Решение (комиссия) №ОД/5622/23 Решение РНП-11-178 от 8 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

реестровый номер внеплановой проверки: 011/06/99-744/2023

 

05 сентября 2023 года

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России) рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканская ветеринарная лаборатория» (далее – ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория», заказчик) от 29.08.2023030720002180000001 (вх. № 5787/23 от 29.08.2023) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 02.06.2023 № ЭА 24/1155, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Поставка дизельной электростанции для нужд ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году», извещение № 0307200030623001123 (далее — закупка, электронный аукцион),

при участии в рассмотрении обращения путем проведения web конференции:

<...><...><...>,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» представлено обращение о включении сведений об ИП <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом заказчика от исполнения договора № ЭА 24/1155 от 02.06.2023 на поставку дизельной электростанции для нужд ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году (далее — обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее Правила) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория», ИП <...> надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

В связи с заявленным ИП <...> ходатайством от 04.09.2023 о предоставлении возможности участия в рассмотрении обращения посредством web конференции, заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению указанного выше обращения осуществлено в формате web конференции c использованием сервиса для видеосвязи - TrueConf.

В заседании Комиссии Коми УФАС России для установления дополнительных обстоятельств дела и даче оценки совокупности предоставленных документов, письменной информации, объявлялся перерыв.

После перерыва заседание было продолжено в том же составе Комиссии Коми УФАС России при участии представителя индивидуального предпринимателя.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория», представителя индивидуального предпринимателя, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона являлось ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория».

Объект закупки – Поставка дизельной электростанции для нужд ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 400 333.33 руб.

Источник финансирования закупки: Закупка за счет собственных средств организации.

Закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.

По результатам проведения электронного аукциона 02.06.2023 между ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» и ИП <...> заключен договор № ЭА 24/1155 на поставку дизельной электростанции для нужд ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году, реестровый номер в ЕИС: 2110148607523000029 (далее — договор).

Условиями договора предусмотрено следующее:

«1.1. В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку дизельной электростанции для нужд ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году (далее – Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Договору) и надлежащим образом выполнить работы по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Товара, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Товар и специалистов Получателя, осуществляющих техническое обслуживание Товара, правилам эксплуатации и технического обслуживания Товара в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара (далее - Работы), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом выполненные Работы.

1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение № 1 к Договору), технические показатели – Техническими требованиями (приложение № 2 к Договору).

1.3. Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства в место установки Товара, по адресу: ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» 167009, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Северная, д. 69.

2.2. Цена Договора составляет 1 393 331,66 руб. (Один миллион триста девяносто три тысячи триста тридцать один рубль, 66 копеек), без НДС. Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

3.1. Поставщик обязан:

3.1.1. поставить Товар в строгом соответствии с условиями Договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки;

5.1. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в место доставки указанное, в п.1.3 договора, в срок не более 45 рабочих дней с момента заключения договора.

5.2. Фактической датой поставки считается дата подписания Получателем Акта приёма-передачи Товара (приложение № 3 к Договору).

12.1. Договор является одноэтапным, вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2023 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств – до полного исполнения обязательств Сторонами.

12.4. Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

12.5. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.

15.1. Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Договором, высылается любым доступным способом по адресу другой Стороны с подтверждением о получении.

16.2. Обязательства по Договору считаются выполненными Поставщиком после размещения в единой информационной системе Документа о приемке, подписанного Заказчиком.».

В соответствии с договором, а именно спецификацией и техническими требованиями, являющихся неотъемлемой частью договора, ИП <...> взял на себя обязательство поставить заказчику электрогенераторную установку, модель INSOLS АД-50С-Т400-2РН.

Согласно материалам обращения, а также сведениям, содержащимся в ЕИС, ИП <...> не исполнил обязательства, взятые на себя в рамках заключенного договора, по поставке электрогенераторной установки.

В соответствии с пояснениями представителя заказчика, договором, а именно пунктом 5.1. предусмотрен срок поставки требуемого заказчику оборудования - в срок не более 45 рабочих дней, то есть до 07.08.2023.

Однако, заказчик оборудование в рамках договора в срок определенный таким договором не получил.

Письмом от 03.08.2023 № 626 заказчик направил запрос в адрес производителя оборудования «INSOLS АД-50С-Т400-2РН» общества с ограниченной ответственностью «Инженерные решения» (далее — ООО «Инженерные решения»), которое обязался по условиям договора поставить ИП <...>, касающийся поступления от поставщика (индивидуального предпринимателя) заявки на поставку оборудования – INSOL АД-50С-Т400-2РН и подтверждения соответствующих полномочий по отправке такого оборудования ИП <...>

В свою очередь, ООО «Инженерные решения» в письме от 04.08.2023 № 804/23448 сообщили БУ РК «Республиканская ветлаборатория» об отсутствии со стороны ИП <...> действий по оформлению с производителем соответствующих документов для дальнейшей реализации их оборудования и, как следствие, неоплате (выкупе) ИП <...> дизельной электростанции, несмотря на заключенное между сторонами соглашение о комплексной технической и консалтинговой поддержке в рамках проекта — консалтинговое сопровождение сделок и изготовление комплекта оборудования по соответствующему техническому заданию.

Комиссией антимонопольного органа в рамках рассматриваемого обращения было запрошено у <...> вышеуказанное соглашение для чего объявлялся перерыв в заседании. Однако соглашение о комплексной технической и консалтинговой поддержке с ООО «Инженерные решения» не представил.

Представитель индивидуального предпринимателя в обоснование своей позиции пояснила, что <...> начал исполнять обязательства по договору, но в связи с тем, что один из поставщиков увеличил сроки поставки необходимых комплектующих, таких как материалы для изготовления контейнера для электрогенераторной установки, что ставило под угрозу исполнение договора.

О возникновении вышеуказанного обстоятельства ИП <...> направил в адрес заказчика соответствующее письмом от 23.06.2023 № 5 с указанием о возникновении форс-мажорных обстоятельств в виде задержки сроков поставки необходимых комплектующих логистической компанией. Письмо от 23.06.2023 № 5 было направлено посредством наземной почты по адресу заказчика: ул. Северная, д.69, г. Сыктывкар, 167009.

Однако Комиссия Коми УФАС России не считает задержку сроков поставки необходимых комплектующих логистической компанией обстоятельством форс-мажора, поскольку Гражданский Кодекс Российской Федерации (п.3 ст. 401) определяет понятие непреодолимой силы (форс-мажор) как чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Индивидуальным предпринимателем не было подтверждено (документально), что логистическая компания задерживала сроки поставки комплектующих в связи с возникновением чрезвычайных и непредотвратимых ситуаций.

В рассматриваемом случае, задержка логистической компанией комплектующих является риском предпринимательской деятельности, который несет в данном случае ИП <...> при осуществлении своей деятельности.

Из материалов обращения не усматривается наличие между индивидуальным предпринимателем и заказчиком согласия (оформленного письменно) о продлении сроков поставки оборудования.

07.08.2023 заказчиком направлена в адрес индивидуального предпринимателя претензия №635, а также определен крайний срок поставки индивидуальным предпринимателем товара «в течение 5 дней со дня направления настоящей претензии».

На что индивидуальный предприниматель в письме от 08.08.2023 № 25 сообщает, что у ИП <...> возникли обстоятельств в виде задержки логистической компанией сроков поставки необходимых комплектующих.

Причиной такого непредвиденного события является изменение поставщика, с которым работал ИП <...> для исполнения контракта № ЭА 24/1155.

В частности в письме от 08.08.2023 № 25 указано следующее:

«После тщательного анализа работы поставщика и ранее выполненных заказов, мы обнаружили, что он не является добросовестным и не в состоянии обеспечить нас необходимыми ресурсами для поставки товара надлежащего качества.

Со своей стороны, мы обещаем приложить все усилия, чтобы ускорить процесс изготовления, и осуществить обязательства по договору в течение одного календарного месяца.»

Однако доказательства, подтверждающие достоверность изложенных в вышеуказанном письме обстоятельств, ИП <...> не представлены, в материалах обращения отсутствуют.

Комиссией Коми УФАС России было исследовано, предоставленное в материалы обращения письмо ИП <...>, адресованное заказчику, из которого не представляется возможным определить реквизиты такого письма, а именно дату и номер. Из содержания такого письма усматривается следующее:

ИП <...> принимал участие в данной закупке, на основании устной и письменной договоренности с производителями и их представителями/поставщиками о последующих поставках оборудования и комплектующих, в случае заключения контракта, то есть ИП готовился тщательным образом для своевременного исполнения контракта.

Однако, в связи с тем, что один из поставщиков увеличил задержку сроков поставки необходимых комплектующих логистической компанией, таких как материалов для изготовления контейнера для электрогенераторной установки, ситуация обострилась.

Это в свою очередь негативно отразилось на своевременных поставках комплектующих для установки в адрес ИП <...> А именно: получено уведомление от поставщика ООО Компания «Клим-Панель» о смещении графика изготовления заказа, что прокат увеличен с 20 рабочих дней до 35 рабочих дней в связи с загруженностью производства и задержкой поставок сырья для изготовления контейнера.

В связи с указанным уведомлением, ИП <...> был вынужден обратиться к заказчику с разрешением о переносе срока поставки товара, с последующим монтажом и запуском в работу в течение одного календарного месяца. В итоге срок поставки был сдвинут до 07.09.2023 г.

О данной задержке ИП <...> письменно 08.08.2023 направил в адрес заказчика уведомление с просьбой вновь перенести срок исполнения полной поставки в связи с отсутствием части комплектующих.

Тем не менее, 07.08.2023 в наш адрес поступила претензия о требовании осуществить поставку товара в течение 5 дней, с момента получения данной претензии, что было выполнить крайне невозможно в связи с отсутствием комплектующих для электрогенераторной установки.

В свою очередь чтобы своевременно осуществить исполнение обязательств по договору, ИП <...> дополнительно была запрошена информация у производителей с просьбой предоставить коммерческие предложения и сроки производства дизельно-генераторной станции в контейнере (ООО ПК «Азимут», ООО «АмперХаус», ООО «Завод промышленных энергетических машин», ООО «Мосэнергетика», ООО «ГК «ТСС»). В настоящее время ответы пока не получены.

На основании вышеизложенного, ИП <...> не смог исполнить условия настоящего Контракта и своевременно поставить требуемые комплектующие и составные, для дизельно-генераторной станции, по причинам, не зависящим от ИП <...>.

Причиной такого непредвиденного события является изменение поставщика, с которым ИП <...> работал для исполнения контракта, что он не является добросовестным и не в состоянии обеспечить ИП <...> необходимыми ресурсами для поставки товара надлежащего качества.

Это привело к невозможности определения сроков поставки недостающего оборудования, и соответственно к невозможности исполнения ИП <...> обязательств по настоящему Контракту.

Просим Вас учесть, что описанная ситуация с поставками товаров не зависела от ИП <...> по Контракту, и повлиять на изменение ситуации с нашей стороны нет возможности.

На основании всего вышеизложенного просим Вас рассмотреть возможность: Расторгнуть Государственный контракт № 232110148607511010100100320012711244 «на поставку дизельной электростанции для ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году», по соглашению сторон.».

Однако, доказательств отправки и доставки вышеуказанного письма до заказчика в материалах обращения не содержится, ИП <...> не представлено.

Также Комиссия Коми УФАС России отмечает, что ИП <...> запрашивал 22.08.2023 информацию у производителей с просьбой предоставить коммерческие предложения и сроки производства дизельно-генераторной станции в контейнере у ООО ПК «Азимут», ООО «АмперХаус», ООО «Завод промышленных энергетических машин», ООО «Мосэнергетика», ООО «ГК «ТСС» уже за истечением сроков поставки товара, предусмотренного договором.

На заседании Комиссии Коми УФАС России ИП <...> предлагалось представить копии документов, подтверждающих, оглашённую представителем индивидуального предпринимателя на заседании позицию, о приобретении ИП <...> товара по договору.

ИП <...>в свою очередь представлены следующие документы:

- платежное поручение от 02.08.2023 №64 на сумму 1 579 700, 00 руб. (оплата по счету № 62 от 01.08.2023 (договор ЭИ-29Р/07-23 от 28.07.2023);

- договор № ЭИ-33Р/06-23 поставки оборудования от 28.06.2023 с приложениями;

- приложение №1 к договору № ЭИ-29Р/06-23 от 28.06.2023 «Спецификация №2 от 28 июня 2023 г.;

- доверенность №4 от 22.08.2023, выданная ООО «АКТИВПРОМ» ИП <...> на получение «Генераторная установка АД-50С-Т400 (ПОЖ, ЗУ, АВР) в контейнере».

Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России не смогла установить соответствие представленных ИП <...> документов предмету договора, заключенного с ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» по следующим основаниям.

Комиссией Коми УФАС России исследован договор № ЭИ-33Р/06-23 поставки оборудования от 28.06.2023 из которого усматривается, что данный договор заключен между ООО «Энерго Интегра» и ООО «АктивПром». В данном случае ИП <...> не является стороной вышеуказанного договора.

Однако, представлена доверенность №4 от 22.08.2023, по которой ИП <...> наделен правом получить генераторную установку АД-50С-Т400 (ПОЖ, ЗУ, АВР) в контейнере.

Вместе с тем, из доверенности от 22.08.2023 №4 не следует, что ИП <...> имеет право распоряжаться получаемым оборудованием (генераторной установкой АД-50С-Т400 (ПОЖ, ЗУ, АВР) в контейнере).

Из договора № ЭИ-33Р/06-23 от 28.06.2023 не установлено на поставку какого оборудования он именно заключен — спецификация к данному договору не заполнена.

В соответствии с позицией представителя индивидуального предпринимателя, изложенной на заседании Комиссии антимонопольного органа, представленное приложение №1 к договору № ЭИ-29Р/06-23 от 28.06.2023 доказывает, что ИП <...> заключил договор на поставку товара - Генераторная установка АД-50С-Т400 (ПОЖ, ЗУ, АВР) в контейнере КСА-2,6.

Вместе с тем, в материалы обращения не был представлен сам договор № ЭИ-29Р/06-23 от 28.06.2023. А также Комиссия антимонопольного органа не смогла придти к выводу, что «Генераторная установка АД-50С-Т400 (ПОЖ, ЗУ, АВР) в контейнере КСА-2,6» по договору № ЭИ-29Р/06-23 от 28.06.2023 и «электрогенераторная установка, модель INSOLS АД-50С-Т400-2РН», требуемая ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» являются тождественными.

Представленное в материалы обращения платежное поручение от 02.08.2023 №64 на сумму 1 579 700, 00 руб. не может быть принято Комиссией Коми УФАС России в качестве доказательства оплаты ИП <...> товара, поскольку в данном случае оплата произведена по счету № 62 от 01.08.2023 к договору № ЭИ-29Р/07-23 от 28.07.2023, который в материалы обращения представлен не был (в деле имеется копия договора от 28.06.2023 № ЭИ-33Р/06-23 от 28.06.2023 между ООО «Энерго Интегра» и ООО «АктивПром»).

Следовательно сделать вывод о том, что оплата по платежному поручению №62 от 01.08.2023 произведена ИП <...> за электрогенераторную установку, модель INSOLS АД-50С-Т400-2РН невозможно.

На основании вышеизложенного, по совокупности представленных в материалы обращения документов (писем, сведений), не представляется возможным сделать вывод о том что ИП <...> предпринимались действенные попытки исполнения договора от 02.06.2023 на поставку электрогенераторной установки, модель INSOLS АД-50С-Т400-2РН.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» 18.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора (далее – решение от 18.08.2023).

Решение заказчика от 18.08.2023 размещено в ЕИС 18.08.2023.

Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 18.08.2023.

Следовательно, с учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 18.08.2023 - дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора.

Основания, послужившие причиной принятия заказчиком решения от 18.08.2023, в течение 10-ти дневного срока устранены ИП <...> не были.

Учитывая вышеупомянутое, решение от 18.08.2023 заказчиком не было отменено.

Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком ИП <...> об одностороннем отказе от исполнения договора – 28.08.2023.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта – 29.08.2023.

30.08.2023 заказчиком в адрес индивидуального предпринимателя направлена претензия от 30.08.2023 № 708 о выплате неустойки по факту неисполнения, заключенного с ним договора № ЭА 24/1155 на поставку дизельной электростанции.

Обращение ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» о включении сведений об ИП <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступило в Коми УФАС России через ЕИС 29.08.2023 с соблюдением законодательно установленных сроков.

По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» нарушения, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в ЕИС, не подтверждены.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах обращения документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении, а также исследованы сведения, размещенные в ЕИС и заслушана позиция сторон.

В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.

В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение ИП <...> по отношению к заказчику в рамках заключенного договора.

В рассматриваемом случае, как на то указывает норма закона и обстоятельства дела, ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в значительной степени лишилось того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора, а именно на поставку дизельной электростанции, которая, в том числе влияет на осуществление основной деятельности заказчика.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона со всеми входящими в его состав документами, в том числе описание объекта закупки, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы заблаговременно и у участников была возможность ознакомиться со всеми условиями и оценить возможность исполнения своими силами договора в установленный срок в полном объеме.

С учетом того, что ИП <...> подал на участие в электронном аукционе заявку, значит он в полном объеме оценил все риски связанные с исполнением договора, заключаемого по результатам проведения электронной процедуры.

При этом недобросовестность ИП <...> определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому поставщик, принимая решение о заключении договора, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.

В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

На заседание Комиссии наличие обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил не установлены.

При этом, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее:

- не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком(подрядчиком, исполнителем) условий договора;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ИП <...> допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На заседании Комиссии Коми УФАС России представители заказчика настаивали на включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением последним, взятых на себя обязательств по договору.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание подпункт а) пункта 13 раздела III Правил, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1) Включить представленную ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» информацию об индивидуальном предпринимателе <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 02.06.2023 № ЭА 24/1155, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Поставка дизельной электростанции для нужд ГБУ РК «Республиканская ветлаборатория» в 2023 году», извещение № 0307200030623001123, сроком на два года.

2) Датой включения сведения об индивидуальном предпринимателе <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

3) По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория», нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>

<...>

<...>

 

 

 

Связанные организации

Индивидуальный предприниматель Дарипов Вячеслав Флурович
ИНН 590311800949, ОГРН
ГБУ РК "Республиканская ветеринарная лаборатория"
ИНН 1101486075, ОГРН 1041100407072