Решение (комиссия) №ОД/7536/23 Решение по жалобе № 011/06/33-1020/2023 от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                     Р Е Ш Е Н И Е
                                             по жалобе № 011/06/33-1020/2023
01 декабря 2023 года                                                                                         г. Сыктывкар

 

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <.......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Отделочная Фирма «БаРо» (далее – ООО «СОФ «БАРО», заявитель) от 26.11.2023 (вх. № 8508/23 от 27.11.2023) на действия заказчика — государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская городская больница № 1» (далее — ГБУЗ РК "СГБ № 1", Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка шприцев», извещение № 0307300013223000177,

при участии посредством веб-конференции:

- <.........>, представителя ООО «СОФ «БАРО» по доверенности от 16.12.2022 № 01/22;

- <.........>, представителя ГБУЗ РК «СГБ № 1» по доверенности от 28.11.2023 № 8/к;

- <.........>, представителя ГБУЗ РК «СГБ № 1» по доверенности от 28.11.2023 № 9/к;

- <.........>, представителя ГБУЗ РК «СГБ № 1» по доверенности от 28.11.2023 № 10/к,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок 26.11.2023 ООО «СОФ «БАРО» направлена жалоба (вх. № 8508/23 от 27.11.2023) на действия заказчика — ГБУЗ РК «СГБ № 1 при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка шприцев», извещение № 0307300013223000177 (далее - жалоба).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «СОФ «БАРО», ГБУЗ РК «СГБ № 1», ООО «РТС-тендер» (далее – оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

В связи с заявленным ООО «СОФ «БАРО» ходатайством от 30.11.2023 (вх. № 8675-эп/23 от 30.11.2023) о предоставлении возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы посредством ВКС, заседание Комиссии по рассмотрению указанной выше жалобы осуществлено в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

1. ООО «СОФ «БАРО» в жалобе заявлено о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в частности по позициям №№ 2, 5, 7.

Так, заявитель указывает, что как следует из описания объекта закупки, Заказчик по позициям №№ 2, 5, 7 указал в качестве КТРУ № 32.50.13.110-00004572 «Шприц общего назначения», и детализировал его в следующем виде:

 

Дистальный конец шприца должен

быть с интегрированной иглой (несъемной)

Дополнительные характеристики товара

установлены в соответствии со спецификой

деятельности Заказчика, а также для уточнения

параметров товара и достижения более полного

соответствия поставляемого товара потребностям

Заказчика

 

Шприц оснащен поршнем со

специальным устройством

самоблокирования

 

Шприцевой поршень с клипсой,

защелкивающейся в игле

 

Исключение повторного забора

препарата: обратное движение поршня

втягивает иглу внутрь цилиндра шприца

Поясняет, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 относится к видам медицинских изделий 349160 «Шприц общего назначения/в комплекте с иглой» и 260600 «Шприц общего назначения, одноразового использования».

Поскольку по позициям №2,5,7 Заказчик закупает шприц с иглой и устанавливает код КТРУ 32.50.13.110-00004572, кодом вид медицинского изделия в данном случае выступает 349160 «Шприц общего назначения/в комплекте с иглой».

Обращает внимание, что конструктивно шприц с механизмом самоблокирования имеет фиксированную, несъемную иглу и соответственно поршень имеет встроенный механизм (специальный выступ на поршне, с клипсой), за счет чего поршень после инъекции блокируется.

Поэтому, данный шприц не является шприцем общего назначения и не нуждается в обоснование дополнительных характеристик под видом КТРУ № 32.50.13.110-00004572.

Указывает, что по описанию, КТРУ 32.50.13.110-00003 «Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла» полностью соответствует самоблокирующие шприцы со встроенным механизмом, о чем свидетельствует, представленная в составе жалобы, фотография и сравнительная таблица.

Отмечает, что при проверке на официальном сайте Росздравнадзора РЗН 2020/11665 от 13.08.2020 производителя ООО «Группа СТК» установлено, что шприцы с механизмом самоблокирования соответствуют коду вида медицинского изделия 321610, что входит в код КТРУ 32.50.13.110-00003 «Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла» и еще раз доказывает, что данный шприц не является шприцем общего назначения.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчик, при описании объекта закупки по позициям № №2, 5, 7 используя код КТРУ № 32.50.13.110-00004572 «Шприц общего назначения», установил дополнительные характеристики закупаемого товара, которые соответствуют другому КТРУ 32.50.13.110-00003 «Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла».

Указывает, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте код позиции КТРУ 32.50.13.110-00003 относится к коду ОКПД2: 32.50.13.110 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты» и виду медицинского изделия: 321610 «Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла», в котором содержится в том числе следующие описание:

«Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций. Механизм предотвращения повторного использования автоматически блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего на него невозможно будет нажать снова (например, из-за зазубрин, крючка или выступа на поршне или колец на цилиндре) или он может разрушать шприц после полного нажатия поршня, что препятствует повторному использования изделия. Это изделие для одноразового использования».

Следовательно, по мнению заявителя, шприцы для вакцинации с механизмом предотвращения использования под кодом КТРУ 32.50.13.110-00003 тоже являются безопасными, имеют также механизм безопасности и также предотвращают появление инфекции.

Заявитель также считает, что с 01.09.2022, то есть после вступления в силу постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приостановленного с 16.03.2022, с целью преодоления ограничений, предусмотренных указанным постановлением, Заказчики намеренно используют неподходящий код КТРУ, объединяя в один лот товар по КТРУ 32.50.13.110-00004572 «Шприц общего назначения» с товаром КТРУ 32.50.13.110-00003 «Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла», завуалировав его под видом необходимости детализации предмета закупки.

Таким образом, по мнению заявителя, действия Заказчика в части неприменения КТРУ и детализации объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе на основании пункта 7 Правил № 145 в противоречие с положениями пункта 4 Правил № 145, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении указанных нарушений.

ГБУЗ РК «СГБ № 1» в отзыве от 30.11.2023 № 2051 (вх. № 8663-эп/23 от 30.11.2023) на жалобу ООО «СОФ «БАРО» заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. 19.11.2023 заказчиком — ГБУЗ РК «СГБ № 1» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300013223000177, с содержащимися при нем электронными документами. Наименование объекта закупки – «Поставка шприцев».

Дата и время окончания срока подачи заявок – 27.11.2023 09:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 27.11.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 29.11.2023.

3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

3.1. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам «а», «г» пункта 10, пункту 12, подпункту «а» пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту «б» пункта 2, подпункту «в» пункта 4, подпункту «а» пункта 5,

пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе описание объекта закупки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе определено, что под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, указаны Заказчиком в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа «Описание объекта закупки».

Так, по позициям № 2, 5, 7 «Описания объекта закупки», оспариваемым заявителем, Заказчиком установлены следующие требования, предъявляемые к шприцам:

№ п/п

 

Наименование товара,

код по КТРУ

Характеристики товара

Ед. изм

Кол-во

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Обоснование **

2

Шприц общего назначения 32.50.13.110-00004572

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

 

 

Соответствует описанию КТРУ

Шт.

1500

 

 

Коннектор

Несъемная игла

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Соответствует описанию КТРУ

 

 

Игла в комплекте*

Одна и более

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Соответствует описанию КТРУ

Градуированный объем шприца

 

 

 

 

2

Кубический сантиметр;^миллилитр (см[3*];^мл)

 

 

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

 

Соответствует описанию КТРУ

 

 

 

 

 

Дополнительные характеристики:

 

 

Размер иглы

23G

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций)

 

 

Номинальный наружный диаметр иглы*

 

 

≤ 0,6

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

 

Длина иглы *

≤ 40

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

 

Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной).

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной) обеспечивает отсутствие "мертвого" пространства, что позволяет ввести лекарственное средство с минимальными потерями по сравнению с другими шприцами. Соединение предотвращает случайное отсоединение иглы. Применение в соответствии с лечебным процессом-например, для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарств в плотные ткани.

Корпус и поршень шприца не содержат латекса, наличие соответствующей маркировки на всех видах упаковки

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Снижение риска возникновения аллергических реакций

Цилиндр шприца прозрачный, с ограничителем хода поршня, материал изготовления-полипропилен

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Ограничитель предотвращает случайный выход поршня из цилиндра при наборе и смешивании препаратов в шприце. Прозрачность цилиндра обеспечивает визуальный контроль при наборе и введении лекарственного средства, контроль пузырьков воздуха при смешивании и наборе лекарственного средства.

 

 

Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

повторного использования приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия,исключающим человеческий фактор, в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит).

Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

5

Шприц общего назначения 32.50.13.110-00004572

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

 

 

Соответствует описанию КТРУ

Шт.

2900

Коннектор

Несъемная игла

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Соответствует описанию КТРУ

Игла в комплекте*

Одна и более

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Соответствует описанию КТРУ

Градуированный объем шприца

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Кубический сантиметр;^миллилитр (см[3*];^мл)

 

 

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

 

Соответствует описанию КТРУ

 

 

 

 

Дополнительные характеристики

Размер иглы, мм

22 G

мм

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций)

 

 

Номинальный наружный диаметр иглы*

 

 

≤ 0,7

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Длина иглы *

≤ 40

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной).

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной) обеспечивает отсутствие "мертвого" пространства, что позволяет ввести лекарственное средство с минимальными потерями по сравнению с другими шприцами. Соединение предотвращает случайное отсоединение иглы. Применение в соответствии с лечебным процессом-например, для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарств в плотные ткани.

Корпус и поршень шприца не содержат латекса, наличие соответствующей маркировки на всех видах упаковки

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Снижение риска возникновения аллергических реакций

Цилиндр шприца прозрачный, с ограничителем хода поршня, материал изготовления-полипропилен

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Ограничитель предотвращает случайный выход поршня из цилиндра при наборе и смешивании препаратов в шприце. Прозрачность цилиндра обеспечивает визуальный контроль при наборе и введении лекарственного средства, контроль пузырьков воздуха при смешивании и наборе лекарственного средства.

Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

повторного использования приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия,исключающим человеческий фактор, в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит).

Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

7.

Шприц общего назначения 32.50.13.110-00004572

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

 

 

Соответствует описанию КТРУ

шт

1700

Коннектор

Несъемная игла

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Соответствует описанию КТРУ

Игла в комплекте*

Одна и более

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Соответствует описанию КТРУ

Градуированный объем шприца

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Кубический сантиметр;^миллилитр (см[3*];^мл)

 

 

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

 

Соответствует описанию КТРУ

 

 

 

 

Дополнительные характеристики

 

Размер иглы

21 G

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций)

Номинальный наружный диаметр иглы*

 

 

≤ 0,8

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Длина иглы *

≤ 40

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной).

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной) обеспечивает отсутствие "мертвого" пространства, что позволяет ввести лекарственное средство с минимальными потерями по сравнению с другими шприцами. Соединение предотвращает случайное отсоединение иглы. Применение в соответствии с лечебным процессом-например, для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарств в плотные ткани.

Корпус и поршень шприца не содержат латекса, наличие соответствующей маркировки на всех видах упаковки.

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Снижение риска возникновения аллергических реакций

Цилиндр шприца прозрачный, с ограничителем хода поршня, материал изготовления-полипропилен

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Ограничитель предотвращает случайный выход поршня из цилиндра при наборе и смешивании препаратов в шприце. Прозрачность цилиндра обеспечивает визуальный контроль при наборе и введении лекарственного средства, контроль пузырьков воздуха при смешивании и наборе лекарственного средства.

Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования.

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

повторного использования приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия,исключающим человеческий фактор, в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит).

Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле.

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца.

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

Касаемо установленных дополнительных характеристик к шприцам общего назначения по позициям № 2, 5, 7 «Описания объекта закупки» Заказчиком, в том числе пояснено, что, исходя из справочной информации описания вида медицинского изделия по коду КТРУ: 32.50.13.110-00004572 «Шприц общего назначения/в комплекте с иглой» следует, что данное изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса.

Отмечено, что данный шприц используется для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарственных веществ в плотные ткани. Также шприцы предназначены для диагностических пункций, отсасывания патологического содержимого из полостей, что говорит о широком применении изделия и его общем назначении.

Между тем, исходя из описания товара по позиции КТРУ 32.50.13.110-00003 «Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования /игла», на которое ссылается заявитель, следует, что данное изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения и предотвращения инфекций.

Таким образом, данное описание, по мнению Заказчика, прямо говорит о том, что данный шприц используется исключительно для целей введения вакцин.

Касаемо довода заявителя о том, что указанный выше шприц используется не только для введения вакцин, но и для предотвращения инфекций, Заказчиком пояснено, что любой шприц имеет задачу предотвращения инфекции. Данная фраза носит общий характер и никак не описывает функциональные, технические и качественные характеристики предмета закупки.

Отмечено также, что дополнительные характеристики товара по позициям 2,5,7 Описания объекта закупки установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. После проведения медицинской манипуляции, возникает вероятность ранения медицинского персонала, а в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит), такие ранения могут вызвать инфекцию. Шприц с данным механизмом приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия, исключающим человеческий фактор, а также минимизирует риски случайного ранения персонала и последующего его инфицирования.

Заявлено, что в настоящее время на российском рынке представлено множество производителей (не только российских) безопасных шприцев. Все они являются шприцами общего назначения и зарегистрированы под соответствующими кодами.

Такими являются:

1) ООО» Эксимед» РУ №ФСЗ 2010/07421 от 30.06.2010г. на шприцы медицинские одноразовые, в том числе безопасные. Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 260600, который относится к коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования;

2) ООО «Снабполимер Медицина» РУ №РЗН 2022/16912 от 15.04.2022г. на шприцы инъекционные однократного применения стерильные, саморазрушающиеся двухдетальные и трехдетальные с иглами в вариантах исполнения по ТУ 32.50.13-002-47603734-2020. Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 349160, который относится к коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 349160: Шприц общего назначения/в комплекте с иглой;

3) ООО «Парамед Консалтинг» РУ №РЗН 2022/18223 от 08.09.2022г. на шприц инъекционный однократного применения стерильный, в том числе шприц инъекционный безопасны, а также шприцы с иглой инъекционной однократного применения безопасной. Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 260600, который относится к коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования;

4) «СФ Медикал Продактс ГмбХ» РУ №ФСЗ 2009/05672 от 29.07.2021г. на шприцы стерильные инъекционные однократного применения с иглами и без игл, в том числе саморазрушающиеся, безопасные. Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 260600, который относится к коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования;

5) «Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд.» РУ №Рзн 2018/7131 от 10.05.2018г. на шприц безопасный одноразовый, в комплекте с иглой. Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 260600, который относится к коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования.

6) «Фогт Медикал Фертриб ГмбХ» РУ №РЗН 2016/3938 от 16.02.2017г. на шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл. Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 260600, который относится к коду позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования.

Таким образом, по мнению Заказчика, довод заявителя о том, что данный шприц не является шприцем общего назначения не состоятелен.

Также Заказчиком отмечено, что Заказчик не несет обязанности изучения всех регистрационных удостоверений всех производителей на предмет соответствия кода вида медицинского изделия, а лишь описывает показатели товара, которые отвечают его потребностям. Вместе с тем, различие кода вида медицинского изделия, указанного в заявке участника закупки, и кода медицинского изделия, указанного в позиции КТРУ, не установлено Законом о контрактной системе в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенного участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки.

4. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, в случае, если при проведении закупок закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.

При этом, выбор кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к закупаемому оборудованию, необходимому заказчику

Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчик использует позиции КТРУ,

при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в

позиции каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару с одновременным обоснованием установления таких характеристик, что не противоречит действующему законодательству.

Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.

Пунктами 2, 6 статьи 4 данного Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.

Под качеством медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание объекта закупки не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того при описании шприцев установлены требования к техническим и функциональным характеристикам в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки отсутствуют, следовательно, извещение о проведении закупки с прикрепленным файлом «Описание объекта закупки» не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

ГБУЗ РК «СГБ № 1» является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования изделий медицинского назначения, являющихся объектом закупки.

Комиссия Коми УФАС России считает, что область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение, как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требований к шприцам вызвано необходимостью Заказчика получить изделия, полностью удовлетворяющие его потребности.

Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описании объекта закупки.

Следует отметить, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт невозможности его участия в обжалуемой закупке, в связи с изложением Заказчиком Описания объекта закупки , в том числе по позициям №№ 2, 5, 7, в том виде, в котором оно размещено в составе Извещения об осуществлении закупки.

Также следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика – ГБУЗ РК «СГБ № 1» при описании объекта закупки нарушений пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

5. В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России ООО «СОФ «БАРО» устно заявлен довод о возможном наличии картельного сговора между хозяйствующими субъектами, производителями указанных выше шприцев, что может свидетельствовать о нарушении ими Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, поэтому Комиссия не может давать оценку действий хозяйствующих субъектов при проведении закупки на предмет наличия признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

При этом жалоба не содержит доводов о нарушении такими лицами антимонопольных требований, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, ООО «СОФ «БАРО» не лишено права направить обращение в антимонопольный орган в соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СОФ «БАРО» необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки отсутствуют, предписание не выдавать.

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель комиссии:                                                                        <.............>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                    <..............>

 

                                                                                                                 <..............>

   

 

   

 

 

 

 

 

 

2023-5348

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "СОФ "БаРо"
ИНН 0725000174, ОГРН 1090725000145
ГБУЗ РК "СГБ № 1"
ИНН 1101487022, ОГРН 1041100421339