Решение (комиссия) №ОД/285/24 решение от 19 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-4/2024

16 января 2024 года                                                                                              № РНП-11-12

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (далее - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН) от 09.01.2024 № 030710000330000012 (вх. от 09.01.2024 № 92/24) о рассмотрении вопроса о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ПромГруппПрибор» (далее - ООО «ПромГруппПрибор») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 31.07.2023 № ЭА-115.23, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка машины шлифовально-полировальной», извещение № 0307100003323000114, ИКЗ 231110148157411010100100270360000244 (далее - контракт, обращение, закупка),

при участии в рассмотрении обращения путем проведения веб-конференции:

-<...>, представителя ООО «ПромГруппПрибор» по доверенности № 6от 15.01.2024г.;

-<...>, представителя ФИЦ Коми НЦ УрО РАН по доверенности от 21.12.2023 № 333-01-01-07/1993,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ФИЦ Коми НЦ УрО РАН представлено обращение о включении сведений об ООО «ПромГруппПрибор» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 31.07.2023 № ЭА-115.23.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее Правила) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, ООО «ПромГруппПрибор» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН письмом от 12.01.2024 № 333-01-07-04/27 (вх. от 12.01.2024 № 243-ЭП/24) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

ООО «ПромГруппПрибор» письмом вх. 15.01.2024 № 337-ЭП/24 в материалы обращения представлены письменная информация и копии документов, в письме вх. от 15.01.2024 № 285-ЭП/24 заявлено ходатайство о предоставлении возможности участия представителя общества в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи.

Коми УФАС России в связи с наличием технической возможности ходатайство ООО «ПромГруппПрибор» удовлетворено.

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, ООО «ПромГруппПрибор» о формате (видео-конференц-связь) рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения проведено в формате web-конференции c использованием сервиса для видеосвязи - TrueConf.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, ООО «ПромГруппПрибор» пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона являлось ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.

Объект закупки - «Поставка машины шлифовально-полировальной».

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 542 630,00 руб.

Закупка осуществлена в рамках исполнения мероприятий федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука».

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2023 №ИЭА1, ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (заказчик) и ООО «ПромГруппПрибор» (поставщик) 31.07.2023 заключен контракт.

По пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 3.1-3.6 контракта: Поставщик обязуется поставить машину шлифовально-полировальную (далее - Товар, Оборудование), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение №1 и №1.1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

Цена контракта составляет 593 028,00 (пятьсот девяносто три тысячи двадцать восемь рублей 00 копеек), в том числе НДС (20%) 98838,00 (девяносто восемь тысяч восемьсот тридцать восемь рублей 00 копеек).

Срок поставки: до 01 декабря 2023 года.

Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д.48, 2 этаж, 218 каб. (далее - место доставки).

Поставщик не менее чем за 3 рабочих дня до осуществления доставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.

Оформление документа о приемке поставленного Товара (за исключением отдельного этапа исполнения Контракта) осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в порядке и в сроки, установленные разделом VIII контракта.

Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.

В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.

Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Акт экспертизы результатов предусмотренных Контрактом, составленный в виде отдельного документа, прилагается к документу о приемке Товара и является единственным и достаточным основанием для принятия Заказчиком решения о приемке товара или об отказе в приемке Товара».

Согласно подпунктам 4.1.1-4.1.4, 4.1.8 пункта 4.1 контракта: «Поставщик обязан, в том числе:

-поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией;

-обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом,

-осуществить работы по монтажу и пуско-наладке, вводу в эксплуатацию Товара в соответствии со спецификацией;

-провести обучение и инструктаж лиц, осуществляющих использование и обслуживание Товара в соответствии со спецификацией;

-обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков (дефектов, неисправностей) Товара или осуществить его соответствующую замену в срок, не превышающий 30 дней, с даты получения соответствующего требования Заказчика».

По подпункту 4.3.1 пункта 4.3, подпунктам 4.4.1-4.4.6 пункта 4.4 контракта: «Заказчик обязуется, наряду с прочим, обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

Заказчик вправе:

-требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по контракту;

-требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков (дефектов, неисправностей) Товара, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода;

-проверять ход и качество выполнения Поставщиком условий контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика;

-требовать возмещения убытков в соответствии с разделом VI контракта, причиненных по вине Поставщика;

-отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям контракта;

-принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Пунктами 12.1, 12.2 контракта установлено: «контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 29 декабря 2023г. Поставка Товара после указанного срока не допускается, Заказчик утрачивает интерес к поставке товара. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения гарантийных обязательств Поставщика.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. В соответствии с частями 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Комиссией Коми России по результатам анализа материалов обращения установлено, наряду с прочим, следующее.

Поставщиком в установленный контрактом срок обязательства по поставке товара не исполнены.

ООО «ПромГруппПрибор» в письме от 23.11.2023 № 23/11 в адрес заказчика (вх. заказчика от 27.11.2023 № 333-01-07-04/2127) указало о задержке поставки товара по контракту, гарантировало поставку товара в адрес заказчика до 29.12.2023.

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН на письмо поставщика от 23.11.2023 № 23/11 направлена письменная информация с указанием, что обозначенный поставщиком срок поставки товара - 29.12.2023, в том числе, с учетом процедуры его приемки, является неприемлемым для заказчика, что обозначено в пункте 12.1 контракта (контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 29 декабря 2023 г. Поставка Товара после указанного срока не допускается, Заказчик утрачивает интерес к поставке товара), с обоснованием причин утраты интереса к поставке товара после 29.12.2023, также заказчик уведомил поставщика о необходимости принятия исчерпывающих мер по надлежащему исполнению обязательств по контракту.

Заказчиком - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН в адрес поставщика направлена претензия от 11.12.2023 № 333-01-06-06/1909, содержащая, наряду с прочим, требование о необходимости поставить товар по контракту в срок до 13.12.2023.

Согласно письменным пояснениям ООО «ПромГруппПрибор» в адрес Коми УФАС России вх. от 15.01.2024 № 337-ЭП/24, устным пояснениям представителя общества, данным в ходе заседания по рассмотрению обращения, ООО «ПромГруппПрибор» 08.09.2023 заключило контракт на поставку подлежащего к поставке товара с заводом производителем шлифовально-полировальной машины компанией Laizhou lyric testing equipment co. (Китай).

Товар оплачен ООО «ПромГруппПрибор» производителю 13.09.2023.

12.12.2023 на все привезенное по контракту оборудование проведено таможенное оформление груза с уплатой всех налогов и пошлин, оформлена грузовая таможенная декларация.

25.12.2023 оборудование доставлено к заказчику компания ООО «Деловые Линии», 26.12.2023 на территории заказчика осуществлена пуско-наладка оборудования и обучение сотрудников заказчика.

В подтверждение обозначенных доводов ООО «ПромГруппПрибор» в материалы обращения представлены копии документов: контракт от 08.09.2023 № 107 на поставку и установку оборудования, заявление на перевод с валютного счета № 11 от 13.09.2023, декларация на товары; накладная с информацией о транзитных товарах, отчет ПАО «Центр по перегрузке грузов в контейнерах трансконтейнер» от 27.11.2023 № 0010745 о принятии товаров на хранение; платежное поручение № 913 от 11.12.2023, транспортная накладная ООО «Деловые линии» № 23-02443633985.

Согласно Акту от 26.12.2023 комиссионной экспертизы результатов исполнения контракта, составленного экспертной комиссией заказчика, товар по контракту поставлен 25.12.2023, по результатам экспертизы результатов исполнения контракта установлено, в том числе, следующее:

«Фактическое значение характеристик товара соответствует спецификации: частичная:

-п. 1.6 не соответствует требованиям технического задания «диапазон частот вращения дисков, не уже чем от 50 до 900 об/мин» (фактическое значение от 0 до 600 об/мин);

-п. 1.7 не соответствует требованиям технического задания аг изменения частоты вращения дисков -10 об/мин (фактическое значение 1 об/мин);

Все документы, сопровождающие товар, представлены и оформлены надлежащим образом: да.

Сборка, установка, монтаж: да:

Ввод оборудования в эксплуатацию: не произведен: п. 1.24 «возможность установки образцов в каждом держателе в количестве - от 1 до 3-х шт.» - 2 (два) из 3 (трех) держателей образцов прижимного устройства головки неисправны; сместился и выпал индикатор скорости вращения автоматического держателя образцов.

Товаросопроводительные документы переданы в полном объеме: да.

Поставщиком проведено обучение правилам эксплуатации и инструктаж по правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования трех специалистов».

Экспертная комиссия заказчика приняла решение: признать результаты экспертизы частично соответствующими условиям контракта, в целях устранения поставщиком несоответствий, установленных по результатам экспертизы, объявить перерыв в работе комиссии до 17:00 28.12.2023.

ООО «ПромГруппПрибор» в адрес заказчика направлено письмо от 29.12.2023 № 29/12-1, в котором поставщик указал заказчику о невозможности устранения выявленных несоответствий до конца 2023 года, в связи с чем предложил рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон, предложил заключить в 2024 новый контракт на поставку аналогичного товара, либо, с учетом того, что несоответствие по пунктам 1.6 и 1.7 технического задания не сильно влияют на работу станка, принять станок без устранения замечаний по пунктам 1.6, 1.7.

Согласно письменным пояснениям ООО «ПромГруппПрибор» в адрес Коми УФАС России вх. от 15.01.2024 № 337-ЭП/24, устным пояснениям представителя общества, данным в ходе заседания по рассмотрению обращения, так как заказанное оборудование было поставлено заказчику напрямую с завода - изготовителя, и поставка была задержана не по вине Поставщика, проверить поставляемое оборудование перед поставкой его Заказчику не представлялось возможным.

Согласно инвойса и контракта с производителем от 08.09.2023 № 107 у поставляемой полировально-шлифовальной машины характеристики по пунктам 1.6, 1.7 соответствовали Техническому заданию, при этом производитель отгрузил машину с иными характеристиками. Устранить данный недостаток возможно было только заменой оборудования на другое, но на складе ООО «ПромГруппПрибор» не было аналогичного оборудования на замену.

В процессе транспортировки оборудования на головном устройстве полировальной машины ЖКИ индикатор числа оборотов отклеился - указанный недостаток мог быть устраним на территории технической базы ООО «ПромГруппПрибор» в г. Москве. Два из трех шпинделей головного устройство для установки образцов не разработаны (возможно - завальцевались) - указанный недостаток также возможно было устранить на базе ООО «ПромГруппПрибор» в г. Москве.

Заказчиком - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН 18.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 18.12.2023 размещено на официальном сайте.

Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 18.12.2023.

Следовательно, с учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 18.12.2023 - дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 29.12.2023.

Обращение ФИЦ Коми НЦ УрО РАН о включении сведений об ООО «ПромГруппПрибор» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступило в Коми УФАС России через ЕИС 09.01.2023.

По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН нарушения, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения на официальном сайте, не подтверждены.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах обращения документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении, а также исследованы сведения, размещенные на официальном сайте и заслушана позиция сторон.

5. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку включение в реестр недобросовестных поставщиков является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.

В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным исполнителем, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с подпунктом а) пункта 15 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Заказчиком в материалы обращения не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО «ПромГруппПрибор» свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.

Из материалов обращения усматривается, что ООО «ПромГруппПрибор» принимались меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, в том числе, заключен и оплачен контракт с производителем на поставку подлежащего к поставке товара, соответствующего Техническому заданию, вместе с тем, с учетом того, что заказанное оборудование было поставлено заказчику напрямую с завода - изготовителя, проверить обществом поставляемое оборудование перед поставкой его Заказчику не представилось возможным, при этом устранение выявленных несоответствий не предоставилось возможным с учетом того, что с 29.12.2023 по условиям контракта заказчик утратил интерес к поставке товара.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «ПромГруппПрибор» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, в том числе, наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте в) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны поставщика мер для надлежащего исполнения условий контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать ФИЦ Коми НЦ УрО РАН во включении сведений об ООО «ПромГруппПрибор» (115280, город Москва, Ленинская слобода, дом 19, комната 21л; ИНН: 7725783859) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 31.07.2023 № ЭА-115.23, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка машины шлифовально-полировальной», извещение № 0307100003323000114.

2. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН нарушения, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения на официальном сайте, не подтверждены.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

     
     

 

 

 

 

 

 

2024-321

 

 

Связанные организации

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
ИНН 1101481574, ОГРН 1021100511332
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"ПРОМГРУПППРИБОР"
ИНН 7725783859, ОГРН 1137746156206