Решение №01-122/9084 РЕШЕНИЕ от 23 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ
|
||||||||||||||||||
23 ноября 2022 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-122/9084 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мега-Ойл Киров» (далее – ООО «Мега-Ойл Киров», заявитель) исх. от 14.11.2022 № 0027 (вх. от 14.11.2022 № 4422), касающуюся действий акционерного общества «Коми коммунальные технологии» (далее – АО «ККТ», заказчик) при проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масла моторного, номер извещения в единой информационной системе - 32211833990 (далее – закупка, запрос котировок, жалоба),
при участии:
<…>,
<…>,
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Заявитель обжалует положения извещения о проведении закупки в части не установления заказчиком возможности поставки эквивалента закупаемого товара.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем письмом исх. от 14.11.2022 № 0028 (вх. от 22.11.2022 № 4539) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ООО «Мега-Ойл Киров».
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчиком закупки явилось АО «ККТ».
Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ККТ», утвержденное Советом директоров АО «ККТ» протоколом от 19.09.2022 № 16-2022 (далее – Положение), размещено в единой информационной системе 28.09.2022.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.
Извещение о проведении запрос котировок № 32211833990 (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 10.11.2022.
Начальная (максимальная) цена договора: 3 776 851,20 рублей.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 5 стати 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с Положением запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Конкурентная закупка – закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
(1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.
Согласно пункту 2.1.1 Положения конкурентные способы закупки путём проведения торгов:
а) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
б) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
в) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
г) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Как следует из технического задания извещения запроса котировок заказчик закупает моторное масло товарного знака «TAIF»:
№ п/п |
Наименование |
Допуски |
Полная характеристика товара (размер, материал, марка, вес, цвет, мощность и др.) или эквивалент* соответствующего класса и характеристик |
Упаковка |
Ед. изм |
Объем поставки |
1 |
Масло моторное TAIF INTRA 15W-40 |
API CI-4; AСEA E7; CАТ ECF-2; Cummins CES 20078; MB-Approval 228.3; MAN M 3275-1; Deutz DQC-III-10; VOLVO VDS-3; Renault RLD-2; Mack EO-N; MTU Cat. 2 |
Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 15,4 - 15,6 сСт. Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,1 — 1,3. Температура вспышки (PMCC) ASTM D92: не ниже 232 °C. Температура застывания ASTM D97: не выше -41 °C. Общее щелочное число, мг KOH/г, ASTM D2896: 9,9 — 10,1. Индекс вязкости, ASTM D2270: 144 - 146. |
Бочка не менее 200 литров не более 216 литров* |
шт. |
60 |
2 |
Масло моторное TAIF VIVACE 5W-40 |
API SN / CF; ACEA A3 / B4; MB 229.5; Porsche A40; VW 502 / 505; RENAULT RN 0700 / 0710 |
Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 14,3 - 14,5 сСт. Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,1 — 1,3. Общее щелочное число, мг КОН/г, ASTM D 2896: 10,2 — 10,4 Температура застывания ASTM D97: не выше -52 °C. Индекс вязкости, ASTM D2270: 172 - 174. |
Бочка не менее 200 литров не более 216 литров* |
шт. |
1 |
3 |
Масло моторное TAIF TIRATA 10W-40 |
API CI-4; AСEA E4 / E7; MAN M 3277; MB-Approval 228.5; Scania LDF-3; MTU Cat. 3; Cummins CES 20078; VOLVO VDS-3; Renault RLD-2; Mack EO-N; Deutz DQC-IV-10; DAF Extended Drain |
Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 14,8 - 15,0 сСт. Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,6 — 1,8. Температура вспышки (PMCC) ASTM D92: не ниже 238 °C. Температура застывания ASTM D97: не выше -51 °C. Общее щелочное число, мг KOH/г, ASTM D2896: 13,8-14,0. Индекс вязкости, ASTM D2270: 151 - 153. |
Канистра 20 литров |
шт. |
42 |
4 |
Масло моторное TAIF TIRATA 10W-40 |
API CI-4; AСEA E4 / E7; MAN M 3277; MB-Approval 228.5; Scania LDF - 3; MTU Cat. 3; Cummins CES 20078; VOLVO VDS-3; Renault RLD-2; Mack EO-N; Deutz DQC-IV-10; DAF Extended Drain |
Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 14,8 - 15,0 сСт. Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,6 — 1,8. Температура вспышки (PMCC) ASTM D92: не ниже 238 °C. Температура застывания ASTM D97: не выше -51 °C. Общее щелочное число, мг KOH/г, ASTM D2896: 13,8-14,0. Индекс вязкости, ASTM D2270: 151 - 153. |
Бочка не менее 200 литров не более 216 литров* |
шт. |
3 |
Примечанием к техническому заданию заказчиком установлено, что по каждой позиции эквивалент не допускается (в соответствии с требованиями п. 6.1. ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Заявитель в жалобе указывает, что каких-либо доказательств невозможности использования эквивалента заказчиком не указано. Заявитель жалобы считает, что имеет возможность поставить товар эквивалент с заявленными техническими характеристиками.
АО «ККТ» в материалах, представленных АО «ККТ» письмом исх. от 21.11.2022 № 119 (вх. от 21.11.2022 № 4534), пояснениях, представленных представителями АО «ККТ» на рассмотрении жалобы, сообщает, что техническое задание запроса котировок было составлено АО «ККТ» в соответствии с исключениями, предусмотренными частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Поставляемый товар является моторным маслом к двигателям, установленным на дизель-генераторных установках (далее – ДГУ). Учитывая социальный статус объектов генерации АО «ККТ», которые являются единственным источником электроснабжения для ряда населенных пунктов Республики Коми, их удаленность и труднодоступность, компанией ведется политика использования надёжного оборудования и расходных материалов.
В предыдущие годы на основании проведенных лабораторных испытаний на ДГУ АО «ККТ» использовались масла производства «Mobil». В условиях текущей политической ситуации, АО «ККТ» ведет работу по импортозамещению, в том числе моторных масле, ввиду ухода с российского рынка части иностранных производителей, в том числе масла «Mobil».
В рамках импортозамещения АО «ККТ» рассматривало иные смазочные материалы для обеспечения непрерывной эксплуатации, бесперебойной работы ДГУ, обладающие необходимыми характеристиками, схожими эксплуатационными свойствами используемой марки «Mobil».
При выработке вопроса в 2022 году о выборе масла для ДГУ АО «ККТ» от компании ООО «НЕВА» поступило предложение на рассмотрение схожего по своим техническим характеристикам масла отечественного производства марки «TAIF» и проведения испытаний и исследований данного продукта на оборудовании АО «ККТ».
АО «ККТ» в материалах представлен отчет по результатам проведения эксплуатационных испытаний масла от 08.11.2022 (далее – Отчет).
Согласно пункту 6.2 Отчета проведенный контрольный анализ пробы масла Mobil Delvac MX 15-w-40 на 350 моточасах подтвердил аналогичное состояние исследуемых масел в данной точке отсчета, что подтверждает возможность их совмещения (доливки) в одном агрегате в процессе эксплуатации.
Как сообщили представители АО «ККТ» применение иной марки моторного масла приведет к более ранней, незапланированной замене моторного масла, дополнительной промывке и как следствие большего количества масла для закупки и доставки. АО «ККТ» не может гарантировать, что применение иной марки масла обеспечит стабильную работу двигателей ДГУ ввиду отсутствия информации о возможности совмещения (доливки) разных марок масла.
Также АО «ККТ» указывает, что смазочные материалы, предлагаемые ООО «Мега-Ойл Киров» в жалобе, не соответствуют характеристикам, указанным в извещении запроса котировок, в том числе по показателям кинематической вязкости, температуры вспышки, температуры застывания.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заявителем не представлены доказательства, однозначно позволяющие сделать вывод о совместимости разных товарных знаков моторных масел, возможности их смешивания и благоприятное влияние на производственный процесс на оборудовании АО «ККТ».
Таким образом, Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание предмета закупки в извещении запроса котировок соответствует исключению, установленному подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о защите котировок, в связи с чем, в обжалуемых действиях АО «ККТ» нарушения Закона о закупках, Положения о закупках отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Мега-Ойл Киров» необоснованной.
Председатель Комиссии |
<…> |
|
Члены Комиссии |
<…> <…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.