Предупреждение №02-07/6855 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 20 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

20 августа 2020 года

 

 

№ 02-07/6855

город Сыктывкар

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление Муниципального учреждения «Центр силовых видов спорта «Пауэр-Ухта» (далее – Учреждение) от 20.05.2020 (вх. № 2786-э от 20.05.2020) на  действия ПАО «Т Плюс» (адрес места нахождения: 143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр «Рига-Ленд», стр. 3, офис № 9; ИНН 6315376946) по расчету платы за тепловую энергию в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, д. 10 (далее – МКД), по результатам рассмотрения которого  установлено следующее.

В соответствии с Постановлением Администрации МО ГО «Ухта» от 14.09.2016 № 2442 ПАО «Т Плюс» наделено статусом единой теплоснабжающей организации для централизованных систем теплоснабжения на территории МО ГО «Ухта».

ПАО «Т Плюс» как единая теплоснабжающая организация осуществляет свою деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, и в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) занимает доминирующее положение на товарном рынке тепловой энергии в границах присоединенной сети на территории города Ухты.

Из материалов заявления установлено, что нежилые помещения Учреждения являются встроенными нежилыми помещениями МКД, имеют выделенную систему отопления с отдельным выводом тепловой сети, оборудованы индивидуальным прибором учета тепловой энергии.

В силу пункта 44 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»), в редакции, действующей на 01.01.2019, в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения в отношении нежилого помещения подаются владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению. 

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении). В пунктах 7, 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора.

По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении). Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 № 305-ЭС16-3833).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

В соответствии с пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил № 1034).

Поскольку в данном случае тепловая энергия поставляется в нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме, то к правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил № 354.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил № 354 названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Правила № 354 распространяются и на правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.

Согласно пунктам 80, 81 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Пунктом 43 Правил № 354 установлено, что объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил.

В соответствии с пунктами 42(1), 43 Правил № 354 в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Из материалов заявления установлено, что между ПАО «Т Плюс» и (теплоснабжающая организация) и Учреждением (потребитель) заключены государственные (муниципальные) контракты (снабжение тепловой энергией в горячей воде) № УХОТ-2002235 от 21.01.2019 (на 2019 год), № УХОТ-3002235 от 21.01.2020 (далее – Контракты), на основании которых ПАО «Т Плюс» осуществляет теплоснабжение нежилых помещений Учреждения, расположенных в МКД № 10 по ул. Набережная Нефтяников, в г. Ухта; в соответствии с пунктом 1.1 Контрактов теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее тепловая энергия) и (или) теплоноситель, а потребитель обязан оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления; разделом 3 Контрактов определен учет тепловой энергии (мощности) и теплоносителя; пунктом 3.3 Контрактов  установлено, что учет количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации приборам учета потребителя, указанным в приложении № 5 к Контрактам; приложением № 5 к Контрактам коммерческий учет тепловой энергии осуществляется прибором учета – Тепловычислитель СПТ 941, заводской номер <...> , согласно свидетельству о поверке от 16.09.2016 прибор учета тепловой энергии признан пригодным к применению, акту периодической проверки допущен в эксплуатацию; показания прибора учета потребителем передавались и принимались теплоснабжающей организацией, в том числе в период 2019-2020 г.г.;  нежилые помещения, находящиеся в пользовании  Учреждения, имеют выделенную систему отопления с отдельным выводом тепловой сети; прибор учета, установленный потребителем, учитывает объем тепловой энергии, полученной по выделенной системе отопления помещений, без учета тепловой энергии внутридомовых инженерных систем отопления МКД; при использовании нежилых помещений общедомовое имущество собственников МКД потребителем не используется; нежилые помещения Учреждения являются встроенными в МКД, при этом сам многоквартирный жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя; с 01.01.2019 теплоснабжающая организация направляла потребителю счета на оплату потребленной тепловой энергии по нормативу потребления, а не по прибору учета, несмотря на то, что показания прибора учета ежемесячно сообщались потребителем в теплоснабжающую организацию.

При этом, в соответствии с пунктом 4.3 Контрактов порядок оплаты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель установлен в приложении № 4 к Контрактам, пунктом 2 которого предусмотрено, что сумма платежа определяется исходя из фактически потребленных в соответствующем расчетном периоде (календарном месяце) энергетических ресурсов.    

Согласно актам списания объем потребления Учреждением тепловой энергии за период с января 2019 года по май 2020 года составил – 188,94 Гкал, ПАО «Т Плюс» предъявило в адрес Учреждения плату за отопление, рассчитанную по нормативу, в объеме - 346,373 Гкал. В результате чего завышение стоимости тепловой энергии составило 267,2 тыс. руб.

ПАО «Т Плюс» в обоснование правомерности своих действий в части расчета платы за отопление по нормативу, а не по показаниям прибора учета тепловой энергии в отношении Учреждения, указало на порядок расчета, предусмотренный пунктами 42(1), 43 Правил № 354, согласно которым, в случае отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии расчет платы за отопление производится по нормативу потребления тепловой энергии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П, применение пункта 42(1) Правил возможно при одновременном отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, отсутствие только коллективных (общедомовых) приборов учета не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги по нормативу потребления без принятия показаний индивидуальных приборов учета.

Отсутствие утвержденных Правительством Российской Федерации правил определения нормативов потребления на общедомовые нужды обязывает собственников помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению на основании нормативов потребления, тем самым понуждая таких лиц оплачивать фактически завышенную стоимость предоставленных им услуг (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2019 № Ф09-3101/19 по делу № А34-3177/2018).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Учреждение является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона от защите конкуренции.

Согласно Уставу Учреждение осуществляет свою деятельность в сфере физкультуры и спорта, в том числе виды приносящей доход деятельности: спортивно – массовые мероприятия, прокат спортивного инвентаря и оборудования, услуги: тренажерного зала, фитнеса, сауны с плескательным бассейном, солярия, оздоровительные, в том числе массаж.

Из имеющихся материалов следует, что Учреждение осуществляет указанные виды деятельности систематически, на постоянной основе, что свидетельствует об осуществлении им предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в уклонении от исполнения государственных (муниципальных) контрактов (снабжение тепловой энергией в горячей воде) № УХОТ-2002235 от 21.01.2019 (на 2019 год),  № УХОТ-3002235 от 21.01.2020 (на 2020 год) в части проведения расчетов за фактически  потребленное Учреждением количество тепловой энергии по индивидуальному прибору учета тепловой энергии, установленному в нежилом помещении по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, д. 10, что привело к ущемлению интересов Учреждения в сфере предпринимательской  деятельности, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:

применения при расчете платы за тепловую энергию за 2019 – 2020 г.г. положений государственных (муниципальных) контрактов (снабжение тепловой энергией в горячей воде) № УХОТ-2002235 от 21.01.2019 (на 2019 год), № УХОТ-3002235 от 21.01.2020 (на 2020 год), предусматривающих оплату за фактически потребленную Учреждением тепловую энергию на основании показаний прибора учета.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                             <...>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны