Определение №02-01/3262 Определение о назначении дела № 011/01/10-287/2022, возбужде... от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

о назначении дела № 011/01/10-287/2022

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

22 апреля 2022 года

 

 

 

02-01/3262

город Сыктывкар

 

ООО «Усинская тепловая компания»  

Промышленная ул., д. 34,

г. Усинск, 169710

 

ООО ПФ «Аленд»

Моторная ул., д. 1/9,

г. Ухта, 169300

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 08.04.2022 № 38 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Усинская тепловая компания» (ИНН 1106024691, ОГРН 1081106001437), адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Промышленная, д. 34 (далее – ООО «Усинская тепловая Компания», ООО «УТК»), пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части действий, выразившихся в ограничении поставки тепловой энергии на объект ООО ПФ «Аленд», расположенный по адресу: г. Усинск, ул. Магистральная, д. 6, в результате неверного расчета ООО «Усинская тепловая компания» платы за поставку тепловой энергии, предъявленной к оплате ООО ПФ «Аленд», что привело и (или) могло привести к ущемлению интересов ООО ПФ «Аленд» в сфере предпринимательской деятельности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 08.04.2022 № 38 по признакам нарушения ООО «Усинская тепловая компания» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы заявления ООО ПФ «Аленд» от 13.04.2021 № 333 (вх. № 1766 от 19.04.2021) по вопросу неверного расчета стоимости тепловой энергии, прекращения подачи тепловой энергии на о326бъект, расположенный по адресу: г. Усинск, ул. Магистральная, д. 6.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Коми УФАС России проведено исследование товарного рынка тепловой энергии (мощности) на территории МО ГО «Усинск» (аналитический отчет от 16.03.2021), по результатам которого установлено, что Общество занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии (мощности) на территории МО ГО «Усинск».

В связи с чем, на действия (бездействие) ООО «Усинская тепловая компания» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.   

Отношения по передачи тепловой энергии регулируются, в том числе Федеральным законом от 27.06.2020 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

На основании части 1 статьи 1 Закона о теплоснабжении настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения не определена иная точка учета.

На основании части 6 статьи 19 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает в себя, в том числе установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно подп. «в» пункта 1 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены (далее – Правила № 1034) настоящие Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем).

На основании пунктов 110-111, 114 Правил № 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета, определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).

Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой. В соответствии с методикой осуществляется, в том числе количество тепловой энергии, теплоносителя, израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета.

Согласно пунктам 115, 116 Правил № 1034 при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.  В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.

Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 № 99/пр (далее - Методика № 99/пр).

Как следует из материалов заявления, ООО ПФ «Аленд» является собственником объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Магистральная, д. 6 (далее – Объект). 

Между ООО ПФ «Аленд» и ООО «УТК» заключен договор теплоснабжения № 69/83 от 03.11.2017 (далее – договор).

На основании подпункта 2.1 пункта 2 договора теплоснабжающая организация обязуется обеспечивать потребителя тепловой энергией в горячей воде в количестве, с максимумом тепловой нагрузки 0,568 Гкал/час, из них на отопление 0,348 Гкал/час, на горячее водоснабжение 0,220 Гкал/час.

В соответствии с пунктом 3.12 договора потребитель имеет право обеспечивать учет тепловой энергии и теплоносителя; уведомлять обо всех нарушениях схем и неисправности в работе приборов учета тепловой энергии в течение суток с момента обнаружения обязан известить теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителем потребителя и обслуживающей организацией с последующей передачей вместе журналом учета в теплоснабжающую организацию.

В силу пункта 3.14 договора потребитель фиксирует ежесуточно в одно и тоже время показания приборов узла учета в журналах установленной формы и представляет ежемесячно с 23 по 28 число расчетного периода теплоснабжающей организации. К журналам учета должны быть приложены записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. Распечатки электронных записей приборов учета передаются потребителем в теплоснабжающую организацию в срок первого числа месяца, следующего за отчетным, а также по требованию теплоснабжающей организации. Распечатки и журнал учета должны быть скреплены подписью, печатью потребителя.

Согласно пункту 4.1 договора количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя определяется по показаниям коммерческих приборов учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя, установленных на границе балансовой принадлежности систем теплопотребления.

В соответствии с пунктом 6.1 договора при отсутствии у потребителя узла учета, а также в случае выхода приборов учета из строя, либо при непредставлении потребителем данных о потреблении в установленные договором сроки, количество тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетным путем в соответствии с Приложением № 1 к настоящему договору и Правилами № 1034 и Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 № 99/пр.

На основании пункта 7.1 договора оплата тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество тепловой энергии в соответствии с данными учета тепловой энергии. При отсутствии приборов учета либо отсутствии сведений о показаниях приборов учета в установленный настоящим договором срок, потребителем оплачивается количество тепловой энергии и теплоносителя, определенное в соответствии с разделом 6 настоящего договора. 

Приложением № 1 к договору предусмотрены договорные объемы потребления тепловой энергии на Объекте, которые составляют 980 Гкал/в год.

Вместе с тем, ООО ПФ «Аленд» в своем заявлении указало, что ООО «УТК» неверно произвело перерасчет стоимости услуг по тепловой энергии за период с 27.10.2020 по 14.02.2021 по счетам-фактурам от 30.11.2020 № 10332, от 31.12.2020 № 11324, от 31.12.2020, от 31.01.2021, от 28.02.2021.      

По мнению заявителя, расчет потребления тепловой энергии, представленный ООО «УТК» содержит существенные ошибки, а именно:

-   ООО «УТК» неправомерно предъявило ООО ПФ «Аленд» стоимость услуг по горячему водоснабжению, поскольку на Объекте потребителя отсутствует система горячего водоснабжения, система горячего водоснабжения не предусмотрена технической и проектной документацией, в связи с чем, по мнению ООО ПФ «Аленд», предъявление ООО «УТК» потребителю стоимости услуг за ГВС неправомерно;

- ООО «УТК» завышен показатель температуры воздуха внутри помещения, который фактически должен составлять 18 градусов, тогда как при перерасчете тепловой организацией такой показатель установлен в размере 20 градусов;

- в перерасчет стоимости услуг за период с 27.10.2020 по 31.10.2020 в общее количество потребленных Гкал включено количество тепловой энергии по приборам учета за период с 07.05.2020 по 26.10.2020 в размере 45 Гкал, потери в размере 2 Гкал, которые ранее были уже предъявлены ООО «УТК» в адрес ООО ПФ «Аленд» по счету-фактуре от 30.10.2020 № 9324;

- в расчете за февраль, базовый показатель тепловой нагрузки в размере 0,348 Гкал учтен дважды (и по объекту АКБ, и по объекту гараж), что привело со стороны ООО «УТК» к завышению количества тепловой энергии в 2 раза.

В связи с тем, что ООО «УТК» неверно осуществляло расчет (перерасчет) тепловой энергии в период с 27.10.2020 по 14.02.2021, ООО ПФ «Аленд» отказалось от оплаты, что привело к задолженности со стороны потребителя.

ООО ПФ «Аленд» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к ООО «УТК» об обязании произвести перерасчет стоимости услуг за тепловую энергию за период с 27.10.2020 по 14.02.2021 в соответствии с приложением № 1 к договору, Методикой № 99/пр без предъявления стоимости услуг за горячее водоснабжение. 

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2021 по делу № А29-4363/2021, вступившим в законную силу 27.01.2021, исковые требования ООО ПФ «Аленд» в части осуществления ООО «УТК» перерасчета стоимости услуг за тепловую энергию за период с 27.10.2020 по 14.02.2021 удовлетворены в полном объеме.

В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу частей 2, 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пунктов 5 и 31 Правил № 1034, пункта 65 Методики № 99/пр по общему правилу коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В части 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении установлено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Аналогичные нормы предусмотрены в пункте 31 Правил № 1034 и подпункте «б» пункта 7 Методики № 99/пр.

Как следует из материалов заявления в ноябре 2020 года ООО «УТК» на источнике тепловой энергии выявлены неисправности в работе прибора учета.

В соответствии с пунктом 65 Методики № 99/пр коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета средств измерений; б) неисправность средств измерений узла учета, в том числе истечение сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушение установленных пломб, работа в нештатных ситуациях; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета.

Определение количества тепловой энергии, использованной потребителем в системе водяного теплоснабжения (Q), расчетным путем осуществляется по формуле 8.1, учитывающей количество тепловой энергии, потребленной на отопление (вентиляцию), на горячее водоснабжение, на технологические цели, а также потери тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 66 Методики № 99/пр для целей отопления и вентиляции в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, определение количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию расчетным путем осуществляется по формуле, указанной в данном пункте Методики (формула 8.2), которая включает следующие показатели: базовый показатель тепловой нагрузки, указанный в договоре, Гкал/ч; расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, C°; фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, C°; расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления (вентиляции), C °; время отчетного периода, час.

Указанная формула отражена в приложении № 1 к договору (относительно определения тепловой энергии на отопление).

Тепловая нагрузка указана в приложении № 2 к договору.

Из материалов заявления установлено, что при подписании ООО ПФ «Аленд» и ООО «УТК» договора, стороны согласовали объем договорной нагрузки на горячее водоснабжение согласно приложению № 2 – 0,220 Гкал/час.

Вместе с тем, в приложении № 1 к договору в сводной таблице потребности в теплоте годовой объем горячей воды определен в объеме 11 Гкал (по 1 Гкал/час за январь-июнь, август-декабрь, 0 Гкал/час в июле). При этом в приложении № 2 к договору годовой объем горячего водоснабжения составляет 0 Гкал.

Из материалов заявления следует, что ООО ПФ «Аленд» произведен расчет по приведенной формуле с учетом договорной нагрузки на отопление и нормативных документов (СНиП 23-01-99, 131.13330.2012, ГОСТ 30494-2011, ТСН 23-324-2005), применив среднюю температуру воздуха внутри помещения АБК 20 C°, гаража 14 C°.

В соответствии с пунктом 73 Методики № 99/пр, количество тепловой энергии, расходуемой на горячее водоснабжение, при наличии отдельного учета и временной неисправности приборов (до 30 дней) рассчитывается по фактическому расходу, определенному по приборам учета за время их работы или за предыдущий период.

При отсутствии отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней, определяется по значениям, установленным в договоре, в том числе с учетом величины тепловой нагрузки на горячее водоснабжение.

Из представленных в материалы заявления документов: проектной документации (система теплоснабжения – закрытая, установлен групповой тепловой пункт с подогревателями, горячее водоснабжение осуществляется от водяного подогревателя, источник теплоснабжения: теплоноситель - сетевая вода с температурой 150-70°); акта осмотра от 18.06.2021, проведенного представителями ООО «УТК» и ООО ПФ «Аленд»; акта осмотра от 24.06.2021, проведенного представителями ООО «ФОК» и ООО ПФ «Аленд»; фотоматериалов установлено, что подвод горячего водоснабжения на Объект заявителя отсутствует.  

Отсутствие горячего водоснабжения на Объекте ООО ПФ «Аленд» подтверждено и решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2021 по делу № А 29-4363/2021.

Как следует из материалов заявления, согласно справке, выданной ООО «УТК» у ООО ПФ «Аленд» по состоянию на 18.09.2020 (на начало отопительного периода) задолженность за тепловую энергию по договору отсутствует.

В связи с неисправностью прибора учета тепловой энергии - с 27.10.2020 по 14.02.2021 ООО «УТК» расчетным путем определило стоимость услуги тепловой энергии, предъявленной к оплате заявителю согласно счетам-фактурам от 30.11.2020 № 10332, от 31.12.2020 № 11324, от 31.12.2020, от 31.01.2021, от 28.02.2021 на общую сумму 3 239 662,65 руб.         

ООО ПФ «Аленд» письмами от 24.12.2020 № 1109, № 139 от 09.02.2021, от 18.03.2021 № 262 сообщило ООО «УТК» о неверном расчете стоимости услуги тепловой энергии, об отсутствии на Объекте системы горячего водоснабжения, о пересмотре базового показателя тепловой нагрузки, установленной договором, направило расчет потребления тепловой энергии, произведенный в соответствии с Методикой № 99/пр.

Несмотря на наличие разногласий по объемам потребленной заявителем тепловой энергии, по стоимости услуг за тепловую энергию в период с 27.10.2020 по 14.02.2021, ООО «УТК» в связи с задолженностью ООО ПФ «Аленд» перед Обществом 13.04.2021 осуществило отключение тепловой энергии на Объекте заявителя, что подтверждается актом от 13.04.2021 № 13/04/2021 «Об отключении отопления по задолженности».

На основании пункта 77 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808) ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

Аналогичное условие содержится в пункте 9.7 договора.

Согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, Усинский район относится к районам Крайнего Севера.

Следовательно, ограничение ООО «УТК» подачи тепловой энергии ООО ПФ «Аленд» могло привести к угрозе причинения убытков заявителю, поскольку данное ограничение при низких температурах наружного воздуха может повлечь размораживание отопительной системы и ее разрушение.

В соответствии с пунктами 11, 16  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства» Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

На основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, в отношении которого имеется спрос, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение доминирующего на рынке субъекта от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, в частности, при необходимости доступа к принадлежащим такому субъекту объектам инфраструктуры и ресурсам, например к инфраструктуре морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных путей, системам газо- (водо-, тепло-, энерго-) снабжения, системам связи, платежным системам.

Для целей применения указанных положений Закона о защите конкуренции не имеет значения, являются ли производство товара, заключение договора обязательными в соответствии с требованиями гражданского или иного законодательства, в частности, относится ли заключаемый доминирующим на рынке субъектом договор к категории публичных договоров.

Материалами заявления установлено, что ООО «УТК», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения на территории МО ГО «Усинск», несмотря на разногласия по объемам и стоимости услуги за тепловую энергию, предъявленную Обществом в адрес ООО ПФ «Аленд»в период с 27.10.2020 по 14.02.2021, с 13.04.2021 прекратило поставку тепловой энергии на Объект заявителя. 

Из материалов заявления установлено, что расчет платы за потребляемую тепловую энергию, предъявленной ООО «УТК» в адрес ООО ПФ «Аленд» за период с 27.10.2020 по 14.02.2021, был рассчитан неверно, что подтверждается Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2021 по делу № А29-4363/2021, Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А29-4363/2021.

ООО ПФ «Аленд» в письменных пояснениях от 18.06.2021 № 535 (вх. № 2864 от 29.06.2021) указало, что неправомерные действия ООО «УТК» в части прекращения подачи на Объект заявителя тепловой энергии привели к ущемлению интересов Общества в виде нарушения производственного процесса при осуществлении ООО ПФ «Аленд» своей предпринимательской деятельности; в связи с отсутствием на Объекте заявителя тепловой энергии ООО ПФ «Аленд» пришлось отапливать помещения на Объекте с помощью конвекторов, что также привело к дополнительным расходам за электрическую энергию.

Согласно статье 4.2 Закона о теплоснабжении антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем:

1) необоснованного отказа от заключения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

2) создания дискриминационных или более благоприятных условий для деятельности отдельных теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций;

3) создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.

Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в том числе являются: цены; распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения; соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

  При таких обстоятельствах, в действиях ООО «УТК», занимающего доминирующее положение на товарном рынке тепловой энергии (мощности) на  территории МО ГО «Усинск», установлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в ограничении поставки тепловой энергии на Объект заявителя в результате неверного расчета ООО «УТК» платы за поставку тепловой энергии, предъявленной ООО ПФ «Аленд», что привело к задолженности заявителя за тепловую энергию, привело и (или) могло привести к ущемлению интересов ООО ПФ «Аленд» в сфере предпринимательской деятельности.      

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/10-287/2022 к рассмотрению на 09.06.2022 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Руководствуясь пунктами 3.3, 3.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России № 345 от 5 мая 2012 года, отделу защиты конкуренции Коми УФАС России:

- в срок до 06.06.2022 актуализировать результаты исследования товарного рынка тепловой энергии (мощности) на территории МО ГО «Усинск» за период с 01.01.2020 по 31.03.2022.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-287/2022, назначенного на 09.06.2022 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу ООО «Усинская тепловая компания», адрес места нахождения: 169710, г. Усинск, ул. Промышленная, д. 34.

4. ООО «Усинская тепловая компания» представить в антимонопольное управление в срок до 23.05.2022 следующие надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом документы и письменную информацию:

4.1. Сведения о выручке ООО «УТК» за услуги тепловой энергии за 2020 год, 2021 год, первый квартал 2022 года (в отдельности за каждый год), тыс. руб.  

4.2. Копию документа, в соответствии с которым АО «Коми тепловая компания» осуществляет функции управляющей организации ООО «УТК».

4.3. Копии всех счетов, предъявленных ООО «УТК» в адрес ООО ПФ «Аленд» за тепловую энергию, потребленную заявителем в период с октября 2020 года по февраль 2021 года, с учетом корректировочных счетов.  

4.4. Поясняющие какие меры принимались ООО «УТК» в связи с заявленными ООО ПФ «Аленд» письмами от 24.12.2020 № 1109, № 139 от 09.02.2021, от 18.03.2021 № 262 разногласиями по вопросам расчета стоимости услуги тепловой энергии, отсутствия на Объекте системы горячего водоснабжения, пересмотра базового показателя тепловой нагрузки, установленной договором:

4.4.1. если меры принимались, представьте копии подтверждающих документов;

4.4.2. если меры не принимались, представьте соответствующую письменную информацию, в том числе о причинах и основаниях, по которым меры не были приняты.

4.5. Расчеты стоимости тепловой энергии, потребленной заявителем в период с 27.10.2020 по 14.02.2021, предъявленной ООО «УТК» к оплате в адрес ООО ПФ «Аленд» согласно счетам – фактурам от 30.11.2020 № 10332, от 31.12.2020 № 11324, от 31.12.2020 № 11450, от 31.01.2021 № 736, от 28.02.2021 № 1769 (в отдельности за каждый месяц). 

4.6. Поясняющие причины и основания, по которым ООО «УТК» произвело расчеты стоимости услуги тепловой энергии, указанные в пункте 4.5 настоящего Определения, в нарушение требований Методики № 99/пр.

4.7. Копии документов, подтверждающих период, в течение которого была ограничена подача тепловой энергии на Объект ООО ПФ «Аленд» согласно акту от 13.04.2021 № 13/04/2021.

4.8. Поясняющие, произведен ли ООО «УТК» перерасчет платы за тепловую энергию в адрес ООО ПФ «Аленд» согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2021 по делу № А29-4363/2021, если перерасчет произведен – представьте копии подтверждающих документов, если перерасчет не произведен – представьте соответствующую письменную информацию, в том числе о причинах, по которым перерасчет не был произведен.

4.9. О должностном лице Общества, ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение ООО «Усинская тепловая компания» требований законодательства о теплоснабжении, Правил коммерческого учета тепловой энергии, антимонопольного законодательства, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату ответа на настоящее Определение, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.10.  Иные копии документов и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

   5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-287/2022, назначенного на 09.06.2022 в 11.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя ООО ПФ «Аленд», адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул Моторная, д. 1/9.     

6. ООО ПФ «Аленд» представить в антимонопольное управление в срок до 23.05.2022 следующие надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом документы и письменную информацию:

6.1. Копии документов, подтверждающих довод заявителя о том, что ООО «УТК» неоднократно производило перерасчеты платы за тепловую энергию, потребленную ООО ПФ «Аленд» в период с 27.10.2020 по 14.02.2021 (за исключением представленных в материалы заявления).   

6.2. Копии документов, подтверждающих период, в течение которого была ограничена подача тепловой энергии на Объект ООО ПФ «Аленд» согласно акту от 13.04.2021 № 13/04/2021.

6.3. Поясняющие, произведен ли ООО «УТК» перерасчет платы за тепловую энергию в адрес ООО ПФ «Аленд» согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2021 по делу № А29-4363/2021, если перерасчет произведен – представьте копии подтверждающих документов, если перерасчет не произведен – представьте соответствующую письменную информацию. 

6.4.  Иные копии документов и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

7. ООО «УТК», ООО ПФ «Аленд» в срок до 03.01.2022 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

8. ООО «УТК», ООО ПФ «Аленд» вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо направить ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя. О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ООО «УТК», ООО ПФ «Аленд» просим сообщить до 06.06.2022.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 Председатель Комиссии                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны