Решение №01-109/6692 Решение по жалобе от 12 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

12 августа 2020 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-109/6692  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу вх. от 03.08.2020 № 3920 общества с ограниченной ответственностью «Поликом» (далее - ООО «Поликом», заявитель, общество) в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «РТРС») в лице филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми», касающуюся организации и проведения закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, «Строительство мобильного здания СЫКТЫВКАР», № закупки 32009337920 в единой информационной сети на сайте http://zakupki.gov.ru, далее – жалоба

в присутствии:

-<…> – представителя ООО «Поликом» по доверенности,

-<…> - представителя ФГУП «РТРС» по доверенности,

- <…> - представителя ФГУП «РТРС» по доверенности,

- <…>- представителя ФГУП «РТРС» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии в виде принятия решения о признании первой части заявки ООО «Поликом» несоответствующей требованиям закупочной документации.

По мнению заявителя, наличие в первой части заявки указания начальной (максимальной) цены договора не является ценовым предложением участника. Заявитель отмечает, что закупочная документация не содержит информацию о том, что указание начальной (максимальной) цены договора в первой части заявки является основанием для признания такой заявки несоответствующей требованиям.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС, утвержденное приказом РТРС от 19.12.2018 № 224 (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе.

Приказом филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» от 07.10.2019 № 127од, в редакции приказа филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» от 31.07.2020 № 82од, утвержден состав единой постоянно действующей закупочной комиссии филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» (далее – закупочная комиссия).

Полномочия ФГУП «РТРС» по осуществлению закупок и заключению договоров в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке без предварительного письменного согласия генерального директора ФГУП «РТРС» и/или его первых заместителей  переданы  филиалу РТРС «РТПЦ Республики Коми» доверенностью № 01-12/26 от 17.01.2019.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчиком закупки явилось ФГУП «РТРС», организатором – филиал РТРС «РТПЦ Республики Коми».

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Строительство мобильного здания СЫКТЫВКАР» от 21.07.2020 (далее – извещение), документация запроса предложений в электронной форме «Строительство мобильного здания СЫКТЫВКАР» (для субъектов малого и среднего предпринимательства), далее – закупочная документация, размещены в единой информационной системе 21.07.2020.

 

 

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно Положению о закупке:

4.1.1.3.1. Под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о конкурентной закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о конкурентной закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

6.4.2.1. Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме подается участником закупки на электронной площадке в форме электронных документов согласно требованиям, установленным разделом 4.5. Положения о закупке.

6.4.3.1. Оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие в запросе предложений в электронной форме не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, установленного в извещении об осуществлении запроса предложений в электронной форме, документации запроса предложений в электронной форме.

6.4.3.2. Комиссия по осуществлению закупок рассматривает первые части заявок на участие в запросе предложений в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией запроса предложений в электронной форме.

6.4.3.3. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и приложенных к ним документов комиссией по осуществлению закупок принимается решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в запросе предложений в электронной форме, участником запроса предложений в электронной форме или об отклонении заявки на участие в запросе предложений в электронной форме такого участника закупки в порядке и по основаниям, предусмотренным в документации запроса предложений в электронной форме.

6.4.3.4. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме комиссией по осуществлению закупок формируется протокол рассмотрения первых частей заявок, который должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 4.2.11. настоящего Положения о закупке, и который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии по осуществлению закупок. Протокол рассмотрения первых частей заявок размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня его подписания.

Согласно разделу 4.5 Положения о закупке:

4.5.1. Настоящий раздел устанавливает требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурентной закупке, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и которая проводится в соответствии с порядком, установленным главами 6, 12 настоящего Положения о закупке.

4.5.2. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

4.5.2.1. Не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке, а также о ценовом предложении участника закупки.

4.5.2.3. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

4.2.16. Заказчик отклоняет заявку на участие в конкурентной закупке, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в случае:

1) если в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме содержатся сведения об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении, либо, если во второй части заявки содержатся сведения о ценовом предложении;

2) несоответствия заявки участника конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса предложений в электронной форме единым квалификационным требованиям.

Согласно закупочной документации:

2.13. Заказчик отклоняет заявку на участие в закупке, Участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в случае:

1) если в первой части заявки на участие в закупке, содержатся сведения об Участнике закупки и сведения о ценовом предложении, либо, если во второй части заявки содержатся сведения о ценовом предложении;

2) несоответствия заявки Участника закупки единым квалификационным требованиям.

4.1. Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

4.1.1. Не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке сведений об Участнике закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке, а также о ценовом предложении Участника закупки.

4.2. Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

6.1. Оператор электронной площадки направляет Заказчику первые части заявок на участие в запросе предложений в электронной форме не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в закупке, установленного в извещении об осуществлении запроса предложений в электронной форме, документации запроса предложений в электронной форме.

6.2. Комиссия по осуществлению закупок рассматривает первые части заявок на участие в закупке на соответствие требованиям, установленным документацией запроса предложений в электронной форме.

6.3. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке и приложенных к ним документов комиссией по осуществлению закупок принимается решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме Участника закупки и о признании Участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, Участником запроса предложений в электронной форме или об отклонении заявки на участие в закупке такого Участника закупки в порядке и по основаниям, предусмотренным в документации о настоящей закупке.

6.4. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме комиссией по осуществлению закупок формируется протокол рассмотрения первых частей заявок и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии по осуществлению закупок.

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания на основании имеющихся материалов установлено следующее.

По протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений № 1829215, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 31.07.2020 на участие в закупке подано 8 первых частей заявок, 2 из которых признаны несоответствующими требованиям, в том числе и первая часть заявки заявителя № 4.

Первая часть заявки № 4 признана закупочной комиссией несоответствующей требованиям со следующим обоснованием решения: «Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Основание – п. 4.1.1. Документации о закупке. В первой части заявки участника на участие в закупке фигурирует Стоимость работ – ценовое предложение Участника.».

Согласно условиям закупочной документации, установленным в пунктах 4.1, 4.1.1, 4.2 заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом, не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке сведений о ценовом предложении Участника закупки.

В разделе III закупочной документации установлены образцы форм, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, в том числе установлена рекомендуемая форма первой части заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, согласно которой участнику закупки предлагается указать Описание предлагаемых к выполнению работ/оказанию услуг: _____________________(привести описание объекта закупки в соответствие с Разделом IV ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации запроса предложений в электронной форме).

Раздел IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» закупочной документации содержит описание объекта закупки, при этом закупочная документация не содержит требований к объёму, форме информации, представляемой участниками закупки в составе первых частей заявок по описанию объекта закупки.

В письме филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» исх. от 06.08.2020 № 07-11/1429 (вх. от 06.08.2020 № 3964) указано, что в связи с тем, что закупочной документацией не установлены требования к информации, представляемой участниками закупки по описанию объекта закупки в составе первых частей заявок, принимались первые части заявок и с подробным и с кратким описанием работ.

Как следует из жалобы и пояснений представителя заявителя, заслушанных в ходе рассмотрения жалобы, обществом в первой части заявки представлена заполненная рекомендуемая форма первой части заявки, содержащаяся в закупочной документации, при этом в качестве описания выполняемой работы в данную форму было скопировано техническое задание закупочной документации, в котором, в том числе указана информация о начальной (максимальной) цене договора.

Довод заказчика о том, что первая часть заявки заявителя была отклонена закупочной комиссией правомерно, в связи с тем, что в нарушение пункта 4.1.1 закупочной документации содержала ценовое предложение участника, что в силу пункта 2.13 закупочной документации являлось основанием для отклонения заявки, является необоснованным в связи со следующим.

В строке 16 «Стоимость работ» раздела IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» закупочной документации указано: «Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 039 135,00 руб. (Четыре миллиона тридцать девять тысяч сто тридцать пять рублей 00 копеек).», что соответствует пункту 5 раздела II «Информационная карта запроса предложений в электронной форме», содержащего сведения о начальной (максимальной) цене договора, и извещению.

Первая часть заявки ООО «Поликом» № 4 представлена по рекомендуемой форме, установленной в разделе III «Образцы форм, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений в электронной форме» закупочной документации. В составе первой части заявки ООО «Поликом» № 4 обществом представлено описание предлагаемых к выполнению работ/оказанию услуг в соответствии с Разделом IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» закупочной документации, которое содержит, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора.

Вместе с тем, в ходе обзора первой части заявки ООО «Поликом» № 4, анализа положений закупочной документации не следует, что обществом представлено ценовое предложение, которое представляется по форме, установленной разделом III «Образцы форм, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений в электронной форме» закупочной документацией, в составе первой части заявки ООО «Поликом» № 4 указаны только сведения о начальной (максимальной) цене договора.

Запрет на указание участниками закупки в первой части заявки сведений о начальной (максимальной) цене договора в закупочной документации отсутствует. Основание для отклонения закупочной комиссией первой части заявки в связи с указанием в ней сведений о начальной (максимальной) цене договора в закупочной документации не содержится. Заказчиком доказательства обратного не представлены.

Следовательно, первая часть заявки ООО «Поликом» № 4 соответствует требованиям закупочной документации.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

ФГУП «РТРС» в лице закупочной комиссии филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» к участнику закупки – ООО «Поликом» предъявлено иное требование, которое не указано в документации о закупке, - в части невозможности указания в первой части заявки ООО «Поликом» № 4 сведений о начальной (максимальной) цене договора.

Таким образом, действия ФГУП «РТРС» в лице филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» в части:

- предъявления иного требования, которое не указано в документации о закупке, - в части невозможности указания в первой части заявки ООО «Поликом» № 4 сведений о начальной (максимальной) цене договора;

- принятия решения, оформленного протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений № 1829215, о признании первой части заявки ООО «Поликом» № 4 не соответствующей требованиям закупочной документации противоречат требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 4.2.16, 6.4.3.2, 6.4.3.3 Положения, пунктов 2.13, 6.2, 6.3 закупочной документации.

Согласно справке, представленной письмом филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» исх. от 06.08.2020 № 07-11/1429, договор по результатам закупки не заключен.

Исходя из вышеизложенного, учитывая характер допущенного нарушения, подлежит выдаче предписание об устранении нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу обоснованной.

2. Признать ФГУП «РТРС» в лице филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» нарушившим часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункты 4.2.16, 6.4.3.2, 6.4.3.3 Положения, пункты 2.13, 6.2, 6.3 закупочной документации в части предъявления иного требования, которое не указано в документации о закупке, - в части невозможности указания в первой части заявки ООО «Поликом» № 4 сведений о начальной (максимальной) цене договора; в части принятия решения, оформленного протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений № 1829215, о признании первой части заявки ООО «Поликом» № 4 не соответствующей требованиям закупочной документации.

3. Выдать ФГУП «РТРС» в лице филиала РТРС «РТПЦ Республики Коми» предписание об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений № 1829215, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 31.07.2020.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

                                                 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны