Определение №03-01/6305 Определение О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-656/2021 ПО ПРИЗНА... от 27 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
Определение
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-656/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
|
||
27 августа 2021 года |
|
№ 03-01/6305 |
г. Сыктывкар
|
<…>
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев заявление <…> от 18.06.2021, направленное письмом Прокуратуры г. Воркуты № 1р-2021 от 24.06.2021 (вх. № 2854 от 29.06.2021), по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило заявление <…> от 18.06.2021, направленное письмом Прокуратуры г. Воркуты № 1р-2021 от 24.06.2021 (вх. № 2854 от 29.06.2021), о размещении на стекле перед уличным входом в офисные помещения в г. Воркуте рекламы воды с символом Великой Отечественной войны.
В результате рассмотрения материалов заявления установлено следующее.
На стекле перед уличным входом в офисные помещения, расположенные по адресу: г. Воркута, ул. Ленина, д. 64, размещена реклама компании «Чистая Вода Плюс» следующего содержания: «Внимание ПАВОДОК! Ты купил емкость с чистой водой! Продажа, доставка Чистой Питьевой Воды! г. Воркута, ул. Ленина 58-А За Водоканалом +7-912-555-55-20 Часы работы: 11.00 – 18.00 перерыв 14.00 – 15.00 Воскресенье 12.00 – 15.00 Заказы на доставку принимаем с 9.00 до 12.00 кроме воскресенья В паводок работаем с 10.00 до 18.00 без перерыва на обед Всегда в наличии кулера, помпы, емкости 5, 10, 19л» с использованием образа «Родина-мать».
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на стекле перед уличным входом в офисные помещения;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Компании «Чистая Вода Плюс», услугам по продаже и доставке питьевой воды, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).
Заявитель считает, что образ, использованный в рекламе, недопустимо указывать в рекламных коммерческих целях.
В силу положений, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Коми УФАС России 03.10.2019 заключено соглашение с Саморегулируемой организацией Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее – СРО АМИ РС, соглашение). Предметом соглашения является, в том числе организация профессионально-консультационного взаимодействия Коми УФАС России и СРО АМИ РС по вопросам экспертизы и оценки рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 2.1 соглашения в случае возникновения у Коми УФАС России вопросов относительно содержания и восприятия рекламы, распространяемой на территории региона, рассматриваемой Коми УФАС России на основании обращения юридических или физических лиц или в результате собственного мониторинга, Коми УФАС России вправе направить соответствующий запрос в СРО АМИ РС, поставив в нем необходимые вопросы, касающиеся спорной рекламы и/или переслав соответствующую жалобу юридического или физического лица.
В связи с чем, Коми УФАС России письмом от 15.07.2021 № 03-05/5118 направило в адрес СРО АМИ РС фотографию рассматриваемой рекламы с просьбой рассмотреть её на предмет восприятия с точки зрения потребителя и выразить мнение по рассматриваемой рекламе по следующим вопросам:
- Допустимо ли использование в рассматриваемой рекламе символа Великой Отечественной войны?
- Имеет ли место использование в рассматриваемой рекламе оскорбительных образов, сравнений и выражений?
- Если в рассматриваемой рекламе имеет место использование оскорбительных образов, сравнений и выражений, то в отношении каких объектов (социальной категории, официальных государственных символов, объектов культурного наследия, иного)?
СРО АМИ РС по результатам рассмотрения запроса Коми УФАС России письмом № 103-792 от 27.07.2021 (вх. № 3910-э от 29.07.2021) представила решение, в котором указала, что эксперты пришли к следующему выводу:
- использование в рассматриваемой рекламе символа Великой Отечественной войны недопустимо, поскольку в рекламе имеет место использование оскорбительных образов, сравнений и выражений (лишь 1 эксперт высказался против).
Эксперты мотивировали свою позицию следующим образом:
- использование образа «Родина-мать» в коммерческих целях кощунственно и с морально-этической точки зрения неприемлемо;
- совершенно недопустимо использование символов ВОВ в рекламе;
- символ «Родина-мать» с плаката Тоидзе признаётся символикой Победы, использование которой в коммерческой деятельности признаётся неэтичной, т.к. нарушает границы мирского и сакрального;
- использование образа «Родина-мать» в коммерческой рекламе неэтично;
- ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе не допускает использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в коммерческих целях. В данном случае речь идёт об оскорбительном использовании символа Победы для продвижения товара;
- в данной рекламе имеется неуместное использование плаката ВОВ, оскорбляющее чувства ветеранов. В данном случае использован плакат, однозначно ассоциирующийся с символикой ВОВ, в коммерческих целях, что недопустимо в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе (не допускается использование в рекламе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
Согласно особому мнению, оскорблений нет, но некорректность допущена, экспертом указано на вопрос прав на использование образа, что указанные действия относятся к области авторского права, а не Закона о рекламе.
Таким образом, с учётом вышеизложенного, Коми УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, а именно, использование образа «Родина-мать» в коммерческой рекламе.
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателями рассматриваемых реклам являются <…>, индивидуальный предприниматель <…>.
Вместе с тем, в имеющихся материалах отсутствуют сведения об адресе места жительства ИП <…>, в связи с чем, усматривается необходимость привлечения к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-656/2021 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. заявителя, - <…>;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <…>;
2.3. лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, – Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми.
3. Назначить дело № 011/05/5-656/2021 к рассмотрению на 27 сентября 2021 года на 14 часов 10 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.
4. <…> в срок не позднее 23 сентября 2021 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:
4.1. О лице, оказывающем услуги по продаже и доставке питьевой воды, о которой идёт речь в рассматриваемой рекламе, с приложением подтверждающих документов (копии договора аренды помещения, иного).
4.2. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц).
4.3. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.
4.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.
4.5. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
4.6. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
4.7. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.
4.8. О причинах размещения рассматриваемой рекламы без учёта требований ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
5. Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Коми в срок не позднее 23 сентября 2021 года представить надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом копии документов и письменную информацию о месте жительства (регистрации), дате и месте рождения, паспортных данных, об изменении паспортных данных в отношении:
5.1. <…>;
5.2. <…>.
6. <…> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 23 сентября 2021 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
7. <…> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 23 сентября 2021 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
Примечание:
При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.
В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.
Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа.
Председатель комиссии <…>