Решение (комиссия) №ОД/7891/23 Решение от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-1062/2023

20 декабря 2023 года                                                                                                     № РНП-11-244

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения Республики Коми «Койгородское лесничество» (далее - ГУ РК «Койгородское лесничество») от 13.12.2023 № 030720000190000001 (вх. от 13.12.2023 № 9074/23, № 9072-ЭП/23) о рассмотрении вопроса о включении информации об индивидуальном предпринимателе <...> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 17.07.2023 № 01 (реестровый номер 2111100006123000001), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по проведению рубок ухода в молодняках (осветление, прочистки) на землях лесного фонда Койгородского лесничества Республики Коми», извещение № 0307200030623001768 (далее - контракт, обращение, закупка),

при участии в заседании:

-<...>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 15.12.2023,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГУ РК «Койгородское лесничество» представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ГУ РК «Койгородское лесничество», индивидуальный предприниматель надлежащим образом о дате и времени, месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГУ РК «Койгородское лесничество» письмом от 14.12.2023 № 295 (вх. от 15.12.2023 № 9146-ЭП/23, от 19.12.2023 № 9238/23) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов, а также заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя.

Индивидуальным предпринимателем письмом от 19.12.2023 № 19 (вх. от 19.12.2023 № 9252-ЭП/23) в материалы обращения представлены письменные возражения относительно доводов заказчика, изложенных в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также копии документов в обоснование своей позиции.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителя индивидуального предпринимателя, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки явилось ГУ РК «Койгородское лесничество».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 313 279,00 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 22.06.2023.

2. По результатам закупки, на основании протокола подведения итогов определения подрядчика от 06.07.2023 №ИЭА1, ГУ РК «Койгородское лесничество» (заказчик) с индивидуальным предпринимателем (подрядчик) 17.07.2023 заключен контракт.

Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 3.1, 4.1, 4.3 контракта: «Заказчик поручает Подрядчику выполнить работы по проведению рубок ухода в молодняках (прочистки) на землях лесного фонда Койгородского лесничества Республики Коми (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по проведению рубок ухода в молодняках (прочистки) на землях лесного фонда Койгородского лесничества Республики Коми (далее - Техническое задание) (приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

 

Виды, состав и содержание работ, объемы и сроки выполнения работ по контракту определены Техническим заданием.

Место выполнения работ: Лесной фонд н в границах Койгородского лесничества Республики Коми.

Конкретное место выполнения работ указано в Техническом задании на выполнение работ по проведению рубок ухода в молодняках (прочистки) на землях лесного фонда в границах Койгородского лесничества Республики Коми (приложение № 1 к контракту).

Срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 31 октября 2023 года.

Заказчик контролирует выполнение работ, осуществляет приемку выполненных объемов работ, производит оплату принятых по контракту работ.

Подрядчик обеспечивает выполнение работ в полном объеме в соответствии с настоящим контрактом, Техническим заданием, а также с проектами ухода за лесами, в сроки, указанные в контракте.

Цена контракта составляет 847 103,48 (восемьсот сорок семь тысяч сто три) рубля 48 копеек (НДС не облагается).

В цену контракта включены все расходы, связанные с исполнением контракта, в том числе уплата налогов, сборов и других обязательных платежей.

Подрядчик выполняет работы в строгом соответствии с условиями настоящего Контракта, Технического задания.

Сдача и приемка выполненных работ производится по этапам в соответствии с условиями настоящего Контракта, Технического задания.

Подрядчик представляет Заказчику по окончанию выполненных работ акт выполненных работ, соответствующий требованиям Технического задания».

Таблица 1 приложения № 1 к контракту содержит Перечень участков для выполнения работ по рубкам ухода за лесом в молодняках (осветления, прочистки) на землях лесного фонда в границах Койгородского лесничества Республики Коми:

 

Лесничество

Участковое лесничество

Вид ухода

квартала

выделов

Площадь, га

 

Койгородское

Палаузское

прочистки

64

1, 11

37,0

Койгородское

Гривенское

прочистки

356

14, 15, 16

25,0

Всего

62,0

 

По подпунктам 5.1.1-5.1.7 пункта 5.1 контракта: «Подрядчик обязан:

-Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, Техническим заданием.

-В случае приостановки работ по любой причине (кроме распоряжения Заказчика) Подрядчик должен немедленно уведомить Заказчика. Подрядчик также должен заблаговременно уведомить Заказчика о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ.

-Немедленно письменно предупредить Заказчика о наличии не зависящих от Подрядчика обстоятельств, грозящих годности результатов работ, создающих невозможность завершения работ в срок.

-Устранить выявленные Заказчиком замечания в работах, недоделки, низкое качество работ в сроки, установленные Заказчиком за собственный счет.

-Соблюдать действующие правила пожарной безопасности в лесах, технику безопасности и охрану окружающей среды при проведении работ;

-При выполнении работ Подрядчик обязан соблюдать общие требования к технологии и качеству выполнения работ по рубкам ухода в молодняках (осветления, прочистки), требования техники безопасности, пожарной безопасности и лесного законодательства.

-В случае мотивированного отказа Заказчика от приемки работ доработать их с учетом замечаний Заказчика».

Согласно пунктам 11.1, 11.5 контракта: «Настоящий контракт вступает в силу с даты подписания Сторонами и действует по 30 ноября 2023 года, а в части оплаты - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России материалов обращения установлено, в том числе, следующее.

Заказчик - ГУ РК «Койгородское лесничество» посредством электронной почты 19.07.2023, 19.10.2023, 31.10.2023 уведомлял подрядчика о необходимости принятия мер по надлежащему исполнению обязательств по контракту.

Заказчиком - ГУ РК «Койгородское лесничество» в адрес индивидуального предпринимателя направлено письмо от 28.11.2023 № 259, в котором указано об окончании срока действия контракта 30.11.2023, о необходимости принятия срочных мер по надлежащему и полному выполнению обязательств по контракту, о необходимости в срок до 30.11.2023 сдать выполненные работы по контракту.

Индивидуальный предприниматель в ответ на письмо заказчика от 28.11.2023 № 259 письмом от 28.11.2023 № 21 гарантировал заказчику исполнение контракта в полном объеме и качественном исполнении, с задержкой, обусловленной неблагоприятными погодными условиями.

Заказчиком - ГУ РК «Койгородское лесничество» 01.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту (работы выполнены не в полном объеме) и нарушения сроков выполнения работ.

Решение заказчика от 01.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе 01.12.2023, поступило индивидуальному предпринимателю в соответствии с требованиями пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 01.12.2023.

Таким образом, надлежащее уведомление индивидуального предпринимателя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 01.12.2023.

Индивидуальный предприниматель в ответ на решение заказчика от 01.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта в письме от 09.12.2023 № 26 просил заказчика продлить срок действия контракта в связи с невозможностью выполнения работ по контракту в связи с неблагоприятными погодными условиями осени 2023, также указал, что заявленные в проекте заказчика данные не соответствуют действительности: по факту запас вырубаемой древесины намного превышает запасы, указанные в проекте, что также повлияло на сроки выполнения работ по контракту, уведомил, что от исполнения контракта не отказывается, что оплатил начисленные штрафы и пени в полном объеме.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 12.12.2023.

Согласно материалам обращения, заказчик определил дату расторжения контракта - 12.12.2023.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено ГУ РК «Койгородское лесничество» в Коми УФАС России 13.12.2023, что соответствует части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям о контракте из реестра контрактов стоимость исполненных подрядчиком обязательств по контракту - 487 767,64 руб. при цене контракта 847 103,48 руб., фактически оплачено заказчиком 487 767,64 руб.

ГУ РК «Койгородское лесничество» в письме от 14.12.2023 № 295 (вх. от 15.12.2023 № 9146-ЭП/23, от 19.12.2023 № 9238/23) указало, что на 01.11.2023 исполнение контракта составило 40,3% - 25 га на сумму 341 573, 98 руб., на дату - 06.12.2023 исполнение контракта составило 57,6% - 35,7 га на сумму 487 767, 64 руб.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Такими недобросовестными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом а) пункта 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении, в том числе приняты во внимание письменные пояснения заказчика, индивидуального предпринимателя, представленные ими документы, учтена и проанализирована вся переписка между заказчиком и подрядчиком по вопросу исполнения контракта, имеющаяся в материалах обращения.

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности контрольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, намеренное уклонение от его исполнения.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно письменным пояснениям индивидуального предпринимателя, приведенным в письме от 19.12.2023 № 19 (вх. от 19.12.2023 № 9252-ЭП/23), устным доводам представителя индивидуального предпринимателя, данным в ходе заседания по рассмотрению обращения, индивидуальный предприниматель имел намерение выполнить обязательства по контракту в полном объеме и в установленный контактом срок, вместе с тем, выполнению обязательств по контракту в полном объеме препятствовали неблагоприятные погодные условия, а также некорректные данные проекта ухода за лесами, не соответствующие фактическим данным.

В подтверждение указанных доводов индивидуальным предпринимателем в материалы обращения представлены, наряду с прочим:

-справочная информация филиала ФГБУ «Северное УГМС «Коми ЦГМС» от 18.12.2023 № 306/02/08-17/228 о погодных условиях за период с сентября по ноябрь 2023 по данным метеостанции Койгородок, ближайшей к территории ГУ «Койгородское лесничество» Республики Коми, содержащей, наряду с прочим, информацию: «В октябре и ноябре сумма осадков превысила обычные значения на одну треть - 123-136% нормы. Недобор осадков отмечался в сентябре.

Число дней с осадками в каждом месяце было от 11 до 28. В каждом месяце отмечались неблагоприятные гидрометеорологические явления (туман, метель, порывы ветра 12 м/с и более) - явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и могут нанести материальный ущерб. РД 52.04.563-2013г.

Таким образом, погодные условия в сентябре - ноябре 202З г. (избыточное тепло и влага) отрицательно повлияли на состояние грунтовых дорог заболоченных почв;

-экспертное заключение ООО «Бюро гарантии и консалтинга» от 16.12.2023 № 14 на предмет соответствия проекта лесовосстановления заказчика с данными натурного обследования Койгородского лесничества, Палаузское участковое лесничество, согласно которому данные таксационных показателей в проекте не соответствуют натурному обследованию, занижены на 30-40% (диаметры по породам вырубаемой древесины, высота по породам вырубаемой древесины - не соответствуют проекту).

Индивидуальный предприниматель указал о готовности завершить работы по контракту после наступления благоприятных погодных условий с уплатой всех неустоек, уведомил о добровольной оплате всех неустоек, выставленных заказчиком, в подтверждение своей добросовестности при исполнении контрактов указал о выполнении надлежащим образом в 2023 году 6 государственных контрактов, заключенных по результатам закупок, осуществленных по Закону о контрактной системе и 3 контрактов, заключенным по закупкам по Федеральный закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Согласно устным доводам представителя индивидуального предпринимателя, данным в ходе заседания по рассмотрению обращения, устранение в зимний период нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не представилось возможным.

Указанный довод подтверждается письмом ГУ РК «Койгородское лесничество» от 14.12.2023 № 295 (вх. от 15.12.2023 № 9146-ЭП/23, от 19.12.2023 № 9238/23), в котором указано, наряду с прочим, что дальнейшее предоставление срока на исполнение контракта не имело смысла, так как в связи со значительным снежным покровом и крайне низкими температурами исполнение рубок ухода в молодняках ручным инструментом в декабре 2023 года стало физически невозможным.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения обращения, усматривает, что индивидуальным предпринимателем принимались меры по исполнению условий контракта (выполнение работ начато в срок, выполнено больше половины работ), индивидуальным предпринимателем добровольно оплачены начисленные заказчиком неустойки (требование № 271 от 04.12.2023 - платежное поручение № 20 от 07.12.2023; требование № 267 от 01.12.2023 - платежное поручение № 21 от 07.12.2023; требование № 287 от 11.12.2023 - платежное поручение № 9 от 14.12.2023).

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что индивидуальный предприниматель допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

ГУ РК «Койгородское лесничество» в письме от 14.12.2023 № 295 (вх. от 15.12.2023 № 9146-ЭП/23, от 19.12.2023 № 9238/23) в адрес Коми УФАС России указало об отсутствии негативных последствий, в том числе ущерба, для заказчика в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, в том числе, наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте в) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны подрядчика мер для надлежащего исполнения условий контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать ГУ РК «Койгородское лесничество» во включении информации об индивидуальном предпринимателе <...>, ИНН <...>, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 17.07.2023 № 01 (реестровый номер 2111100006123000001), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по проведению рубок ухода в молодняках (осветление, прочистки) на землях лесного фонда Койгородского лесничества Республики Коми», извещение № 0307200030623001768.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ РК «Койгородское лесничество» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещению в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-5764

 

 

Связанные организации

ГУ "Койгородское лесничество" Минприроды Республики Коми
ИНН 1111000061, ОГРН 1021100997576
Шабалина Лолита Константиновна
ИНН , ОГРН