Решение б/н решение по жалобе от 21 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
21 ноября 2022 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-122/8953 |
ООО «Ресурс Лес»
Лесная ул., д. 2/4, оф. 10,
г. Сыктывкар, 167019
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Аукционная комиссия
Интернациональная ул., д. 108а,
г. Сыктывкар, Республика Коми, 167983
Оператор электронной площадки СБЕР А - Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»
property@sberbank-ast.ru
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/10/18.1-994/2022 ООО «Ресурс Лес» от 10.11.2022 (вх. № 4350 от 10.11.2022) в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, касающуюся нарушений при проведении аукциона по лотам №№ 5, 6 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме - в части проведения аукциона не по времени, указанном в извещении, номер извещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» - 22000155770000000005, номера извещений - SBR012-2210120070.5, SBR012-2210120070.6 на электронной площадке https://utp.sberbank-ast.ru/ в сети «Интернет», в присутствии на рассмотрении жалобы: ‹…› – ‹…› ООО «Ресурс Лес» по решению единственного участника от 15.04.2021, ‹…› – представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по доверенности от 02.08.2022 № 217-М, ‹…› – представителя ООО «Лес-Торг» по доверенности от 17.11.2022 № 17/11,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба принята к рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство) явилось организатором аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме - номер извещения в государственной информационной системе «Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru – 22000155770000000005 (далее – торги, аукцион). Подача заявок, проведение аукциона осуществлялось на электронной площадке по адресу сайта https://utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет», номера извещений по лотам №№ 5, 6 - SBR012-2210120070.5, SBR012-2210120070.6
Заявитель подал заявки на участие в торгах по лотам №№ 5, 6, оспаривает проведение аукциона по лотам №№ 5, 6 не по времени, указанном в извещении.
Министерством представлены письменные пояснения от 14.11.2022 № 02-10-10993 (вх. № 4445 от 15.11.2022), АО «Сбербанк-АСТ» представлены запрошенные материалы исх. № 4667 от 17.11.2022 (вх. № 6168э от 17.11.2022).
ООО «Лес-Торг» подавало заявки на участие в торгах по лотам №№ 5, 6, к рассмотрению жалобы представлены возражения от 11.11.2022 № 01-122/8664 (вх. № 6101э от 14.11.2022, вх. № 4106э от 14.11.2022), заявлено ходатайство о допуске к участию в рассмотрении жалобы. В связи с этим, руководствуясь частью 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции представитель указанной компании допущен к участию в рассмотрении жалобы.
Порядок подготовки, организации проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений регламентирован статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс).
По части 1 статьи 79 Лесного кодекса организатор аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений создает комиссию по проведению аукциона (далее - аукционная комиссия), определяет регламент ее деятельности и утверждает ее состав. Аукционная комиссия состоит из председателя аукционной комиссии, его заместителя, членов аукционной комиссии и секретаря аукционной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы аукционной комиссии.
Согласно части 1 статьи 80 Лесного кодекса аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 80 Лесного кодекса аукцион не проводится в электронной форме в следующих случаях:
1) предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства;
2) предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования лесов в соответствии со статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Рассматриваемый аукцион должен проводиться в электронной форме.
Согласно частям 3, 4 статьи 80 Лесного кодекса подготовка и организация аукциона в электронной форме осуществляются в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных частями 4 - 7 настоящей статьи.
В случае проведения аукциона в электронной форме информация о проведении аукциона подлежит размещению организатором аукциона на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения торгов в электронной форме (далее - электронная площадка) одновременно с размещением на официальном сайте торгов.
Согласно части 13 статьи 78 Лесного кодекса информация о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте торгов не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений и не менее чем за двадцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с частью 14 статьи 78 Лесного кодекса информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Частью 15 статьи 78 Лесного кодекса предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе:
1) об организаторе аукциона;
3) о предмете аукциона;
6) о месте, дате и времени проведения аукциона;
8) о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), размер которой не может превышать пять процентов начальной цены предмета аукциона;
10) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона
В соответствии с частью 5 статьи 850 Лесн6ого кодекса извещение о проведении аукциона в электронной форме помимо сведений, предусмотренных частью 15 статьи 78 настоящего Кодекса, должно содержать:
1) указание на то, что аукцион проводится в электронной форме;
2) сведения об электронной площадке, на которой размещена документация об аукционе.
Частью 6 статьи 80 Лесного кодекса определено, что проведение аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере.
АО «Сбербанк-АСТ» является оператором такой электронной площадки.
По пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации, в том числе о проведении аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Также по пункту 2 указанного Постановления регламент официального сайта утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Федеральной антимонопольной службой и применяется в целях функционирования официального сайта в части обеспечения проведения торгов в электронной форме и размещения информации и документов в соответствии с абзацами вторым, третьим, десятым, тринадцатым, двадцать вторым, двадцать девятым - тридцать первым подпункта "а" пункта 1 настоящего постановления начиная с 1 января 2022 г., а в части обеспечения проведения иных видов торгов и размещения иной информации и документов в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления - начиная с 1 октября 2022 г.
Так, приказом Казначейства России от 02.12.2021 N 38н "Об утверждении Регламента государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru" утвержден Регламент государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее – Регламент ГИС Торги), согласно которому, в том числе:
3. С использованием Официального сайта обеспечивается, в том числе:
а) формирование, обработка, хранение и предоставление информации и документов, содержащихся на Официальном сайте, в соответствии с настоящим Регламентом;
б) использование для подписания электронных документов усиленной квалифицированной электронной подписи;
г) формирование и размещение информации и документов в соответствии с настоящим Регламентом в случае, если размещение такой информации и документов на Официальном сайте предусмотрено законодательством Российской Федерации;
д) обмен электронными документами при проведении торгов, размещении информации;
ж) информационное взаимодействие с электронными площадками, перечень операторов которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2021, N 27, ст. 5179) (далее - электронные площадки);
4. С использованием Официального сайта обеспечивается информационное взаимодействие Официального сайта с электронными площадками, а именно:
а) предоставление с Официального сайта на электронные площадки информации о зарегистрированных на Официальном сайте путем информационного взаимодействия с ЕСИА уполномоченных лиц субъекта Официального сайта, указанных в пункте 13 настоящего Регламента, по состоянию на дату последнего обновления на Официальном сайте;
б) предоставление с Официального сайта на электронные площадки нормативно-справочной информации, информационных сообщений (извещений) и документации о проведении торгов, размещении информации, иной информации;
в) получение Официальным сайтом с электронных площадок предусмотренных законодательством Российской Федерации разъяснений документации о торгах, сведений о размещении информации о торгах, а также информации и документов, сформированных на электронной площадке при проведении торгов.
5. С использованием Официального сайта при его функционировании обеспечивается возможность формирования, подписания и размещения дополнительных документов и информации.
10. Размещение информации и документов в соответствии с настоящим Регламентом на Официальном сайте осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лицами, выполняющими функции и полномочия по формированию, подписанию и размещению таких информации и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом индивидуальные предприниматели вправе размещать информацию и документы в соответствии с настоящим Регламентом на Официальном сайте в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о проведении торгов.
Извещение о проведении аукциона в ГИС торги (на официальном сайте торгов) размещено 12.10.2022.
На ГИС торги размещено «Руководство пользователя. Формирование и размещение сведений о проведении торгов». Согласно данному руководству (пункты 2.1.3.1.1, 2.1.3.13.1) при создании извещения организатор торгов заполняет все поля карточки создания извещения, а также прикрепляет документы (извещение, документацию, форму заявки, проект договора, иное). При создании извещения о проведении торгов по продаже лесных насаждений в блоке «Условия проведения процедуры» необходимо заполнить следующие поля (Рисунок 571): ⎯ «Дата и время начала подачи заявок»; ⎯ «Дата и время окончания подачи заявок»; ⎯ «Дата рассмотрения заявок»; ⎯ «Дата и время начала проведения аукциона». Также заполняет блок «Документы» (в который прикрепляются документы, в том числе извещение).
Таким образом, в ГИС торги размещается извещение в виде экранной формы карточки извещения (электронная форма), а также прикрепляется извещение в виде отдельного документа.
Установлено, что в экранной форме карточки извещения в блоке «Условия проведения процедуры» дата и время начала проведения аукциона указано 03.11.2022 00.00, в прикрепленном файле извещения - дата и время начала проведения аукциона указано 03.12.2022 в 10.00.
На электронной площадке в экранной форме карточки извещения в блоке «Дата и время начала торговой сессии» указано 03.11.2022 00.00, в прикрепленном файле извещения дата и время начала проведения аукциона указано 03.12.2022 в 10.00.
Из пояснений Министерства следует, что при формировании извещения (в экранной форме карточки извещения) специалистом допущена техническая ошибка, некорректно назначено время проведения аукциона. Впоследствии время проведения аукциона с ГИС торги автоматически перешло на электронную площадку.
ООО «Лес-Торг» также как и заявитель подало заявку на участие в торгах по лотам №№ 5, 6. Оба допущены к участию в аукционе. Данные решения оформлены протоколами об определении участников от 01.11.2022 по лотам №№ 5, 6. В аукционе приняло участие только ООО «Лес-Торг» (что отражено в протоколах об итогах от 03.11.2022 по лотам №№ 5, 6). Заявитель не принял участие в аукционе, т.к. полагался на дату и время проведения аукциона 03.11.2022 в 10.00.
ООО «Лес-Торг» в письменных возражениях указало, что после допуска лиц к участию в аукционе в личный кабинет на электронной площадке таким участникам поступает информация об этом, а также информация о дате и времени проведения аукциона. Так в уведомлении было указано, что дата и время проведения аукциона – 03.11.2022 в 00.00.
Представитель ООО «Ресурc Лес» на рассмотрение жалобы в связи с этим пояснил, что ориентировался на время проведения аукциона, указанного в извещении (в прикрепленной форме), полагал, что аукционы проводятся в рабочее время, а указание времени 00.00 связано со сбоем в работе электронной площадке (такие сбои в работе электронной площадки ранее происходили).
Из пункта 6 части 15 статьи 78 Лесного кодекса не следует, что организатор может указать два времени проведения аукциона. Фактически в ГИС торги указано разное время проведения аукциона в 00.00 (в экранной форме карточки извещения) и в 10.00 (в прикрепленном документе извещения).
В связи с этим, у организатора имеется нарушение пункта 6 части 15 статьи 78 Лесного кодекса.
Указанные действия Министерства привели к сокращению участников в аукционе по лотам №№ 5, 6, к ущемлению прав и законных интересов заявителя на участие в аукционе по лотам №№ 5, 6. Указанное привело к тому, что заявитель не смог принять участие в аукционе по лотам №№ 5, 6.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
По пункту 3.1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: выдает:
а) организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
По письменной информации Министерства договоры по результатам торгов по лотам №№ 5, 6 не заключены.
С учетом выявленного нарушения Министерства и с учетом стадии торгов по лотам №№ 5, 6 внесении изменений в извещение в настоящее время относительно указания одного времени проведения аукциона не представляется возможным. В связи с этим в целях устранения нарушения необходимо выдать предписание об отмене протоколов об определении участников от 01.11.2022 по лотам №№ 5, 6, протоколов об итогах от 03.11.2022 по лотам №№ 5, 6, об аннулировании аукциона по лотам №№ 5, 6.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Ресурc Лес» обоснованной.
- Признать Министерство нарушившим пункт 6 части 15 статьи 78 Лесного кодекса в части указания в ГИС торги в экранной форме карточки извещения и в прикрепленном документе извещения разного времени проведения аукциона.
- Выдать аукционной комиссии Министерства предписание об отмене протоколов об определении участников от 01.11.2022 по лотам №№ 5, 6, протоколов об итогах от 03.11.2022 по лотам №№ 5, 6, Министерству – предписание об аннулировании аукциона по лотам №№ 5, 6.
Председатель Комиссии |
‹…› |
|
Члены Комиссии |
‹…› ‹…› |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.