Решение б/н решение от 9 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 09 января 2020 года

г. Сыктывкар

№ 01-107/26

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/17-225/2019 по признакам нарушения Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута», ИНН 1103043696, ОГРН 1091103000010), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушения порядка проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории пос. Воргашор г. Воркуты, извещение №  181118/2703041/01 от 18.11.2018 на сайте торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» (далее также конкурс), по лотам №№ 5-10, что могло привести к нарушению порядка определения победителя конкурса по лотам №№ 5-10, в отсутствии на заседании лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 011/01/17-225/2019 возбуждено по результатам рассмотрения заявлений физического лица, Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МО ГО «Воркута»), касающихся проведения конкурса по шести лотам по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории пос. Воргашор г. Воркуты.

К участию в деле в качестве заявителей привлечены – физическое лицо и Контрольно-счетная комиссия МО ГО «Воркута», ИНН 1103007049, ОГРН 1121103001580, место нахождения: Республика Коми, г. Воркута, Центральная пл., д. 7.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута», ИНН 1103043696, ОГРН 1091103000010), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Варк», ИНН 1103018555, ОГРН 1171101004150, место нахождения: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 15б

Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» явилось организатором конкурса, извещение №  181118/2703041/01 от 18.11.2018 и конкурсная документация размещены на сайте торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет», всего 26 лотов. Информация о результатах конкурса размещена 20.12.2018.

Решением Совета МО городского округа "Воркута" от 06.03.2018 N 469 "Об утверждении Положения об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" утверждено Положение об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута", согласно которому:

1.1. Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) является отраслевым органом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - городской округ "Воркута").

1.4. Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы, бланки, вывеску с обозначением своего наименования на русском и коми языках.

2. Задачи Управления

Основными задачами Управления являются, в том числе:

2.2. Создание условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городского округа "Воркута".

3. Функции Управления

Управление в соответствии с возложенными задачами выполняет следующие функции:

3.1. В сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе:

3.1.2. Организует проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

Таким образом, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" является уполномоченным органом по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

По лотам №№ 5-10 заявки поданы от следующих лиц: ООО «Варк», ООО «УО «Домосед»; по лотам №№ 6-10 – ООО «Титан», по лоту № 5 – ООО «Арьергард». Это следует из протокола вскрытия конвертов от 19.12.2018.

Заявки ООО «УО «Домосед» признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации, остальные соответствующими. Это следует из протокола рассмотрения заявок от 19.12.2018.

Победителем конкурса по лотам №№ 5-10 признано ООО «Варк», это следует из протокола оценки и сопоставления заявок от 20.12.2018.

По результатам конкурса по лотам №№ 5-10 заключены с ООО «Варк» договоры управления многоквартирными от 01.01.2019 сроком по 31.12.2020.

Порядок проведения конкурса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее – Правила), в соответствии с которым (в редакции, действовавшей в период проведения конкурса) (здесь и далее приводится редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, действовавшая в период проведения конкурса):

75. Конкурс начинается с объявления конкурсной комиссией наименования участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого поступила к организатору конкурса первой, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

76. Участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил.

В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.

77. Указанный в пункте 76 настоящих Правил участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - отдельно для каждого объекта конкурса, входящего в лот), общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг. При объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.

78. В случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса.

80. Участник конкурса принимает обязательства выполнять обязательные и предложенные им дополнительные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, предоставлять коммунальные услуги, а также исполнять иные обязательства, указанные в проекте договора управления многоквартирным домом.

81. В случае если после троекратного объявления в соответствии с пунктом 75 настоящих Правил размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и наименования участника конкурса (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (для индивидуального предпринимателя) ни один из участников конкурса не представил предложения по стоимости дополнительных работ и услуг, такой участник конкурса признается победителем конкурса.

83. Организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.

При этом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечни обязательных и дополнительных работ и услуг, определенных по результатам конкурса и подлежащих указанию в договорах управления многоквартирным домом, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость определенных по результатам конкурса обязательных и дополнительных работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации.

По пункту 4(1)) пункта 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (далее - дополнительные работы и услуги), включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

Таким образом, в конкурсной документации должен был содержаться перечень дополнительных работ и услуг с указанием их объёма, требованиями к их качеству и периодичности их выполнения. Организатор конкурса самостоятельно определяет расчётную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

Согласно Правилам при проведении конкурса превышение участниками стоимости дополнительных работ, установленных организатором конкурса в перечне дополнительных работ и услуг, недопустимо.

Предложение участниками конкурса большей стоимости дополнительных работ и услуг по сравнению со стоимостью, указанной в конкурсной документации, влечет изменение условий конкурсной документации.

Из буквального толкования вышеназванных правил следует, что участники конкурса по его условиям и в соответствии с законодательством должны обеспечить стоимость дополнительных работ и услуг на как можно большую сумму, но при этом не выходя за рамки общей стоимости услуг, установленных заказчиком. Данное подтверждается судебной практикой – судебными решениями по делам А73-21311/2018, А60-56963/2018,

В Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 305-КГ17-14868 по делу N А40-210998/2016 указано: руководствуясь пунктами 38, 41, 76, 78 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", суды учли, что участники конкурса по его условиям и в соответствии с законодательством должны обеспечить стоимость дополнительных услуг на как можно большую сумму, но при этом не выходя за рамки общей стоимости услуг, установленных заказчиком.

В конкурсной документации имеется раздел – Стоимость дополнительных работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса:

СТОИМОСТЬ

дополнительных работ по текущему ремонту общего имущества

собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса

Наименование работ/услуг

Периодичность,

объем услуги

Стоимость (руб.)

 

Указанный перечень являлся одинаковым для всех лотов, общая стоимость составила 684 925,00 руб.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 20.12.2018 ООО «Варк» предложена следующая стоимость дополнительных работ и услуг:

по лоту № 5 - 4 500 000 руб.,

по лоту № 6 - 35 000 100 руб.,

по лоту № 7 - 40 000 100 руб.,

по лоту № 8 - 35 000 100 руб.,

по лоту № 9 - 28 400 100 руб.,

по лоту № 10 - 28 400 100 руб.

Таким образом, ООО «Варк» превышена стоимость дополнительных работ, установленных организатором конкурса в перечне дополнительных работ и услуг, ООО «Варк» признано победителем конкурса по лотам №№ 5-10.

В письменных пояснениях Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» от 05-02/14-2836 от 29.05.2019 (вх. № 2927 от 04.06.2019) указано, что в составе конкурсной документации приведена таблица «Стоимость дополнительных работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса». Указанная таблица содержит наименование работ/услуг, периодичность (объем услуги) и стоимость работы (услуги). Графа «периодичность (объем услуги)» содержит данные о единице измерения конкретной работы/услуги, графа «стоимость работы/услуги» - данные о стоимости единицы измерения. Выводы Коми УФАС России о том, что представленные в таблице данные являются установленными объемами дополнительных работ, которые могут быть предложены участниками конкурса в отношении каждого лота, являются ошибочными и не соответствуют действительности.

Анализ таблицы «Стоимость дополнительных работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса» в составе конкурсной документации действительно показал, что в ней указан перечень дополнительных работ/услуг, единицы измерения для каждой работы/услуги – например, 1 п.м. 1 м, 1 кв. м, 1 заделка, 1 брус, и стоимость за единицу измерения.

Также установлено, что требования к качеству выполнения работ определены условиями договора управления.

В результате просмотра проекта договора управления многоквартирными домами в составе конкурсной документации установлено, что в приложении 9 к проекту договора управления указано следующее:

1. Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества признаются выполненными:

а) своевременно - если услуга или работа выполнена единовременно или с установленной периодичностью в сроки, указанные в Перечне работ, услуг;

б) в полном объеме - если услуга или работа выполнена в отношении того объема (числового значения измерения (кв. м; ед.; куб. м; м) элемента общего имущества в многоквартирном доме), который установлен для такой услуги или работы в Перечне работ, услуг;

в) качественно - если услуга или работа выполнена в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

2. Услуги или работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, несоответствующие условиям, указанным в п.2 настоящего Приложения, признаются выполненными соответственно несвоевременно, не в полном объеме или некачественно, если по результатам контроля деятельности Управляющей организации ей будут предоставлены соответствующие письменные уведомления, в том числе в рамках государственного ими муниципального контроля деятельности по управлению многоквартирным домом. Услуги или работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества признаются не выполненными, если к выполнению таких услуг или работ, предусмотренных Перечнем работ, услуг, Управляющая организация не приступала.

Проект договора управления многоквартирным домом является частью конкурсной документации в соответствии с пунктом 41 Правил.

Таким образом, в нарушении требований подпункта 4(1)) пункта 41 Правил в конкурсной документации организатор конкурса не указал объем, периодичность каждой из дополнительных работ и услуг.

По смыслу пункта 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе, перечень дополнительных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, периодичности каждой из таких работ и услуг.

Отсутствие таких сведений в конкурсной документации нарушало требования Правил.

В связи с этим, Коми УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении должностного лица Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» административного производства по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ):

нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Административное дело в отношении должностного лица Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ рассмотрено 15.11.2019, вынесено постановление от 15.11.2019 о назначении административного наказания по делу № 011/04/7.32.4-657/2019 об административном правонарушении, которым должностное лицо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушение подпункта 4(1) пункта 41 Правил в части невключения в конкурсной документации требований к объемам, периодичности каждой дополнительной работы и услуги, что явилось нарушением установленной законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов; ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции:

1) товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

В нарушении подпункта 4(1) пункта 41 Правил организатор конкурса не указал в конкурсной документации объем, периодичность каждой дополнительной работы и услуги.

По правилам проведения конкурса победитель конкурса определялся по общей стоимости дополнительных работ и услуг.

В ходе проведения конкурса все участники, не только ООО «Варк» повышали стоимость дополнительных работ и услуг.

При отсутствии в конкурсной документации объема, периодичности дополнительных работ и услуг все участники конкурса по лотам № 5-10 представляли предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг, эти предложения принимались организатором конкурса. Ни один из участников не был ограничен в возможности подавать своем предложении. Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела доказательства ограничения конкуренции, квалифицирующего признака нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении конкурса по лотам №№ 5-10 отсутствуют.

Победителем конкурса по лотам №№ 5-10 было объявлено ООО «Варк», как участник, предложивший наибольшую стоимость дополнительных работ и услуг. Организатор конкурса определил победителя исходя их того, какой участник назвал наибольшую сумму по стоимости дополнительных работ и услуг, что формально соответствует пункту 78 Правил.

Организатором конкурса был нарушены установленные законодательством Российской Федерации процедура и порядок организации обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, за что должностное лицо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» было привлечено Коми УФАС России к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Однако, нарушение порядка организации проведения конкурса, предусмотренного Правилами, само по себе в рассмотренном случае не привело к нарушению пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, т.к. формальный порядок определения победителя конкурса, установленный пунктом 78 Правил, был соблюден.

Явно завышенные предложения участников конкурса по лотам №№ 5-10 и принятие таких предложений организатором в данном случае не явились квалифицирующим признаком нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявителем по делу (физическим лицом) представлены письменные пояснения (вх. № 6297 от 17.12.2019), в которых приведены обстоятельства, указанные в определении о назначении дела № 011/01/17-225/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, определениях об отложении рассмотрения дела № 011/01/17-225/2019. Кроме того, заявитель оспаривает итоги конкурса по лотам №№ 11-26, что не являлось предметом рассмотрения по настоящему делу. В указанной части заявление подлежит рассмотрению в порядке и сроки, определенные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/17-225/2019 в отношении Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» о нарушении пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

     
   

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны