Решение (комиссия) №ОД/5630/23 Решение № РНП-11-177 от 05.09.2023 от 8 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

(внеплановая проверка № 011/06/99-749/2023)

05 сентября 2023 года                                                                                                                           № РНП-11-177

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: <.........> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее – администрация района «Троицко-Печорский», заказчик) от 29.08.2023 № 010730000960000002 (вх. № 5769/23 от 29.08.2023) о включении информации об индивидуальном предпринимателе <.......> (далее – ИП <......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 0307300005323000032 от 13.03.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района», заключенного с ИП <......> по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение № 0307300005323000032,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе администрацией района «Троицко-Печорский» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <....> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 0307300005323000032 от 13.03.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Администрация района «Троицко-Печорский», ИП <...> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Администрацией района «Троицко-Печорский» в письме от 01.09.2023 № 5197 (вх. № 5871-эп/23 от 01.09.2023) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя администрации.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

  1. 21.02.2023 уполномоченным органом - Финансовым управлением администрации муниципального района «Троицко-Печорский» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300005323000032.

Наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района».

Заказчиком осуществления закупки явилась администрация района «Троицко-Печорский».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 350 886,00 руб.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 03.03.2023.

1.1. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2023 № 0307300005323000032, между администрацией района «Троицко-Печорский» и ИП <...> (далее – Подрядчик) 13.03.2023 заключен муниципальный контракт № 0307300005323000032 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района (реестровый номер контракта: 31115001549 23 000022) (далее – муниципальный контракт № 0307300005323000032 от 13.03.2023, Контракт).

Согласно пунктам 1.1 - 1.3 Контракта Подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонт кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района.

Результатом выполнения Подрядчиком работ по настоящему Контракту является сдача законченных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района.

Виды и объемы работ, подлежащие выполнению в рамках настоящего Контракта, предусмотрены Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему Контракту) и Локальным сметным расчетом (Приложение №2 к настоящему Контракту).

В соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту) Подрядчику надлежало выполнить указанные ниже работы в следующем объеме:

 

1

Разборка покрытий кровель из асбестоцементных листов

195,00м2

2

 

Демонтаж (разборка) разборка мелких покрытий и обделок из железа.

12,0 м2

3

Устройство оцинкованного листа НС-35-1000-0,5

195,00 м2

4

Устройство обделок вокруг печных труб и конька

12,0м2

5

Смена карниза

5,2 м2

 

Цена настоящего Контракта, согласно пункту 2.1, составила 254 070 (двести пятьдесят четыре тысячи семьдесят) рублей 53 копейки, НДС не облагается. Цена контракта сформирована с учетом всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей. Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит уменьшению на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В силу пункта 3.2 Контракта срок выполнения работ по Контракту устанавливается: с даты заключения муниципального контракта по 31 июля 2023 года.

Раздел 5 Контракта содержит перечень прав и обязанностей сторон.

Так, согласно пунктам 5.1.1 - 5.1.15 на Подрядчика возложены следующие обязанности:

- Осуществлять выполнение работ в последовательности, установленной нормативами и правилами для данного вида работ с соблюдением технологического процесса, с соблюдением норм и правил по технике безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.

- Выполнить все работы надлежащего качества, в объеме и в срок предусмотренный Контрактом.

- В трехдневный срок с даты подписания настоящего Контракта известить в письменном виде Заказчика о назначении своего представителя, ответственного за ход выполнения работ по настоящему Контракту, с указанием представленных ему полномочий, по осуществлению приема-сдачи выполненных работ по настоящему Контракту с приложением заверенных надлежащим образом копий подтверждающих документов (приказ).

- Обеспечивать место выполнения работ всеми видами материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью выполнения работ в сроки, установленные контрактом.

- Обеспечить выполнение работ своим снаряжением и оборудованием, с использованием собственного материала, самостоятельно производить доставку необходимого оборудования, механизмов на объекты и их разгрузку. Приобретение необходимых материалов и товаров для выполнения работ в соответствии с настоящим техническим заданием осуществляется Подрядчиком собственными силами за счет собственных средств.

- При выполнении работ использовать оборудование, машины и механизмы, предназначенные для конкретных условий или допущенные к применению органами государственного надзора. На местах выполнения работ должны быть в наличии материальные и технические средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварии.

- По запросу Заказчика представлять всю требуемую информацию в установленные Заказчиком сроки.

- Безвозмездно, в согласованный с Заказчиком срок, исправлять все выявленные недостатки, если в процессе выполнения работ Подрядчик допустил отступления от условий Контракта, ухудшившие качество работы.

- Подрядчик несет риск повреждения соседних объектов, поврежденных по вине Подрядчика в процессе выполнения работ по Контракту.

- Незамедлительно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы по Контракту, при обнаружении:

- возможности неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы;

- иных обстоятельств, способных повлечь за собой изменение сроков или стоимости выполняемых работ.

При наступлении вышеуказанных чрезвычайных событий после незамедлительного уведомления Заказчика принимать все возможные меры, направленные на ликвидацию последствий таких событий и предотвращение или минимизацию причиняемого объекту ущерба, вреда жизни и здоровью находящихся на объекте лиц.

- Выполнять указания Заказчика, предоставленные в письменном виде.

- Устранять за свой счет дефекты, выявленные в процессе приемки результата работ, за которые Подрядчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

- Вести журнал выполнения работ, в который вносятся сведения о выполненных работах с указанием объема, вида работ, времени и места их выполнения. Все выполненные работы подтверждаются уполномоченным на то лицом Заказчика, о чем делается отметка в журнале.

- Осуществлять фото фиксацию в процессе и по итогам выполнения работ. Фотографии предоставлять по требованию Заказчика.

- Осуществлять иные обязанности, предусмотренные Контрактом.

Согласно пунктам 5.3.1 -5.3.5 Заказчик обязан:

- Осуществлять контроль за выполнением работ по условиям Контракта, а также проверку качества выполняемых работ со стороны Подрядчика с правом составления и подписания соответствующих документов.

- В трехдневный срок с даты подписания Контракта, передать Подрядчику исходные данные для выполнения Подрядчиком работ, указанных в пункте 1.1. Контракта.

- Назначить распорядительным документом ответственных лиц для осуществления контроля в рамках выполнения Контракта.

- Проводить приемку выполненных Подрядчиком работ, либо дать мотивированный отказ в письменной форме.

- Провести экспертизу выполняемых работ для проверки их соответствия условиям Контракта, своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями.

В соответствии с пунктами 10.1 - 10.4 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и его расторжении в следующих случаях:

- вступления в силу актов, налагаемых государственными органами в рамках действующего законодательства, лишающие Подрядчика права на производство работ;

- выявление дефектов и работ, выполненных с отступлением от технического задания и сметной документации, без согласования таких отступлений с Заказчиком;

- нарушение сроков выполнения работ более чем на 10 (десять) дней.

- в иных случаях, предусмотренных Контрактом и гражданским законодательством Российской Федерации.

Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и его расторжении в случае существенного нарушения Заказчиком обязанностей, предусмотренных Контрактом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

    1. Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт № 0307300005323000032 от 13.03.2023 расторгнут администрацией района «Троицко-Печорский» 25.08.2023 в одностороннем порядке.

Причиной принятия администрацией района «Троицко-Печорский» решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило следующее.

Согласно условиям Контракта Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района в срок по 31.07.2023.

В связи с тем, что по состоянию на 01.08.2023 ремонтные работы на объекте не были начаты, администрацией района «Троицко-Печорский» посредством официального сайта Подрядчику направлена претензия № 4752 от 01.08.2023, в которой Подрядчику предложено в десятидневный срок организовать выполнение работ, предусмотренных контрактом, с одновременным уведомлением о возможности расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в случае невыполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств по контракту, с выставлением пени за каждый день просрочки исполнения таких обязательств.

Однако какого-либо ответа от Подрядчика на указанную выше претензию не последовало, к выполнению ремонтных работ на объекте Подрядчик так и не приступил.

В связи с чем, администрацией района «Троицко-Печорский», руководствуясь нормами Гражданского кодекса, статьей 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.4 Контракта, 14.08.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0307300005323000032 от 13.03.2023 администрацией района «Троицко-Печорский» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 14.08.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 14.08.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП <.....> об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 14.08.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ИП <....> об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 24.08.2023.

Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 14.08.2023 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0307300005323000032 от 13.03.2023, а также датой расторжения контракта является – 25.08.2023.

3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП <.....> недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ИП <.....> факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по муниципальному контракту № 0307300005323000032 от 13.03.2023.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГР КФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

Из материалов обращения не следует, что ИП <.......> обращалась к Заказчику с уведомлением о невозможности исполнения контракта в срок, определенный пунктом 3.2 Контракта, в том числе вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Не следует также и то, что ИП <.....> предпринимались какие-либо попытки в урегулировании сложившейся ситуации после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при том, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставщику (подрядчику, исполнителю) предоставлено право на устранение в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения.

В ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес ИП <.....> антимонопольным органом посредством электронной почты направлен запрос № ОД/5440/23 от 30.08.2023 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий муниципального контракта № 0307300005323000032 от 13.03.2023, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения такого контракта.

Однако указанный выше запрос ИП <.....> оставлен без внимания, информация не представлена.

Таким образом, на заседании Комиссии Коми УФАС России не установлено объективных причин, препятствующих надлежащему исполнению ИП <......> взятых на себя обязательств по муниципальному контракту № 0307300005323000032 от 13.03.2023.

ИП <......> не представлено доказательств, свидетельствующих, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение ИП <.....> по отношению к Заказчику в рамках заключенного муниципального контракта.

В результате бездействий ИП <.......> Заказчик лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300005323000032 («Капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст. Знаменка, Троицко-Печорского района») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описанием объекта закупки, проектом контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у ИП <.....>, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения муниципального контракта в установленный срок в полном объеме.

При этом недобросовестность ИП <......> определяется не ее виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Рассматриваемые отношения носят публичный характер, поэтому подрядчик, принимая решение о заключении контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, следовательно, должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.

В соответствии с письменными пояснениями администрации района «Троицко-Печорский» от 01.09.2023 № 5197 (вх. № 5871-эп/23 от 01.09.2023) негативные последствия от бездействия ИП <......> в виде неисполнения взятых на себя обязательств по контракту заключаются в том, что нарушены права третьих лиц, проживающих в доме, подлежащем ремонту; нанесен ущерб репутации администрации района «Троицко-Печорский».

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ИП <.....> допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ИП <......> условий контракта, отсутствие со стороны ИП <......> доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Включить представленную администрацией района «Троицко-Печорский» информацию в отношении ИП <......>  в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 0307300005323000032 от 13.03.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Сплавная, пст.Знаменка, Троицко-Печорского района», заключенного с ИП <......> по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение № 0307300005323000032 (ИКЗ: 233111500154911150100100180024391243), сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ИП <.....> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – администрации района «Троицко-Печорский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.


Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                                                  <............>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                                                                               <..........>


                                                                                                                                                                       <...............>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ИП Сидоренкова И.В.
ИНН 112105114199, ОГРН
АМР "Троицко-Печорский"
ИНН 1115001549, ОГРН 1021101043182