Определение №03-01/4845 Реклама финансовых услуг в нарушение требований ч. 1 ст. 28,... от 17 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

Определение

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/28-538/2022

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

17 июня 2022 года

 

№ 03-01/4845

г. Сыктывкар

СКПК «РостПенсион»

Воровского ул., д. 21, помещ. 1001,

г. Киров, Кировская обл., 610002

vccyurist@mail.ru

<…>

ООО «Газета»

Советская ул., д. 3, офис 23,

г. Ухта, Республика Коми, 169309

progorod@list.ru

reklama@progoroduhta.ru

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <…>, рассмотрев письменную информацию, представленную Северо-Западным ГУ Банка России по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступила письменная информация Северо-Западного ГУ Банка России, направленная письмом № Т2-52-13/13522ДСП от 12.05.2022 (вх. № 79-ДСП от 17.05.2022).

Из представленных документов следует, что по результатам мониторинга интернет-изданий Республики Коми установлен факт размещения в газете «ProГород» (г. Ухта), адрес онлайн-версии выпуска газеты от 22.01.2022 http://king59.tilda.ws/page24991220.html, рекламного объявления с предложением услуг по предоставлению займов населению, а именно: «для пенсионеров 0,2% до 6 месяцев, Д/Б Сервис, 2 этаж, 89634891232».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в газете «ProГород» (г. Ухта);

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам для пенсионеров, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что в ней идёт речь о возможности оформления займа для пенсионеров 0,2% до 6 месяцев.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Согласно сведениям с сайта СКПК «РостПенсион» https://rostpension.ru/, займы предоставляются гражданам РФ, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, ведущими личное подсобное хозяйство, являющимися членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающимися растениеводством или животноводством, получающие пенсию за выслугу лет, либо по старости при предъявлении пенсионного удостоверения либо справки из ПФР. Сумма займа от 5000 до 30000 руб. Срок до 180 дней. Процентная ставка составляет 0,1% в день, 36,5% годовых. Полная стоимость займа составляет 36,500%. Процентная ставка первые две недели займа составляет 0% для заемщиков взявших займ впервые, далее 36,5% годовых.

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама содержит только информацию о размере процентной ставки – 0,2%, периоде предоставления займа – до 6 месяцев, категории граждан, которым предоставляются займы на указанных условиях - пенсионеры. Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о том, при каких условиях, а именно: о сумме потребительского кредита (займа), о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа), о валюте, в которой предоставляется потребительский кредит (заем), что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

В силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателями рассматриваемой рекламы являются СКПК «РостПенсион», <…>, рекламораспространителем - ООО «Газета».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с подпунктом «г» пункта 13, пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 011/05/28-538/2022 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

2.1.1. СКПК «РостПенсион», адрес места нахождения: 610002, Кировская обл., г. Киров, Воровского ул., д. 21, помещ. 1001, ОГРН: 1064321000325, ИНН: 4320002565;

2.1.2. <…>;

2.1.3. ООО «Газета», адрес места нахождения: 169309, Республика Коми, г. Ухта, Советская ул., д. 3, офис 23, ОГРН: 1091102001847, ИНН: 1102063185.

3. Назначить дело № 011/05/28-538/2022 к рассмотрению на 15 июля 2022 года на 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. СКПК «РостПенсион» в срок не позднее 13 июля 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

4.7. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

4.8. О должностном лице СКПК «РостПенсион», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (трудового договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

4.9. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.8 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.

4.10. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 4.8 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.11. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. ООО «Газета» в срок не позднее 13 июля 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

5.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

5.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

5.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

5.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

5.5. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

5.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

5.7. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

5.8. О должностном лице ООО «Газета», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (трудового договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

5.9. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 5.8 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.

5.10. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 5.8 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

5.11. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

6. <…> в срок не позднее 13 июля 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

6.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

6.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

6.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

6.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

6.5. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

6.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

6.7. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учёта требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

6.8. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) <…> с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

6.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

7. СКПК «РостПенсион» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя СКПК «РостПенсион» в срок до 13 июля 2022 года.

8. ООО «Газета» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 13 июля 2022 года.

9. <…> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 13 июля 2022 года.

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны