Решение №03-01/1905 Решение по делу № Р 35-12/18. от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

19 марта 2019 года

(изготовление решения в полном объеме)

07 марта 2019 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/1905

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № Р 35-12/18, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…>, ИНН <…>, ОГРНИП <…> (далее - ИП <...>) по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством поисковой системы «Google» рекламы следующего содержания: «Адвокат Сыктывкар | Консультация бесплатно Реклама www.одинхорошийюрист.рф/адвокат/сыктывкар <...> Услуги адвоката в Сыктывкаре. Бесплатная консультация. Звоните. Цены Бесплатно Отзывы Задать вопрос» с признаками нарушения требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя заявителя <...> – адвоката <...>, действующего на основании ордера <…>;

- представителя ИП <...> – <...>, действующей на основании доверенности от <…>;

- лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - <...>;

в отсутствие индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <...>), надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 01.11.2018 (вх. № 3900-э от 01.11.2018) о нарушении законодательства о рекламе.

Заявитель указывает, что 01.11.2018 при наборе в поисковой системе «Google» запроса «адвокат сыктывкар» была выдана ссылка «Адвокат Сыктывкар Консультация бесплатно» на сайт одинхорошийюрист.рф, переход на сайт показал, что данная организация никакого отношения к адвокатскому сообществу не имеет, более того, на сайте отсутствует какая-либо информация о регистрации юридического лица/ИП.

Заявитель считает, что данная реклама вводит в заблуждение граждан относительно осуществления адвокатской деятельности, поскольку такая деятельность может осуществляться только лицами, имеющими соответствующий статус.

            Сотрудниками Коми УФАС России по данному факту 02.11.2018 составлен акт осмотра Интернет-сайта http://www.одинхорошийюрист.рф. Осмотр начат выполнением поиска в сети Интернет в поисковой системе «Google» запроса «адвокат сыктывкар». Поисковой системой «Google» была выдана ссылка «Адвокат Сыктывкар | Консультация бесплатно» на сайт http://www.одинхорошийюрист.рф. Далее осуществлен вход на главную страницу Интернет-сайта по электронному адресу: http://www.одинхорошийюрист.рф. На сайте http://www.одинхорошийюрист.рф зафиксировано размещение информации о юридических услугах в Сыктывкаре, часах работы, адресах, отзывах клиентов и форма сообщений для получения бесплатной консультации.

            К акту осмотра Интернет-сайта приложены, в том числе скриншоты результатов запроса «адвокат сыктывкар» в поисковой системе «Google», из которых следует, что в числе результатов запроса размещена информация следующего содержания: «Адвокат Сыктывкар | Консультация бесплатно Реклама www.одинхорошийюрист.рф/адвокат/сыктывкар <...> Услуги адвоката в Сыктывкаре. Бесплатная консультация. Звоните. Цены Бесплатно Отзывы Задать вопрос».

Коми УФАС России по результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № Р 35-12/18 в отношении ИП <...> по признакам нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-05/9058 от 21.12.2018.

В ходе рассмотрения рекламного дела 07.03.2019 представителем заявителя <...> – адвокатом <…> заявлено ходатайство о приобщении к материалам рекламного дела № Р 35-12/18 скриншотов от 01.11.2018 следующих Интернет-страниц: страницы группы «Один хороший юрист» в социальной сети «Вконтакте», личной страницы <…> в социальной сети «Вконтакте», страницы с результатами поиска в поисковой системе «Google».

Комиссией указанное ходатайство адвоката <...> удовлетворено, представленные скриншоты приобщены к материалам рекламного дела № Р 35-12/18.

Из материалов дела № Р 35-12/18 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам адвоката в Сыктывкаре, бесплатной консультации, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством поисковой системы «Google», является рекламой.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Рассматриваемая реклама содержит ссылку на Интернет-сайт http://www.одинхорошийюрист.рф. Из информации, размещённой на указанном сайте, следует, что рекламируемые услуги оказываются компанией «Один хороший юрист», офисы которой расположены в г. Сыктывкаре, в том числе по <…>.

Сотрудниками Коми УФАС России 27.11.2018 произведены внешний осмотр и фотосъемка наружного оформления входа в офис компании «Один хороший юрист», расположенный по адресу: <…>, о чём составлен соответствующий акт. В ходе осмотра из информации, размещённой на вывеске компании, установлено, что деятельность в компании «Один хороший юрист» осуществляет ИП <...>.

Согласно сведениям сайта ФНС России, основным видом деятельности ИП <...> является деятельность в области права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

- работниками юридических служб юридических лиц (далее - организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).

Согласно письму Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми от 03.12.2018 № 11/04-4589 (вх. № 5722 от 03.12.2018) в реестре адвокатов Республики Коми сведения об адвокате <…> отсутствуют.

Таким образом, <...> не имеет статуса адвоката.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...> в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным его представителем – <...> в ходе рассмотрения дела № Р 35-12/18, услуги адвоката, указанные в рекламе, оказывались адвокатом <…> (далее – <…>); в начале октября 2018 г. от <…> в адрес ИП <...> поступило предложение о сотрудничестве, после чего в рекламу были внесены изменения в части предоставления услуг адвоката;  по результатам переговоров было принято решение о заключении соглашения о сотрудничестве по результатам совместной деятельности по прошествии одного месяца; с 06.10.2018 началось сотрудничество ИП <...> с <…> с целью предоставления клиентам ИП <...> услуг адвоката; сотрудничество продолжалось до конца октября 2018 г.; адвоката привлекли в связи с тем, что по некоторым категориям дел (например, уголовным) представлять интересы может только адвокат; клиентам назначали встречу с адвокатом в офисе ИП <...>; консультации по телефону адвокатом не производились.

В связи с вышеизложенным, определением № 03-05/375 от 21.01.2019 к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, был привлечён <...>.

Согласно письменным пояснениям, представленным <...> в материалы рекламного дела, никаких юридических услуг через ИП <...> адвокат <...> не оказывал, ни в каких рекламных акциях по оказанию юридических услуг не участвовал, соглашений с ИП <...> не заключал.

Представитель ИП <...> – <...> в ходе рассмотрения рекламного дела 14.02.2019 пояснила, что соглашение между ИП <...> и <...> не заключалось, однако услуги клиентам ИП <...> адвокат <...> оказывал; данное могут подтвердить граждане, обращавшиеся к ИП <...> за получением юридических услуг: <...> и <...>; <...> общался лично с <...>, а на встречу с <...> адвокат <...> не явился, несмотря на неоднократные приглашения (встреча несколько раз откладывалась).

В связи с чем, Комиссией было принято решение о привлечении к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, <…> и <...>. Данное нашло отражение в определении № 03-01/1111 от 14.02.2019, которым у <…> и <...> была запрошена необходимая для рассмотрения дела информация.

Однако к дате рассмотрения дела – 07.03.2019 – вручить копию определения № 03-01/1111 от 14.02.2019 <…> не представилось возможным.

Вместе с тем, на рассмотрении рекламного дела 07.03.2019 присутствовал <...>, который пояснил, что обратился к ИП <...> летом 2018 г.; в сентябре-октябре 2018 г. сотрудники ИП <...> приглашали его на встречу с адвокатом в офис ИП <...>, однако адвокат не пришёл.

ИП <...> в доказательство своих доводов о сотрудничестве с адвокатом <...> представил в материалы рекламного дела копию SMS-переписки между ИП <...> и <...>.

Вместе с тем, из содержания представленной переписки однозначно не следует, что адвокатом <...> оказывались услуги клиентам ИП <...>.

Учитывая представленные в материалы дела письменные пояснения <...>, пояснения <...>, отсутствие иных доказательств сотрудничества между ИП <...> и <...>, а также иными адвокатами, Комиссия пришла к выводу об отсутствии возможности воспользоваться указанными в рекламе услугами адвоката, в том числе бесплатной консультацией.

Вместе с тем, распространяемая информация формирует интерес к деятельности компании «Один хороший юрист», предлагающей услуги адвоката в Сыктывкаре, в том числе бесплатную консультацию, побуждает потребителей обратиться за такими услугами к конкретному продавцу, которым, как установлено материалами рекламного дела, является ИП <...>, и тем самым способствует продвижению деятельности ИП <...> и оказываемых им услуг на соответствующем рынке.

 Исходя из смысла и содержания контекстной рекламной информации, складывается впечатление о том, что услуги адвоката оказываются непосредственно компанией «Один хороший юрист». Однако данный факт не соответствует действительности.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является недостоверной, содержащей не соответствующие действительности сведения о возможности воспользоваться указанными в рекламе услугами адвоката, обратившись по телефону, указанному в рекламе, и используя указанную в рекламе информацию о сайте компании.

Используемая в рекламе формулировка «Адвокат Сыктывкар» даёт основание полагать, что такой продавец услуг обладает статусом адвоката.

Рассматриваемая реклама включает в себя, в том числе функцию ссылки, переадресующей пользователей на сайт http://www.одинхорошийюрист.рф.

Обращаясь по указанному в рекламе номеру телефона и адресам, указанным на сайте http://www.одинхорошийюрист.рф, потребитель рекламы рассчитывает на получение услуг адвоката и возникновение договорных отношений непосредственно с адвокатом, либо адвокатским образованием.

Однако ИП <...> адвокатскую деятельность не осуществляет.

В связи с чем, сообщаемые в рассматриваемой рекламе сведения о лице, оказывающем консультационные услуги, как об адвокате, являются недостоверными, вводящими потребителей рекламы в заблуждение относительно действительного статуса такого лица.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена в нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе в ходе рассмотрения рекламного дела не подтвердилось.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...> в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным его представителем - <...> в ходе рассмотрения дела № Р 35-12/18, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем и рекламопроизводителем является ИП <...>; написание рекламных текстов производилось ИП <…> самостоятельно по устной договоренности с ИП <...>; словосочетания «Адвокат Сыктывкар» и «Услуги адвоката в Сыктывкаре» были предложены для включения в текст рекламы по инициативе ИП <...>; ИП <…> было устно сообщено о необходимости дополнения рекламы информацией об услугах адвоката; ИП <...> с письменными претензиями в адрес ИП <…> в связи с распространением рассматриваемой рекламы не обращался.

ИП <...> в ходе рассмотрения рекламного дела 14.02.2019 пояснил, что ему от ИП <...> поступил заказ на создание сайта и контекстной рекламы; при этом ИП <...> описал услуги, которые он предоставляет; в начале октября 2018 г. ИП <...> попросил добавить в текст рекламы информацию про услуги адвоката; документы не оформлялись, реклама размещалась по устной договорённости; претензии от ИП <...> не поступали.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, произошло по вине рекламодателя – ИП <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ИП <...> - <...> точные даты начала и окончания распространения рекламы указать затруднилась, пояснив, что реклама распространялась с октября по ноябрь 2018 г.

ИП <...> в ходе рассмотрения рекламного дела 14.02.2019 пояснил, что в начале ноября 2018 г. в рекламу внесли изменения – убрали информацию про услуги адвоката.

Как следует из заявления <…>, рассматриваемая реклама обнаружена ею 01.11.2018.

Сотрудниками Коми УФАС России факт распространения рассматриваемой рекламы зафиксирован 02.11.2018, о чём составлен акт осмотра Интернет-сайта http://www.одинхорошийюрист.рф.

Учитывая изложенное, период распространения рассматриваемой рекламы – с октября 2018 г. по 02 ноября 2018 г.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Сыктывкара Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимися в материалах рекламного дела скриншотами Интернет-страниц.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Адвокат Сыктывкар | Консультация бесплатно Реклама www.одинхорошийюрист.рф/адвокат/сыктывкар <...> Услуги адвоката в Сыктывкаре. Бесплатная консультация. Звоните. Цены Бесплатно Отзывы Задать вопрос», распространенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством поисковой системы «Google», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <...> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

                                  

_______________   <…>

 

 

 

Члены Комиссии

       

_______________   <…>

 

 

 

 

 

_______________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны