Определение №ПК/2262/24 Определение о назначении дела о нарушении антимонопольного з... от 15 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№ ПК/2262/24

Определение

о назначении дела № 011/01/10-334/2023

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

15 апреля 2024 года

город Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 11.04.202450/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СГ» (ИНН <...>, ОГРН <...>, адрес места нахождения: 167000, Республиика Коми, г. Сыктывкар, ул. <...> (далее — Общество, ООО «СГ») пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части действий, выразившихся в прекращении поставки газа в баллонах с пунктов обмена баллонов - с 10.04.2024, в угрозе прекращения поставки сжиженного газа в баллонах с доставкой до места проживания потребителей - с 28.04.2024, поставки через групповые резервуарные установки потребителям в многоквартирных домах - с 10.05.2024, что имеет или может иметь своим результатом ущемление интересов неопределенного круга лиц - потребителей сжиженного газа в Республике Коми, установлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 11.04.202450/24 по признакам нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы, направленные Комитетом Республики Коми по тарифам (далее также Комитет) письмом от 09.04.2024 № 04-12-07/980 (вх. № 3644/24 от 10.04.2024), свидетельствующие о прекращении ООО «СГ» с 10.04.2024 поставки сжиженного углеводородного газа (далее - сжиженный газ, СУГ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из материалов Комитета установлено, что Общество является поставщиком сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения в 11 муниципальных образованиях Республики Коми. Реализация газа осуществляется Обществом по тарифам, установленным Комитетом.

Снабжение населения газом производится посредством его доставки в баллонах до места проживания потребителей и до пункта обмена баллонов, а также посредством снабжения МКД через групповые резервуарные установки. Общее число абонентов – около 30 тыс. человек.

ООО «СГ» является единственным хозяйствующим субъектов на территории 11 муниципальных образований в Республике Коми, реализующим СУГ потребителям по установленном тарифам.

По результатам исследования товарных рынков услуги по розничной торговле сжиженным углеводородным газом для коммунально-бытовых нужд (аналитический отчет от 10.04.2024 приобщен к материалам дела) установлено, что доля ООО «СГ» на территориях МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Ухта», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Прилузский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Сысольский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Усть-Куломский» составляет 100 %.

Вышеуказанное свидетельствует о возможности ООО «СГ» оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги розничной торговли сжиженным углеводородным газом для коммунально-бытовых нужд на указанных территориях.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «СГ» на указанных товарных рынках признается доминирующим. В связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов Комитета, Общество направило в адрес глав администраций муниципальных образований города Сыктывкара, районы Княжпогостский, Сысольский, Прилузский, Сыктывдинский, Удорский, Усть-Куломский письмо от 08.04.2024 № 120 о прекращении поставки:

СУГ в баллонах с пунктов обмена баллонов - с 10.04.2024;

СУГ в баллонах с доставкой до места проживания потребителей - с 28.04.2024;

СУГ через групповые резервуарные установки потребителям в многоквартирных домах - с 10.05.2024.

Общество просит администрации муниципальных образований проинформировать население, что платежи за газ в баллонах до места проживания перечислять с 11.04.2024 не нужно. Причиной отказа от реализации СУГ Общество указало на отсутствие субсидирования со стороны Правительства Республики Коми.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения о государственном регулировании цен на газ (далее – Основные положения № 1021), согласно которым розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, подлежит государственному регулированию (подп. е(1) пункта 4).

В соответствии с пунктами 8, 10 Основных положений № 1021 розничные цены на сжиженный газ утверждаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), её величина определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (далее - Методические указания).

Так, согласно пункту 10 Методических указаний в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с ростом цен на оплату газа поставщику, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, с учетом ограничения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

При этом покрытие незапланированного экономически обоснованного убытка прошлых лет возможно по согласованному с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации графику.

Из письменных пояснений Комитета следует, что для ООО «СГ» на 2024 год предусмотрена сумма субсидии из средств республиканского бюджета на возмещение выпадающих доходов, связанных с ограничением роста регулируемых розничных цен на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 44,1 млн. руб.

Коми УФАС России не установлены экономические, технологические обоснования причин прекращения ООО «СГ» поставки сжиженного газа населению в Республике Коми с 10.04.2024.

При таких обстоятельствах в действиях Общества, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуги по розничной торговле сжиженным газом населению для коммунально-бытовых нужд в Республике Коми, выразившиеся в прекращении поставки газа в баллонах с пунктов обмена баллонов - с 10.04.2024, в угрозе прекращения поставки СУГ в баллонах с доставкой до места проживания потребителей - с 28.04.2024, поставки через групповые резервуарные установки потребителям в многоквартирных домах - с 10.05.2024, что имеет или может иметь своим результатом ущемление интересов неопределенного круга лиц - потребителей сжиженного газа, установлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 011/01/10-334/2024 к рассмотрению на 06.05.2024 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-334/2024, назначенного на 06.05.2024 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу ООО «СГ», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, <...>.

3. ООО «СГ» представить в антимонопольное управление в срок до 27.04.2024 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. Поясняющие причины и основания, в том числе экономическую и технологическую обоснованность (необоснованность) прекращения (планируемого прекращения) поставки сжиженного газа потребителям на территориях МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Ухта», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Прилузский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Сысольский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Усть-Куломский», с приложением копий документов, подтверждающих доводы Общества и указанием даты прекращения поставки СУГ (по каждому району в отдельности, если прекращение имело место).

3.2. Копию всей имеющейся переписки между Обществом и администрациями муниципальных образований, указанных в пункте 3.1 настоящего определения, по вопросам прекращения поставки сжиженного газа в баллонах с пунктов обмена баллонов - с 10.04.2024, в баллонах с доставкой до места проживания потребителей - с 28.04.2024, поставки через групповые резервуарные установки потребителям в многоквартирных домах - с 10.05.2024.

3.3. Копию всей имеющейся переписки между Обществом и органами исполнительной власти Республики Коми по вопросам прекращения поставки сжиженного газа в баллонах с пунктов обмена баллонов - с 10.04.2024, в баллонах с доставкой до места проживания потребителей - с 28.04.2024, через групповые резервуарные установки потребителям в многоквартирных домах - с 10.05.2024.

3.4. Сведения о потребителях сжиженного газа за 2022 год, 2023 год (в отдельности за каждый год):

3.4.1. количество потребителей газа из резервуарных установок;

3.4.2. количество потребителей баллонного газа.

3.5. Сведения о суммарном фактическом объеме отпуска Обществом сжиженного газа (тонн):

3.5.1. из резервуарных установок;

3.5.2. баллонного газа.

3.6. Сведения о выручке, полученной Обществом от реализации сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд в Республике Коми, в отдельности по каждому городу и району, за 2022 год, 2023 год (в отдельности за каждый год) (руб.).

3.7. Копии документов, подтверждающих отсутствие со стороны Правительства Республики Коми субсидирования поставки сжиженного газа населению.

3.8. Копии журналов регистрации заявок на поставку (доставку) газа в баллонах, поступивших в адрес Общества в период с 08.04.2024 по дату ответа на настоящее определение, с указанием результатов исполнения (неисполнения) таких заявок.

3.9. Копии жалоб, поступивших в адрес Общества, касающихся прекращения поставки сжиженного газа в адрес потребителей, в период с 08.04.2024 по дату ответа на настоящее определение, с приложением копий ответов на такие жалобы.

3.10. Укажите адреса пунктов обмена баллонов сжиженного газа.

3.11. Поясняющие, заключались ли между Обществом и ООО «А» договоры, соглашения (иные документы), касающиеся реализации сжиженного газа в баллонах с пунктов обмена, о чем было указано в письме Общества от 08.04.2024 № 120, направленного в адрес администраций Республики Коми:

3.11.1. если такие договоры (соглашения) заключались - представьте копии таких документов, со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, действующими на дату ответа на настоящее определение;

3.11.2. если такие договоры (соглашения) не заключались - представьте соответствующую письменную информацию;

3.11.3. поясните на каких условиях были переданы Обществом пункты обмена баллонов с газом в адрес ООО «А».

3.12. О должностном лице Общества, ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение ООО «СГ» антимонопольного законодательства при установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления ответа на настоящее определение, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

3.13. Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-334/2024, назначенного на 06.05.2024 в 12.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя Комитет, адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, <...>.

5. Комитету представить в антимонопольное управление в срок до 27.04.2024 следующие копии документов и письменную информацию:

5.1. Копии документов (решений, иных), подтверждающих довод Комитета, изложенный в письме от 09.04.2024 № 04-012-07/980, о том, что ООО «СГ» на 2024 год предусмотрена сумма субсидии из республиканского бюджета на возмещение выпадающих доходов, связанных с ограничением роста регулируемых розничных цен на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

5.2. Копии документов (расчетов, иных), на основании которых определена сумма субсидии Обществу на 2024 год.

5.3. Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-334/2024, назначенного на 06.05.2024 в 12.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах администрации муниципальных образований:

6.1. МО ГО «Сыкытвкар», адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, <...>;

6.2. МО ГО «Ухта», адрес места нахождения: 169300, г. Ухта, <...>;

6.3. МО МР «Княжпогостский», адрес места нахождения:169200, Княжпогостский район, г. Емва, <...>;

6.4. МО МР «Корткеросский», адрес места нахождения: 168020, Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, <...>;

6.5. МО МР «Сысольский», адрес места нахождения: 168100, Республика Коми, Сысольский район, с. Визинга, <...>;

6.6. МО МР «Прилузский», адрес места нахождения:168130, Прилузский район, с. Объячево, <...>;

6.7. МО МР «Сыктывдинский», адрес места нахождения: 168220, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <...>;

6.8. МО МР «Удорский», адрес места нахождения: 169240, Удорский район, с. Кослан, <...>;

6.9. МО МР «Усть-Вымскмй», адрес места нахождения:169040, Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Айкино, <...>;

6.10. МО МР «Усть-Куломский», адрес места нахождения: 168060, Республика Коми, Усть-Куломский р-н, с. Усть-Кулом, <...>;

6.11. МО МР «Койгородский», адрес места нахожден168170 Республика Коми, Койгородский район, с. Койгородок, <...>.

7. Администрациям муниципальных образований, указанным в пунктах 6.1-6.11 настоящего определения, представить в антимонопольное управление в срок до 27.04.2024 следующие копии документов и письменную информацию:

7.1. Копию всей имеющейся переписки между ООО «СГ» и администрацией муниципального образования города (района) по вопросам прекращения поставки сжиженного газа в баллонах с пунктов обмена баллонов - с 10.04.2024, в баллонах с доставкой до места проживания потребителей - с 28.04.2024, поставки через групповые резервуарные установки потребителям в многоквартирных домах - с 10.05.2024.

7.2. В случае прекращения Обществом поставки газа в баллонах для коммуннально - бытовых нужд населению - укажите дату, с которой такая поставка газа прекращена, с приложением копий подтверждающих документов.

7.3. В случае поступления в адрес администрации в период с 08.04.2024 по дату ответа на настоящее определен жалоб, касающихся прекращения поставки сжиженного газа в адрес потребителей, представьте копии таких жалоб, с приложением копий ответов на такие жалобы.

7.4. Поясняющую ситуацию, сложившуюся на дату ответа на настоящее определение по вопросу снабжения потребителей сжиженным газом на территории администрации города (района).

7.5. Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

8. ООО «СГ» в срок до 27.04.2024 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

9. ООО «СГ», Комитет вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо направить ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя. О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных организаций сообщить до 27.04.2024.

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны