Решение №01-109/199 решение от 15 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

10 января 2019 года

 

г. Сыктывкар

                             

                 № 01-109/199

 

                                                                                      

                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 24.12.2019 № 388 (вх. от 24.12.2019 № 5569-э) общества с ограниченной ответственностью ТД «ТрейдГрупп» (ИНН 5402576185, ОГРН 1145476060949, далее – ООО ТД «ТрейдГрупп», заявитель) в отношении заказчика – акционерное общество «Коммунальник» (ИНН 1112005577, ОГРН 1051100860557, далее – АО «Коммунальник», заказчик), организатора – акционерное общество «Коми тепловая компания» (ИНН 1101205461, ОГРН 104110012682, далее - АО «Коми тепловая компания», организатор) касающуюся организации и проведения закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд АО «Коммунальник», номер извещения 31908628166 в единой информационной системе (далее – закупка, жалоба),

в присутствии:

-<…>– представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Перечень случаев, по которым любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, указан в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Нарушения заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции к данным случаям не отнесены. В связи этим, жалоба в части возможных нарушений заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в данной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

Заявителем обжалуется установленное в документации требование о наличии у потенциального участника конкурса уставного капитала в размере не менее 13 325 500 рублей, что, по мнению заявителя, нарушает принцип недопустимости ограничения конкуренции, определенный частью 1 статьи 3 Закона о закупках, устанавливает антиконкурентные барьеры для участия в торгах всех заинтересованных лиц, намеренно ограничивает круг потенциально способных исполнить условия договора, заключаемого по результатам торгов.

В жалобе указано, что требование о минимальном размере уставного капитала в размере не менее 13 325 500 рублей ограничивает возможность участия в торгах субъектов малого и среднего предпринимательства, что противоречит Закону о закупках.

Заявитель отмечает, что ООО ТД «ТрейдГрупп» на протяжении последних трех лет является добросовестным поставщиком угля для нужд АО «Коммунальник» в объемах, соизмеримых с объемами поставки, предусмотренными конкурсной документацией.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник», утвержденное Советом директоров АО «Коммунальник» от 27.12.2018 (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе 28.12.2018.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом открытого конкурса.

Заказчиком закупки явилось АО «Коммунальник», организатором АО «Коми тепловая компания».

Извещение № 35к19 о проведении открытого конкурса (далее – извещение), конкурсная документация на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд АО «Коммунальник» (далее - конкурсная документация) размещены в единой информационной системе 06.12.2019.

 

 

 10.12.2019 в единой информационной системе размещены измененные извещение и конкурсная документация.

Согласно пункту 7 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлена начальная (максимальная) цена договора в размере 13 324 500 рублей 00 копеек (Тринадцать миллионов триста двадцать четыре тысячи пятьсот рублей 00 копеек) с НДС.

Для предприятий применяющих упрощенную систему налогообложения, которые не являются плательщиками НДС согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, начальная (максимальная) цена Договора снижается на сумму НДС и составляет 11 103 750 рублей 00 копеек.

По приказу АО «Коммунальник» от 06.12.2019 № 225 «О проведении конкурса на поставку каменного угля для нужд АО «Коммунальник» принято решение о проведении закупки на поставку каменного угля для нужд АО «Коммунальник» в форме открытого конкурса, утверждены извещение  и конкурсная документация. 

Заявитель обжалует установленное в конкурсной документации требование к участнику закупки, следовательно, им обжалуются действия заказчика.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан открытый конкурс.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В силу части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Закон о закупках детально не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок, включая способы закупок, и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

В Законе о закупках не установлены конкретные правила и критерии, касающиеся требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Следовательно, требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком в закупочной документации самостоятельно в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с Положением о закупке.

В Положении о закупке даны следующие определения:

конкурс - конкурентная процедура закупки. Победителем конкурса признается участник, заявка (окончательное предложение) которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, и содержит лучшие условия исполнения договора согласно критериям и порядку оценки и сопоставления заявок (окончательных предложений), определенным в конкурсной документации на основании настоящего Положения;

победитель закупки - соответствующий требованиям настоящего Положения и документации о закупке (извещения о проведении запроса котировок) участник, предложивший Заказчику наилучшие условия исполнения договора согласно критериям и условиям закупки;

процедура закупки - процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключить с ним договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для удовлетворения потребностей Заказчика в соответствии с требованиями настоящего Положения и документации о закупке;

участник закупки - любое юридическое лицо (физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько выступающих на стороне одного участника закупки юридических лиц (физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Согласно подпункту 1.8.1 пункта 1.8. Положения о закупке документация разрабатывается Заказчиком для осуществления конкурентной закупки. Документация о конкурентной закупке утверждается руководителем Заказчика или иным лицом, уполномоченным руководителем Заказчика.

По подпункту 1.8.2.9 пункта 1.8. Положения о закупке в документации о закупке обязательно указываются требования к участникам закупки.

В соответствии с подпунктами 1.9.1, 1.9.3, 1.9.4 пункта 1.9. Положения о закупке в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки:

1.9.1.1. Участник закупки должен отвечать требованиям документации о закупке и настоящего Положения.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени в отношении всех участников закупки.

В подпункте 9 пункта 11 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации в числе требований к участникам закупки указано, что уставный капитал участника должен быть не менее начальной (максимальной) цены договора, указанной в п. 7 информационной карты конкурса (подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ участника).

В пункте 7 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлена начальная (максимальная) цена договора в размере 13 324 500 рублей 00 копеек (Тринадцать миллионов триста двадцать четыре тысячи пятьсот рублей 00 копеек) с НДС.

Для предприятий применяющих упрощенную систему налогообложения, которые не являются плательщиками НДС согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, начальная (максимальная) цена Договора снижается на сумму НДС и составляет 11 103 750 рублей 00 копеек.

Из письменных информации АО «Коми тепловая компания», представленных письмами исх. от 30.12.2019 № 006/3/8379, исх. от 0.01.2020 № 006/3/0026, и устных пояснений, заслушанных Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания, следует, что требование к участникам закупки о том, что уставный капитал участника должен быть не менее начальной (максимальной) цены договора, установлено закупочной документацией исходя из необходимости оценки участника закупки с точки зрения его надежности и возможности нести ответственность в части возмещения убытков в случае неисполнения обязательств по договору. В связи с тем, что АО «Коммунальник» является социально значимой компанией, осуществляющей поставку тепловой энергии населению Республики Коми, риск неисполнения обязательств по договору может привести к чрезвычайным ситуациям в Прилузском районе в отопительном периоде. В настоящее время в АО «Коммунальник» используются 11 котельных, работающих на угле, срыв поставки или неисполнение договора может привести к выходу из строя котельных и теплоснабжающих сетей. Пунктом 6.5 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, предусмотрено: «Убытки, подтвержденные документально, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением настоящего Договора, подлежат возмещению виновной стороной в полном размере. Возмещение убытков не освобождает от исполнения обязательств по настоящему Договору.».

АО «Коми тепловая компания» представлен перечень, состоящий из не менее трех организаций, соответствующих требованию о размере уставного капитала участника закупки.

Комиссией Коми УФАС России по материалам жалобы установлено следующее.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Установленный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленному заказчиком требования, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним указанного требования не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение числа участников закупки.

В рассматриваемой ситуации установленное в конкурсной документации требование к участникам закупки о размере уставного капитала в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Уставный капитал является одним из показателей, позволяющих получить представление о размере собственных средств хозяйствующего субъекта, следовательно, размер уставного капитала характеризует надежность и ресурсные возможности участника закупки.

Указанное требование установлено в конкурсной документации с целью предоставления заказчику дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств.

Доказательства того, что указанное в подпункте 9 пункта 11 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации требование к участникам закупки о размере уставного капитала направлено на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции отсутствуют, заявителем они также не представлены.

Данные выводы соотносятся с позицией Верховного Суда Российской Федерации: определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Таким образом, учитывая, что требование к участникам закупки о размере уставного капитала, установленное заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, соответствует целям и потребностям проводимой заказчиком закупки, в равной мере относится ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1.  Признать жалобу необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

                                                 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны