Решение №02-16/1010 Рекламное дело от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

13 февраля 2023 года

(изготовление решения в полном объеме)

30 января 2023 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 02-16/1010

 

г. Сыктывкар

<……> (по адресу)

 

<……> (по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <……> – <……>Управления;

члены Комиссии: <……>– <……>Управления; <……> – <……>Управления;

рассмотрев дело № 011/05/28-1062/2022, возбуждённое в отношении индивидуального предпринимателя  <……> (далее – ИП <……>, индивидуальный предприниматель)  по факту распространения на внешней стене торгового центра, находящегося по адресу: г<……>, над входом с торговые помещения, а также на выносном штендере рядом со входом в указанное здание рекламы страховых услуг с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

<……>,

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛА:

      

В Коми УФАС России поступило заявление <……>от 05.10.2022 (вх. № 5361-э от 05.10.2022) о нарушении рекламного законодательства при распространении реклам страховых услуг.

По результатам рассмотрения заявления было принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-1062/2022 в отношении <……> по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/9405 от 05.12.2022.

Из материалов дела № 011/05/28-1062/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

На внешней стене торгового центра, находящегося по адресу: <……>, над входом с торговые помещения, размещены конструкции с информацией следующего содержания:

- «СОГАЗ страховая группа АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ сервис будущего в настоящем КАСКО • ОСАГО • ИПОТЕКА • ЖИЗНЬ».

Кроме того, на выносном штендере рядом со входом в указанное здание размещена информация следующего содержания: «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ КАСКО ОСАГО ИПОТЕКА ЖИЗНЬ КВАРТИРА ДОМ тел. <……>».

Согласно письменным пояснениям ИП <……>, представленным в материалы рекламного дела, а также устным пояснениям ИП <……>, данным в ходе рассмотрения рекламного дела, рассматриваемые конструкции не являются рекламными, поскольку всё, что размещено на конструкциях – это объекты, никакой другой информации, которую можно было бы квалифицировать как рекламу, например, о конкретных программах страхования, которые бы привлекали внимание к ним, выделяя среди других участников страхового рынка, скидках, акциях и прочей информации, которая бы формировала интерес к объектам, на данной конструкции нет. В данном случае имеет место перечень видов страхования без указания на их конкурентные преимущества, без указания конкретных критериев, по которым осуществляется сравнение.

Как указала ИП <……>, являясь одним из собственников здания по адресу: <……>, ИП <……> осуществляет по данному адресу предпринимательскую деятельность, в том числе и оказание услуг страхования на основании агентских договоров, заключённых со страховыми компаниями.

ИП <……>, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 15567/12 по делу № А59-2627/2012, указывает, что размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети «Интернет», если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы.

На основании вышеизложенного, ИП <……> ходатайствовала о прекращении рассмотрения данного рекламного дела ввиду отсутствия фактов нарушения законодательства о рекламе.

Также ИП <……>, ссылаясь на пункт 26 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденным Приказом ФАС России от 14.04.2021 № 348/21, просила обратить внимание на следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании части 1 статьи 19 Закона о рекламе наружной рекламой признается реклама, распространяемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

В указанной части 1 статьи 19 Закона о рекламе также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения». По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

К техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 Закона о рекламе и на их установку не распространяются требования указанной нормы, в части положения о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещения.

Таким образом, по мнению ИП <……>, даже в том случае, если бы на рассматриваемой информационной конструкции в форме штендера располагалась рекламная информация, данная конструкция не могла быть признана рекламой в соответствии с действующим законодательством о рекламе.

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев вышеуказанные доводы и материалы рекламного дела, приходит к нижеследующим выводам.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – это товары, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктами 2, 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

На основании пункта 18 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

 Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация обязательная к размещению в силу закона или размещения в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Федеральным законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля деятельности (магазин, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемого товара и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признана обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации, также предназначена для унификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Учитывая изложенное, указание на здание в месте нахождения организации наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, в связи с чем, на такую информацию, не распространяются требования Закона о рекламе.

В случае если конструкция с наименованием организации, а также видами оказываемых услуг размещается на здании на уровне этажа в пределах окон, где указанная организация осуществляет хозяйственную деятельность, то есть в месте нахождения организации, такая информация не является рекламой и требования Закона о рекламе на нее не распространяются.

Каких-либо специальных требований, касающихся количества и порядка размещения таких конструкций, в Законе о рекламе не содержится.

При этом размещение конструкции с наименованием организации вне места нахождения организации направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, в связи с чем, такая конструкция является рекламой и ее размещение должно осуществляться с учетом положений Закона о рекламе.

Размещение на такой конструкции иной информации (например, характеристик реализуемого товара) также может рассматриваться как реклама, поскольку Федеральный закон «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной к размещению, в связи с чем, на такую информацию распространяются положение Закона о рекламе.

 

Материалами дела установлено, что на внешней стене торгового центра, расположенного по адресу: <……>, над в ходом в торговые помещения, размещены конструкции с информацией следующего содержания: «СОГАЗ страховая группа АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ сервис будущего в настоящем КАСКО • ОСАГО • ИПОТЕКА • ЖИЗНЬ».

Кроме того, на выносном штендере рядом со входом в указанное здание размещена информация следующего содержания: «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ КАСКО ОСАГО ИПОТЕКА ЖИЗНЬ КВАРТИРА ДОМ тел. <……>».

В материалы рекламного дела ИП <……> представлены копии договоров аренды недвижимого имущества от 05.08.2019, от 15.05.2020 № 3/2020, в соответствии с которыми индивидуальным предпринимателем сдаются в аренду (во временное) пользование помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, <……>. Также в материалы дела представлено свидетельство государственной регистрации права от 12.07.2016, согласно которому в общей долевой собственности (9/20) ИП <……> находится земельный участок, расположенный по адресу: <……>.

Следовательно, материалами  рекламного дела Коми УФАС России установлено, что в торговом центре, расположенном по адресу: Республика Коми, <……>, также осуществляют деятельность иные хозяйствующие субъекты.

Таким образом, размещенная ИП <……> вышеуказанная информация на внешней стене торгового центра, расположенного по адресу: <……>, над в ходом в торговые помещения, на выносном штендере рядом со входом в указанное здание, является рекламной, поскольку используемые выражения: «Сервис будущего в настоящем» и «Альфа страхование. Каско. Осаго, Ипотека. Жизнь. Квартира. Дом. Тел. <……>» формируют интерес к деятельности компании и не являются обязательными в силу Федерального закона «О защите прав потребителей».

Письмом от 16.01.2023 № КТ/1675/23 (вх. № 162-э от 16.01.2023) ФАС России также сообщило, что вышеуказанная информация является рекламой.    

Следовательно, вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на стене здания и выносном штендере;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «СОГАЗ», «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ», страхованию жизни, квартиры, дома, КАСКО, ОСАГО, ипотечному страхованию, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой, в связи с чем, должна распространиться в соответствии с требованиями Закона о рекламе.

В связи с чем, довод ИП <……>, согласно которому размещенная информация не является рекламой, не находит своего обоснования.

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела.

Таким образом, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рекламы, размещённые на внешней стене торгового центра, находящегося по адресу: <……>, над входом с торговые помещения, а также на выносном штендере рядом со входом в указанное здание, содержат указание на «СОГАЗ страховая группа» и «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ». Однако указанные рекламы не содержат полного наименования лица, оказывающего финансовые услуги, в части указания организационно-правовой формы.

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В связи с чем, основания для удовлетворения ходатайство ИП <……> о прекращении дела № 011/05/28-1062/2022 не усматривается.   

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям из ЕГРИП, размещенным на официальном сайте ФНС России, <……>зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.02.2004 (ОГРНИП: <……>, ИНН: <……>).

Также из выписки ЕГРИП следует, что одним из видов деятельности ИП <……> является деятельность страховых агентов и брокеров; деятельность вспомогательная прочая в сфере страхования и пенсионного обеспечения.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемые рекламы размещены и распространены ИП <……> с целью получения индивидуальным предпринимателем прибыли от экономической деятельности, что отвечает предмету предпринимательской деятельности.

Материалами рекламного дела установлено, что услуги по страхованию оказываются АО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ» на основании заключенных с ИП <……> агентских договоров.

Согласно материалам рекламного дела ИП <……> осуществляется деятельность по адресу: <……>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам, размещенных на внешней стене торгового центра, находящегося по адресу: <……>, над входом с торговые помещения, на выносном штендере рядом со входом в указанное здание, является ИП <……>

Таким образом, Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемых реклам, произошло по вине рекламодателя и рекламораспространителя указанных реклам – ИП <……>

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <……> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ею всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей  рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <……> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламы следующего содержания:

- «СОГАЗ страховая группа АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ сервис будущего в настоящем КАСКО • ОСАГО • ИПОТЕКА • ЖИЗНЬ», размещённую на внешней стене торгового центра, находящегося по адресу: <……>, над входом с торговые помещения,

- «АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ КАСКО ОСАГО ИПОТЕКА ЖИЗНЬ КВАРТИРА ДОМ тел. <……>», размещённую на выносном штендере рядом со входом в торговый центр,

ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <……> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <……> (ОГРНИП: <……>, ИНН: <……>) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

  

___          ___________  <……>

 

 

 

Члены Комиссии

 

___          ___________  <……>

 

 

 

 

 

  ______________<……>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны