Решение б/н решение по жалобе от 21 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

21 февраля 2024 года

 

 

 

  г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ...  (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/10/18.1-136/2024 общества с ограниченной ответственностью «Союзный контрактный оператор» (далее — ООО «Союзконтракт», заявитель) от 12.02.2024 № 12/02-2024-01 (вх. № 1432-ЭП/24 от 12.02.2024) в отношении Администрации муниципального района «Ижемский» (далее — Администрация МР «Ижемский»), касающуюся отсутствия в документации сведений о допустимых параметрах разрешенного строительства, о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения — по аукциону на право заключения договора аренды в отношении земельного участка, кадастровый номер 11:14:2001001:390, расположенного по адресу: Республика Коми, п. Щельяюр, ул. Дорожная, номер извещения в ГИС-торги  22000028510000000065 на сайте www.torgi.gov.ru/new в сети «Интернет» (далее — аукцион, торги, ГИС-Торги, официальный сайт), в отсутствии на заседании лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

Администрация МР «Ижемский» явилась организатором торгов, извещение о проведении аукциона размещено в ГИС-Торги 11.01.2024, срок окончания подачи заявок — 13.02.2024. Жалоба ООО «Союзконтракт» поступила в Коми УФАС России 12.02.2024 — до окончания срока подачи заявок. Жалоба ООО «Союзконтракт» связана с обжалованием документации. Любое заинтересованное лицо вправе обжаловать положения документации в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок. Такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В связи с этим, жалоба ООО «Союзконтракт» на положения аукционной документации, поступившая до окончания срока подачи заявок, рассматривается в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Администрацией МР «Ижемский» письмом от 19.02.2024 № 1242 (вх. № 174-ЭП/24 от 19.02.2024) представлены письменные пояснения и материалы, сообщено о приостановлении торгов, также указано, что протоколы по процедуре торгов не составлялись, договор по результатам торгов не заключен.

Торги проводились в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс). Предмет торгов — аренда земельного участка.

Такие торги проводятся в форме аукциона, порядок подготовки, организации проведения аукциона определен в статьях 39.11, 39.12 Земельного кодекса с учетом статьи 39.11 Земельного кодекса.

В жалобе указано на нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса в части  отсутствия в документации сведений о допустимых параметрах разрешенного строительства, о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Также заявитель просит провести внеплановую проверку по аукциону, проверить срок проведения процедуры, выдать предписание об устранении нарушений.

Проведение внепланой проверки при рассмотрении жалоб на обязательные в соответствии с законодательством Российской Федерации торги статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено, при этом из содержания части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов) комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Также в жалобе указано на нарушение Закона о защите конкуренции. В указанной части жалоба подлежит рассмотрению в порядке и срок, предусмотренные частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции. Заявителю сообщено об этом ранее в письме от 14.02.2024 о назначении жалобы к рассмотрению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Рассматриваемый аукцион проводится не в электронной форме.

В извещении о проведении аукциона на ГИС-Торги указано: проведение аукциона не в электронной форме осуществляется с учетом части 3 статьи 3 Федерального закона от 07.10.2022 № 385-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 39.13 Земельного кодекса аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 07.10.2022 N 385-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в отношении которых до 1 января 2026 года аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров аренды таких участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в электронной форме не проводятся по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территориях данных муниципальных образований.

Так, постановлением Правительства Республики Коми от 12.05.2023 N 229 "О некоторых вопросах реализации на территории Республики Коми Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены муниципальные образования в Республике Коми, на территориях которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в отношении которых до 1 января 2026 года аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров аренды таких участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в электронной форме не проводятся по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территориях данных муниципальных образований, по перечню согласно приложению. В указанные перечень входит муниципальное образование  муниципального района «Ижемский».

Статья 39.18 Земельного кодекса предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Таким образом, для целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены по результатам аукционов, проводимых не в электронной форме, при наличии соответствующего  акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 3 статьи 3 Федерального закона от 07.10.2022 N 385-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В данном случае аукцион проводится не в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса - земельный участок предоставляется не для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а в целях хранения автотранспорта.

Таким образом, норма части 3 статьи 3 Федерального закона от 07.10.2022 N 385-ФЗ при проведении данного аукциона не применима. Проведение аукциона не в электронной форме является нарушением пункта 1 статьи 39.13 Земельного кодекса. В данном случае нарушен порядок определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещение о проведении аукциона размещено в ГИС-Торги 11.01.2024, дата проведения аукциона в соответствии с извещением — 19.02.2024. Срок размещения извещения о проведении аукциона не нарушен.

Требования к содержанию извещения указаны в пункте 21 статьи 39.11 Земельного кодекса - извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе: о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения) (подпункт 4).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с извещением о проведении аукциона вид разрешенного использования земельного участка — хранение автотранспорта. Также в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка — предмета аукциона указан такой же вид  разрешенного использования земельного участка.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В данном классификаторе такой вид разрешенного использования земельного участка имеет следующее описание вида разрешенного использования земельного участка:

Размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 2.7.2, 4.9.

Таким образом, вид использования земельного участка — предмета аукциона предполагает  возможность строительства здания, сооружения.

В связи с этим, в извещении в соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса в извещении должны были содержаться сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения). Такие сведения в нарушении указанной нормы в извещении отсутствуют.

Жалоба в этой части является обоснованной.

Кроме этого, при рассмотрении жалобы установлено следующее.

В извещении в соответствии с подпунктом 7 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса должны содержаться сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема.

По пункту 1 статьи 39.12 Земельного кодекса для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Пунктом 3 статьи 39.12 Земельного кодекса предусмотрено, что организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.

Т.е. перечень документов, представляемых для участия в аукционе, является закрытым, дополнительные документы организатор аукциона не вправе требовать.

В извещении о проведении аукциона указано, что для участия в аукционе претенденту необходимо представить следующие документы:

- заявку на участие в аукционе по установленной в настоящем извещении форме в двух экземплярах с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан – копия паспорта все страницы);

- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- документы, подтверждающие внесение задатка;

- опись документов в 2-х экземплярах (один экземпляр - администрации, второй – заявителю с отметкой о принятии документов).

Требование о предоставление для участия в аукционе  описи документов в 2-х экземплярах противоречит пункту 3 статьи 39.12 Земельного кодекса.

По пункту 20 статьи 39.12 Земельного кодекса уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Также пунктом 11 статьи 39.13 Земельного кодекса предусмотрено, что по результатам проведения электронного аукциона не допускается заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договора аренды такого участка ранее чем через десять дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся, либо протокола о результатах электронного аукциона на официальном сайте.

Таким образом, Земельным кодексом предусмотрен запрет на заключение договора по результатам аукциона ранее десяти дней. За нарушение указанного срока предусмотрена административная ответственность по части 8 статьи 7.32.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В извещении о проведении аукциона (размещенном в ГИС-Торги) - информационном сообщении (приложении № 3 к постановлению администрации муниципального района «Ижемский» от 29 декабря 2023 года № 1480) указано:

Договор аренды земельного участка с победителем аукциона или с единственным принявшим участие в аукционе его участником подлежит заключению в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.

Таким образом, извещением допускается заключение договора по результатам аукциона ранее десяти дней со дня размещения информации о результатах аукциона, протоколов о результатах аукциона на официальном сайте — в нарушении пункта 20 статьи 39.12, пункта 11 статьи 39.13 Земельного кодекса.

Выявленные нарушения являются существенными.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1 части1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В связи с выявленными нарушениями необходимо выдать предписание об аннулировании торгов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Союзконтракт» обоснованной.
  2. Признать Администрацию МР «Ижемский» нарушившей подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса в части не указания в извещении о проведении аукциона сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения).
  3. Признать Администрацию МР «Ижемский» нарушившей пункт 1 статьи 39.13 Земельного кодекса в части проведения аукциона не в электронной форме.
  4. Признать Администрацию МР «Ижемский» нарушившей  пункт 3 статьи 39.12 Земельного кодекса в части установления в извещении о проведении аукциона требования о предоставлении на участие в аукционе с заявкой  описи документов в 2-х экземплярах.
  5. Признать Администрацию МР «Ижемский» нарушившей  пункт 20 статьи 39.12, пункт 11 статьи 39.13 Земельного кодекса в части установления в извещении о проведении аукциона возможности заключения договора по результатам аукциона ранее десяти дней со дня размещения информации о результатах аукциона, протоколов о результатах аукциона на официальном сайте.
  6. Выдать Администрации МР «Ижемский» предписание об аннулировании аукциона.

 

Председатель Комиссии

 

                 ...

 

 

 

Члены Комиссии

 

 ...

 

...

 

Решение и предписание может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны