Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №НГ/681/24 Решение от 5 февраля 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-36/2024

31 января 2024 года                                                                                           г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) по обращению индивидуального предпринимателя <......> (далее – ИП <......>), направленным в Коми УФАС России письмом Прокуратуры города Сыктывкара от 29.12.2023 № 20870002-р-4209-223/5671-20870002 (вх. от 09.01.2024 № 47/24), содержащему доводы о возможном нарушении заказчиком – Федеральным казенным учреждением «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми» (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 64а; ОГРН: 1121101010359, ИНН: 1101096043, КПП: 110101001) (далее – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми») требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочных процедур (сессий):

- № 100265990123100714 «Стенды информационные с карманами А4»;

- № 100265990123100721 «Стенды информационные с карманами А4»;

- № 100265990123100723 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100725 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100728 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100729 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100733 «Стенды информационные с карманами»,

проводимых с использованием единого агрегатора торговли «Березка» (далее – обращение),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письмом Прокуратуры города Сыктывкара от 29.112.2023 № 20870002-р-4209-223/5671-20870002 (вх. от 09.01.2024 № 47/24) направлено обращение ИП <......>, содержащее признаки возможного нарушения заказчиком – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми», требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочных процедур, проводимых с использованием единого агрегатора торговли «Березка» (далее – ЕАТ «Березка»).

Как указано в обращении, ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» проведены закупки в обход конкурентных процедур, которые используют механизм «искусственного дробления закупок».

По мнению ИП <......> заказчиком проведены закупки с признаками дробления закупки – все закупки имели один предмет поставки – стенды информационные с карманами.

Как считает ИП <......>, заказчиком нарушены правила определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные статьей 24 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, по основанию: получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

С целью проверки указанных доводов, на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, о чем ИП <......> , ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» надлежащим образом извещены.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа.

ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» письмом от 30.01.2024 № 8-11/215 (вх. от 30.01.2024 № 940-ЭП/24) представлены дополнительные пояснения на запрос Коми УФАС России от 18.01.2024 № ОД/237/24.

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.

1. Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Закона о контрактной системе.

При этом, предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), является исчерпывающим.

В иных случаях выбор исполнителя должен осуществляться на общих основаниях путем проведения публичных процедур.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

В силу части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Таким образом, закупка у единственного поставщика не является конкурентным способом закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

2. Согласно пункту 1 части 16 Закона о контрактной системе, планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Согласно части 5 статьи 16 Закона о контрактной системе, планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Согласно части 6 статьи 16 Закона о контрактной системе, план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 16 Закона о контрактной системе, план-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Подпунктом 16 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Согласно письму Минэкономразвития России от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» понятие «совокупный годовой объем закупок» в случаях, установленных Законом о контрактной системе определяется как объем закупок заказчика, предусмотренный планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025гг. № 202308071000003001 ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми», размещенному на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), запланированный годовой объем закупок ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» в 2023 году составил 66 679 281,11 руб., при этом годовой объем закупок, запланированный заказчиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, составил 15 769 381, 66 руб., что превышает 2 миллиона рублей, а также десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.

Согласно письменной информации ФКУ «ЦХиСО МВД России по Республике Коми» от 30.01.2024 № 8/11-215 (вх. от 30.01.2024 № 940-ЭП/24) совокупный годовой объем закупок заказчика за 2023 год составляет 220 545 690,96 руб., из них фактически по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключено контрактов на сумму 18 549 565,17 руб.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе планы-графики подлежат изменению при необходимости, в том числе, в целях приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.

Вместе с тем, частью 9 статьи 16 Закона о контрактной системе установлено, что внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Так, в соответствии со сведениями плана-графика закупок № 202308071000003001, размещенного в ЕИС, совокупный годовой объем закупок ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» за 2023 год составляет 66 679 281,11 руб., тогда как в письменной информации ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» от 30.01.2024 № 8/11-215 (вх. от 30.01.2024 № 940-ЭП/24) указано, что совокупный годовой объем заказчика составляет - 220 545 690,96 руб.

Следовательно, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» должно было разместить в ЕИС изменения в план-график при изменении доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении.

Согласно пункту 14 Правил в случае если в ходе проведения плановой (внеплановой) проверки контрольным органом установлено, что информация и документы, размещенные в единой информационной системе, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, то для контрольного органа приоритет имеют информация и документы, размещенные в единой информационной системе.

Таким образом, бездействие заказчика – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Кои», выраженное в виде неразмещения в ЕИС изменений в план-график закупок № 202308071000003001, в части сведений об изменении совокупного годового объема закупок, имеет признаки нарушения пункта 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе.

Административная ответственность за нарушение срока вносимых изменений в план-график закупок установлена частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).

В Республике Коми по федеральным заказчикам таким органом является – Управление Федерального казначейства по Республике Коми.

Указанное следует из Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

3. Пунктом 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» (далее – Распоряжение) установлено, что в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также расширения возможности участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реализовать пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли - информационного ресурса, с использованием которого заказчики вправе с 1 июля 2018 г. осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 Распоряжения заказчикам, являющимся федеральными органами исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральными казенными учреждениями, за исключением заказчиков, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, и находящихся в его ведении федеральных казенных учреждений, надлежит осуществлять закупки, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, с использованием единого агрегатора торговли.

Согласно пункту 3 Распоряжения оператором единого агрегатора торговли определено акционерное общество «РТ-Проектные технологии», г. Москва.

Приказом АО «РТ-Проектные технологии» от 04.03.2022 № 24 утвержден Регламент функционирования единого агрегатора торговли (далее - Регламент).

Согласно пункту 1.2 Регламента, настоящий Регламент разработан во исполнение требований Распоряжения 824-р в целях реализации пилотного проекта, предусматривающего функционирование единого агрегатора торговли - информационного ресурса (далее - ЕАТ) с использованием которого заказчики вправе с 1 июля 2018 г. осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1.6 Регламента настоящий Регламент определяет порядок регистрации Заказчиков, аккредитации Участников закупок, проведения закупок, заключения сделок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием ЕАТ, иные вопросы функционирования ЕАТ. Информация с целью обучения пользователей о функционировании ЕАТ и порядке проведения закупки размещена на Официальном сайте ЕАТ в разделе «Инструкции по работе на ЕАТ».

В рамках настоящего Регламента используются следующие понятия:

-закупка товара (работы, услуги) - совокупность действий, осуществляемых в соответствии с положениями настоящего Регламента в целях обеспечения нужд Заказчиков;

-закупочная сессия - закупочная процедура, начинающаяся с момента размещения на Официальном сайте ЕАТ в разделе «Закупки» соответствующего объявления о намерении Заказчика совершить закупку в соответствии с настоящим Регламентом. Время проведения закупочной сессии составляет 2 (два) или 24 (двадцать четыре) часа. Проведение 2-часовой сессии может быть ограничено за 3 (три) часа до начала регламентных технологических работ;

-закупочная сессия на право заключения контракта - закупочная сессия, по результатам проведения которой Победитель получает право заключить контракт с Заказчиком при условии оплаты установленной по итогам закупочной сессии цены. Наилучшим ценовым предложением такой закупочной сессии является предложение с наиболее высокой ценой;

-контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд, или двухсторонняя сделка в соответствии со статьей 154 ГК РФ (вне зависимости от наименования документа).

3.1. Согласно подпункту 1 пункта 7.1 Регламента при проведении закупочной сессии:

Заказчик формирует и размещает на Официальном сайте ЕАТ Объявление о закупочной сессии, определяя объект (объекты) закупки путем использования кода (позиции) из Классификатора или Каталога ТРУ ЕАТ.

При формировании Объявления о закупочной сессии Заказчик исходит из недопустимости указания торгового наименования, производителя, места происхождения товара, за исключением случаев, когда законодательством разрешается осуществлять закупки товаров, регулируемые Законом 44-ФЗ, Законом 223-ФЗ, положением о закупке, с указанием торгового наименования, производителя, места происхождения товара.

В случае отсутствия в Классификаторе позиции (кода) товара (работы, услуги), являющейся объектом закупки, Заказчик, а равно Участник закупки или Участник закупки - агент, вправе подать заявку Оператору ЕАТ о внесении информации в Классификатор с указанием характеристик товаров (работ, услуг), отсутствующих в Классификаторе и не позволяющих использовать при формировании объекта закупки код (позицию) из Классификатора.

Стартовая цена устанавливается Заказчиком самостоятельно с учетом транспортных и иных дополнительных расходов. При указании Стартовой цены в Объявлении о закупочной сессии Заказчик указывает методику ее расчета или информацию о ценовом предложении и Участнике, его предложившем, с которым Заказчик планирует заключить контракт, в том числе по Закупке с определенным участником, в случае отсутствия сведений о Победителе в Итоговом протоколе.

В случае поступления в адрес Заказчика нового ценового предложения до начала закупочной сессии он вправе внести изменения в Объявление о закупочной сессии в части указания информации о размере Стартовой цены, методике ее расчета, планируемом Участнике закупки.

В случае поступления в адрес Заказчика нового ценового предложения вне ЕАТ с момента начала закупочной сессии Заказчик вправе ее отменить и провести новую.

Согласно подпункту 2 пункта 7.1 Регламента, Заказчик в рамках Объявления о закупочной сессии также определяет следующие условия закупки:

- наименование заказчика;

- дату, время и длительность закупочной сессии;

- планируемую дату заключения контракта;

- срок действия контракта (при необходимости);

- количество товара (объем работы, объем услуги);

- место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги или указание на самовывоз при поставке товара;

- сроки (график) поставки товара или выполнения работы, оказания услуги;

- условия оплаты (наличный, безналичный расчет, авансовый или оплата по факту);

- дату и номер решения врачебной комиссии при проведении закупочной сессии на поставку лекарственных препаратов в соответствии с требованиями пункта 28 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

- информацию о возможности и случаях одностороннего расторжения сделки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- возможность рассмотрения предложений Участников закупки или Участников закупки - агентов на соответствие установленным им требованиям к товарам (работам, услугам), требованиям части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, Закона 223-ФЗ и/или положения о закупке (если применимо);

- закупочная сессия проводится на право заключения контракта;

- возможность проведения закупочной сессии на право заключения контракта в случае, если при проведении закупочной сессии Участником закупки или Участником закупки - агентом подано ценовое предложение на право заключения контракта равное 1 (одной) копейке или более;

- контактную информацию об уполномоченном лице, ответственном за закупку.

При проведении закупочной сессии Заказчик на Официальном сайте ЕАТ размещает Объявление о закупочной сессии, а также вправе разместить шаблон контракта (форма проекта контракта, планируемого к заключению без указания предложений и реквизитов Поставщика) или приложение (в виде файла), которое по итогам закупочной сессии включается в сформированный в автоматическом режиме проект контракта.

В зависимости от решения заказчика шаблон контракта или приложение размещается:

- с возможностью редактирования по итогам закупочной сессии (предусмотрено направление разногласий);

- с отсутствием возможности редактирования по итогам закупочной сессии (направление разногласий не предусмотрено).

В случае расхождения информации об условиях закупок, сформированных в структурированном виде в Объявлении о закупочной сессии на Официальном сайте ЕАТ с информацией об условиях закупок, указанных в приложенном файле, юридически значимой и актуальной признается информация, сформированная в структурированном виде на Официальном сайте ЕАТ.

Согласно подпункту 8 пункта 7.1 Регламента, закупочная сессия длится в течение периода, указанного в Объявлении о закупочной сессии, размещенном уполномоченным лицом Заказчика через Личный кабинет ЕАТ на Официальном сайте ЕАТ. Закупочная сессия может быть отменена Заказчиком до окончания подачи предложений. В этом случае Обеспечительный депозит разблокируется Оператором ЕАТ в течение 1 (одного) рабочего дня.

В силу подпункта 12 пункта 7.1 Регламента, победителем Закупочной сессии признается Участник закупки, имеющий лучшее ценовое предложение из указанных в Итоговом протоколе.

Согласно доводам обращения, ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» проведены следующие закупочные процедуры (сессии):

- № 100265990123100714 «Стенды информационные с карманами А4»;

- № 100265990123100721 «Стенды информационные с карманами А4»;

- № 100265990123100723 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100725 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100728 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100729 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100733 «Стенды информационные с карманами»,

на ЕАТ «Березка».

На участие в закупках № 100265990123100714, № 100265990123100721, № 100265990123100723, № 100265990123100725, № 100265990123100728, № 100265990123100729 поданы предложения от трех участников: от индивидуального предпринимателя <.....> (далее – ИП <.....> ), от ИП <.....>и от индивидуального предпринимателя <.....> (далее – ИП <.....> ), предложения ИП <.....> и ИП <.....> были отклонены ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми по причине несоответствия товара требованиям, установленным заказчиком в Объявлении о закупочной сессии.

Согласно условиям закупочных сессий, в закупке был установлен вид оплаты – оплата наличными.

Как пояснено ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» в письме от 30.01.2024 № 8/11-215 (вх. от 30.01.2024 № 940-ЭП/24) ИП <.....> не обладал контрольно-кассовой техникой (кассовым аппаратом), в связи с чем, выполнить существенные условия договора, установленное в закупочных сессиях в виде способа оплаты за наличный расчёт у индивидуального предпринимателя не представлялось возможным.

По закупке № 100265990123100733 подано предложение от одного участника – индивидуального предпринимателя <.....>.

Учитывая, что рассматриваемые закупки размещены заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка не сопровождается теми необходимыми документами, которые оформляют конкурентную закупку, для размещения используется электронный магазин, а не единая информационная система, то действия заказчика по признанию участника закупок – ИП <.....> победителем вышеуказанных закупок не нарушают положения Закона о контрактной системе.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит ограничений по алгоритму определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупкам, осуществляемым в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, по своему правовому смыслу, представляет собой право заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки. Торговая площадка юридически является лишь механизмом поиска такого единственного поставщика и позволяет среди предложений на рынке товаров, работ, услуг отобрать наиболее выгодное для, заказчика с учетом установленных им требований.

Таким образом, ИП <.....> правомерно выбрана победителем закупочных процедур (сессий), следовательно, довод ИП <.....> не нашел своего подтверждения.

4. Согласно сведениям, размещенным в ЕАТ «Березка» между ФКУ «ЦХиСО МД по Республике Коми» и ИП <.....> заключены договоры на поставку информационных стендов по вышеуказанным закупкам:

- от 26.12.2023 по закупке № 100265990123100714 на сумму 97 348,00 руб.;

- от 26.12.2023 по закупке № 100265990123100721 на сумму 85 500,00 руб.;

- от 26.12.2023 по закупке № 100265990123100723 на сумму 99 104,00 руб.;

- от 26.12.2023 по закупке № 100265990123100725 на сумму 96 900,00 руб.;

- от 26.12.2023 по закупке № 100265990123100728 на сумму 99 000,00 руб.;

- от 26.12.2023 по закупке № 100265990123100729 на сумму 96 200,00 руб.;

- от 27.12.2023 по закупке № 100265990123100733 на сумму 46 000,00.

ИП <.....> считает, что указанные контракты имеют признаки искусственного дробления, вследствие чего торги по ним не проводились. Заключив вышеуказанные контракты, учреждение намерено ушло от проведения конкурентных процедур определения исполнителя в пользу заключения контрактов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, что привело к нарушению принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок и предоставлению неправомерных преференций определенному контрагенту.

Ранее Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

При этом Закон № 94-ФЗ утратил силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.

Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.

С учетом изложенного, по мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе (например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата A4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый), если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).

Нарушением требований Закона о контрактной системе могут быть заключение контрактов в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, что не подпадает под спорный случай.

Указанная позиция подтверждена письмом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2019 № ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», информационным письмом Минфина России от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 «О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» письмом от 30.01.2024 № 8/11-215 (вх. от 30.01.2024 № 940-ЭП/24) пояснено, что ранее учреждением с использованием ЕАТ «Березка» уже были заключены контракты на поставку стендов, однако договоры были расторгнуты по соглашению сторон 21.12.2023 и после расторжения учреждением принято решение о проведении новых закупочных сессий на ЕАТ «Березка» на приобретение стендов.

Как указано учреждением, заказчик вправе самостоятельно выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и, при прочих равных условиях, выбор закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является единственным возможным в конце финансового года, так как сроки проведения конкурентных процедур составляют порядка одного месяца.

Таким образом, в действиях заказчика – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» при осуществлении вышеуказанных закупочных процедур (сессий) признаков искусственного дробления закупки, нарушений правил выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных статьей 24 Закона о контрактной системе, не усматрвиается.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам внеплановой проверки доводы заявителя о возможном нарушении заказчиком – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочных процедур (сессий):

- № 100265990123100714 «Стенды информационные с карманами А4»;

- № 100265990123100721 «Стенды информационные с карманами А4»;

- № 100265990123100723 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100725 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100728 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100729 «Стенды информационные с карманами»;

- № 100265990123100733 «Стенды информационные с карманами»,

проводимых с использованием ЕАТ «Березка» не подтверждены.

2. По результатам внеплановой проверки в бездействиях заказчика – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Кои», выраженных в виде неразмещения в ЕИС изменений в план-график закупок № 202308071000003001, в части сведений об изменении совокупного годового объема закупок, установлены признаки нарушения пункта 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе.

3. Передать копию настоящего решения и материалов внеплановой проверки в Управление Федерального Казначейства по Республике Коми для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ в отношении должностного лица ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<.....>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<.....>

 

<.....>  

 

 

 

2024-719

 

 

Связанные организации

ФКУ "ЦХиСО МВД России по Республике Коми"
ИНН 1101096043, ОГРН 1121101010359