Решение №ПК/1008/24 Решение от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

19 февраля 2024 года

(изготовление решения в полном объеме)

16 февраля 2024 года

(оглашение резолютивной части) город Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <...>;

члены Комиссии: <...>; <...>;

рассмотрев дело № 011/05/5-31/2024, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» рекламы «Женский клуб «Олимпия» с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие ИП <...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, просившей рассмотреть дело в свое отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании задания заместителя руководителя управления - начальника отдела Коми УФАС России на проведение наблюдения от 18.12.2023 № 1 сотрудниками Коми УФАС России проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемыми лицами посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований.

По результатам проведения наблюдения 17.01.2024 составлен акт проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы (далее – акт).

По результатам рассмотрения акта и материалов проведения наблюдения было принято решение о возбуждении в отношении ИП <...> дела по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/232/24 от 17.01.2024.

Из материалов дела № 011/05/5-31/2024 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» распространялась таргетированная реклама сообщества «Женский клуб «Олимпия» (https://vk.com/olympyaclub) следующего содержания:

«Женский клуб «Олимпия» | фитнес Сыктывкар

Мы завершили ноябрьские марафоны

Любимая часть участниц в каждом марафоне – это подведение итогов и сравнение «до» и «после».

И каждая девушка, которая посещала тренировки, придерживалась сбалансированного питания и всех рекомендаций от тренера, получила качественный результат.

Мы увидели впечатляющие цифры:

- минус 3,5 кг

- минус 5 кг

- минус 10 см в талии

- минус 7 кг…

Перечислять можно долго, ведь с «Олимпией» совершенствовались более 90 девушек.

vk.me/olympyaclub - записаться на марафон в 1 клик

Хотите обрести стройную и подтянутую фигуру, избавившись от лишнего веса всего за 4 недели?

Тогда пишите в личные сообщения группы и записывайтесь на следующий поток марафонов: vk.me/olympyaclub».

Далее размещено видео с фразами следующего содержания: «СЫКТЫВКАР», «ЛУЧШИЙ ЖЕНСКИЙ ФИТНЕС КЛУБ», «ЭФФЕКТИВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ», «БЫСТРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ», «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД», «СИЛЬНОЕ КОМЬЮНИТИ», «ЗАПОМНИ НАС!», «ФИТНЕС КЛУБ «ОЛИМПИЯ» КАРЛА МАРКСА, 129».

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – женскому фитнес клубу «Олимпия», фитнес марафонам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе, а именно, в видеоролике, в том числе указано: «ЛУЧШИЙ ЖЕНСКИЙ ФИТНЕС КЛУБ». Таким образом, реклама содержит указание на лучший женский фитнес клуб, тем самым указывая на преимущество рекламируемого товара (услуги). Однако реклама не содержит указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама содержит пометку «Реклама», идентификатор <...> и информацию о рекламодателе: ИП <...>, ИНН <...>.

Как следует из сведений ЕГРИП, фамилия ИП <...> изменена на <...> (дата внесения записи в ЕГРИП – <...>).

ИП <...>. представила в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указала, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ООО «Эдстаргет».

В материалы рекламного дела представлены копии договора возмездного оказания услуг № 12 от 15.02.2023, счетов-договоров № 1630 от 18.12.2023, № 1664 от 16.01.2024, платежных поручений № 26 от 20.12.2023, № 5 от 16.01.2024.

Согласно договору возмездного оказания услуг № 12, заключенному 15.02.2023 между ИП <...> (заказчик) и ООО «Эдстаргет» (исполнитель), исполнитель оказывает услуги по информационному и рекламному продвижению в сети Интернет.

Из содержания счетов-договоров № 1630 от 18.12.2023, № 1664 от 16.01.2024 следует, что указанные счета-договоры являются письменным предложением (офертой) ИП <...>. (исполнитель) заключить договор путем принятия (акцепта) оферты заказчиком в установленном порядке. Предметом счета-оферты является оказание исполнителем услуг по организации, сопровождению и продвижению проекта заказчика онлайн, в сети Интернет. Счет-договор считается заключенным, и заказчик соглашается со всеми его условиями в случае 100% оплаты счета-договора.

Пунктом 6 счетов-договоров установлено, что исполнитель создает и следит за рекламными кампаниями, которые настраиваются через рекламный кабинет социальной сети «ВКонтакте».

Пунктом 8 счетов-договоров предусмотрено, что макеты или посты, а также тексты, которые используются в рекламных кампаниях, предоставляются заказчиком, и исполнитель не несет ответственность за их качественное содержание.

Согласно платежным поручениям № 26 от 20.12.2023, № 5 от 16.01.2024 ИП <...> произведена оплата в полном объеме по указанным счетам-договорам.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

Как пояснила ИП<...>, реклама была с ней согласована, причиной распространения рекламы без учета требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является ее правовая неграмотность в данном вопросе. Свою вину в правонарушении ИП <...> признаёт полностью, указывает, что правонарушение е совершено ею впервые.

В связи с чем, ИП <...> ходатайствует о замене административного штрафа предупреждением в порядке, предусмотренном статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

В силу подпункта «в» пункта 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), резолютивная часть решения по делу должна содержать указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках административного производства в соответствии с КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным, материалы рекламного дела подлежат передаче уполномоченному должностному лицу для возбуждения в отношении ИП <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Заявленное ИП <...> ходатайство о применении статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ подлежит рассмотрению, в силу пункта 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении. Комиссия в ходе рассмотрения настоящего рекламного дела не правомочна выносить решение по указанному ходатайству.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя рассматриваемой рекламы – ИП <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ею всех зависящих от нее мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В ходе проведения наблюдения было установлено, что вышеуказанная реклама распространялась, в том числе 20.12.2023, 17.01.2024.

ИП <...> в письменных пояснениях указала, что период распространения рекламы – с 18.12.2023 по 09.02.2024. Однако доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы в материалы рекламного дела не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 47, 49 Правил, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу сообщества «Женский клуб «Олимпия» (https://vk.com/olympyaclub) о лучшем женском фитнес клубе, распространенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии ___________ <...>

 

Члены Комиссии ___________ <...>

 

____________ <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны