Решение №01-122/9759 решение по жалобе от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

13 декабря 2022 года

 

г. Сыктывкар

                             

 

№ 01-122/9759

                                                                            

                                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 02.12.2022 021222/01 (вх. от 02.12.2022 № 6461э) общества с ограниченной ответственностью «Оплот» (далее - ООО «Оплот», общество, заявитель) в отношении заказчика – акционерное общество «Коми дорожная компания» (далее – АО «Коми дорожная компания», заказчик) при проведении закупки способом аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку передвижной дорожной лаборатории для диагностики автодорог, номер извещения 32211883705 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),

в присутствии:

<…>– представителей АО «Коми дорожная компания» по доверенности,

в отсутствии на заседании представителей ООО «Оплот», акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия заказчика в части непродления срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке при внесении изменений в закупочную документацию.

Заявитель указывает, что ему недостаточно времени, чтобы провести переговоры по поиску и предварительной договоренности о поставке необходимого товара.

Заявитель также ссылается на статью 17 Закона о защите конкуренции, в которой установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Перечень случаев, по которым любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, указан в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Нарушения заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции к данным случаям не отнесены. В связи этим, жалоба в части возможных нарушений заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в данной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

АО «Коми дорожная компания» письмами вх. от 09.12.2022 № 4840, 12.12.2022 № 4871 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Коми дорожная компания» явилось заказчиком закупки способом аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку передвижной дорожной лаборатории для диагностики автодорог, номер извещения 32211883705 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка/электронный аукцион, ЕИС).

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Коми дорожная компания», утвержденное решением Совета Директоров АО «Коми дорожная компания» (протокол от 30.09.2022 № 18-2022), далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС 14.10.2022.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом аукциона в электронной форме.

Извещение о проведении закупки № 32211883705 и закупочная документация первоначально размещены в ЕИС 24.11.2022.

Предметом закупки является поставка «Передвижной дорожной лаборатории для диагностики автодорог».

 По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан аукцион (аукцион в электронной форме).

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").

Как следует из части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

По пункту 1.4.6. Положения о закупках если в извещение, документацию о закупке внесены изменения, срок подачи заявок на участие в ней должен быть продлен следующим образом. С даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок должно оставаться не менее половины срока подачи заявок, установленного настоящим Положением для данного способа закупки.

Комиссия Коми УФАС России в ходе заседания на основании имеющихся материалов, заслушав пояснения представителей заказчика, установила следующее.

28.11.2022 заказчиком посредством размещения в ЕИС внесены изменения в закупочную документацию в части пункта 2.1, подпунктов 2.1.1 – 2.1.3 пункта 2.1 технического задания; а также устранены технические опечатки в пунктах 1.1.51 и 1.2.1.71 технического задания. Указанные изменения касаются и 1 части заявки.

В соответствии с извещением о проведении закупки в редакции № 2 от 28.11.2022, информационной картой (извещением) начальная (максимальная) цена договора составляет 7 632 205 руб. 00 коп.; электронный аукцион проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства.    

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении:

2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

По пункту 7.1.1 Положения о закупках закупки у СМСП и самозанятых осуществляются путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Их участниками могут быть:

1) любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в том числе СМСП и самозанятые;

2) только СМСП и самозанятые;

3) лица, в отношении которых документацией о закупке установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП (самозанятых).

Согласно пункту 7.2.3 Положения о закупках заказчик при осуществлении закупки в соответствии с пп. 2 п. 7.1.1 настоящего Положения размещает в ЕИС извещения о проведении:

2) аукциона в электронной форме:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок - если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Исходя из указанных норм следует, что в связи с внесением в закупочную документацию изменений срок подачи заявок на участие в закупке должен был продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Заказчиком были внесены изменения в закупочную документацию. Срок подачи заявок на участие в закупке для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 7.2.3 Положения о закупках составляет семь дней.

С даты размещения в ЕИС (28.11.2022 16:47) внесенных в закупочную документацию изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (02.12.2022 09:00), с учетом статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации остаётся менее половины срока подачи заявок на участие в закупке.

Следовательно, АО «Коми дорожная компания» в нарушение требований части 11 статьи 4 Закона о закупках, пункта 1.4.6. Положения о закупках срок подачи заявок на участие в закупке надлежащим образом продлен не был.

Учитывая стадию закупки, принимая во внимание социальную значимость закупки, а также в связи с отсутствием в материалах жалобы доказательств невозможности подачи заявки на участие в закупке заявителем, третьими лицами, Комиссией Коми УФАС России принято решение предписание не выдавать.

По доводу заявителя о привлечении виновных лиц к административной ответственности Коми УФАС России будет рассмотрен вопрос о привлечении АО «Коми дорожная компания» и виновного должностного лица заказчика к административной ответственности по выявленному нарушению, о чем заявителю будет сообщено дополнительно.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Коми УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу обоснованной.

2. Признать АО «Коми дорожная компания» нарушившим требования части 11 статьи 4 Закона о закупках, пункта 1.4.6. Положения о закупках в части непродления срока подачи заявок на участие в закупке при внесении заказчиком изменений в закупочную документацию.

3. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

 

                     <…>                       

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                                                   <…>

 

 

                                    <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны