Постановление №03-06/253 Постановление от 12 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

 об административном правонарушении № 011/04/14.3.1-1071/2021

 

 

12 января 2022 года

 

 

 

 

№ 03-06/253

г. Сыктывкар                                                                                    

ИП <…>

 

<…>

 

<…> (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 16700, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 28.12.2021 и материалы дела № 011/04/14.3.1-1071/2021 о совершении индивидуальным предпринимателем <…>, <…>, ОГРНИП <...>, ИНН <...> (далее – ИП <...>), административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 28.12.2021, составленным в отсутствие ИП <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением Коми УФАС России от 28.12.2021 № 03-06/9906 рассмотрение дела № 011/04/14.3.1-1071/2021 назначено на 12.01.2022.

ИП <...> надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/14.3.1-1071/2021, что подтверждается уведомлением о вручении 10.01.2022 почтового отправления № 80101367803153.

Административное дело № 011/04/14.3.1-1071/2021 рассмотрено в отсутствие ИП <...>.

Ходатайств и заявлений от ИП <...> не поступало.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России поступили заявление <...> от 01.08.2021, направленное письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте от 12.08.2021 № 1794/04-01 (вх. № 4201-э от 13.08.2021), а также заявление <...> от 26.08.2021 (вх. № 4451-э от 27.08.2021) о нарушении рекламного законодательства, в том числе при распространении рекламы табака в социальной сети «ВКонтакте» на странице сообщества «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» (https://vk.com/dream_shop_ukhta).

По результатам рассмотрения указанных заявлений было принято решение о возбуждении дела № 011/05/7-782/2021 в отношении ИП <...> по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/7424 от 08.10.2021.

Из материалов дела № 011/05/7-782/2021 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Интернет-страница https://vk.com/dream_shop_ukhta является страницей в социальной сети «ВКонтакте» лица, оказывающего услуги в магазинах «Dream shop» г. Ухты. Указанная страница в социальной сети содержит сведения о предлагаемых товарах, а также контактную информацию.

Часть записей сообщества содержит информацию о конкретных товарах, в том числе изображения таких товаров и указание торговых марок.

Так, 17.09.2021 в 12 час. 00 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «MustHave идеально дополнит любую обстановку, не обременяя лишними мыслями и действиями Тебе остается только найти свой вкус». Под сообщением размещена фотография женщины и банок табака для кальяна марки «Must Have».

16.09.2021 в 21 час. 04 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Обзор на новую чашу Облако - модель FLOW». Под сообщением размещена видеозапись с информацией о чаше для кальяна «Облако» модели «FLOW».

06.09.2021 в 12 час. 00 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Почему убивашка от Telamon называется "болт"? Просто посмотри на нее и узнаешь. Винтовая форма ножки и многоугольный верх делает ее очень похожей на всем знакомое крепежное изделие. Такой дизайнерский ход уже давно стал визитной карточкой этих убивашек. Сдержанный стиль и отменное качество: чаша, в которую вложили душу, а не положили на нее болт». Под сообщением размещена фотография чаши для кальяна.

03.09.2021 в 13 час. 00 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «За окном горят костры рябин, а значит пришло время перевернуть календарь, укутаться в плед и забить дымный кальян. Осень ассоциируется у нас с пряными согревающими миксами, поэтому вот тебе пара идей: Burn Kona coffee 70% + Шпаковский Kurshevel mix 30% - для любителей полегче Smoke Angels Redemption apple 40% + Element Cookie monster 40% + Smoke Angels Firestarter 20% - золотая середина Element Raspberry 50% + Black Burn Green tea 40% + Black Burn Black honey 10% - если даже тут крепости недостаточно, фригат тебе в помощь Советуем заварить ароматный чай и насладиться приятным вечером С любовью, команда Dream shop». Под сообщением размещена фотография М. Шуфутинского.

01.07.2021 в 15 час. 50 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Уже скоро друзья будем взрывать». Под сообщением размещена видеозапись с информацией о табаке для кальяна марки «Banger».

30.04.2021 в 14 час. 43 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Coming soon 2...». Под сообщением размещена видеозапись с информацией о табаке для кальяна марки «Element».

27.04.2021 в 11 час. 11 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Coming soon...». Под сообщением размещена видеозапись с информацией о табаке для кальяна марки «Element».

26.04.2021 в 23 час. 02 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещена видеозапись с информацией о табаке для кальяна «Peter Ralf» от компании «Burn».

12.03.2021 в 16 час. 55 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Мы уже заждались тёплых деньков, когда вместо инея по утрам будет роса ... Тонкая, едва уловимая, но такая приятная и освежающая К тем, кто отвык от ярких красок, на помощь придёт SPACE FLAVOUR, сочетающий в себе ноты манго, маракуйю и личи, дополненный изящной ноткой лепестков роз Ускорим весну вместе». Под сообщением размещена фотография банки табака марки «Must Have».

07.03.2021 в 17 час. 57 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Если у тебя дома часто собирается большая компания, у тебя обязательно должно быть несколько банок DARKSIDE SHOT объемом 120 г. Ты сэкономишь время на забивку и подбор микса, чтобы ничто не отвлекало тебя от тусовки! Сейчас все вкусы первого дропа DARKSIDE SHOT представлены в объеме 120 г: — Центральный бит; — Таёжный трип; — Южный вайб; — Алтайский трип; — Карельский панч; — Приморский шейк; — Байкальский краш; — Каспийский вайб; — Столичный бит; — Донской чилл; В наличии во всех наших магазинах г. Ухта ул. 30 лет Октября, д. 4 <...>
г. Ухта ул. Октябрьская 17а, ТЦ Северянка <...>». Под сообщением размещена фотография банок табака марки
«Darkside Shot».

06.03.2021 в 13 час. 02 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «PR – концептуальный продукт, созданный на стыке технологий обработки светлых и тёмных табаков. Смелый эксперимент по сочетанию сортов длинною в несколько лет, привёл компанию Burn к образованию уникальных качеств в одном продукте – высокой вкусопередаче и ароматике 3-х сортов Virginia и внушительной крепости 3-х сортов Burley с их благородными шоколадными нотками. Даже классические вкусы приобрели новые оттенки и впечатляют самых искушённых ценителей кальяна! В наличии вся линейка из 20 производимых на данный момент вкусов 30 лет Октября 4 <...> Октябрьская 17а <...>». Под сообщением размещена видеозапись с информацией о табаке для кальяна «Peter Ralf».

16.02.2021 в 12 час. 13 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Согреет тебя в самый сильный мороз! Ароматный и бодрящий Glint Wine – горячий, пряный глинтвейн». Под сообщением размещена фотография табака для кальяна «Malaysian Stick - Glint Wine».

13.02.2021 в 10 час. 00 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Уже в это воскресенье совместно с @dark_republic.ukhta будем рады представить Вам новый продукт от компании «Burn» - Peter Ralf 20 топовых вкусов от сладкой фисташки до экзотических фруктов будут ждать всех желающих на дегустации 14 февраля в 19:00 Попробуй новинку первым Мы ждем только ТЕБЯ! Вход: free СТРОГО 18+». Под сообщением размещено изображение, в том числе табака для кальяна «Peter Ralf».

07.01.2021 в 16 час. 19 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Встречайте, Праздничный пунш от Must Have Christmas Drink - 30% Baikal - 30% Cinnamon - 10% Orange Team - 30% Можно даже за рулём». Под сообщением размещены, в том числе фразы: «ПРАЗДНИЧНЫЙ ПУНШ», «ORANGE TEAM», «CHRISTMAS DRINK», «CINNAMON», «BAIKAL».

07.01.2021 в 16 час. 19 мин. в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Праздник к нам приходит! Сияющая ёлка, бенгальские огни, бой курантов, шампанское в чаше… Стоп, что!? Вы не ослышались, друзья! Представляем новогодний лимитированный хит – Christmas Drink со вкусом игристого! Стопроцентный musthave покупок к новогоднему столу (сразу после горошка). Изысканный, искристый и тонкий вкус шампанского для вашего праздничного дыма Пусть Новый год будет особенно эффектным!». Под сообщением размещены, в том числе фразы: «CHRISTMAS DRINK», «Изысканный, деликатный и тонкий аромат шампанского», «- ВКУСНЫЙ - ДЫМНЫЙ - В МЕРУ КРЕПКИЙ», а также изображение банки табака для кальяна «Christmas Drink».

02.12.2020 в сообществе «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» размещено сообщение следующего содержания: «Все вкусы Malaysian tobacco всегда в наличии». Под сообщением размещено видео с информацией о табаке для кальяна «Malaysian tobacco».

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в сети Интернет на странице сообщества «Dream shop Ухта| Купить кальян и табак» в социальной сети «ВКонтакте»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «Dream shop Ухта», табаку для кальяна, чашам для кальяна, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой.

В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В части 4 статьи 2 Закона о рекламе закреплено, что специальные требования  и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Рассматриваемые публикации вызывают у потребителей ассоциацию с определенным товаром – табаком, кальяном. В связи с чем, они не являются явно не относящимися к рекламе табака и кальяна.

В ходе рассмотрения рекламного дела 08.11.2021 ИП <...> пояснил, что с нарушением согласен, однако полагает, что рассматриваемая информация не является рекламой.

В ходе рассмотрения рекламного дела 02.12.2021 ИП <...>, ссылаясь на разъяснения ФАС России, указал, что рассматриваемая информация о реализуемых товарах не является рекламой, поскольку размещена на сайте продавца указанных товаров.

Комиссия отклонила указанный довод ИП <...> на основании нижеследующего.

В пункте 2.3 письма ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указано следующее.

По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Закона о рекламе не распространяются.

Вместе с тем, в исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.

Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, «закрепленный» в определенном месте на сайте, который «остается» на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес.

Закон о рекламе не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Законом о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

Таким образом, из приведённых разъяснений ФАС России следует, что размещённая на сайте производителя информация, направленная не столько на информирование потребителей о реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров среди однородных товаров, может быть признана рекламой.

Судебная практика в подобных случаях при определении рекламного (нерекламного) характера информации, размещённой на сайте продавца товаров, руководствуется содержанием информации, стилем её оформления и подачи (например, определение Верховного Суда РФ от 17.07.2019 № 309-ЭС19-10228 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 № 18АП-818/2019 по делу № А76-33996/2018).

Согласно письму ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» в случае размещения фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

В рассматриваемых публикациях содержатся индивидуализирующие признаки товара (наименование, марка или товарный знак). Следовательно, указанные публикации выделяют рассматриваемые товары среди прочих однородных товаров.

Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствуют о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц – посетителей Интернет-страницы к представляемой продукции, а также на её выделение среди иной продукции, реализуемой в магазинах «Dream shop».

Комиссия, с учётом содержания рассматриваемых публикаций, особенностей оформления и подачи информации, пришла к выводу, что такая информация выделяет определённые объекты рекламирования среди ряда однородных и формирует интерес к ним. Изображения табачной продукции в совокупности с сопровождающими данные изображения средствами индивидуализации, текстовой информацией направлены на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к определенной продукции. Указанная информация доводится до неопределенного круга лиц и выделяет объекты рекламирования на фоне аналогичных товаров, способствуя их продвижению на рынке.

При этом, как следует из материалов рекламного дела, рассматриваемые публикации выделяют только некоторые виды продукции, реализуемой в магазинах «Dream shop», однако они не составляет весь ассортимент указанных магазинов, что подтверждается представленными ИП <...> счетами-фактурами и перечнем продукции. Данное свидетельствует о преимущественном привлечении внимания к определённым товарам, выделении их на фоне остальных.

Таким образом, рассматриваемые публикации содержат все правовые признаки рекламы, установленные п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, в том числе формируют или поддерживают интерес к объектам рекламирования – магазинам «Dream shop Ухта» и конкретной продукции, реализуемой в них (в том числе табаку для кальяна). Использованные в публикациях формулировки и изображения преследует цель продвижения на рынке указанных товаров. В связи с чем, рассматриваемые публикации являются рекламой.

При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы распространены в нарушение требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из информации, представленной администрацией МОГО «Ухта», следует, что деятельность в магазинах «Dream shop» осуществляет ИП <...>.

В ходе рассмотрения рекламного дела 08.11.2021 ИП <...> пояснил следующее:

- рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ИП <...>;

- документы, опосредующие производство и распространение рассматриваемых реклам, ИП <...> не оформлялись;

- рекламы производились и размещались работниками ИП <...>;

- содержание и наполнение рассматриваемых реклам определено ИП <...>, рекламы ни с кем не согласовывались.

Из материалов рекламного дела следует, что рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ИП <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя рассматриваемых реклам – ИП <...>.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения рекламного дела 08.11.2021 ИП <...> пояснил, что рассматриваемые рекламы не удалены; в настоящее время сообщество закрыто для просмотра иными лицами, не являющимися его участниками.

В ходе рассмотрения рекламного дела 02.12.2021 ИП <...> пояснил, что рассматриваемые рекламы удалены, дату удаления он не помнит.

Решением Комиссии № 03-01/9220 от 07.12.2021 рассматриваемые рекламы признаны ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемых реклам не имеет места. В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

С учётом изложенного, ИП <...> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ.

Из материалов рекламного дела следует, что время совершения нарушения: с 17.09.2021 по 08.11.2021, с 16.09.2021 по 08.11.2021, с 06.09.2021 по 08.11.2021, с 03.09.2021 по 08.11.2021, с 01.07.2021 по 08.11.2021, с 30.04.2021 по 08.11.2021, с 27.04.2021 по 08.11.2021, с 26.04.2021 по 08.11.2021, с 12.03.2021 по 08.11.2021, с 07.03.2021 по 08.11.2021, с 06.03.2021 по 08.11.2021, с 16.02.2021 по 08.11.2021, с 13.02.2021 по 08.11.2021, с 07.01.2021 по 08.11.2021, с 07.01.2021 по 08.11.2021, с 02.12.2020 по 08.11.2021.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ИП <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемых реклам на дату вынесения настоящего постановления за период с 02.12.2020 по 12.01.2021 истёк.

С учётом изложенного, время совершения административного правонарушения на дату вынесения настоящего постановления: с 17.09.2021 по 08.11.2021, с 16.09.2021 по 08.11.2021, с 06.09.2021 по 08.11.2021, с 03.09.2021 по 08.11.2021, с 01.07.2021 по 08.11.2021, с 30.04.2021 по 08.11.2021, с 27.04.2021 по 08.11.2021, с 26.04.2021 по 08.11.2021, с 12.03.2021 по 08.11.2021, с 07.03.2021 по 08.11.2021, с 06.03.2021 по 08.11.2021, с 16.02.2021 по 08.11.2021, с 13.02.2021 по 08.11.2021, с 13.01.2021 по 08.11.2021, с 13.01.2021 по 08.11.2021, с 13.01.2021 по 08.11.2021.

Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что ИП <...> не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемых реклам требованиям рекламного законодательства, что является зоной ответственности рекламодателя и рекламораспространителя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Исследовав материалы административного и рекламного дел, должностное лицо приходит к выводу о том, что вина ИП <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <...>: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.        

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Установленный законодательством о рекламе запрет рекламы табака, а также установление в ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ административной ответственности за его нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ИП <...> как исключительный, не установлено, а им таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении ИП <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств:

1) привлечённое к ответственности лицо является некоммерческой организацией или субъектом малого и среднего предпринимательства;

2) правонарушение совершено им впервые;

3) вследствие совершения правонарушения не был причинён вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб;

4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьёй 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещённому на сайте ФНС России, ИП <...> 10.10.2017 включён в реестр как микропредприятие.

Совершённое ИП <...> административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

В данном случае несоответствие реклам ИП <...> требованиям законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни.

Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция). Основными задачами Концепции являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В Концепции указано, что уровень смертности обусловлен, в том числе высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью табакокурения.

Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем курения и употребления табачных изделий среди населения.

Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной её целью является продвижение товара на рынке.

Борьба с курением в России – огромная социальная и медицинская проблема. Вред табакокурения: курение поражает почти все внутренние системы, оставляя наибольший отпечаток на сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системах. Особенно опасно подростковое табакокурение, поскольку оно препятствует нормальному развитию и формированию юного организма.

Распространение подобной рекламы может вызвать рост числа потребителей табака и привести к ухудшению состояния здоровья населения, оказать негативное влияние на социальный климат в семьях.

Учитывая изложенное, в данной ситуации из материалов дела не следует, что имеются необходимые условия для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Таким образом, отсутствуют обязательные условия, при которых возможна замена административного штрафа предупреждением.

Определением Коми УФАС России № 03-06/9906 от 28.12.2021 у ИП <...> были истребованы, в том числе сведения о его имущественном положении с приложением подтверждающих документов. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении указанные сведения ИП <...> не представлены.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ИП <...> административного правонарушения, личность ИП <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие сведений об имущественном положении ИП <...>, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ.

2. Назначить индивидуальному предпринимателю <…> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

 

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

018702501

 

Сч. №

03100643000000010700

 

 

Банк получателя

 

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40102810245370000074

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (Управление Федеральной антимонопольной службы по РК)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111601141019002140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ

011/04/14.3.1-1071/2021 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 12.01.2022

 
                 

 

            Реквизиты для уплаты штрафа:

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны