Решение №01-122/9084 РЕШЕНИЕ от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

 

Общество с ограниченной ответственностью «Мега-Ойл Киров»

   
 

Лесопарковая ул., д. 32, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

   
 

Акционерное общество «Коми коммунальные технологии»

   
 

Ленина ул., д. 74, оф. 10, г. Сыктывкар, 167000

 

Электронная площадка

«РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

23 ноября 2022 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/9084

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мега-Ойл Киров» (далее – ООО «Мега-Ойл Киров», заявитель) исх. от 14.11.2022 № 0027 (вх. от 14.11.2022 № 4422), касающуюся действий акционерного общества «Коми коммунальные технологии» (далее – АО «ККТ», заказчик) при проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масла моторного, номер извещения в единой информационной системе - 32211833990 (далее – закупка, запрос котировок, жалоба),

при участии:

<…>,

<…>,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель обжалует положения извещения о проведении закупки в части не установления заказчиком возможности поставки эквивалента закупаемого товара.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем письмом исх. от 14.11.2022 № 0028 (вх. от 22.11.2022 № 4539) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ООО «Мега-Ойл Киров».

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком закупки явилось АО «ККТ».

Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ККТ», утвержденное Советом директоров АО «ККТ» протоколом от 19.09.2022 № 16-2022 (далее – Положение), размещено в единой информационной системе 28.09.2022.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.

Извещение о проведении запрос котировок № 32211833990 (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 10.11.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 776 851,20 рублей.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 5 стати 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с Положением запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Конкурентная закупка – закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

(1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 2.1.1 Положения конкурентные способы закупки путём проведения торгов:

а) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

б) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

в) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

г) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Как следует из технического задания извещения запроса котировок заказчик закупает моторное масло товарного знака «TAIF»:

№ п/п

Наименование

Допуски

Полная характеристика товара

(размер, материал, марка, вес, цвет, мощность и др.) или эквивалент* соответствующего класса и характеристик

Упаковка

Ед. изм

Объем поставки

1

Масло моторное

TAIF INTRA 15W-40

API CI-4;

AСEA E7;

CАТ ECF-2; Cummins CES 20078;

MB-Approval 228.3; MAN M 3275-1; Deutz DQC-III-10; VOLVO VDS-3; Renault RLD-2; Mack EO-N; MTU Cat. 2

Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 15,4 - 15,6 сСт.

Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,1 — 1,3.

Температура вспышки (PMCC) ASTM D92: не ниже 232 °C.

Температура застывания ASTM D97: не выше -41 °C.

Общее щелочное число, мг KOH/г, ASTM D2896: 9,9 — 10,1.

Индекс вязкости, ASTM D2270: 144 - 146.

Бочка не менее 200 литров не более 216 литров*

шт.

60

2

Масло моторное

TAIF VIVACE 5W-40

API SN / CF;

ACEA A3 / B4; MB 229.5; Porsche A40; VW 502 / 505; RENAULT RN 0700 / 0710

Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 14,3 - 14,5 сСт.

Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,1 — 1,3.

Общее щелочное число, мг КОН/г, ASTM D 2896: 10,2 — 10,4

Температура застывания ASTM D97: не выше -52 °C.

Индекс вязкости, ASTM D2270: 172 - 174.

Бочка не менее 200 литров не более 216 литров*

шт.

1

3

Масло моторное

TAIF TIRATA 10W-40

API CI-4;

AСEA E4 / E7;

MAN M 3277; MB-Approval 228.5;

Scania LDF-3; MTU Cat. 3; Cummins CES 20078; VOLVO VDS-3;

Renault RLD-2; Mack EO-N; Deutz DQC-IV-10; DAF Extended Drain

Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 14,8 - 15,0 сСт.

Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,6 — 1,8.

Температура вспышки (PMCC) ASTM D92: не ниже 238 °C.

Температура застывания ASTM D97: не выше -51 °C.

Общее щелочное число, мг KOH/г, ASTM D2896: 13,8-14,0.

Индекс вязкости, ASTM D2270: 151 - 153.

Канистра 20 литров

шт.

42

4

Масло моторное

TAIF TIRATA 10W-40

API CI-4;

AСEA E4 / E7;

MAN M 3277; MB-Approval 228.5;

Scania LDF - 3; MTU Cat. 3; Cummins CES 20078; VOLVO VDS-3;

Renault RLD-2; Mack EO-N; Deutz DQC-IV-10; DAF Extended Drain

Кинематическая вязкость при 100°C ASTM D445: 14,8 - 15,0 сСт. Зольность сульфатная, % вес., ASTM D874: 1,6 — 1,8.

Температура вспышки (PMCC) ASTM D92: не ниже 238 °C.

Температура застывания ASTM D97: не выше -51 °C.

Общее щелочное число, мг KOH/г, ASTM D2896: 13,8-14,0.

Индекс вязкости, ASTM D2270: 151 - 153.

Бочка не менее 200 литров не более 216 литров*

шт.

3

Примечанием к техническому заданию заказчиком установлено, что по каждой позиции эквивалент не допускается (в соответствии с требованиями п. 6.1. ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").

Заявитель в жалобе указывает, что каких-либо доказательств невозможности использования эквивалента заказчиком не указано. Заявитель жалобы считает, что имеет возможность поставить товар эквивалент с заявленными техническими характеристиками.

АО «ККТ» в материалах, представленных АО «ККТ» письмом исх. от 21.11.2022 № 119 (вх. от 21.11.2022 № 4534), пояснениях, представленных представителями АО «ККТ» на рассмотрении жалобы, сообщает, что техническое задание запроса котировок было составлено АО «ККТ» в соответствии с исключениями, предусмотренными частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Поставляемый товар является моторным маслом к двигателям, установленным на дизель-генераторных установках (далее – ДГУ). Учитывая социальный статус объектов генерации АО «ККТ», которые являются единственным источником электроснабжения для ряда населенных пунктов Республики Коми, их удаленность и труднодоступность, компанией ведется политика использования надёжного оборудования и расходных материалов.

В предыдущие годы на основании проведенных лабораторных испытаний на ДГУ АО «ККТ» использовались масла производства «Mobil». В условиях текущей политической ситуации, АО «ККТ» ведет работу по импортозамещению, в том числе моторных масле, ввиду ухода с российского рынка части иностранных производителей, в том числе масла «Mobil».

В рамках импортозамещения АО «ККТ» рассматривало иные смазочные материалы для обеспечения непрерывной эксплуатации, бесперебойной работы ДГУ, обладающие необходимыми характеристиками, схожими эксплуатационными свойствами используемой марки «Mobil».

При выработке вопроса в 2022 году о выборе масла для ДГУ АО «ККТ» от компании ООО «НЕВА» поступило предложение на рассмотрение схожего по своим техническим характеристикам масла отечественного производства марки «TAIF» и проведения испытаний и исследований данного продукта на оборудовании АО «ККТ».

АО «ККТ» в материалах представлен отчет по результатам проведения эксплуатационных испытаний масла от 08.11.2022 (далее – Отчет).

Согласно пункту 6.2 Отчета проведенный контрольный анализ пробы масла Mobil Delvac MX 15-w-40 на 350 моточасах подтвердил аналогичное состояние исследуемых масел в данной точке отсчета, что подтверждает возможность их совмещения (доливки) в одном агрегате в процессе эксплуатации.

Как сообщили представители АО «ККТ» применение иной марки моторного масла приведет к более ранней, незапланированной замене моторного масла, дополнительной промывке и как следствие большего количества масла для закупки и доставки. АО «ККТ» не может гарантировать, что применение иной марки масла обеспечит стабильную работу двигателей ДГУ ввиду отсутствия информации о возможности совмещения (доливки) разных марок масла.

Также АО «ККТ» указывает, что смазочные материалы, предлагаемые ООО «Мега-Ойл Киров» в жалобе, не соответствуют характеристикам, указанным в извещении запроса котировок, в том числе по показателям кинематической вязкости, температуры вспышки, температуры застывания.

В процессе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заявителем не представлены доказательства, однозначно позволяющие сделать вывод о совместимости разных товарных знаков моторных масел, возможности их смешивания и благоприятное влияние на производственный процесс на оборудовании АО «ККТ».

Таким образом, Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание предмета закупки в извещении запроса котировок соответствует исключению, установленному подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о защите котировок, в связи с чем, в обжалуемых действиях АО «ККТ» нарушения Закона о закупках, Положения о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Мега-Ойл Киров» необоснованной.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны