматриваемом случае Предприятие установило новый тариф, рассчитанный на единицу массы ТКО (руб./т).

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Товарный рынок услуги по размещению ТКО путем хранения, захоронения характеризуется отсутствием на нем конкуренции.

Товарные рынки по размещению ТКО, указанные в таблице № 1, не являются сопоставимыми рассматриваемому товарному рынку по количеству продаваемого товара, а также осуществлением государственного регулирования тарифов на услуги по захоронению ТКО.

Из разъяснений ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 следует, что рыночная цена, как правило, формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, эластичности спроса, издержек производства, конкуренции (ценовой и неценовой), государственного регулирования условий обращения товаров на соответствующем товарном рынке и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты. Издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.

При установлении признаков монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям:

7. Тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

9. Необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности с учетом положений пункта 10 настоящих Методических указаний.

15. При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

1) производственных расходов;

2) ремонтных расходов;

3) административных расходов;

4) сбытовых расходов;

5) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

6) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату;

7) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяемых исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами, но не превышающих предельных тарифов, установленных таким операторам органом регулирования тарифов;

9) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется в соответствии с пунктом 43.1 Основ ценообразования;

10) нормативной прибыли;

11) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации.

25. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов от включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подп. 1 – 9 пункта 15 настоящих Методических указаний.

Антимонопольным управлением произведен анализ финансовых результатов деятельности Предприятия за 2020 год, 2021 год, 2022 год, результаты которого приведены в таблице № 2.

Таблица № 2

Показатели

Фактические показатели

Расчетные показатели, принятые при определении тарифа с 01.11.2021

Отклонения расчетных показателей от фактических показателей за 2022 год, %

2020 год

2021 год

2022 год

Выручка, тыс. руб.

45 447

41 740

22 880

45 497

+98,5

Себестоимость, тыс. руб.

12 383

10 158

 

10 219

 

 

 

Управленческие расходы, тыс. руб.

 

6 865

 

9 618

 

9 807

 

 

 

Полная себестоимость

 

19 248

 

19 776

 

20 026

 

43 330

 

+116,4

Прибыль от продаж

26 199

21 964

2 854

2 167

-24,1

Чистая прибыль

9 411

21 313

2 676

2 167

-19,0

Объем размещенных ТКО, куб. м

 

224 389,0

 

173 892,45

 

192 616,21

 

 

 

 

Объем отходов, т

 

34 778,49

24 643,3

18  957,27

-23,1

Тариф, руб./куб. м.

96,37

96,37

96,37

 

 

Тариф, руб./т*

 

481,85

753,24

2 399,95

+218,6

* Примечание: тариф в руб./т определен исходя из тарифа 96,37 руб./куб. м и средней плотности ТКО, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами в Республике Коми:

2021 год - 96,37 руб./куб.м х1000/200 кг/куб.м=481,85 руб./т;

2022 год – 96,37 руб./куб.м х 1000/127,94 кг/куб.м.=753,24 руб./т.

Согласно сведениям, приведенным в таблице № 2 следует, что при установлении Предприятием тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления с 01.11.2021 в размере 2 399,95 руб./т МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» учтены планируемые расходы на сумму 43 330 тыс. руб., что превышает фактические расходы за 2020 год на 125,1 %, за 2021 год – на 119,1 %, за 2022 год – на 116,4 %.

Фактический уровень рентабельности Предприятия составил за 2020 год 57,6 %, за 2021 год – 52,6 %.

При этом согласно актуализированным значениям среднеотраслевых показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, опубликованных в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ на сайте ФНС России по адресу:

http://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.

рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг по видам экономической деятельности «Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» за 2020 год составила 3,2 %, по всем видам экономической деятельности – 9,9 %; за 2021 год соответственно – 4,3 % и 14,5 %.

Таким образом, фактическая рентабельность Предприятия за 2020 год превысила уровень рентабельности по всем видам проданных товаров, продукции, работ, услуг в 5,8 раза, за 2021 год – в 3,6 раза.

Следовательно, расходы, включенные в расчет тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, установленного Предприятием с 01.11.2021, превысили сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Кроме того, Общество считает, что при расчете тарифа на рассматриваемую услугу Предприятие неверно определило объем размещенных отходов ТКО.

Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Из материалов заявления установлено, что при расчете тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, установленного Предприятием с 01.11.2021 в размере 2 399,95 руб./тн, МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» исходило из массы ТКО 18 957,27 тн.

При этом до 01.11.2021 стоимость оказанных услуг по размещению путем хранения ТКО определялась исходя из объема ТКО в куб.м. В период с 01.11.2021 по 23.05.2022 производился весовой учет ТКО (т).

Следовательно, при обоснованности расчета тарифа, установленного Предприятием с 01.11.2021, необходимо объем ТКО (куб.м.) привести к массе ТКО (тн).

Согласно пункту 4 Правил № 505 в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

В силу подп. «б» пункта 11 Правил № 505 в случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Согласно расчетам, представленным Обществом письмом от 10.04.2023 № РО-7493/ис, фактический объем или масса переданных ООО «Региональный оператор Севера» ТКО к размещению на полигон Предприятия представлен в таблице № 3.

Таблица № 3

Период

Объем ТКО, куб.м.

Масса ТКО, т

2020 год

446 184,00

89 236,00

2021 год

235 195,60

47 039,12

2022 год

267 132,71

34 160,19

При этом согласно статистической отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП (отходы) масса отходов, переданная Обществом на полигон в г. Воркута, составила:

2021 год – 24 964,28 т;

2022 год – 20 317,85 т.

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами Республики Коми, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 30.12.2021 № 2175, масса образующихся на территории МО ГО «Воркута» отходов определена в размере:

2021 год – 29 842 т;

2022 год – 29 604 т.

Поскольку помимо ООО «Региональный оператор Севера» на полигон в г. Воркута отходы размещают и другие организации, при расчете тарифа приняты объемы, указанные в Территориальной схеме обращения с отходами Республики Коми.

Исходя из валовой выручки, необходимой для производства и реализации услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления, массы отходов экономически обоснованным определен тариф в размере 785,62 руб./т (23 444,33 тыс. руб.; 29,842 тыс. т).

Таким образом, тариф на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления, установленный Предприятием в размере 2 399,95 руб./тн с 01.11.2021, превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Прейскурантом цен МУП «Полигон», утвержденным директором Предприятия 07.12.2022, согласованным с администрацией МО ГО «Воркута», установлен тариф на услугу по размещению твердых коммунальных отходов путем хранения в размере 1840,54 руб./т (без НДС) на период с 01.01.2023 по 31.12.2023, который превышает экономически обоснованный тариф на 2022 год на 134 %.

При таких обстоятельствах в действиях Предприятия, выразившихся в установлении монопольно высокого тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления в размере 2 399,95 руб./т с 01.11.2021, с 01.01.2023 в размере 1 840,54 руб./т, что привело (может привести) к ущемлению интересов потребителей услуг, в том числе ООО «Региональный оператор Севера», установлены признаки нарушения пункта 1 части1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 011/01/10-423/2023 к рассмотрению на 04.07.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-423/2023, назначенного на 04.07.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 60, офис 48.

3. МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» представить в антимонопольное управление в срок до 30.06.2023 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. Поясняющие, производится (производился) ли Предприятием весовой учет ТКО и отходов потребления, размещаемых на полигоне в г. Воркута, в период с 01.01.2022 по дату ответа на настоящее Определение, в случае, если весовой учет производится (производился) — укажите период (даты) в течение которого такой учет производится (производился).

3.2. Согласно сведениям, представленным Предприятием письмом от 26.04.2023 исх. № 2681, объем приемки ТКО за 2021 год составил 173 892,45 куб.м. или 34 778,49 т, за 2022 год - 192 616,21 куб.м. или 24 643,3 т.

При расчете тарифа на услугу по размещению путем хранения ТКО и отходов потребления, установленного Предприятием с 01.11.2021, масса ТКО определена в размере 18 957,27 т, при установлении тарифа с 01.01.2023 масса ТКО определена в размере 16 883,06 т.

В связи с чем, представьте письменную информацию, поясняющую причины и основания, по которым Предприятие:

3.2.1. при расчете тарифа, установленного в размере 2 399,95 руб./т с 01.11.2021, исходило из массы ТКО 18 957,27 т, что ниже фактической массы ТКО за 2021 год (34 778,39 т) на 45,5 %,

3.2.2.при расчете тарифа, установленного в размере 1 840,54 руб./т с 01.01.2023, исходило из массы ТКО 16 883,06 т, что ниже фактической массы ТКО за 2022 год (24 643,3 т) на 31,5 %,

с приложением копий документов, подтверждающих доводы Предприятия.

3.3. Поясняющие причины и основания, по которым Предприятие при расчете тарифа на размещение путем хранения ТКО и отходов потребления, установленного с 01.11.2021 в размере 2 399,95 руб./т, предусмотрело расходы в размере 43 330,59 тыс. руб., тогда как фактические расходы Предприятия за 2021 год составили 19 776 тыс. руб., с приложением копий документов, подтверждающих доводы Предприятия.

3.4. Поясняющие причины и основания, по которым Предприятие при расчете тарифа на размещение путем хранения ТКО и отходов потребления, установленного с 01.01.2023 в размере 1 840,54 руб./т предусмотрело расходы в размере 31 073,86 тыс. руб., тогда как фактические расходы Предприятия за 2022 год составили 20 026 тыс. руб., с приложением копий документов, подтверждающих доводы Предприятия.

3.5. Копии документов, подтверждающих фактические расходы Предприятия на изолирующий материал за 2021 год, 2022 год (в отдельности за каждый год).

3.6. Поясняющие причины и основания, по которым Предприятие при расчете тарифа на размещение путем хранения ТКО и отходов потребления в размере 2 399,95 руб./т, установленного с 01.11.2021, предусмотрело расходы на ГСМ в размере 2 026 647,45 руб., тогда как фактические расходы на топливо за 2021 год составили 718 410,57 руб., с приложением копий подтверждающих документов.

3.7. Поясняющие причины и основания, по которым Предприятие при расчете тарифа на размещение путем хранения ТКО и отходов потребления в размере 1840,54 руб./т, установленного с 01.01.2023, предусмотрело расходы на ГСМ в размере 1 988,37 тыс. руб., тогда как фактические расходы на топливо за 2022 год составили 533,65 тыс.руб., с приложением копий подтверждающих документов.

3.8. Копии документов, подтверждающих фактические расходы Предприятия на капитальный ремонт за 2021 год, 2022 год (в отдельности за каждый год).

3.9. Копии документов, подтверждающих фактические расходы Предприятия на программное обеспечение и периодическую печать за 2021 год, 2022 год (в отдельности за каждый год).

3.10. Поясняющие, какой тариф применяется Предприятием при расчетах с потребителями за услуги по размещению путем хранения ТКО, в том числе с ООО «Региональный оператор Севера, в период с 01.01.2023 по дату ответа на настоящее Определение, с приложением копий подтверждающих документов, в том числе счетов-фактур, предъявленных Предприятием в адрес контрагентов.

3.11. О должностном лице Предприятия, ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» антимонопольного законодательства в период с 01.11.2021 по дату ответа на настоящее Определение, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления ответа на настоящее определение, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

3.12. Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

Обращаем внимание, что в случае представления Предприятием ранее каких-либо документов согласно данному Определению в адрес антимонопольного управления - укажите на это, со ссылкой на реквизиты письма, которым данные документы были представлены Предприятием.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-423/2023, назначенного на 04.07.2022 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя ООО «Региональный оператор Севера», адрес места нахождения: 169313, Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 4.

5. ООО «Региональный оператор Севера» представить в антимонопольное управление в срок до 30.06.2023 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. Согласно приказу Предприятия от 10.03.2023 № 19 об отмене приказа № 108 от 10.11.2021, которым была установлена цена на услугу по размещению путем хранения ТКО в размере 2399,95 руб./тн, МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» принято решение о перерасчете платы за услуги, предъявленной контрагентам в период с 01.11.2021 по 31.12.2022.

В связи с чем, представьте копии документов, подтверждающих произведенный Предприятием перерасчет платы за оказанные в адрес Общества услуги по размещению ТКО путем хранения за период с 01.11.2021 по 31.12.2022.

5.2. Поясняющие, какой тариф применяется Предприятием при расчетах с ООО «Региональный оператор Севера» за услуги по размещению путем хранения ТКО в период с 01.01.2023 по дату ответа на настоящее Определение, с приложением копий подтверждающих документов, в том числе счетов-фактур, предъявленных Предприятием в адрес Общества.

5.3. Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

6. МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», ООО «Региональный оператор Севера» в срок до 30.06.2023 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

7. МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», ООО «Региональный оператор Севера» вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо направить ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя. О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», ООО «Региональный оператор Севера» просим сообщить до 03.07.2023.

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Шуйская Н.А.

тел.(8212) 21-41-29 вн. 011-109

 

 

2023-843

 

 

Связанные организации

ООО "Региональный оператор Севера"
ИНН 1102055018, ОГРН 1071102001695
МУП "Полигон" МО ГО "Воркута"
ИНН 1103002033, ОГРН 1101103000240