Решение (комиссия) №ОД/7903/23 Решение № РНП-11-243 от 19.12.2023 от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
(внеплановая проверка № 011/06/99-1057/2023)

19 декабря 2023 года                                                                                                                            № РНП-11-243
                                                                                  г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: <.............> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение бюджетного учреждения «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар», заказчик) № 030730009640000004 от 12.12.2023 (вх. № 9034/23 от 12.12.2023) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Созидатель» (далее - ООО «Созидатель») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 5-23/СП от 14.04.2023 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00), заключенного с ООО «Созидатель» по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300005223000169),

при участии в заседании Комиссии:

- <..........>, представителя БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» по доверенности от 10.11.2023;

- <..........> представителя БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» по доверенности от 10.11.2023;

- <..........>, <...........> ООО «Созидатель»;

- <..........>, представителя ООО «Созидатель» по доверенности от 19.12.2023,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «Созидатель» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» от исполнения муниципального контракта № 5-23/СП от 14.04.2023 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00) (далее — обращение)

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар», ООО «Созидатель» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. 23.03.2023 уполномоченным органом — Департаментом финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300005223000169.

В связи с внесением изменений в приложение к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.03.2023 в редакции № 1.

Наименование объекта закупки – «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00)».

Заказчиком закупки явилось БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 464 376,08 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 03.04.2023 08:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен

единиц товара, работы, услуги – 03.04.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –05.04.2023.

По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов

определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 № ИЭА1, между БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» и победителем закупки - ООО «Созидатель» (далее — Подрядчик) 14.04.2023 заключен муниципальный контракт № 5-23/СП на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00) (далее — Контракт, муниципальный контракт № 5-23/СП от 14.04.2023).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик обязался осуществить выполнение строительно-монтажных работ «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00) (далее по тексту — Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием Заказчика (Приложение № 1 к Контракту), проектной и исходно-разрешительной документацией.

Выполнение работ по Контракту производится Подрядчиком собственными и привлеченными силами. Объём строительно-монтажных работ определён Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением № 2 к Контракту и его неотъемлемой частью и составляет 4 усл. ед. (4 этапа).

Техническое задание (приложение № 1 к Контракту) содержит, в том числе следующие основные требования к выполняемым видам работ:

  1. Подготовка территории строительства: Валка деревьев твердых пород и лиственницы с корня, Трелевка древесины на расстояние до 300 м, Разделка древесины твердых пород, расстановка знаков на период производства работ; расчистка полосы отвода от леса мелкого, разработка грунта бульдозером, снятие растительного слоя, корчевка пней, Засыпка ям подкоренных.

  2. Земляные работы: Разработка и перемещение грунта; уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т; устройство дорожных насыпей, планировка площадей механизированным способом, планировка откосов и полотна, укрепление откосов и дна земляных сооружений посевом многолетних трав.

  3. Дорожная одежда:

    1. Устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной; устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: С-4 и С-6, двухслойных нижний слой толщиной 15 см; устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: С-4 и С-6, двухслойных верхний слой толщиной 15 см; Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: С-4 и С-6, однослойных толщиной 15 см; Устройство дорожных насыпей бульдозерами с перемещением грунта до 20 м, группа грунтов: 2; Уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов: 1-2; Установка бортовых камней бетонных; Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка; Устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из щебня; Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных;

    2. Устройство съездов к жилым домам:

Устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной; Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: С-4 и С-6, двухслойных нижний слой толщиной 15 см; Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: С-4 и С-6, двухслойных верхний слой толщиной 15 см; Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: С-4 и С-6, однослойных толщиной 15 см.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к Контракту) Подрядчику надлежит выполнить такие работы в следующий срок:

Выполнение строительно-монтажных работ «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00)

С даты заключения контракта

по 20.09.2023

1 этап

 

Подготовительные работы ул. 4 Белоборская

С даты заключения контракта

по 20.05.2023

Подготовительные работы ул. 7 линия

Организация дорожного движения на период производства работ ул. 4 Белоборская

Организация дорожного движения на период производства работ ул. 7 линия

2 этап

 

Земляные работы ул. 4 Белоборская

С даты заключения контракта

по 20.06.2023

Земляные работы ул. 7 линия

3 этап

 

Дорожная одежда ул. 4 Белоборская

С даты заключения контракта

по 20.08.2023

4 этап

С даты заключения контракта

по 20.09.2023

Дорожная одежда ул. 4 Белоборская

Расчет платы за размещение отходов ул.4 Белоборская

Расчет платы за размещение отходов ул.7 Линия

В силу пункта 3.1 Контракта, цена настоящего Контракта (цена работ) составляет: 16 166 857 рублей 12 копеек, НДС не облагается, является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту.

В соответствии с пунктами 12.6 — 12.8.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению Арбитражного суда Республики Коми, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе, но, не ограничиваясь, в следующих случаях:

- Подрядчик не приступает в течение 10 (десяти) дней к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение ее к сроку становится явно невозможным (задержка сроков завершения работ по сравнению с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (этапов работ) (Приложение № 2 к Контракту) превышает 1 (один) месяц);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта с учетом положений Федерального закона о контрактной системе.

2. Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт № 5-23/СП от 14.04.2023 расторгнут БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» 11.12.2023 в одностороннем порядке.

Причиной принятия БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило неисполнение ООО «Созидатель» взятых на себя обязательств по указанному выше контракту.

Исходя из представленных БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» в материалы обращения документов следует, что Подрядчиком в полном объеме выполнены работы по первому этапу Контракта, а именно работы по валке деревьев и расчистке от кустарника полосы отвода под строительство объекта.

Между тем, в ходе производства работ, при снятии растительного слоя и формировании водоотводных канав на улице 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и улицы 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00 было установлено наличие заторфованных участков глубиной от одного до двух метров, общим расчетным объемом 12000 м³.

При этом, в техническом отчете по результатам инженерно-геологических изысканий ООО «Инвест групп» Том 2, 49-2021-ИГИ, а также разработанной на его основании проектной документации Раздел 2 Проект полосы отвода 49-2021-ППО том 2, состав грунтов на указанных участках определен, как песок средней крупности, маловлажный, средней плотности.

В связи с тем, что несоответствие грунта основания проектным данным и решениям непосредственно влияет на безопасность объекта и не позволяет дальнейшее производство работ, Заказчиком в адрес ООО «Инвест Групп», разработчика проектной документации, направлено письмо от 07.06.2023 № 04-376 с указанием изложенной выше информации и приглашением участия в работе Комиссии по решению вопросов о корректировке документации.

Письмом от 09.06.2023 № 04-382, Заказчик уведомил Подрядчика о приостановлении работ на объекте, по причине установленного в ходе земляных работ несоответствия состава грунта основания проектным данным, до получения проектного решения по дальнейшему производству работ.

В целях устранения указанных выше препятствий, между БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» и ООО «Созидатель» 08.08.2023 заключен муниципальный контракт № 13-23/СП на выполнение Подрядчиком дополнительных земляных работ (замена грунта), со сроком исполнения не позднее 30.08.2023.

31.08.2023 работы по муниципальному контракту № 13-23/СП от 08.08.2023 Подрядчиком выполнены и приняты Заказчиком.

Между тем, как указывает Заказчик, по состоянию на 28.11.2023, то есть на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, работы по Контракту в полном объеме не выполнены, не завершены работы по 2, 3, 4 этапам Контракта.

Заказчиком отмечено, что письмом от 27.10.2023 № 04-569 БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» отказало Подрядчику в приемке работ по второму этапу Контракта в связи с недостатками работ, отсутствием обоснования расходов на непредвиденные затраты, отсутствием части исполнительной документации.

Несмотря на предупреждения Заказчика, направленными письмами от 09.11.2023 № 07-135, от 14.11.2023 № 07-136, о недопустимости нарушения сроков выполнения работ с разъяснениями последствий ненадлежащего исполнения обязательств, необходимости привлечения дополнительных сил и средств, Подрядчик не принял достаточных и эффективных мер, направленных на сокращение просрочки и скорейшее выполнение работ.

Указано, что по результатам проверки исполнительной документации, представленной Подрядчиком 17.11.2023, были выявлены многочисленные и существенные нарушения, допущенные как при составлении документации, так и при выполнении строительно-монтажных работ, подробно изложенные в письме от 27.11.2023 № 04-601, в связи с чем, у Заказчика отсутствовала возможность проверить и подтвердить качество выполненных работ, соответственно и принять такие работы. В приемке работ по второму этапу было отказано в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.1.6 Контракта, разделом 6 Контракта.

Отмечено, что с учетом наступления неблагоприятных погодных условий, завершение работ по контракту сдвигается на неопределенный срок, что недопустимо для Заказчика.

По мнению Заказчика, в ходе исполнения Контракта возникла ситуация, предусмотренная пунктом 12.8.1 Контракта, из содержания которого следует, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе в случае, если Подрядчик не приступает в течение 10 (десяти) дней к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение ее к сроку становится явно невозможным (задержка сроков завершения работ по сравнению с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (этапов работ) превышает 1 (один) месяц).

В связи с чем, руководствуясь статьями 450.1, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктами 12.7, 12.8, 12,8.1 Контракта, БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» 28.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 5-23/СП от 14.04.2023.

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

3.1. Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 5-23/СП от 14.04.2023 БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 28.11.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).

Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 28.11.2023. Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «Созидатель» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 28.11.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В ходе обзора официального сайта ЕИС установлено, что датой вступления в силу решения заказчика от 28.11.2023 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 5-23/СП от 14.04.2023, а также датой расторжения контракта является дата - 11.12.2023, что не противоречит части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обращение о включении информации об ООО «Созидатель» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» в Коми УФАС России 12.12.2023, что соответствует части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

С принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, обусловленным, в том числе положением пункта 12.8.1 Контракта, а именно — выполнение Подрядчиком работ настолько медленно, что завершение ее к сроку становится явно невозможным (задержка сроков завершения работ по сравнению с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (этапов работ) превышает 1 (один) месяц), ООО «Созидатель» не согласно.

ООО «Созидатель» пояснено, что указанное обстоятельство, а именно задержка сроков выполнения работ, обусловлено указанными в решении заказчика от 28.11.2023 обстоятельствами, а именно — при установленном муниципальным контрактом сроке выполнения работ в 159 дней (с 15.04.2023 по 20.09.2023), выполнение таких работ было приостановлено на период производства работ, препятствовавших выполнению работ по контракту.

Отмечено, что в целях устранения указанных препятствий между сторонами 08.08.2023 был заключен муниципальный контракт № 13-23/СП на выполнение дополнительных земляных работ. Указанный выше контракт исполнен ООО «Созидатель» 31.08.2023.

Таким образом, по мнению общества, период приостановления производства работ составил 81 день (с 08.06.2023 по 31.08.2023).

Обращено внимание, что с 01.09.2023 Подрядчик имел возможность приступить к выполнению работ по муниципальному контракту, на выполнение которых в соответствии с графиком производства работ отводилось 103 дня. Однако, спустя 88 дней был зафиксирован отказ от муниципального контракта, при этом, с учетом периода приостановки работ, такие работы должны были быть выполнены в срок до 12.12.2023.

При этом отмечено, что производство работ по устройству улично-дорожной сети в период установления отрицательных значений температур недопустимо.

Комиссией установлено, что в ходе исполнения Контракта Подрядчик обращался к Заказчику с уведомлениями (от 04.10.2023 № б/н, от 16.10.2023 № б/н) о невозможности выполнения работ по асфальтированию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному типу работ, в связи с тем, что район производства работ относится к районам Крайнего Севера и погода непредсказуема, в связи с чем, предлагал исключить из контракта работы по устройству тротуара в полном объеме.

Таким образом, по мнению ООО «Созидатель», нарушения сроков исполнения муниципального контракта со стороны общества, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, допущено не было.

Отмечено, что общество намерено указанное выше решение Заказчика обжаловать в судебном порядке.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «Созидатель» недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «Созидатель», направленного на неисполнение муниципального контракта.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что обществом приняты меры по исполнению условий контракта, выраженные в следующем.

Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ (17.04.2023 Подрядчиком по Акту приема-передачи принята строительная площадка для выполнения строительно-монтажных работ, также 17.04.2023 Подрядчику по Акту приема-передачи передана проектно-сметная документация по объекту, 26.04.2023 в адрес Заказчика Подрядчиком направлено уведомление о начале с 28.04.2023 строительства объекта капитального строительства: мкр. Ягкар, пгт. Верхняя Максаковка, г. Сыктывкар).

ООО «Созидатель» работы по первому этапу Контракта, а именно работы по валке деревьев и расчистке от кустарника полосы отвода под строительство объекта, выполнены в полном объеме.

Установлено, что Подрядчиком по итогам исполнения муниципального контракта от 08.08.2023 № 13-23/СП (по замене грунта), работы были возобновлены, о чем свидетельствует представленная в материалы обращения переписка между Подрядчиком и Заказчиком о ходе исполнения контракта, а также направленная Подрядчиком посредством ЕИС исполнительная документация.

Также установлено, что Подрядчик неоднократно извещал Заказчика о невозможности выполнения работ по асфальтобетонному покрытию дорожек и тротуаров в связи с погодными условиями, влияющими на качество выполнения работ.

Так, согласно подпунктам 8.1.2, 8.1.3 пункта 8.1 ГОСТ Р 58831-20208 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.03.2020 № 137-ст): «При выпадении осадков в виде дождя или снега устройство асфальтобетонных покрытий не допускается.

Допускается проведение работ в случае моросящего дождя и слабого снега, на предварительно подготовленный согласно 7.2 нижележащий слой.

На предварительно подгрунтованной поверхности нижележащего слоя не допускается наличие луж и застоя воды. Толщина пленки свободной воды не должна превышать одного миллиметра. Перед укладочной техникой осуществляют постоянное удаление свободной воды механическими щетками или продувкой сжатым воздухом. Воду, поступающую со смежных участков покрытия, необходимо отсекать.

По окончании перерывов в работе, вызванных выпадением осадков, предварительно подгрунтованная поверхность основания должна быть очищена от свободной воды с помощью механических щеток или продувки сжатым воздухом с последующей просушкой и, по возможности, прогревом».

Из материалов дела, устных пояснений представителей ООО «Созидатель», приведенных в ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращения, следует о наличии гражданско-правового спора между Заказчиком и Подрядчиком относительно наличия оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, который разрешается арбитражными судами в установленном законодательством порядке.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения, в том числе, с учетом наличия гражданско-правового спора между Заказчиком и Подрядчиком по контракту, не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ООО «Созидатель» признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении контракта.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В

связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать,

что ООО «Созидатель» допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, в том числе, наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте в) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны Подрядчика мер для надлежащего исполнения условий контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» во включении информации об ООО «Созидатель» (ИНН: 1101096879) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 5-23/СП от 14.04.2023 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция улично-дорожной сети мкр. Ягкар п.г.т. Верхняя Максаковка г. Сыктывкар» (V этап: улица 4-я Белоборская от ПК 5+47,9 до ПК 8+02 и XIII этап: улица 7-я линия от ПК 0+0,00 до ПК 9+36,00), заключенного с ООО «Созидатель» по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300005223000169).

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - БУ «УКС МО ГО «Сыктывкар» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещению в единой информационной системе, не установлено.


Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                              <...................>

 

Секретарь комиссии                                                                                                                     <..................>

 

                                                                                                                                                        <..................>

 

 

 

 

 

 

 

2023-5782

 

 

Связанные организации

БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар"
ИНН 1101487618, ОГРН 1071101000959
ООО "Созидатель"
ИНН 1101096879, ОГРН 1121101011492