Решение б/н решение по жалобе от 23 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

18 января 2023 года

г. Сыктывкар

№ 01-119/400

ООО «Сибирский Тендер»

Л. Толстого ул., д. 141, оф. 5, г. Бийск, Альайский край, 659300

МУП «Жилкомуслуги»

Корабельная ул., д. 3,

пгт. Краснозатонский,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167904

Оператору электронной площадки Сбербанк-АСТ - Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»

ko@sberbank-ast.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-23/2023 ООО «Сибирский Тендер» от 08.01.2023 (вх. № 12э от 09.01.2023) в отношении МУП «Жилкомуслуги», касающуюся нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в положениях конкурсной документации при организации закупки на выполнение проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Строительство модульной газовой котельной в п. Выльтыдор с последующим закрытием существующей котельной» по адресу: Республика Коми, Городской округ Сыктывкар, п. Выльтыдор, ул. Механическая,4/3, номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок 32211962796, в присутствии на заседании: ‹…› – представителей МУП «Жилкомуслуги» по доверенностям, ‹…› – представителя ООО «ВЭСКК» (‹…› участвовали в рассмотрении жалобы посредством видеоконференц-связи),

УСТАНОВИЛА:

МУП «Жилкомуслуги» явилось заказчиком и организатором закупки в форме конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Строительство модульной газовой котельной в п. Выльтыдор с последующим закрытием существующей котельной» по адресу: Республика Коми, Городской округ Сыктывкар, п. Выльтыдор, ул. Механическая,4/3, номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок 32211962796 (далее – закупка, конкурс, ЕИС). Заявки подавались на электронной площадке Сбербанк-АСТ. Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Извещение с конкурной документацией размещены в ЕИС 16.12.2022, окончание срока подачи заявок – 09.01.2023.

ООО «Сибирский Тендер» заявку на участие в закупке не подавало, обжаловало положения конкурной документации, жалоба направлена в Коми УФАС России 08.01.2023 – до окончания срока подачи заявок.

ООО «ВЭСКК» подавало заявку на участие в закупке. В связи с этим, руководствуясь частью 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции представитель указанной компании допущен к участию в рассмотрении жалобы.

Перечень оснований для подачи жалобы по закупкам, осуществляемым по Закону о закупках, является исчерпывающим и перечислен в части 10 статьи 3 Закона о закупках: любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В жалобе приводится 6 доводов, только во втором доводе указано на нарушение Закона о закупках, в остальных доводах указано на нарушение иного законодательства. В связи с этим, только второй довод жалобы подпадает под случаи, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках, по которым жалоба может быть рассмотрена в антимонопольном органе. В указанной части жалоба рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Также в жалобе указано на нарушение Закона о защите конкуренции. В указанной части и по остальным доводам (кроме второго довода жалобы) жалоба подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции. Ответ заявителю будет направлен дополнительно.

В жалобе указано на неправомерное установление в конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки выписок СРО, подтверждающие право выполнения видов работ (услуг), перечисленных в конкурной документации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «Жилкомуслуги» (далее – Положение о закупках) в редакции, действовавшей на дату размещения извещения и конкурсной документации в ЕИС, утверждено 30.09.2022, размещено в ЕИС 13.10.2022.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

По пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

Особенности организации, проведения конкурентной закупку в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены в статье 3.4 Закона о закупках.

Согласно части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

По пунктам 6, 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части;

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы).

Частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

По части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, к лицам, выполняющим определенные работы по подготовке проектной документации, по строительству объектов капитального строительства законодательством Российской Федерации установлены требования - является членом саморегулируемой организации соответственно в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства.

В пункте 32 раздела 2 конкурной документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме. Так, вторая часть заявки должна содержать, в том числе:

«9) декларация, предусмотренная пунктом 9 части 19.1 статьи 3.4., Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

12) Выписки СРО, подтверждающие право выполнения следующих видов работ (услуг):

а) Права выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса.

При этом участник должен иметь не менее первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам.

Для целей настоящей закупки уровень ответственности участника (его размер) должен быть не менее 60 000 000 (шестидесяти миллионов) 00 руб. без учета стоимости ранее взятых на себя участником обязательств в качестве члена соответствующей СРО.

Для подтверждения указанных требований участник предоставляет выписку СРО с правом выполнения указанных в данном пункте работ, а также информационное письмо с перечнем ранее взятых на себя и неисполненных на дату подачи заявки обязательств (номер, дата, предмет и стоимость договора подряда, номер реестровой записи контракта в Реестре контрактов (заключенных в рамках 44-ФЗ), номер реестровой записи контракта в Реестре договоров (заключенных в рамках по 223-ФЗ) или копии договоров (в случае отсутствия их в указанных Реестрах).

б) Права осуществлять подготовку проектной документации в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

При этом участник должен иметь не менее первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Для целей настоящей закупки уровень ответственности участника (его размер) должен быть не менее 25 000 000 (двадцати пяти миллионов) 00 руб. без учета стоимости ранее взятых на себя участником обязательств в качестве члена соответствующей СРО.

Для подтверждения указанных требований участник предоставляет выписку СРО с правом выполнения указанных в данном пункте работ, а также информационное письмо с перечнем ранее взятых на себя и неисполненных на дату подачи заявки обязательств (номер, дата, предмет и стоимость договора подряда, номер реестровой записи контракта в Реестре контрактов (заключенных в рамках 44-ФЗ), номер реестровой записи контракта в Реестре договоров (заключенных в рамках по 223-ФЗ) или копии договоров (в случае отсутствия из в указанных Реестрах).»

Таким образом, МУП «Жилкомуслуги» в конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками во второй части заявки выписок СРО по определенным видам работ.

Согласно статье 55.17 ГрК РФ:

1. В единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

2. Состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

4. Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

5. Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Во исполнении части 2 статьи 55.17 ГрК РФ постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений" утверждены состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах и Правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений.

Настоящее постановление вступило в силу с 01.09.2022.

В ранее действовавшей до 01.09.2022 редакции статьи 55.17 ГрК РФ было установлено, что саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет" (часть 1), саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (часть 4).

Таким образом, с 01.09.2022 предоставление саморегулируемыми организациями выписок из реестра членов саморегулируемой организации отменено. С указанного времени соответствующие сведения размещены в открытом реестре, порядок ведения которого установлен законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2021г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022г. и предусматривающие:

-исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;

-ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны для ознакомления без взимания платы.

Частью 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» установлено, что лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.

С учетом изложенного, установленное в конкурсной документации требование о предоставлении во второй части заявки выписок СРО является неправомерным, противоречит подпункту «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, является нарушением части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Непредоставление таких выписок СРО в составе второй части заявки должно было явится основанием для отклонения/отстранения участника закупки согласно подпункту 2 пункта 7.2 раздела 1 конкурной документации:

7.2. Участнику закупки будет отказано в дальнейшем участии в закупке, и его заявка не будет допущена до оценочной стадии в случаях:

  1. несоответствия конкурсной заявки требованиям к конкурсным заявкам, установленным конкурсной документацией, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Так, по пункту 6.3.1 раздела 1 конкурной документации при рассмотрение вторых частей заявок проводится проверка участников закупки на соответствие требованиям установленным заказчиком в Документации о закупке и проверка их заявок и документов на соблюдение требований конкурсной документации к составу, содержанию и оформлению заявок, установленных для вторых частей заявок. Принимается решение об отклонении конкурсных заявок, которые, по мнению членов комиссии, не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией и извещением, и принимается решение об отказе участникам закупки, подавшим такие заявки, в допуске к участию в конкурсе.

Аналогичные основания для отклонения заявки, отстранения участника содержались в Положении о закупках.

Жалоба явилась обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На участие в закупке подана одна заявка, заявка не отклонена, участник допущен к участию в закупке, закупка признана несостоявшейся.

С учетом характера выявленного нарушения, стадии закупки, принято решение предписание не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер» в рассмотренной части обоснованной.
  2. Признать МУП «Жилкомуслуги» нарушившим часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках в части установления в подпункте 12 пункта 32 раздела 2 конкурной документации требования о предоставлении во второй части заявки выписок СРО в нарушении положений пункта 6, подпункта «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.
  3. Предписание не выдавать.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны