Решение №РНП-11-09 - от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Через Единую информационную систему:

 

1) Комитет Республики Коми

гражданской обороны

и чрезвычайных ситуаций

 

2) Индивидуальному предпринимателю

<…..>

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 17 января 2023 года

 

 

 

                          № РНП-11-09

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <…..>, председателя Комиссии; <…..>, члена Комиссии; <…..>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение, поступившее 10.01.2023 через официальный сайт Единой информационной системы (https://zakupki.gov.ru) от Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций № 010720000500000001 (вх. № 48э. от 10.01.2023) о включении информации об индивидуальном предпринимателе <…..> (далее – ИП <…..> А.И., индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 05.12.2022 № 14/2022, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона «Поставка дизельных тепловых пушек», извещение № 0307200030622002792,

при участии в рассмотрении обращения путем проведения очного заседания с использованием видео-конференц-связи:

- <…..> - представителя Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, по доверенности <…..>;

- индивидуального предпринимателя <…..>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 05.12.2022 № 14/2022 на поставку дизельных тепловых пушек, заключенного с индивидуальным предпринимателем по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона согласно извещению по закупке № 0307200030622002792 (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, индивидуальный предприниматель надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

  В связи с поступившим от индивидуального предпринимателя ходатайством от 16.01.2023 № 15 о рассмотрении обращения в режиме видео-конференц-связи, заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению указанного выше обращения проведено в формате видео-конференц-связи.

            Комиссией Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителя Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и индивидуального предпринимателя, установлены нижеследующие обстоятельства.

1. 10.11.2022 Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030622002792 (далее – ЕИС).

Объект закупки – «Поставка дизельных тепловых пушек».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 200 000.00 руб.

Источником финансирования закупки являлись собственные средства учреждения.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.11.2022 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 18.11.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 22.11.2022.

По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2022 №ИЭА1, победителем электронного аукциона был признан участник закупки с порядковым номером № 123 (ИП <…..> А.И.), заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

ИП <…..>ым А.И. была предложена цена контракта - 137 000,00 рублей, что на 31,5% ниже начальной(максимальной) цены контракта.

2. 05.12.2022 между Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и индивидуальным предпринимателем заключен государственный контракт № 14/2022 на поставку дизельных тепловых пушек (реестровый номер контракта в ЕИС 2110146121822000016) (далее – государственный контракт).

Государственным контрактом установлены следующие условия его исполнения: «

1.1. Поставщик обязуется поставить дизельные тепловые пушки (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

2.1. Цена Контракта составляет 137 000,00 (Сто тридцать семь тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.

3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, пст. Язель, комплекс строений № 21/11 (далее – место доставки) со дня заключения контракта и до 15 декабря 2022 года.

Поставщик не позднее, чем за 3 календарных дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.

3.2. При исполнении контракта Поставщик:

1) после поставки товара формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, информацию о Поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ, единицу измерения поставленного товара;

б) наименование поставленного товара;

в) наименование страны происхождения товара;

г) информацию о количестве поставленного товара;

д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара;

е) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ;

2) к документу о приемке, предусмотренному подпунктом 1) пункта 3.2 настоящего контракта, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная подпунктом 1) пункта 3.2 настоящего контракта информация, содержащаяся в документе о приемке;

3) датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.

3.4. В срок, не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3.2. настоящего контракта и получения экспертного заключения, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ) осуществляет одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;

б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

3.5. Датой поступления Поставщику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик.

3.6. В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.8. Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.

3.9.  Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с пунктом 3.2. настоящего контракта, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Поставщика, Заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.

4.1. Поставщик обязан:

4.1.1. поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией;

4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;

4.2. Поставщик вправе:

4.2.5. по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4.3. Заказчик обязуется:

4.3.1. обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом;

4.3.2. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика;

4.3.3. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта Заказчик с использованием единой информационной системы сформировать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписать его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и разместить такое решение в единой информационной системе;

4.4. Заказчик вправе:

4.4.1. требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту;

4.4.2. требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода;

4.4.6.  отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям Контракта;

4.4.7. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;

5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

6.3. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения Контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения Контракта) и фактически исполненных Поставщиком.

10.1. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы в сфере закупок путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.

10.2. В случае если совокупный объем электронных уведомлений, предусмотренных п. 10.1. Контракта, направляемых в отношении одного контракта, превышает установленный постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 150 мегабайт для каждой из Сторон такого контракта, то при превышении такого объема обмен информацией и документами осуществляется без использования единой информационной системы в письменной форме путем направления уведомлений Почтой России с уведомлением о вручении.

11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

11.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

12.1. Во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

12.4. Изменение условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15.1. Неотъемлемой частью настоящего Контракта является следующее приложение: спецификация.».

3. Согласно спецификации, являющейся приложением к государственному контракту, поставщик взял на себя обязательства поставить заказчику товар, в том числе со следующими характеристиками:

п/п

Наименование товара

Наименование страны происхождения товара; номер реестровой записи (при наличии)

Характеристики товара

 

Ед. изм.

Количество

Наименование характеристики

Значение характеристики

1

2

3

4

5

6

7

1.

 

дизельная тепловая пушка BRAIT BR-36AW

 

 

 

Китай

 

Объем

топливного бака, л

 

 

Способ нагрева тепловой пушки

 

 

 

38

 

 

Непрямого

нагрева

шт.

5

Согласно пояснениям представителя заказчика, изложенным на заседании Комиссии Коми УФАС России, в срок (до 15.12.2022), предусмотренный государственным контрактом, индивидуальным предпринимателем взятые на себя обязательства по поставке товара (тепловые пушки, 5 шт.) в полном объеме не исполнены.

Уведомление, предусмотренное п. 3.1. государственного контракта о времени и дате доставки товара в место доставки, индивидуальным предпринимателем в адрес заказчика направлено не было, в материалах обращения отсутствует, сторонами не представлено.

Из материалов обращения усматривается, что заказчиком в адрес индивидуального предпринимателя направлена претензия от 16.12.2022 № 3701-02-35, касающая невыполнения ИП <…..>ым А.И. обязательств по государственному контракту.

Вышеуказанной претензией заказчик также уведомил поставщика о факте удержания неустойки(пени) по такому контракту в связи с просрочкой обязательств по поставке товара.

При проведении заседания Комиссии Коми УФАС России сторонами было подтверждено, что поставка товара состоялась.

Однако товар был поставлен за пределами срока определенного государственным контрактом и количество поставляемого товара не соответствовало количеству, установленному спецификацией такого контракта.

Заказчиком было пояснено, что 16.12.2022 на склад заказчика доставлены тепловые пушки в количестве трех штук, тогда как госудасртвенным контрактом предусматривалась поставка пяти тепловых пушек.

Комиссия Клми УФАС России считает необходимым отметить, что в силу пп. 1) п. 3.2. государственного контракта индивидуальный предприниматель должен был после поставки товара сформировать с использованием ЕИС, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и разместить в ЕИС документ о приемке товара.

Вместе с тем, при исследовании сведений, содержащихся в ЕИС, Комиссией Коми УФАС России было установлено, что индивидуальным предпринимателем только 26.12.2022 был размещен, подписанный ЭЦП документ о приемке - Счет-фактура № 1953 от 26.12.2022, несмотря на частичную поставку товара 16.12.2022.

При приемке трех тепловых пушек, поставленных индивидуальным предпринимателем,  было выявлено несоответствие поставленного товара и товара, обозначенного в спецификации к государственному контракту, а именно в поставленном ИП <…..>ым А.И. товаре объем топливного бака тепловой пушки составлял 36 литров, тогда как спецификацией к государственному был определен объем такой пушки – 38 литров; способ нагрева поставленных тепловых пушек – прямой нагрев, тогда как спецификацией к государственному контракту был определен способ – непрямого нагрева.

В подтверждение вышеуказанного, заказчиком для обозрения в день заседания Комиссии Коми УФАС России было представлено руководство по эксплуатации дизельной тепловой пушки прямого нагрева, которое направлялось в комплекте с каждой тепловой пушкой, поступившей заказчику. Копия указанного руководства также была представлена в материалы обращения.

Вышеуказанные несоответствия были изложены заказчиком в претензии от 20.12.2022 № 3731-02-35, направленной индивидуальному предпринимателю, а также указанной претензией поставщику было предложено заменить поставленный товар, на товар соответствующий условиям государственнного контракта и поставить такой товар в полном объеме, то есть в количестве 5 штук. Также в претензии от 20.12.2022 № 3731-02-35 было указано, что в случае непоставки в срок до 26.12.2022  товара согласно условиям государственного контракта,  заказчик будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

 21.12.2022 индивидуальный предприниматель направил в адрес заказчика письмо № 1/12, со своей позицией относительно несоответствия характеристик и количества поставленного им товара по государственному контракту, согласно которой: «Согласно результатам аукциона №0307200030622002792 от 10.11.2022г, Индивидуальный предприниматель <…..>, был признан заказчиком (Комитет Республики Коми Гражданской Обороны и Чрезвычайных Ситуаций) победителем – как в ходе торгов (предложивший выгодную цену), так и при проверке вторых частей (соответствие товара в заявке техническим данным, требуемым заказчику).

Нами в заявке на участие была предложена тепловая пушка BRAIT BR-36AW, страна производитель Китай.

В претензии указано, что у данной пушки не соответствует объем бака:

По техническому заданию требуется 38 литров. В претензии указано, что 36 литров (несоответствие).

Согласно официальному сайту производителя (дистрибьютору и брендо-обладателю) https://fdbrait.ru/, объем бака составляет 38 литров. Так же согласно инструкции, размещенной на официальном сайте - объем бака 38 литров.

По техническому заданию, способ нагрева требуется не прямой. У предложенной нами пушки, прямой – данное несоответствие признаем. Техническая ошибка.

Но согласно вторым частям, наша заявка была признана соответствующей и нами был предложен конкретный товар, а далее был заключен государственный контракт №14/2022 от 05.12.2022г (реестровый номер контракта 2110146121822000016) на конкретный товар так же (тепловая пушка BRAIT BR-36AW).

После подписания государственного контракта, Индивидуальный предприниматель <…..>  начал поставку товара, согласно заявке, на участие и согласно государственному контракту.

Три из пяти тепловых пушек были доставлены госзаказчику 16.12.2022г. Еще две пушки были куплены и стояли на отгрузке в ближайшие дни (копии платежных поручений имеются в подтверждение – 3 шт. оплачены 07.12.2022, 2 шт. оплачены 15.12.2022). Согласно госконтракту, поставка до 15.12.2022года. За просрочку поставки госзаказчик имеет право выставить пени.

Со своей стороны, хотим дать пояснение по просрочке сроков поставки: в связи с проведением СВО, тепловые пушки массово выкуплены для обогрева помещений, в которых расположены мобилизованные граждане на территории РФ. Поставки новых партий стоят под вопросом у поставщиков, в связи со сложностью ситуации экономической и логистической.

Считаем, что нами был нарушен только срок поставки (просрочка). По вторым частям наш товар был признан соответствующим. В связи с чем исполнение контракта на данный момент считаем выполненным частично. Вторую часть товара держим в резерве у поставщика, не доставляем госзаказчику, так как возникла спорная ситуация.».

Аналогичная позиция была озвучена индивидуальным предпринимателем на заседании Комиссии Коми УФАС России, из которой следовало, что им как участником заукупки изначально в заявке был предложен товар характеристики которого по его мнению не соответствовали характеристикам, заявленным заказчиком в извещении и входящего в его состав документов о проведении электронного аукциона, в связи с чем, у заказчика отсутствовали основания допускать его заявку до участия в закупке и в дальнейшем до заключения государственного контракта.

Комиссия Коми УФАС России не согласна с позицией индивидуального предпринимателя, по следующим основаниям.

Согласно документу «I. Описание объекта закупки (3)» (приложение к извещению о проведении электронного аукциона) характеристики товара были следующие:

Наименование товара

Наименование характеристики

Значение характеристики или наличие функции

Ед .измерения

 

Количество

дизельная тепловая пушка

Объем* топливного бака, л

Не менее 24

 

Шт.

5

Способ нагрева тепловой пушки

Непрямого нагрева

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России объявлялся перерыв в заседании, в целях предоставления индивидуальным предпринимателем, в том числе копии своей заявки, поданной на участие в электронном аукционе.

Из заявки индивидуального предпринимателя следует, что в заявке им был предложен товар со следующими характеристиками:

Наименование товара

Наименование характеристики

Ед .измерения

 

Количество

Значение характеристики или наличие функции

Дизельная тепловая пушка BRAIT BR-36A W Китай

Объем* топливного бака, л

 

Шт.

5

38

Способ нагрева тепловой пушки

Непрямого нагрева

Таким образом, характеристики предложенного в заявке индивидуальным предпринимателем товара соответствовали требованиям заказчика.

Из вышеизложенного следует, что в силу требований законодательства о контрактной системе у аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона отсутствовали основания для признания заявки индивидуального предпринимателя несоответствующей.

Действующее законодательство не обязывает заказчика проверять достоверность представленных участниками сведений в заявке.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Довод индивидуального предпринимателя о том, что заказчик не должен был признавать его заявку соответствующей и допускать до заключения контракта в связи с указанием в заявке наименования производителя предлагаемого товара (с информацией о котором заказчик мог ознакомиться в сети «Интернет») несостоятелен, поскольку информация, предоставленная на официальных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не относится к официальным данным; характеристики товаров, указанные, в том числе, и на официальных сайтах производителей товара, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие производственной необходимости и иных обстоятельств.

Данная позиция согласуется с позицией Минэкономразвития России (письмо от 17.02.2016 № ОГ-Д28-1746).

 Из действий индивидуального предпринимателя усматривается недобросовестное поведение, в том числе по отношению к заказчику уже со стадии проведения электронного аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащейся в письме от 19 августа 2016 г. № Д28и-2196 государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.

Полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).

Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России не усматривает выполнение действий по надлежащему исполнению контракта, предусмотренных, в том числе ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе.

4. Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.

В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении государственного контракта другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Заказчиком – Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций 27.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в связи с нарушением поставщиком условий государственного контракта, в части поставки товара, и характеристик товара несоответствующих характеристикам, обозначенным в спецификации к такому контракту (далее – решение от 27.12.2022).

Решение заказчика 27.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено в ЕИС 27.12.2022.

Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 27.12.2022.

Следовательно, с учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 27.12.2022 - дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Основания, послужившие причиной принятия заказчиком решения от 27.12.2022, в течение 10-ти дневного срока устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, решение от 27.12.2022 заказчиком не было отменено.

Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком ИП <…..>а А.И. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта – 06.01.2023 (в соответствии с производственным календарем за 2023 год – выходной день).

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта – 10.01.2023.

Согласно материалам обращения, заказчик определил дату расторжения          государственного контракта – 09.01.2023.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что неверный расчет заказчиком даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта (09.01.2023 вместо 10.01.2023) не относится к нарушениям заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, а также не  является основанием для невключения информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку из материалов обращения не следует, что  индивидуальным предпринимателем до  09.01.2023 предпринимались попытки устранения нарушений условий государственного контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта, и представило заказчику соответствующую информацию.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, направления его поставщику и размещения в ЕИС, не установлено.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении, учтена и проанализирована вся переписка между Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и индивидуальным предпринимателем по вопросу исполнения государственного контракта, а также учтены доводы и позиция, изложенные сторонами на заседании.

5.  Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Действия индивидуального предпринимателя, выразившиеся в неисполнении условий государственного контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение государственного контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий такого контракта, либо по вине третьих лиц, ИП <…..>ым А.И. также не предоставлено, в материалах обращения отсутствуют.

В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.

Согласно п. 15 Правил № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил № 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.

При этом, Комиссией Коми УФАС России установлено:

а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В действительности индивидуальным предпринимателем не было доказано принятие мер для надлежащего исполнения государственного контракта, представленный в материалы обращения ИП <…..>ым А.И. «скриншот» электронного письма с темой «вопрос по технике», направленного от менеджера по закупкам, а также ООО «ЭВОС», ООО «Воспомторг», ИП <…..> И.М. по адресу электронной почты mail@fdbrait.ru по мнению Комиссии Коми УФАС России не подлежит оценке в качестве доказательства обратного.

Копии счетов, представленных индивидуальным предпринимателем в материалы обращения, от 07.12.2022 № 98 об оплате трех тепловых пушек brait BR-36AW и от 15.12.2022 № 100 об оплате двух тепловых пушек brait BR-36AW, также не могут быть приняты в качестве мер надлежащего исполнения государственного контракта, поскольку тепловые пушки brait BR-36AW, не соответствуют характеристикам товара, определенным спецификацией к государственному контракту.

Из материалов обращения не следует, что индивидуальным предпринимателем в срок до 15.12.2022 были исполнены, взятые на себя обязательства по государственному контракту и устранены нарушения условий контракта до 26.12.2022, послуживших основанием для принятия заказчиком решения от 27.12.2022.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, индивидуальным предпринимателем допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, разделом III Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить представленную Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций информацию в отношении индивидуального предпринимателя <…..>а (ИНН: <…..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 05.12.2022 № 14/2022, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на поставку дизельных тепловых пушек, извещение № 0307200030622002792, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя <…..>а  в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций нарушения, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не подтверждены.

 

           Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <…..>

 

 

Члены комиссии                                                                                                       <…..>

                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                    <…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны