Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/4128/23 Решение по внеплановой проверке № 011/06/99-457/2023 от 27 июня 2023 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы
по Республике Коми

 


 

Федеральное государственное бюджетное
                                                     образовательное
 учреждение высшего
образования «Сыктывкарский
государственный 
университет имени Питирима Сорокина"

ssu@syktsu.ru

 (через Единую информационную систему)

 

Федеральное государственное
казенное учреждение
«Управление вневедомственной
охраны войск национальной
гвардии Российской Федерации
по Республике Коми

 

uvokomi@yandex.ru
 (через Единую информационную систему)

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-457/2023

 

22 июня 2023 года

 

 

 

                                    г. Сыктывкар

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <……..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданная в соответствии с приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в ходе проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (далее – ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание охранных услуг», извещение № 0307100005023000005 (далее - электронный аукцион, закупка),

УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми») поступило обращение от 19.05.2023 № 357/25-2186 (вх. № 2720-эп/23 от 19.05.2023), содержащее информацию о признаках нарушения ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание охранных услуг», извещение № 0307100005023000005.

 ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» в обращении, среди иного, заявлен довод о неправомерном объединении заказчиком в одну закупку несколько видов услуг охраны.

 Так, по мнению ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми», в вышеуказанной закупке заказчиком при составлении документации к аукциону были включены в один предмет закупки услуги физической (постовой) охраны, услуги технического обслуживания сигнализации, услуги охраны с помощью средств тревожной сигнализации и услуги технической (пультовой) охраны зданий (помещений, сооружений).

 При этом, ввиду того, что предмет закупки не может быть разделен на части, потенциальный исполнитель оказания услуг охраны вправе подать заявку на участие только при условии, что у него есть возможность обеспечить все виды охраны на предложенных заказчиком условиях. Однако, есть организации, у которых отсутствует пункт централизованного наблюдения, а имеется возможность обеспечить только физическую (постовую) охрану, соответственно, в данном случае они не могут быть участниками закупки на оказание услуг охраны по причине установленных ограничений.

  ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» указывает, что согласно п.п. «Д» п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории осуществляется оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (в том числе системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112") и поддержание их в исправном состоянии, оснащение объектов (территорий) бесперебойной и устойчивой связью.

Таким образом, оказание услуг охраны объектов высшего образования с помощью средств тревожной сигнализации не может осуществляться частными охранными предприятиями (организациями), а только подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации либо организациями системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Отмечает, что Заказчиком при осуществлении указанной выше закупки сформирована слишком низкая начальная (максимальная) цена контракта, которая не позволяет ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми», по причине высоких тарифов на оказание услуг охраны, участвовать в указанной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

 Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

   В силу части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.

    В связи с тем, что осуществление контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, не отнесено к компетенции антимонопольного органа, Коми УФАС России письмом от 25.05.2023 № ОД/3442/23 направило копию обращения ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» от 19.05.2023 № 357/25-2186 в Управление Федерального казначейства по Республике Коми для рассмотрения по подведомственности.

Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 Таким образом, на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее – Правила), Комиссией Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения заказчиком – ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» требований Закона о контрактной системе при осуществлении указанного выше электронного аукциона.

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» надлежащим образом о проведении внеплановой проверки извещены.

Приказом Коми УФАС России от 07.06.2023 № 54/23 срок проведения внеплановой проверки продлен до 22.06.2023.

В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

        1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверкипришла к нижеследующим  выводам.

05.05.2023 заказчиком - ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307100005023000005, с содержащимися при нем электронными документами.

Наименование объекта закупки – «Оказание охранных услуг».

Начальная (максимальная) цена контракта – 12 313 936,48 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 17.05.2023 09:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 17.05.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 19.05.2023.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

5) проект контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом указанной закупки, согласно Описанию объекта закупки (Техническое задание), является оказание охранных услуг:

2.1.     Описание объекта закупки: КТРУ: 80.10.12.000-00000002 Выставление поста охраны

Вид услуги по охране

Обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий

Обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию

Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию

Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности

Использование мобильной группы

Нет

Использование специальных средств

Да

Наличие оружия у сотрудников мобильной группы

Нет

Наличие оружия у сотрудников охраны

Нет

2.2.     Описание объекта закупки: КТРУ: 80.10.12.000-00000008 Охранный (технический) мониторинг (ПЦО)

Вид услуги по охране

Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию

Использование мобильной группы

Да

Наличие оружия у сотрудников мобильной группы

Да

Принадлежность технических средств охраны

Заказчика

Технические средства охраны на объекте

Средства видеонаблюдения, Технические средства охранно-пожарной сигнализации, Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа; Технические средства охранной сигнализации

2.3.     Описание объекта закупки: КТРУ: 80.10.12.000-00000008 Охранный (технический) мониторинг (КТС)

Вид услуги по охране

Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию

Использование мобильной группы

Да

Наличие оружия у сотрудников мобильной группы

Да

Принадлежность технических средств охраны

Исполнителя

Технические средства охраны на объекте

Средства видеонаблюдения, Технические средства охранно-пожарной сигнализации, Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа; Технические средства охранной сигнализации

 

        3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

         В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

         Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит частная охранная деятельность.

В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

          Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению размещены Заказчиком в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа (далее – Требования).

  Так, согласно подпункту «н» пункта 1 Требований заявка на участие в закупке – электронном аукционе на «Оказание охранных услуг» должна содержать информацию и документы:

- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе – предусмотрено:

1)           Копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом, с перечнем следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ); 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", либо выписку с реестровой записью из реестра лицензий,

или

Копии действующих документов, подтверждающих полномочия органа исполнительной власти или государственной организации на осуществление охранной деятельности;

2)           Дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571:

Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки

Дополнительные требования к участникам закупки

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий)

Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

1) исполненный договор заключенный и исполненный в соответствии с Законом №44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг

 

4. Согласно статье 1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Согласно абзацу 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Следует отметить, что в пункте 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 закреплено, что в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Постановлением Правительства от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в который включены, в том числе: средства видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа.

При наличии лицензии на частную охранную деятельность разрешается использовать, проводить обслуживание технических средств, в том числе охранной и охранно-пожарной сигнализации.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что основной задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько определение поставщика (подрядчика, исполнителя), исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения злоупотребления в данной сфере.

В рассматриваемом случае ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» определило предмет закупки исходя из своих потребностей, объединив в одном лоте технологически и функционально связанные между собой услуги по охране объекта с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охраны.

Принимая во внимание, что выбор лица, обладающего более широким спектром оказания видов услуг, соответствует целям исполнения контракта, при этом объединение в один лот указанных услуг позволит обеспечить их качественное выполнение и осуществление надлежащего контроля со стороны заказчика, а также эффективно и рационально использовать бюджетные средства, Коми УФАС России пришло к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе.

5. Касаемо довода ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» о том, что оказание услуг охраны объектов высшего образования с помощью средств тревожной сигнализации не может осуществляться частными охранными предприятиями (организациями), а только подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации либо организациями системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Комиссия Коми УФАС России считает необходимым следующее.

Согласно подпункту "д" пункта 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»  в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории осуществляются, в том числе следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (в том числе системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112") и поддержание их в исправном состоянии, оснащение объектов (территорий) бесперебойной и устойчивой связью.

В данном подпункте речь идет исключительно об оснащении высшего учебного заведения инженерно-техническими средствами и системами охраны и о передаче тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

При этом порядок передачи сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и на номер "112" указанным пунктом Постановления № 1421 не регламентируется.

Как было указано выше, положениями Закона № 2487-1 предусмотрено, что организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке и иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Одним из разрешенных видов услуг в соответствии со статьей 3 данного Закона является охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Данный вид услуг, в том числе, и является предметом закупки ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».

Именно исполнитель на основании соответствующей лицензии и с учетом требований Постановления № 1421 должен осуществлять реагирование на сигнальную информацию, поступающую от технических средств охраны.

При этом, следует также отметить, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307100005023000005 от 19.06.2023 на участие в закупке подано три заявки, признанные членами комиссии по осуществлению закупок соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки.

Указанное свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

 

            По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» нарушений требований Закона о контрактной системе в части определения предмета закупки, его описания, установления требований к участникам закупки не установлено.

        

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <…….>

Члены Комиссии                                                                                                         <.............>

                                                                                                                                                                             <………>

 

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»
ИНН 1101483236, ОГРН 1021100507230
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Коми"
ИНН 1101486903, ОГРН 1121101010843