Определение №НГ/7084/23 определение от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 011/01/17-766/2023

 

 

 

16 ноября 2023 года

 

 

 

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ... (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/17-766/2023 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Инта» (далее - МО ГО «Инта») и Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления исх. от 02.06.2023 № 75 (вх. от 08.06.2023 № 3307/23) ООО «Центр Экологического Партнерства» (далее также заявитель), заявления ООО «Центр Экологического Партнерства», направленного прокуратурой города Инты исх. от 05.06.2023 № 20870007-р-58-23/320-20870007 (вх. от 13.06.2023 № 3406/23), в отношении Администрации МОГО «Инта», касающихся нарушений антимонопольного законодательства при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального образования городского округа «Инта» - «Полигон твердых коммунальных отходов г. Инты (кадастровый номер: 11:18:3101001:1101, общая площадь 94975 м²), Автомобильная дорога общего пользования местного значения «Подъезд к полигону твердых бытовых отходов г. Инты» (протяженность – 1890 м., кадастровый номер: 11:18:0000000:347) и Автомобильные весы Титан ВА 60-С-2)», номер аукциона 21000028090000000001 от 30.09.2022 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/new/ (далее - официальный сайт, торги/электронный аукцион), и заключения по результатам торгов договора с ООО «Север Строй Инвест» с изменением условий договора.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено ООО «Центр Экологического Партнерства» (ИНН 1102080631, ОГРН: 1181121000169, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, м. Дырнос, д. 92/1, 3 этаж, каб. 11).

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Администрация МО ГО «Инта» (ИНН 1104008366, ОГРН: 1021100859438, место нахождения: Республика Коми, г. Инта, ул. Горького, д. 16), Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта» (ИНН 1105025580, ОГРН: 1211100000033, место нахождения: Республика Коми, г. Инта, ул. Горького, д. 16).

К участию в рассмотрении дела привлечено в качестве заинтересованного лица ООО «Север Строй Инвест» (ИНН 1104012958, ОГРН: 1111104000260, место нахождения: Республика Коми, г. Инта, Мартовская ул., д. 1а).

В заявлениях кроме прочего указывалось на следующее. В проект договора в составе документации включены два условия, предусматривающие обязанности арендатора в части:

- за счет собственных средств обеспечить установку и текущее содержание на полигоне ТКО ограждения по периметру полигона для задержания легких фракций отходов. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров. Ограждение должно быть установлено до 01.11.2022 года (абз. 9 пункта 2.2.2.2. проекта договора);

- организовать за счет собственных средств работы по установке, текущему содержанию и обслуживанию контрольно-дезинфицирующей установки (включая устройство бетонной ванны) для ходовой части мусоровозов до 01.11.2022 года (абз. 11 пункта 2.2.2.2. проекта договора).

В проекте договора, с учетом даты проведения аукциона 31.10.2022, установлен минимально возможный срок – 1 рабочий день для выполнения работ в отношении земельного участка с даты окончания проведения аукциона (по существу работы необходимо выполнить до подписания акта приема-передачи земельного участка).

Заявитель, как добросовестный участник гражданских правоотношений, понимая, что указанные условия договора аренды являются невыполнимыми для лица, не эксплуатирующего на текущий момент полигон, не подавало заявку на участие в аукционе, поскольку не смогло бы выполнить эти условия договора, являющиеся существенными.

Впоследствии заявителю стало известно о заключении между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта» и ООО «Север Строй Инвест» по результатам торгов договора о передаче в аренду муниципального имущества, являющегося собственностью муниципального образования городского округа «Инта» № 1325 от 10.11.2022 (далее – договор № 1325 от 10.11.2022). Согласно заключенному с ООО «Север Строй Инвест» договору № 1325 от 10.11.2022 сроки выполнения мероприятий, предусмотренных абзацами 9, 11 пункта 2.2.2.2., изменены и установлены до 01.08.2023. Следовательно, договор № 1325 от 10.11.2022 заключен на условиях, отличающихся от условий, предусмотренных аукционной документацией. Кроме того, в проекте договора не предусмотрено право сторон на изменение его условий.

Заявитель отмечает, что если бы в проекте договора первоначально был установлен срок проведения указанных работ в 10 месяцев, то есть до 01.08.2023, ООО «Центр Экологического Партнерства» приняло бы участие в торгах.

По общему правилу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Так, электронный аукцион проводился на основании приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (действовавшего до 01.10.2023).

Извещение, документация, проект договора размещены на официальном сайте 30.09.2022. Организатор аукциона – Администрация МО ГО «Инта». Срок окончания подачи заявок – 27.10.2022 в 10.00, дата и время проведения аукциона – 31.10.2022 в 10.00.

Предмет торгов — право на заключение договора аренды в отношении полигона твердых бытовых отходов г. Инты (кадастровый номер 11:18:3101001:1101, общая площадь 94975 кв. м.), автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к полигону твердых бытовых отходов г. Инты» (протяженность – 1890 м., кадастровый номер: 11:18:0000000:347), автомобильных весов Титан ВА 60-С-2).

В пункте 121 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее также Правила), утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, перечислены сведения и документы о заявителе, предложения, которые должна содержать заявка на участие в аукционе.

Требования к заявке в документации установлены в соответствии с подпунктами «а» - «ж» подпункта 1 пункта 121 Правил. При этом, в документации не установлено требование к заявке о предоставлении предложения – в соответствии с подпунктом 2 пункта 121 Правил.

На участие в аукционе подана одна заявка от ООО «Север Строй Инвест». Из содержания заявки не следует, что в составе заявки имелись документы по подпункту 2 пункта 121 Правил.

Согласно пункту 133 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе заявителя и о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктами 24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Таким образом, заявка на участие в аукционе рассматривается по правилам пунктом 24-26 Правил.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 24 Правил заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях - непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

На основании, подпункта 1 пункта 24 Правил ООО «Север Строй Инвест» не подлежало допуску к участию в аукционе – по причине непредставления документов, определенных в пункте 121 Правил, а именно по подпункту 2 пункта 121 Правил.

Однако, по протоколу от 27.10.2022 аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей единственной заявки. По результатам аукциона между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта» и ООО «Север Строй Инвест» заключен договор № 1325 от 10.11.2022 сроком до 09.11.2032.

При заключении договора № 1325 от 10.11.2022 по результатам торгов изменены сроки выполнения работ. Так, арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия Договора:

- за счет собственных средств обеспечить установку и текущее содержание на полигоне ТКО ограждения по периметру полигона для задержания легких фракций отходов. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров. Ограждение должно быть установлено до 01.08.2023 года (абз. 9 пункта 2.2.2.2 договора № 1325 от 10.11.2022);

      • организовать за счет собственных средств работы по установке, текущему содержанию и обслуживанию контрольно-дезинфицирующей установки (включая устройство бетонной ванны) для ходовой части мусоровозов до 01.08.2023 года (абз. 11 пункта 2.2.2.2 договора № 1325 от 10.11.2022).

В ходе рассмотрения дела установлено, что к договору № 1325 от 10.11.2022 заключено дополнительное соглашение от 03.08.2023, которым также изменены сроки выполнения работ:

арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия Договора:

- за счет собственных средств обеспечить установку и текущее содержание на полигоне ТКО ограждения по периметру полигона для задержания легких фракций отходов. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров. Ограждение должно быть установлено до 01.10.2023 года (абз. 9 пункта 2.2.2.2 договора № 1325 от 10.11.2022);

      • организовать за счет собственных средств работы по установке, текущему содержанию и обслуживанию контрольно-дезинфицирующей установки (включая устройство бетонной ванны) для ходовой части мусоровозов до 01.10.2023 года (абз. 11 пункта 2.2.2.2 договора № 1325 от 10.11.2022).

        Таким образом, сроки выполнения отдельных работ первоначально продлены до 01.08.2023, затем — до 01.10.2023.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    1. Условия абзацев 9, 11 пункта 2.2.2.2 договора № 1325 от 10.11.2022, связанные с надлежащей организации деятельности полигона, являются существенными условиями договора.

Согласно пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» установлено, что изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур, конкурентных закупок, допускается в пределах, установленных законом (например, пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса, статья 95 Закона о контрактной системе), и само по себе не может являться нарушением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Например, о создании для победителя преимущественных условий участия не может свидетельствовать сама по себе вероятность привлечения большего количества участников в случае изначального составления договора на измененных условиях.

Вместе с тем, если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным на основании частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 статьи 168 и пункта 8 статьи 448 Гражданского кодекса.

Изменение существенных условий заключенного договора № 1325 от 10.11.2022 относительно его проекта, исполнение договора № 1325 от 10.11.2022 на условиях, отличных от указанных в документации, нарушают равенство потенциальных участников аукциона, ограничивают конкуренцию при проведении аукциона и создают для единственного участника - ООО «Север Строй Инвест» более выгодные условия исполнения договора, не известные иным потенциальным участникам аукциона. При этом, как отмечено выше, заявка ООО «Север Строй Инвест» не соответствовала установленным требованиям.

В рассматриваемом случае изменения договора № 1325 от 10.11.2022 повлияли на его условия, имевшие существенное значение для определения количества участников, о чем свидетельствуют заявления ООО «Центр Экологического Партнерства». Поскольку иные потенциальные участники аукциона не обладали информацией о возможности изменения продления сроков выполнения отдельных видов работ по договору, и заявка ООО «Север Строй Инвест» на участие в аукционе не соответствовала требованиям Правил, а ее рассмотрение осуществлено с нарушением Правил, была ограничена конкуренция за право заключения и исполнения договора.

ООО «Север Строй Инвест» в дальнейшем предоставлено преимущество при исполнении договора № 1325 от 10.11.2022 путем изменения существенных условий договоров в отсутствие оснований (случаев), предусмотренных законом и заключенным договором № 1325 от 10.11.2022. Так, по пункту 12.5 документации предусмотрено, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

По представленным материалам следует, что работы, предусмотренные абзацами 9, 11 пункта 2.2.2.2 договора № 1325 от 10.11.2022 выполнены к октябрю 2023 года, о чем составлен акт от 02.10.2023, подписанный между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта» и ООО «Север Строй Инвест».

Из представленных материалов следует, что договор № 1325 от 10.11.2022 и дополнительное соглашение к нему от 03.08.2023 прошли государственную регистрацию 13.11.2023.

В действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта» в части изменения условий договора № 1325 от 10.11.2022, в действиях Администрации МО ГО «Инта» по допуску ООО «Север Строй Инвест» к участию в электронном аукционе и признании участником аукциона при условии подачи заявки, не соответствующей требованиям подпункта 2 пункта 121 Правил, имеются нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Согласно части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

По результатам заседания Комиссии, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлена необходимость принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, рассмотрение дела необходимо отложить.

В соответствии с частями 1, 1.1, 1.2 статьи 47 и частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определила:

  1. Отложить рассмотрение дела № 011/01/17-766/2023.

  2. Назначить рассмотрение дела № 011/01/17-766/2023 на 22.12.2023 в 10.00 по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160, корпус «А», 3 этаж, зал заседаний.

  3. Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе в срок до 18.12.2023 представить в Коми УФАС России пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Также могут быть представлены иные документы (их копии) и письменная информация, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

 

 

Председатель комиссии ...

 

Члены Комиссии ...

 

...

Связанные организации

ООО «Север Строй Инвест»
ИНН 1104012958, ОГРН 1111104000260
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Инта»
ИНН 1105025580, ОГРН 1211100000033
Администрация МО ГО "Инта"
ИНН 1104008366, ОГРН 1021100859438
ООО "Центр Экологического Партнерства"
ИНН 1102080631, ОГРН 1181121000169