Постановление №03-01/2281 - от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 апреля 2023

 

 

 

№ 03-01/2281

г. Сыктывкар

 

о назначении административного наказания по делу № 011/04/7.32.5-178/2023

об административном правонарушении

 

<…> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - <…> (адрес места нахождения: 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар,                             ул. Интернациональная, 160а) <…>, рассмотрев материалы административного дела  № 011/04/7.32.5-178/2023, возбужденного постановлением заместителя прокурора Усть-Цилемского района от 21.02.2023 в отношении <…>, <…> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цилемская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Цилемская СОШ»), по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

            по факту нарушения срока и порядка оплаты товара, поставленному по договору от 01.12.2022 № 109 на поставку продуктов для организации питания детей при МБОУ «Цилемская СОШ», заключенному по результатам закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, по товарным накладным от 26.12.2022, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило постановление заместителя прокурора Усть-Цилемского района от 21.02.2023 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица МБОУ «Цилемская СОШ».

Прокуратурой Усть-Цилемского района  проведена проверка исполнения МБОУ «Цилемская СОШ» требований Закона о контрактной системе на предмет надлежащего исполнения обязательств по оплате муниципальных контрактов, по результатам которой установлено следующее.

1. Согласно требованиям статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 части 13, пунктом 2 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в настоящей части, в том числе в случае, когда оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара,  выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения Контракта.

Заказчиком - МБОУ «Цилемская СОШ»  по результатам осуществления закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  01.12.2022 заключен договор № 109 на поставку продуктов для организации питания детей при МБОУ «Цилемская СОШ» с обществом с ограниченной ответственностью «Цилемское».

           Согласно пунктам 5.1, 5.3 договора: «Цена  договора составляет 29 470,40 руб.

           Оплата поставленного товара  производится по предоставленным  поставщиком документам на оплату, подтверждающих факт поставки и цену  поставленных пищевых продуктов - счета и накладных не позднее 10 рабочих дней путем  перечисления безналичных денежных средств на расчетный счет поставщика.

Факт поставки подтверждается подписанными заказчиком и поставщиком накладными».

Товар по договору поставлен поставщиком и принят заказчиком 26.12.2022  по документам о приемке - товарным накладным от 26.12.2022 № 1/12, № 2/12.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части  13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и пунктом 5.3 договора оплата за поставленный товар по договору по документам о приемке - товарным накладным от  26.12.2022 № 1/12 на сумму 28 505,60 руб.,  от 26.12.2022 № 2/12 на сумму 964,80 руб. должна была быть произведена заказчиком не позднее 16.01.2023.

Оплата за поставленный товар по договору на дату - 16.01.2023, заказчиком в полном объеме не произведена (оплата произведена частично платежным поручением от 26.12.2022 № 129951 на сумму 964, 80 руб. по товарной накладной от 26.12.2022              № 2/12; платежным поручением от 27.02.2023 № 505675 на сумму 28 505,60 руб. по товарной накладной от  26.12.2022 № 1/12.

Действие заказчика - МБОУ «Цилемская СОШ»  в части нарушения сроков и порядка оплаты товара, поставленному по договору от 01.12.2022 № 109, по товарной накладной от 26.12.2022 № 1/12 (27.02.2023 вместо не позднее 16.01.2023) противоречит части  13.1 статьи 34,  пункту 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

3. Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом директора МБОУ «Цилемская СОШ» от <…> № <…> <…> с 11.11.2022 принята на должность <…>.

Приказом директора МБОУ «Цилемская СОШ» от 11.11.2022 № <…> <…> назначена <…>.


Согласно пунктам 3.1.3, 3.1.4 Регламента <…> МБОУ «Цилемская СОШ», утвержденного директором МБОУ «Цилемская СОШ», <…> при исполнении контрактов организует, в том числе, исполнение контрактов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.

С Регламентом <…> МБОУ «Цилемская СОШ» <…> ознакомлена  под роспись 11.11.2022.

В соответствии с подпунктами 2.11, 2.17 пункта 2 должностной инструкции <…>, утвержденной директором МБОУ «Цилемская СОШ» в 2019 году, к должностным обязанностям <…>, отнесено, наряду с прочим, обеспечение осуществления закупок, исполнение иных обязанностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.

С учетом изложенного, <…> является должностным лицом, обладающим полномочиями по осуществлению контроля за сроками выполнения договорных обязательств, включая оплату поставленного товара по договору  со стороны заказчика.

В понимании ст. 2.4 КоАП РФ <…>  является должностным лицом.

Таким образом, <…> нарушила срок и порядок оплаты товара, поставленного по договору от 01.12.2022 № 109 на поставку продуктов для организации питания детей при МБОУ «Цилемская СОШ», по товарной накладной от 26.12.2022 № 1/12 (27.02.2023 вместо не позднее 16.01.2023), что противоречит пункту 2 части  13.1 статьи 34,  пункту 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, тем самым допустила совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения (место нахождения МБОУ «Цилемская СОШ») - Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Трусово, кв. Набережный, д. 12.

Время совершения правонарушения - 17.01.2023 (день, следующий за днем истечения срока оплаты поставленного по договору товара).

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

<…>, прокуратура Усть-Цилемского района надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещены.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие  <…>, в присутствии <…>, представителя прокуратуры Республики Коми.

Заявленные ходатайства, отводы отсутствуют.

В соответствии с положениями статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С субъективной стороны, рассматриваемое административное правонарушение совершено лицом по неосторожности. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.

При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий в виде просрочки оплаты отдельных этапов исполнения контракта, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение сроков оплаты поставленного товара по договору, предусмотренного Законом о контрактной системе и договору, однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.

В соответствии со статьей статья 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно представленной в адрес прокуратуры Усть-Цилемского района директором МБОУ «Цилемская СОШ» письменной информации от 06.02.2022 № 01-50-11, образование задолженности по договору возникло в связи с несвоевременным внесением платы за питание родителями учащихся.

Вместе с тем наличие проблем с финансированием МБОУ «Цилемская СОШ» не является основанием для неоплаты выполненных работ, оказанных услуг и поставленного товара, а также не освобождает учреждение от такой обязанности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

При  осуществлении закупочной деятельности учреждения ответственное должностное лицо заказчика   должно исходить из реального объема финансирования и планировать закупки с учетом поступающих денежных средств с целью своевременной оплаты  поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, в обязанности уполномоченного должностного лица заказчика входит организация закупок, включая исполнение принятых обязательств, в том числе с целью недопущения возможности применения гражданско-правовой ответственности за их нарушение.

Согласно  пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Заказчиком закупки явилось МБОУ «Цилемская СОШ».

Таким образом, МБОУ «Цилемская СОШ» является заказчиком в понимании пункта 7 статьи 3 Закона о контрактной системе, на МБОУ «Цилемская СОШ» возложен весь объем обязанностей, установленных Законом о контрактной системе, в том числе обязанность по своевременной оплате договора, установленная пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Следовательно, заказчик и его должностные лица обязаны соблюдать требования Закона о контрактной системе, в том числе осуществлять все необходимые действия для оплаты договоров в установленные договорами сроки, в том числе, с целью недопущения возможности применения гражданско-правовой ответственности за их нарушение.

Вместе тем, как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МБОУ «Цилемская СОШ»  в лице должностного лица - контрактного управляющего, соответствующая обязанность не исполнена.

В ходе рассмотрения административного дела не установлены мероприятия, которые свидетельствуют о принятии <…> достаточных мер для исполнения обязательств по своевременной оплате поставленного по договору товара и соблюдению требований Закона о контрактной системе в части сроков оплаты.

            Своевременных действенных мер по организации своевременной оплаты поставленного товара по договору <…> не принято, доказательств обратного <…> в материалы административного дела не представлено.

Материалами административного дела подтверждается наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Таким образом, вина лица, привлекаемого к ответственности, состоит в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по обеспечению соблюдения требований порядка и сроков оплаты договора.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении дела не установлены, соответствующие доказательства не представлены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Основания для освобождения <…> от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются помимо прочего защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. 

Исходя из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного  правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли   правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, заключается в противоправных деяниях, которые выражаются в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Поскольку совершенное правонарушение по своему правовому характеру является формальным, отсутствие вредных последствий в этом случае не имеет значение для наступления ответственности за данное правонарушение.

Статья 7.32.5 КоАП РФ включена в главу 7 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения в области охраны собственности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях установление административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере охраны государственной собственности, нарушение которых препятствует расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, эффективному и рациональному, производимому на основе принципов гласности и прозрачности, использованию бюджетных средств, приводит к невозможности достижения целей по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, предусматривающая наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о контрактной системе обладает высокой степенью общественной опасности.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из материалов дела об административном правонарушении № 011/04/7.32.5-178/2023 обстоятельства, исключающие возможность соблюдения <…> требований   Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о принятии <…> всех зависящих мер по соблюдению Закона о контрактной системе, не усматриваются.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего административного дела отсутствуют.

В соответствии с п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении при совершении административного правонарушения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, отсутствуют.

<…> ранее к административной ответственности не привлекалась. Обратное в Коми УФАС России отсутствует.

Соответственно, <…> можно считать впервые совершившей административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <…> административного правонарушения, личность <…>, её имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьями 4.1, 4.1.1, частью 1 статьи 7.32.5, статьями 23.66, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1.  Признать <…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, по факту нарушения срока и порядка оплаты товара, поставленного по договору от 01.12.2022 № 109 на поставку продуктов для организации питания детей при МБОУ «Цилемская СОШ», по товарной накладной от 26.12.2022 № 1/12 (27.02.2023 вместо не позднее 16.01.2023), что противоречит пункту 2 части  13.1 статьи 34,  пункту 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

2. Назначить <…> административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с частью 1  статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

<…>                                                                                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны