Заключение №02-01/9323 Заключение об обстоятельствах дела № 011/01/10-119/2020 от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

 

                        Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по республике Коми

 

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                об обстоятельствах дела № 011/01/10-119/2020

 

                                                         город Сыктывкар

16 ноября 2020 года                                                                                  № 02-01/9323   

 

АО «Коммунальник»

Центральная ул., д. 7, с. Объячево,

Прилузский район,168130

 

ГБУ РК «Республиканский Летский

 психоневрологический интернат»

Лесная ул., д. 14, с. Черемуховка,

                                                                    Прилузский район, 168161                                                                                                                        

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела управления,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, 

рассмотрев дело № 011/01/10-119/2020 по признакам нарушения акционерным обществом «Коммунальник» (ИНН 1112005577, ОГРН 1051100860557), адрес места нахождения: 168130, Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, улица Центральная, д. 7 (далее – АО «Коммунальник», Общество) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Антимонопольное дело № 011/01/10-119/2020 возбуждено в отношении АО «Коммунальник» приказом Коми УФАС России от 18.02.2020 № 41.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» (далее – заявитель, Учреждение) от 06.11.2019 № 742, направленное в антимонопольный орган для рассмотрения по подведомственности письмом Прокуратуры Прилузского района Республики Коми от 15.11.2019 1р-2019 (вх. № 5749 от 18.11.2019) (л.д. 1-11 т. 1).

 В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

1.1. Коми УФАС России в ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела провело исследование товарного рынка тепловой энергии (мощности) на территории с. Летка МО МР «Прилузский» (краткий аналитический отчет (обзор) приобщен к материалам дела) (л.д. 21-23 т. 7), товарного рынка тепловой энергии (мощности) на территории с. Черемуховка МО МР «Прилузский (краткий аналитический отчет (обзор) приобщен к материалам дела) (далее – товарные рынки).

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Руководствуясь частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 2.2 Порядка, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2019 по 31.07.2020. 

В силу подп. «б» пункта 1.3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанным в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии.

   В соответствии с определениями, данными в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Исходя из пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

Статьей 2 Закона о теплоснабжении определено, что:

тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии;

передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Деятельность в сфере теплоснабжения, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 и группе 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», подгруппам: 35.30.1  «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)», 35.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)», 35.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)», 35.30.6  «Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией)» (коды ОКВЭД 35.30.1; 35.30.2; 35.30.3; 35.30.6).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, тепловая энергия относится к разделу D «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха», классу 35 «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 и группе 35.30 «Услуги по снабжению паром и кондиционирование воздуха», подгруппе 35.30.1 «Пар и вода горячая;  услуги по снабжению паром и горячей водой», виду 35.30.11 «Пар и горячая вода» и виду 35.30.12 «Услуги по снабжению паром и горячей водой по трубопроводам» (коды ОКПД - 35.30.11, 35.30.12).

АО «Коммунальник» является правопреемником ОАО «Леткакомсервис», которому в соответствии с постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 13.02.2014 № 216 присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории с. Летка, с. Черемуховка.   

Согласно программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Черемуховка» (утверждено постановлением администрации СП «Черемуховка» от 29.09.2016 № 54), сельского поселения Летка (утверждено постановлением администрации СП «Летка» от 28.09.2016 № 32) в перечень предприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры по теплоснабжению СП «Черемуховка, СП «Летка» включено АО «Коммунальник».

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Из пункта 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации, единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения таким потребителем выданных ему технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Согласно договору теплоснабжения № 188/1-19 от 01.01.2019 (далее – Договор теплоснабжения), заключенному между АО «Коммунальник» и Учреждением (л.д. 19-32 т. 1), Общество осуществляет поставку тепловой энергии (мощности) на объекты Учреждения (далее - объекты Учреждения):

«ПНИ» (психоневрологический интернат), с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а;

«Индом», с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 14.   

Пунктом 5 Договора теплоснабжения установлено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности тепловой сети теплоснабжающей организации.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей (приложение № 2 к Договору теплоснабжения) поставка тепловой энергии (мощности) на объекты Учреждения осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим АО «Коммунальник» (л.д. 27-29 т. 1).   

Из письменных пояснений АО «Коммунальник», представленных в материалы антимонопольного дела № 011/01/10-119/2020 (л.д. 15 т. 1), следует, что АО «Коммунальник» от котельной, расположенной по адресу: Прилузский район, с. Летка, ул. Евкашор, д. 26А, осуществляет поставку тепловой энергии (мощности) единственному потребителю – Летский интернат, в соответствии с Договором теплоснабжения.

Согласно долгосрочным параметрам регулирования деятельности АО «Коммунальник», утвержденным приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство) от 20.12.2018 № 69/27-Т, для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель расходы, связанные с передачей тепловой энергии (мощности) по тепловым сетям, включены в базовый уровень операционных расходов АО «Коммунальник».

Таким образом, АО «Коммунальник» в рамках заключенного с потребителем Договора теплоснабжения (мощности) осуществляет передачу тепловой энергии (мощности), которая отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Тепловая энергия (пар и горячая вода) – вид товара, имеющий определенные особенности и физические свойства: процесс производства тепловой энергии жестко связан с потреблением.

Тепловая энергия - это энергия, характеризующаяся температурой и давлением веществ, участвующих в процессах преобразования и передачи энергии, а ее количественной мерой может служить теплосодержание веществ, используемых при преобразовании и передаче энергии. Количественной мерой тепловой энергии может служить также теплота, под которой понимается энергетическая характеристика процессов теплового взаимодействия термодинамических систем с окружающей средой при теплопередаче без совершения работы.

Тепловая энергия отнесена законодателем к виду энергетического ресурса, который определяется как носитель энергии, используемый для хозяйственной деятельности, жизнеобеспечения.

   Не существует товаров-заменителей тепловой энергии с точки зрения цели потребления (теплоэнергия в потреблении не может быть заменена другим товаром), то есть является единственно возможным для потребления товаром (услугой).

В рассматриваемом случае, в силу технологических особенностей производства, передачи и распределения тепловой энергии, тепловая энергия (мощность), производимая АО «Коммунальник», не может обращаться на разных товарных рынках (наличие проложенных сетей подразумевает один состав покупателей и продавцов). При этом у потребителя отсутствует техническая возможность отказаться от услуги АО «Коммунальник», к сетям которого подключены теплопотребляющие установки потребителя, указанные в приложении № 1 к Договору теплоснабжения, в том числе отделения, корпуса (включая спальный корпус), административное здание, баня, баня - прачечная, лечебно-трудовая мастерская, кухня, гараж, дизельная станция, теплоузел.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарных рынков как тепловая энергия (мощность), код ОКЭД 35.30.3, 35.30.6. 

Согласно пункту 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Товарный рынок тепловой энергии характеризуется отсутствием иной возможности приобретения потребителем тепловой энергии (мощности) за пределами границ тепловых сетей, посредством которых осуществляется поставка (передача) тепловой энергии (мощности), от источника тепловой энергии к теплопотребляющим установкам потребителя. 

Географические границы, на которых АО «Коммунальник» является поставщиком тепловой энергии (мощности), соответствуют границам балансовой принадлежности и границам расположения тепловых сетей, посредством которых осуществляется поставка тепловой энергии (мощности), то есть участками систем теплоснабжения от теплоисточника до потребителя тепловой энергии (мощности) согласно границам балансовой принадлежности тепловых сетей.

Географические границы исследуемых товарных рынков определены территорией с. Летка, территорией с. Черемуховка МО МР «Прилузский», на которых расположены тепловые сети, посредством которых АО «Коммунальник» осуществляет поставку (передачу) тепловой энергии (мощности) потребителям, в том числе на объекты Учреждения.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Коммунальник» занимает доминирующее положение на товарном рынке тепловой энергии (мощности) в границах расположения тепловых сетей на территории с. Летка, территории с. Черемуховка МО МР «Прилузский». В связи с чем, на действия АО «Коммунальник» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

1.2. Деятельность в сфере теплоснабжения регулируется нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». 

В силу пункта 1 части 3 статьи 4.2, части 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения являются, в том числе цены. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

Согласно части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

В соответствии с частью 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, между АО «Коммунальник» и ГБУ РК «Летский ПНИ» (абонент) заключен договор теплоснабжения № 188/1-19 от 01.01.2019 (л.д. 19-31 т. 1), в соответствии с которым Общество обязуется поставить абоненту тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель до здания абонента, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления.

Согласно приложению № 1 к Договору теплоснабжения объектами абонента, куда поставляется тепловая энергия, являются «ПНИ» (психоневрологический интернат), с. Летка, ул. Евкашор, 26а; «Индом», с. Черемуховка, ул. Лесная, 14.

Пунктом 7 Договора теплоснабжения предусмотрено, что при исполнении Договора, а также при решении вопросов, не предусмотренных настоящим договором, стороны обязуются руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и другими действующими нормативными правовыми актами.

Условиями пункта 10 Договора теплоснабжения предусмотрено, что абонент оплачивает тепловую энергию (мощность) по тарифу в размере 4452,74 руб./Гкал (без НДС), что соответствует тарифу на тепловую энергию, установленному для АО «Коммунальник» приказом Министерства от 20.12.2018 № 70/15-Т (без НДС).    

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, в 2018 году, в период с января 2019 по май 2019 года АО «Коммунальник» при расчетах с Учреждением применяло льготный тариф на тепловую энергию в размере 4452,74 руб./Гкал (без НДС), утвержденный приказом Министерства от 20.12.2018 № 70/15-Т (л.д. 217-221 т. 2).

Далее со второго полугодия 2019 года на основании соглашения от 18.09.2019 № 1 к Договору теплоснабжения в отношении Учреждения по объекту «ПНИ» (с. Летка) АО «Коммунальник» применяется тариф на тепловую энергию в размере 8455,79 руб./Гкал, в отношении «Индом» (с. Черемуховка) – тариф в размере 4459,60 руб./Гкал (без НДС), утвержденный приказом Министерства от 20.12.2018 № 70/15-Т (л.д. 222-225 т. 2). 

АО «Коммунальник» письмом от 21.11.2019 № 004/4/7279 (л.д. 158 т. 2) уведомило Учреждение о том, что тариф на тепловую энергию, поставляемую на объект, расположенный по адресу: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а («ПНИ»), не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон. С 01 января 2020 года экономически обоснованная стоимость тепловой энергии составляет 12 892,97 руб./Гкал (без НДС).

Письмом от 22.01.2020 № 85 (л.д. 206-216 т. 2) Общество направило в адрес Учреждения подписанный со своей стороны договор теплоснабжения № 29/1-20, пунктом 12 которого тариф на тепловую энергию, поставляемую на объект («ПНИ»), расположенный по адресу: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а, установлен в размере 12 892,97 руб./Гкал (без НДС).   

В письменных пояснениях, представленных ГБУ РК «Летский ПНИ» письмом от 06.11.2019 № 742 (л.д. 2-3 т. 1), Учреждение указало, что оно является единственным бюджетным учреждением в районе, которое, по утверждению АО «Коммунальник», лишено права на льготный тариф на тепловую энергию.

На заседании Комиссии 02.07.2020 представителем АО «Коммунальник» <…>, действующим на основании доверенности от 22.10.2019 № 013-КОМ/2019, заявлен довод о том, что с 01.01.2019 тариф на тепловую энергию для потребителей, которые являются единственными абонентами от источника тепловой энергии (котельной), не регулируется. Поскольку «ПНИ» в с. Летка является единственным потребителем тепловой энергии, поставляемой от котельной АО «Коммунальник», тариф, установленный Министерством, в отношении Учреждения не может быть применен.

АО «Коммунальник» в письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела, указало, что объект («ПНИ»), расположенный по адресу: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а, удовлетворяет условиям, изложенным в пункте 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, и на основании частей 2.2, 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении и пунктов 5(1), 5(2), 5(5) Основ ценообразования в данном случае цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон.

Кроме того, представителем АО «Коммунальник» <…> на заседаниях Комиссии 25.08.2020, 07.10.2020, 29.10.2020 заявлены доводы о том, что помещения Учреждения, в которых размещены граждане, не являются жилыми помещениями, граждане не являются гражданами – нанимателями жилых помещений.    

Данные доводы Учреждения и АО «Коммунальник» Комиссией исследованы и установлено следующее.    

Согласно части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

В соответствии частью 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Согласно части 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжения в случае, указанном в пункте 2 части 2.2 настоящей статьи, цены не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения - с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее.

Таким образом, в силу абз. 1 части 2.1, пункта 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора цены (тарифы) в сфере теплоснабжения за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно пункту 5(3) Основ ценообразования реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:

а) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению;

б) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;

в) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

Таким образом, в соответствии с абз. 1 части 2.1, пункта 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пунктом 5.3 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

Из положений нормативно-правовых актов не следует возможность применения теплоснабжающей организацией нерегулируемого тарифа в отношении населения и приравненных к нему  категориям потребителей в случае присоединения одного потребителя данной категории к источнику тепловой энергии.

В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда определены в статье 92 ЖК РФ.

Согласно подп. 4 пункта 1 указанной статьи к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

Согласно Уставу Учреждения Учреждение создано Народным Комиссариатом социального обеспечения РСФСР 17.04.1940, приказом Министерства социального обеспечения Коми АССР от 10.02.1976 № 10, на основании Постановления Совета Министров Коми АССР от 06.02.1978 № 64.  

Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др. вошли в жилищный фонд, как специализированные дома.

Статья 12 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ранее предусматривала возможность проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания с предоставлением им права на обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В силу пункта 8 действующих Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.  При этом в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности. В силу пункта 11 этих Правил в качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.

Таким образом, на момент создания Учреждения оно предназначалось для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании и с изданием Закона от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» вошло в жилищный фонд, как специализированное жилое здание.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

Согласно статье 19 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закон, в том числе социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические,  социально-педагогические, социально-трудовые.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 года № 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее - Перечень социальных услуг).

В соответствии с подп. «а» пункта 1 Перечня социальных услуг социально-бытовые услуги в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания включают в себя обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами.

Согласно подп. 5 статьи 8 Закона № 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями.

Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 05.02.2016 № 237 утвержден порядок предоставления социальных услуг в стационарной форе социального обслуживания поставщиками социальных услуг (далее – Порядок № 237).

Согласно пунктам 3.1, подп. 1 пункта 3.2 Порядка № 237 социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.

Приложением № 1 к Порядку № 237 установлены стандарты социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, в условиях организаций, в том числе в психоневрологическом интернате (отделении).

Так, подп. «а» пункта 1.1 приложения № 1 к Порядку № 237 утверждены следующие нормативы социальной услуги - предоставление площади жилых помещений:

«Предоставление жилой площади по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность), должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания.

При размещении получателей социальных услуг в жилых помещениях учитывается их физическое и психологическое состояние, психологическая совместимость, наклонности.

Предоставляется от 3,5 до 5,0 кв.м жилой площади на 1 получателя социальных услуг в зависимости от категории получателей социальных услуг.

Супругам из числа получателей социальных услуг выделяются изолированные жилые помещения для совместного проживания.

Помещения должны быть доступными для инвалидов и граждан, имеющих ограничения здоровья».

В соответствии в положением о ГБУ РК «Летский ПНИ» (создано 17.04.1940) Учреждение является организацией социального обслуживания, осуществляющей стационарное социальное обслуживание (л.д. 157-168 т. 3).

Целью деятельности Учреждения является улучшение условий жизнедеятельности, оказание разносторонней помощи гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с возрастом и состоянием здоровья инвалидам старше 18 лет.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ГБУ «Летский ПНИ» основным видом деятельности Учреждения является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.

В соответствии с Положением о ГБУ РК «Летский ПНИ» (л.д. 174-209 т. 3) Учреждение является медико-социальным учреждением стационарного типа и предназначено для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающим психическими хроническими заболеваниями и нуждающимися в постоянном постороннем уходе в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья.

Помещения Учреждения обеспечены коммунально-бытовыми услугами: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроэнергией, связью. Все помещения соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил. Площадь, занимаемая Учреждением, обеспечивает размещение персонала, граждан пожилого возраста и инвалидов и предоставление им услуг в соответствии с утвержденными нормами (пункт 1.3 Положения).

В соответствии с основными задачами (пункт 4 Положения) Учреждение создает для граждан благоприятные условия для жизнедеятельности, предоставляет проживающим благоустроенную жилую площадь с мебелью и инвентарем, обеспечивает бельем, организует питание.

В материалы настоящего антимонопольного дела Учреждением представлены доказательства, свидетельствующие о том, что гражданам, находящимся в Учреждении, предоставлены жилые помещения для постоянного проживания.

Согласно техническому паспорту от 12.04.2012 мужской лечебный корпус является жилым помещением здания, расположенного по адресу: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а, литера Б, что отражено в кадастровом паспорте от 26.04.2012 (л.д. л.д. 91-101, 104 т. 3). 

Администрация МО МР «Прилузский» в соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ от 08.10.2012 уведомила Учреждение о переводе помещений мужского корпуса, общей площадью 207,7 кв.м., в жилые помещения – палаты №№ 6,7,10,16, 17, 18,19, 20, 21, 22 (л.д. 102 – 103 т. 3).

Женский лечебный корпус (палаты №№ 1, 2, 3, 12, 15, 16, 18, 19, 20), расположенный по адресу: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а, литера А, общей площадью 216,5 кв.м. отнесен к жилым помещениям, о чем свидетельствуют технический паспорт <...> выданный ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» 12.04.2012, кадастровый паспорт помещения от 26.04.2012, уведомление Администрации МО МР «Прилузский» от 08.10.2012 (л.д. 105-115 т. 3).

Помещения №№ 1, 2, 3, 12, 13, 14, 15, 16, 17 общей площадью 186,7 кв. м., расположенные в корпусе № 1 по адресу: с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 14, литера Д, отнесены к жилым комнатам, что документально подтверждено свидетельством о праве собственности от 10.11.2012, кадастровым паспортом от 26.04.2012.     

Комнаты №№ 3, 4 общей площадью 19,4 кв.м., расположенные в лечебном корпусе № 2 по адресу: с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 14, литера В, отнесены к жилым комнатам, что документально подтверждено техническим паспортом, выданным филиалом ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» Прилузский район от 21.07.2009.   

Помещения здания лечебного корпуса № 3 (пом.1, 2, 3, 12, 13, 14, 15, 16) общей площадью 425,8 кв. м., расположенные по адресу: с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 14, литера Б, отнесены к жилым помещениям, что документально подтверждено техническим паспортом, выданным ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» 12.04.2012, кадастровым паспортом помещения от 26.04.2012.

Помещения здания спального корпуса на 120 мест общей площадью 416,3 кв. м., расположенные по адресу: с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 14, литера Е, отнесены к жилым помещениям, что документально подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.11.2012, техническим паспортом, выданным ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» 12.04.2012, кадастровым паспортом помещения от 20.04.2012.

Согласно условиям договоров о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, заключенных между Учреждением и гражданами (заказчик) (л.д. 116-140 т. 3), услуги оказываются заказчику в соответствии с индивидуальной программой, и в согласованном Сторонами виде согласно приложению № 1 к настоящему договору.

Приложением № 1 к договору установлен перечень социальных услуг, пунктом 1.1. которого предусмотрено предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам.       

Также установлено, что граждане, находящиеся в Учреждении и заключившие договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, зарегистрированы по месту пребывания «ПНИ»: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26А (л.д. 120, 125 т. 3), «Индом»: с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 14.

В соответствии с пунктом 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 № 1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

В силу пункта 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают: а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу; б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.); в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

Следовательно, получатель социальной услуги по договору с Учреждением  осуществляет, в том числе оплату всех расходов, связанных с его содержанием, в том числе выплаты обслуживающему персоналу и оплату всех коммунальных услуг, поставленных на Объекты Учреждения.  

Таким образом, АО «Коммунальник» в соответствии с Договором теплоснабжения осуществляет поставку тепловой энергии в адрес Учреждения, где расположены жилые помещения, которые в соответствии с положениями статей 17, 19, 92, 96 Жилищного кодекса РФ относятся к категории специализированных жилых помещений, предназначенных для проживания граждан, нуждающихся в специальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых, в том числе коммунальных услуг. В связи с чем, при расчетах за тепловую энергию в отношении Учреждения должен применяться тариф, установленный регулирующим органом. 

Данный вывод подтвержден судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2020 по делу № А 35-9712/2018). 

Представителем АО «Коммунальник» <…> на заседаниях Комиссии 07.10.2020, 29.10.2020 заявлен довод о том, что при заключении Договора теплоснабжения Учреждение не предоставило сведения о том, что в «ПНИ» (с. Летка) проживают граждане.

На заседании Комиссии 25.08.2020 директор Учреждения <…> пояснил, что котельная в с. Летка обслуживает только психоневрологический интернат и расположена в 30 метрах от жилых корпусов. Сотрудники котельной, представители АО «Коммунальник» регулярно проводят испытания тепловой системы и в курсе того, что в корпусах живут люди, которые требуют специального ухода.

Представитель Учреждения <…>, действующая по доверенности от 05.10.2020, на заседаниях Комиссии 07.10.2020, 16.11.2020 сообщила, что сведения о деятельности Учреждения являются общедоступными и размещены на официальном сайте Учреждения.  

Данные доводы Комиссией исследованы и установлено следующее.

На официальном сайте Учреждения размещена информация об Учреждении, в том числе о том, что:   

- Психоневрологический интернат (Учреждение) является организацией социального обслуживания, осуществляющей стационарное социальное обслуживание, целью которого является улучшение условий жизнедеятельности, оказание разносторонней помощи гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с возрастом и состоянием здоровья инвалидам старше 18 лет.

- Получателями социальных услуг являются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды 1 и 2 группы старше 18 лет при наличии степени ограничения трудоспособности, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в стационарном социальном обслуживании в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, поставка тепловой энергии в адрес Учреждения осуществляется в соответствии с заключенным с АО «Коммунальник» договором теплоснабжения № 188/1-19 от 01.01.2019.

Условиями Договора теплоснабжения, а именно: приложением № 1 «Сведения и характеристики по каждому объекту на отопление», приложением № 2 «Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей», приложением № 4 «Сведения об узлах учета, приборах учета и местах замера показателей качества тепловой энергии и (или) теплоносителя», приложением № 5 «Параметры качества и режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя», определены Объекты теплоснабжения: «ПНИ» (с. Летка), «Индом» (с. Черемуховка), в состав которых входят корпуса, спальные корпуса, где постоянно проживают получатели социальных услуг.      

До 01.07.2019 АО «Коммунальник» поставляло тепловую энергию на объекты Учреждения: «ПНИ» (с. Летка), «Индом» (с. Черемуховка) в соответствии с Договором теплоснабжения, плата за которую рассчитывалась исходя из регулируемого Министерством тарифа на тепловую энергию. 

Дополнительным соглашением к Договору теплоснабжения от 18.09.2019 в отношении «ПНИ» (с. Летка») АО «Коммунальник» с 01.07.2019 самостоятельно установило тариф, превышающий регулируемый Министерством тариф. 

При этом, как установлено Комиссией, деятельность Учреждения с 01.07.2019 не изменилась: в «ПНИ» (с. Летка) и в «Индом» (с. Черемуховка) постоянно проживали и проживают граждане пожилого возраста и инвалиды, страдающие психическими хроническими заболеваниями и нуждающиеся в постоянном уходе.

Кроме того, из переписки между Учреждением и Обществом, представленной в материалы настоящего антимонопольного дела, не следует, что АО «Коммунальник» запрашивало у Учреждения какие-либо документы, подтверждающие, что в «ПНИ» проживают граждане, получающие социальные услуги.

АО «Коммунальник», как единая теплоснабжающая организация на территории Прилузского района в Республике Коми, в том числе в с. Летка и в с. Черемуховка, занимающее доминирующее положение на товарном рынке и обладающее рыночной силой, обязано соблюдать положения Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, именно на Общество возложена обязанность по отнесению потребителя к той или иной категории в целях применения (не применения) регулируемого тарифа на тепловую энергию.

Представителем АО «Коммунальник» <…> на заседаниях Комиссии 07.10.2020, 29.10.2020 заявлены доводы о том, что в состав объектов Учреждения входят не только жилые помещения, но и другие нежилые здания и помещения, при этом раздельный учет объема тепловой энергии не ведется, в связи с чем, у Общества отсутствует возможность вести учет тепловой энергии, потребленной в жилых помещениях.

Данный довод Комиссией исследован и установлено следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как установлено пунктом 3.2 Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 г. № 69 (СП 2.1.2.3358-16), в организациях стационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:

- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского, административно-бытового обслуживания, культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения, профессиональной подготовки и социальной адаптации;

- хозяйственные помещения;

- санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.

Исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм и правил следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан.

В соответствии с положениями статей 3, 19, 20 Закона № 442-ФЗ, Устава Учреждения весь объем тепловой энергии, поставляемый Обществом в адрес Учреждения, используется для целей обеспечения условий проживания граждан, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с возрастом и состоянием здоровья инвалидам старше 18 лет.      

Данный вывод подтвержден судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2020 по делу № А 35-9712/2018). 

В письменных пояснениях Общества, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 05.08.2020 № 006/4121 (л.д. 1-5 т. 7), АО «Коммунальник» указало, что Учреждение оказывает платные услуги, в том числе с предоставлением койко-места, доход от оказания платных услуг, выполнения работ на 2020 год установлен в сумме 40 850 000 рублей, соответственно Учреждение использует тепловую энергию для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.        

Данный довод Комиссией исследован и установлено следующее.

Частью 3 статьи 298 ГК РФ определено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Также бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Согласно частям 1-2 статьи 2, части 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.   

Согласно пункту 2.1 Устава Учреждение является организацией социального обслуживания, осуществляющей стационарное социальное обслуживание. Целью деятельности Учреждения является улучшение условий жизнедеятельности, оказание разносторонней помощи гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с возрастом и состоянием здоровья инвалидам старше 18 лет.

В соответствии с пунктами 3.3, 3.5 Устава Учреждение осуществляет иные виды деятельности, в том числе приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой оно создано и соответствует указанной цели.

Согласно разделу 3 Положения об Учреждении стационарное обслуживание осуществляется на платной основе для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Согласно разделу 4 Положения об Учреждении основными задачами деятельности Учреждения являются:

материально-бытовое обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, организация ухода (надзора) и оказание им медико-социальной, социально-педагогической помощи;

осуществление мероприятий, направленных на максимально полную реабилитацию и адаптацию социально-трудовых навыков проживающих.

В соответствии с основными задачами Учреждение осуществляет, в том числе  реализацию мероприятий по социально-трудовой реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов с целью восстановления или компенсации утраченных, нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности в специально созданных условиях, интеграции их в общество.

 Согласно условиям договоров о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, заключенных между Учреждением и гражданами (заказчик) (л.д. 116-140 т. 3), Учреждение оказывает гражданам социальные услуги на основании индивидуальной программы, а заказчик оплачивает услуги, перечень которых указан в приложении № 1 к договору, в том числе социально-бытовые услуги (предоставление площади жилых помещений, обеспечение питанием, мягким инвентарем, одеждой, обувью, бельем), социально-трудовые услуги (проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам).        

Пунктом 2.1 договора установлено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода заказчика, находящегося на стационарном обслуживании.

Из письменных пояснений Учреждения, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 29.07.2020 № 419 (л.д. 151-158 т. 6), следует, что финансовое обеспечение деятельности Учреждения, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.        

Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов объем финансового обеспечения Учреждения за 2019 год составил 144,4 млн. руб., в том числе плата за стационарное обслуживание 40,6 млн. руб. (плата, полученная Учреждением в соответствии с условиями договоров о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания), поступления от оказания Учреждением услуг (работ) на платной основе 0,350 млн. руб. (медицинские услуги), доходы от продажи товаров 0,7 млн. руб. (организация и осуществление деятельности подсобного хозяйства, реализация продукции подсобного хозяйства), субсидии на выполнение государственного задания 102,7 млн. руб.   

На заседании Комиссии 25.08.2020 директор Учреждения <…> пояснил, что в целях адаптации находящихся в Учреждении граждан к социально-бытовым способностям, к трудовой деятельности Учреждением создано подсобное хозяйство для разведения и выращивания КРС и свиней в с. Черемуховка, организовано выращивание овощей в открытом грунте в с. Летка.        

В письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 29.07.2020 № 419, Учреждение указало, что подсобное хозяйство по разведению КРС и свиней, выращивание овощей относится к социально-трудовому виду социальных услуг, оказываемых гражданам в соответствии с договорами. Подсобное хозяйство создано для использования остаточных трудовых возможностей инвалидов и граждан пожилого возраста, их участие в лечебно-трудовой деятельности, проведения мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса, трудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами.

Вся продукция (мясо, молоко, овощи, зелень) на основании накладной (л.д. 194-197 т. 6) приходуется на склад (по количеству и стоимости), что отражается в виде дохода от продажи товаров, в дальнейшем продукция используется для улучшения питания получателей социальных услуг.

Из письменных пояснений, представленных в материалы дела письмом от 26.10.2020 № 655, Учреждение указало, что в с. Летка производится только выращивание овощей в открытом грунте, вся произведенная продукция направляется на улучшение питания, реализация продукции сторонним лицам не производится.

Для выращивания КРС и свиней, выращивания овощей тепловая энергия Учреждением не используется, что подтверждено фотоматериалами.

Таким образом, доходы, полученные Учреждением от продажи товаров и оказания платных услуг, направлены не на извлечение прибыли, а на улучшение качества социального обслуживания граждан, то есть на осуществление уставной деятельности Учреждения.

Представителем Общества <…> на заседании Комиссии 29.10.2020 заявлен довод о том, что «ПНИ» в с. Летка продает жителям рассаду, заготавливает для скота сено, а работники «ПНИ» привлекаются для осуществления работ в с. Черемуховка.

Данный довод Комиссией исследован и установлено следующее.

Согласно сведениям, представленным Учреждением в материалы настоящего антимонопольного дела письмами от 27.07.2020 № 416, от 21.10.2020 № 653, Учреждением в целях оказания гражданам, проживающим в «ПНИ» (с. Летка), в «Индом» (с Черемуховка), социально-трудовой услуги (проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам) организовано подсобное хозяйство по выращиванию КРС и свиней (с. Черемуховка), овощей в открытом грунте  (с. Летка).

Продукция, полученная от подсобного хозяйства в с. Летка, овощи, зелень полностью используются в рационе питания получателей социальных услуг.

Доказательства, свидетельствующие о продаже населению рассады, сена в материалах дела не установлены, АО «Коммунальник» не представлены.

Привлечение работников «ПНИ» (с. Летка) для осуществления работ в «Индом» (с. Черемуховка) не свидетельствует об осуществлении Учреждением коммерческой деятельности, направленной на извлечение прибыли.       

Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность) в Республике Коми, в том числе АО «Коммунальник»:

на 2018 год приказом от 25.12.2017 № 74/1-Т,

на 2019 год приказом от 20.12.2018 № 70/15-Т,

на 2020 год приказом от 18.12.2019 № 75/7-Т.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от 29.10.2018 № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Республике Коми» (далее – Закон № 78-РЗ) право на льготный тариф на тепловую энергию (мощность) на 2019 год, 2020 год имеют потребители тепловой энергии (мощности), в отношении которых в году, предшествующем году применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), применялись установленные уполномоченным органом тарифы на тепловую энергию (мощность) в размере ниже экономически обоснованного уровня. Основанием для предоставления льгот в отношении потребителей, указанных в настоящей части, является превышение установленных уполномоченным органом экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность).

Из материалов настоящего антимонопольного дела установлено, что в период с 01.01.2018 по 01.06.2019 АО «Коммунальник» при расчетах стоимости тепловой энергии в отношении Учреждения («ПНИ», «Индом») применяло льготные тарифы на тепловую энергию, установленные Министерством приказами от 25.12.2017 № 74/1-Т от 20.12.2018 № 70/15 (л.д. 217-221 т. 2). 

В период с 01.09.2019 по дату рассмотрения настоящего антимонопольного дела АО «Коммунальник» в отношении объекта Учреждения («ПНИ»), расположенного по адресу: с. Летка, ул. Евкашор, д. 26А, предъявило последнему  счета - фактуры за тепловую энергию исходя из нерегулируемых тарифов в размере 8455,79 руб./Гкал (без НДС) в период с 01.09.2019 по 31.12.2019, в размере 12 892,97 руб./Гкал в истекшем периоде 2020 года, превышающих установленные Министерством приказами от 20.12.2018 № 70/15-Т, от 18.12.2019 № 75/7-Т тарифы на 86,5 % (2019 год), 182,6 % (2020 год) (л.д. 222-225 т. 2).     

Учреждение в письменных пояснениях от 26.10.2020 № 655 указало, что в связи с ростом тарифов на тепловую энергию по объекту «ПНИ» в с. Летка возникнет недостаточность средств на коммунальные услуги на тепловую энергию в размере 2,3 млн. руб. Покрытие этого недостатка возможно лишь за счет перераспределения средств по другим статьям расходов, что приведет к расторжению госконтрактов с поставщиками продуктов питания, материальных запасов или услуг.

При этом сокращение расходов на питание, мягкий инвентарь, другие материальные запасы, приведет к корректировке в сторону уменьшения установленных нормативов потребления, в частности к несбалансированности питания, уменьшению калорийности. В связи с чем, рост тарифов на тепловую энергию в отношении Учреждения («ПНИ» в с. Летка) приведет к ущемлению интересов Учреждения и получателей социальных услуг (неопределенного круга лиц).

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 25.09.2020 № СП/83158/20 объемы тепловой энергии, потребляемые организациями социального обслуживания в целях снабжения жилых помещений, в которых проживают граждане, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе в соответствии с возрастом или состоянием здоровья, оплачивающиеся из собственных средств на коммунальные услуги и другие виды расходов, связанных с их содержанием, должны поставляться по регулируемому тарифу.      

Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики № 1 от 28 марта 2018, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в том числе в редакции, действующей после 5 января 2016 года) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

             Из содержания Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу № А35-9712/18 следует, что антимонопольным органом доказан факт нарушения требований статьи 10 Закона о защите конкуренции,  выразившегося в том, что Обществом неправомерно производился расчет с Учреждением в рамках государственного контракта с использованием нерегулируемых цен на электрическую энергию, результатом чего явилось ущемление прав конкретных лиц (ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда») и неопределенного круга лиц (граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда»).

Иной подход к толкованию данной нормы по существу приводит к установлению не оправданных объективными причинами различий в сфере действия запрета злоупотребления правом для доминирующих на рынке субъектов, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

В абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия АО «Коммунальник» по применению при расчетах за тепловую энергию в отношении Учреждения – психоневрологического интерната (с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а) во втором полугодии 2019 года, истекшем периоде 2020 года  нерегулируемых тарифов на тепловую энергию, превышающих утвержденные Министерством приказами от 20.12.2018 № 70/15-Т, от 18.12.2019 № 75/7-Т тарифы на тепловую энергию, привели (могли привести) к ущемлению интересов Учреждения и неопределенного круга потребителей - граждан, проживающих в жилых помещениях в здании психоневрологического интерната (с. Летка, ул. Евкашор, д. 26а).

Комиссия Коми УФАС России по рассмотрению дела № 011/01/10-119/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Коммунальник» по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                            __________________ <…> 

    

Члены Комиссии                                                        __________________ <…> 

 

                                                                                      __________________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны