Решение (комиссия) №ОД/5604/23 Решение от 05.09.2023 № РНП-11-175 от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение от 05.09.2023 № РНП-11-175


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-745/2023

 

05 сентября 2023 года                                                                                                    № РНП-11-175

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <.......> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее – АМР «Троицко-Печорский», заказчик) от 29.08.2023 № 010730000960000005 (вх. от 29.08.2023 № 5766/23) о включении информации об индивидуальном предпринимателе <.......> (далее – ИП <.......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 13.03.2023 № 0307300005323000035 на капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Пионерская, пст. Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района (реестровый номер контракта 31115001549 23 000023), заключенного с ИП <.......>. по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300005323000035) (далее – обращение),

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

АМР «Троицко-Печорский» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <.......> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактаа от 13.03.2023 № 0307300005323000035 на капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Пионерская, пст. Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района (реестровый номер контракта 31115001549 23 000023), заключенного с ИП <.......> по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300005323000035) (далее – контракт от 13.03.2023 № 0307300005323000035).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

АМР «Троицко-Печорский», ИП <.......> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

АМР «Троицко-Печорский» письмом от 01.09.2023 № 5194 (вх. от 01.09.2023 № 5866-ЭП/23) представлены письменная информация и копии документов; заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие представителя заказчика.

ИП <.......> явку на заседание Комиссии не обеспечила; письменной информации и копий документов, запрошенных Коми УФАС России письмом от 30.08.2023 № ОД/5429/23, не представила.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителя АМР «Троицко-Печорский» и ИП <.......> не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

1. 21.02.2023 уполномоченным органом - Финансовым управлением АМР «Троицко-Печорский» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300005323000035.

Наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома №11 по ул. Пионерская, пст.Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района».

Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась АМР «Троицко-Печорский».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 478 641,60 руб.

Источник финансирования: средства бюджета МР «Троицко-Печорский».

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 01.03.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 03.03.2023.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2023 № 03073000053230000335, победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 10 (ИП <.......>), предложение о цене которого составило 345 613,13 руб.

13.03.2023 между АМР «Троицко-Печорский» и ИП <.......> (далее - Подрядчик), на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2023 № 03073000053230000335, заключен контракт № 03073000053230000335.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 контракта: «Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонт кровли многоквартирного жилого дома №11 по ул. Пионерская, пст.Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района».

Результатом выполнения Подрядчиком работ по настоящему Контракту является сдача законченных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома №11 по ул. Пионерская, пст.Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района.

Виды и объемы работ, подлежащие выполнению в рамках настоящего Контракта, предусмотрены Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему Контракту) и Локальным сметным расчетом (Приложение №2 к настоящему Контракту)».

Цена контракта, согласно пункту 2.1 контракта, составляет 345 613 (триста сорок пять тысяч шестьсот тринадцать) рублей 13 копеек, НДС не облагается. Цена контракта сформирована с учетом всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей. Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит уменьшению на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Пунктами 3.1, 3.2 контракта установлено, что настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Срок выполнения работ по Контракту устанавливается: с даты заключения муниципального контракта по 31 июля 2023 года.

Пунктом 4.2.1 контракта установлено, что подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями контракта.

Разделом 5 контракта определены права и обязанности сторон.

Так, при выполнение работ по контракту подрядчик обязан, наряду с прочим:

-осуществлять выполнение работ в последовательности, установленной нормативами и правилами для данного вида работ с соблюдением технологического процесса, с соблюдением норм и правил по технике безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.

-выполнить все работы надлежащего качества, в объеме и в срок предусмотренный Контрактом;

-в трехдневный срок с даты подписания настоящего Контракта известить в письменном виде Заказчика о назначении своего представителя, ответственного за ход выполнения работ по настоящему Контракту, с указанием представленных ему полномочий, по осуществлению приема-сдачи выполненных работ по настоящему Контракту с приложением заверенных надлежащим образом копий подтверждающих документов (приказ);

беспечивать место выполнения работ всеми видами материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью выполнения работ в сроки, установленные контрактом;

-вести журнал выполнения работ, в который вносятся сведения о выполненных работах с указанием объема, вида работ, времени и места их выполнения. Все выполненные работы подтверждаются уполномоченным на то лицом Заказчика, о чем делается отметка в журнале.

-осуществлять иные обязанности, предусмотренные Контрактом.

Пунктами 5.3.1, 5.3.4 контракта установлено, что заказчик обязан, наряду с прочим:

существлять контроль за выполнением работ по условиям Контракта, а также проверку качества выполняемых работ со стороны Подрядчика с правом составления и подписания соответствующих документов;

-проводить приемку выполненных Подрядчиком работ, либо дать мотивированный отказ в письменной форме.

В силу пунктов 5.4.3, 5.4.4, 5.4.5 контракта заказчик имеет право, наряду с прочим:

-совместно с Подрядчиком осуществлять контроль, проверять качество работ;

-беспрепятственного доступа к месту выполнения работ в любое время в течение всего периода выполнения работ;

-принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Пунктами 6.1, 6.6, 6.8 контракта установлено, что документы о приемке формируются Подрядчиком и направляются Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке.

Структурированный документ о приемке считается подписанным с момента подписания его Заказчиком и Подрядчиком усиленной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Подрядчика, в единой информационной системе в сфере закупок.

Обязательства Подрядчика по выполнению работ по Контракту (этапу) считаются выполненными Подрядчиком после подписания Сторонами структурированного документа о приемке.

Согласно пунктам 1.7, 10.1, 10.2, 10.8 контракта: «При нарушении условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.

Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Последствия расторжения настоящего контракта определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

1.1. Материалами обращения усматривается факт расторжения заказчиком контракта, заключенного с ИП <.......>, в одностороннем порядке в виду следующего.

Согласно условиям Контракта Подрядчиком приняты обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Пионерская, пст. Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района в срок по 31 июля 2023 года.

Заказчиком в претензии от 01.08.2023 № 4755, направленной в адрес ИП <.......> отмечено, что по состоянию на 01 августа 2023 года 2023 года работы по ремонту кровли не начаты, материал на объект не завезен.

Заказчиком предложено в десятидневный срок организовать выполнение работ, предусмотренных контрактом.

Указано, что при невыполнении данного пункта контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Комиссией Коми УФАС России при исследовании материалов обращения установлено, что ИП <.......> не приступила к выполнению работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Пионерская, пст. Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района, в срок, предусмотренный пунктом 3.2 контракта, в том числе, и в срок, установленный заказчиком в претензионной переписке.

Более того, после заключения контракта ИП <.......> не осуществила обязательные действия, необходимые для производства работ в части предоставления назначения своего представителя, ответственного за ход выполнения работ по настоящему контракту, приобретения оборудования и материалов.

В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств по Договору, Заказчик принял решение от 14.08.2023 № 4942 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе).

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе АМР «Троицко-Печорский» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 14.08.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 14.08.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП <.......> об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 14.08.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

ИП <.......> не исполнила обязательства в десятидневный срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли предпринимателя в части добросовестного исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ИП <.......> об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 24.08.2023.

Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 14.08.2023 об одностороннем отказе, а также датой расторжения контракта является – 25.08.2023.

Так, Комиссией Коми УФАС России нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП <.......> недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ИП <.......> факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по контракту от 13.03.2023 № 030700005323000035.

В рамках заключенного контракта ИП <.......> надлежало выполнить работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома, в том числе работы по разборке покрытий кровель из асбестоцементных листов; демонтаж (разборку) мелких покрытый и обделок из железа; устройству оцинкованного лита НС-35-1000-0,5; устройству обделок вокруг труб, слухового окна, конька; устройству снегозадержателей 2х трубное длиной 3 метра, что подразумевает выполнение работ посредством своего снаряжения и оборудования, с использованием своего материала, выполнение работ собственными силами и за счет собственных средств.

При рассмотрения обращения, Комиссией Коми УФАС России установлено, что ИП <.......> не осуществлены обязательные действия, необходимые для производства работ, что также свидетельствует об отсутствии заинтересованности хозяйствующего субъекта в дальнейшем исполнении контракта.

Доказательств принятия ИП <.......> мер для надлежащего исполнения заключенного контракта материалы обращения не содержат; ИП <.......> не представлено.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ИП <.......>. были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту от 13.03.2023 № 0307300005323000035 в том числе предусмотренные Техническим заданием и Локальны сметным расчетом.

Следует отметить, что в ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес ИП <.......> антимонопольным органом посредством электронной почты был направлен запрос № ОД/5429/23 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе.

Однако указанный выше запрос ИП <.......> оставлен без внимания, информация не представлена; явка на заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения со стороны индивидуального предпринимателя не обеспечена.

Таким образом, ИП <.......> не представлено доказательств, подтверждающих, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Из материалов обращения не следует, что ИП <.......>предпринимались какие-либо попытки в урегулировании сложившейся ситуации. С письмами о препятствиях нахождения на объекте (Республика Коми, Троицко-Печорский район, пст. Комсомольск-на-Печоре, ул. Пионерская, д. 11) с целью выполнения работ Подрядчик в адрес Заказчика не обращался. Более того, предложение заказчика об организации выполнения работ, предусмотренных контрактом в десятидневный срок, осталось ИП <.......> без внимания.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение ИП <.......> по отношению к Заказчику в рамках заключенного контракта.

В результате бездействий ИП <.......> Заказчик лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, что нарушает права лиц, проживающих в доме подлежащем ремонту.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300005323000035 («Капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома №11 по ул. Пионерская, пст. Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у ИП <.......>, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в установленный срок в полном объеме.

При этом недобросовестность ИП <.......> определяется не ее виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Рассматриваемые отношения носят публичный характер, поэтому подрядчик, принимая решение о заключении контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, следовательно, должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ИП <.......> допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ИП <.......> условий контракта, отсутствие со стороны ИП <.......> доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную АМР «Троицко-Печорский» информацию в отношении ИП <.......> (ИНН: <.......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 13.03.2023 № 0307300005323000035 на капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Пионерская, пст. Комсомольск-на-Печоре, Троицко-Печорского района (реестровый номер контракта 31115001549 23 000023), заключенного с ИП <.......> по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300005323000035), сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ИП <.......> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – АМР «Троицко-Печорский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.


 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<.......>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<.......>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<.......>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-3196

 

 

Связанные организации

АМР "Троицко-Печорский"
ИНН 1115001549, ОГРН 1021101043182