Постановление №02-06/7048 Постановление об административном правонарушении № 011/04/9.... от 7 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-530/2022

об административном правонарушении

 

 

 

07 сентября 2022 года

 

 

 

№ 02-06/7048

г. Сыктывкар

 

<……>

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

<……> (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <……>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-530/2022, возбуждённого определением Коми УФАС России от 10.06.2022 № 02-06/4649, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило Заявление <……>. об отказе ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – Общество, Сетевая организация) в выдаче документов технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащей Заявителю нежилой постройки, расположенной по адресу: <……>.

Определением Коми УФАС России от 10.06.2022 № 02-06/4649 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-530/2022 и назначено проведение административного расследования.

Законный представитель ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшая <……> надлежащим образом извещены о месте, дате и времени проведения административного расследования.

В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов и информации Определением Коми УФАС России от 05.07.2022 № 02-06/5348 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 011/04/9.21-530/2022 продлен. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 04.08.2022 в 14 часов 00 минут.

Законный представитель ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшая <……> надлежащим образом извещены о месте, дате и времени рассмотрения дела.

На административном расследовании по делу № 011/04/9.21-530/2022 04.08.2022 присутствовали защитник ПАО «Россети Северо-Запад» <……>., действующая на основании доверенности от 07.07.2022 № 44-22/5, потерпевшая <……>., представитель потерпевшей <……>., действующий на основании доверенности от 27.06.2022.

Представитель потерпевшего <……>. заслушан в режиме видеоконференцсвязи с использованием сервиса TrueConf.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику <……>, представителю потерпевшей <……>разъяснены. Права и обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ, потерпевшей <……>. разъяснены. Ходатайств, отводов не поступило.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-530/2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 04.08.2022 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», надлежащим образом извещённого о месте и времени его составления. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <……>., действующей на основании доверенности от 07.07.2022 № 44-22/5, потерпевшего лица – <……>., ее представителя – <……>., действующего на основании доверенности от 27.06.2022.

Представитель потерпевшего <……>. заслушан в режиме видеоконференцсвязи с использованием сервиса TrueConf, копия протокола об административном правонарушении от 04.08.2022 № 011/04/9.21-530/2022 была направлена в адрес <……>. заказным письмом с уведомлением.

Определением № 02-06/6126 от 04.08.2022 рассмотрение дела № 011/04/9.21-530/2022 назначено на 18.08.2022 в 12 час. 00 мин.

Административное дело № 011/04/9.21-530/2022 рассмотрено 18.08.2022 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в присутствии потерпевшего лица <……>., ее представителя <……>., действующего на основании доверенности от 27.06.2022.

Представитель потерпевшего <……> заслушан в режиме видеоконференцсвязи с использованием сервиса TrueConf.

В связи с необходимостью получения дополнительных копий документов и письменной информации, определением Коми УФАС России от 18.08.2022 № 02-06/6524 срок рассмотрения дела № 011/04/9.21-530/2022 об административном правонарушении продлен до 18.09.2022, рассмотрение дела назначено на 07.09.2022 в 15 час. 00 мин.

Административное дело № 011/04/9.21-530/2022 рассмотрено 07.09.2022 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего лица – <……>., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, в присутствии защитника Общества <……>., действующей на основании доверенности от 07.07.2022 № 44-22/5, представителя <……>. <……>, действующего на основании доверенности от 27.06.2022.  

Представитель потерпевшего <……>. заслушан в режиме видеоконференцсвязи с использованием сервиса TrueConf.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, представителю <……>. <……>. разъяснены, отводов, ходатайств при рассмотрении административного дела не поступало.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запада» разъяснены, отводов при рассмотрении административного дела не поступало.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмами от 17.08.2022 № МР2/5/016-119-11-2/118кнф (вх. № 3296 от 17.08.2022), от 07.09.2022 № МР2/5/016-119-11-2/4994 (вх. № 3529 от 07.09.2022, вх. № 4908э от 07.09.2022)  заявлены ходатайства о признании административного правонарушения малозначительным, снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-530/2022 в связи с отсутствием у Коми УФАС России оснований для возбуждения настоящего дела. Определением Коми УФАС России от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных ходатайств Обществу отказано.

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-530/2022, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

На основании пункта 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 в редакции от 29.10.2021 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу подпунктов «а-в, д» пункта 7 Правил № 861 настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

- подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

- заключение договора;

- выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В соответствии с пунктом 8(5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

Пунктами 9, 10, 14 Правил № 861 предусмотрены требования к содержанию заявки и перечень необходимых документов для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

На основании пункта 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-530/2022 следует, что <……> на праве собственности принадлежит объект, расположенный по адресу: <……> (далее – Объект).

В заявлении <……> указывала, что ПАО «Россети Северо-Запад» неправомерно отказало заявителю в заключении договора на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении на основании ее заявления от 28.02.2022 № 4000215 на восстановление ранее выданных документов о технологическом присоединении (для физических лиц) (далее – заявление от 28.02.2022).

Порядок восстановления (переоформления) сетевой организацией документов о технологическом присоединении предусмотрен разделом VIII Правил № 861.

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-530/2022 Коми УФАС России было установлено отсутствие в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушений требований раздела VIII Правил № 861, в связи с тем, что Общество при рассмотрении заявления <……>. от 28.02.2022 установило факт отсутствия надлежащего технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Сетевой организации.

Вместе с тем, при рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-530/2022 представителем <……> <……> было заявлено о несогласии с протоколом Коми УФАС России от 04.08.2022 об административном правонарушении в части отсутствия в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушений пунктов 57, 67, 72  Правил № 861.

В частности, им указано, что Коми УФАС России неверно пришло к выводу об отсутствии на Объекте <……> надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СНТ «Нефтяник», поскольку в соответствии разъяснениями ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20, объекты, расположенные в пределах границ территории некоммерческого садоводческого товарищества априори имеют технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие садовому некоммерческому товариществу.

В связи с чем, по мнению представителя <……> <……> выводы Коми УФАС России о правомерности отказа ПАО «Россети Северо-Запад» в заключении договора на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении являются неверными.

В разъяснениях ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 указано, что Правила технологического присоединения были приняты 27 декабря 2004 года, а пункт 8(5) в части технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 915 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

При этом, как показывает практика, на территории Российской Федерации имеется немалое количество энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам и расположенных на территориях, отнесенных в настоящее время к территориям различных некоммерческих объединений (СНТ, кооперативы и пр.), технологическое присоединение которых было осуществлено до момента вступления в силу Федерального закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения. Однако, акта об осуществлении технологического присоединения, оформленного в соответствии с Правилами технологического присоединения, у таких граждан не имеется.

В такой ситуации, граждане, руководствуясь действующими нормами Правил технологического присоединения, обращаются в адрес сетевых организаций за осуществлением технологического присоединения и, как показывает практика, получают отказ от заключения договора ТП со ссылкой на положения статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, в части однократности технологического присоединения.

ФАС России сообщает, что при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) сетевой организации в описанной выше ситуации, антимонопольному органу необходимо установить обоснованность такого отказа со стороны сетевой организации. В частности, необходимо удостовериться в наличии/отсутствии у сетевой организации документов, прямо или косвенно свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя (акт о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя, акт о технологическом присоединении, подписанный между сетевой организацией и некоммерческим объединением (например, садовым некоммерческим товариществом) на территории которого расположены энергопринимающие устройств заявителя, составленный между заявителем и некоммерческим объединением акт о разделении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, договор энергоснабжения на объект заявителя либо подтверждение оплаты потребляемой объектом заявителя в предшествующие периоды электроэнергии либо иные документы, упомянутые в пункте 2 ПНД).

В случае наличия таковых, по мнению ФАС России, у сетевой организации отсутствует обязанность по заключению договора об осуществлении технологического присоединения с таким заявителем. В противном случае - такая обязанность есть.

Таким образом, на основании вышеизложенного при рассмотрении заявлений потребителей на действия сетевой организации на осуществление технологического присоединения объекта заявителя, расположенного в пределах границ территории некоммерческого садоводческого товарищества, антимонопольному органу необходимо установить наличие технологического присоединения такого объекта к электрическим сетям сетевой организации, в том числе опосредованного через электрические сети, принадлежащие некоммерческому садоводческому товариществу.    

Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) от 30.09.2013 № А-52-521/1290, разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) от 30.09.2013 А-52-521/1291, энергопринимающие устройства СОТ «Нефтяник» имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» <……>.

В письме от 01.07.2022 № МР2/5/016-119-1-2/717пдн (вх. 2699 от 01.07.2022)   ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что Объект <……> не имеет опосредованного либо непосредственного технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации.

В качестве документов, подтверждающих отсутствие опосредованного технологического присоединения Объекта <……> к электрическим сетям ПАО «Россет Северо-Запад» через объекты СНТ «Нефтяник», Обществом представлен акт от 16.03.2022 № 11 об отсутствии технологического присоединения объекта к электрическим сетям, составленный Сетевой организацией при рассмотрении заявления <……>. от 28.02.2022.

Кроме того, в письменных пояснениях от 14.06.2022 <……>. указала, что технологическое присоединение ее Объекта к электрическим сетям СОТ «Нефтяник» было осуществлено в 2020 году.

Вместе с тем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Нефтяник» к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» было осуществлено в 2013 году. В связи с чем, в рассматриваемом случае при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств СНТ «Нефтяник» к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» Объект <……> не был технологически присоединен к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим ПАО «Россети Северо-Запад», в том числе опосредованно через электрические сети, принадлежащие СНТ «Нефтяник». Обратного в материалы административного дела № 011/04/9.21-530/2022 не представлено.

Кроме этого, необходимо отметить, что пунктами 40(5)-40(10) Правил № 861 предусмотрен порядок перераспределения мощности и осуществления опосредованного технологического присоединения объекта заявителя, в том числе через электрические сети, принадлежащие садовым некоммерческим товариществам, которое осуществляется с согласования с сетевой организацией.

Следовательно, из вышеуказанного следует, что наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств садовых некоммерческим товариществ к электрическим сетям сетевой организации не свидетельствует о том, что объект заявителя, расположенный в границах указанного товарищества, автоматически имеет технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, в том числе опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие садовым некоммерческим товариществам.

Также необходимо отметить, что в Решении от 01.09.2022 по делу № А29-2930/2022 Арбитражный суд Республики Коми указал, что технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации должно быть осуществлено надлежащим образом.

Из положений Правил № 861 следует, что технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения, технических условий, тогда как фактом подтверждения технологического присоединения будет являться акт об осуществлении технологического присоединения, подписанный между сторонами.

В материалах административного дела № 011/04/9.21-530/2022 отсутствуют, сторонами не представлено документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение Объекта <……> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», в том числе опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СНТ «Нефтяник».

 Справка СОТ «Нефтяник» от 12.11.2021 о наличии технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие садовому товариществу, представленная <……> . в материалы административного дела № 011/04/9.21-530/2022, не свидетельствует о надлежащем технологическом присоединении ее Объекта к электрическим сетям Общества в соответствии с требованиями Правил № 861, в том числе, учитывая тот факт, что сама Сетевая организация опровергает факт технологического присоединения Объекта заявителя к своим электрическим сетям.

Таким образом, довод представителя <……>. <……>., согласно которому объекты потребителей, находящиеся в границах территории садоводческого некоммерческого товарищества, автоматически имеют технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие садовому некоммерческому товариществу, в рассматриваемом случае не находит своего обоснования.

Вместе с тем, Коми УФАС России при рассмотрении материалов административного дела № 011/04/9.21-530/2022 установлено следующее.

Из материалов административного дела следует, что <……>. обратилась в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой от 08.11.2021 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 12.11.2021 № МР2/5-52/156-3/8595 отказало в заключении договора об осуществлении технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

Основанием отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения явился тот факт, что Объект <……>. уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СОТ «Нефтяник», тогда как в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение энергопринимающих устройств носит однократный характер.

Вместе с тем, как было установлено Коми УФАС России при рассмотрении материалов административного дела № 011/04/9.21-530/2022, Объект <……>. не имеет надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», в том числе опосредованно, через электрические сети, принадлежащие СОТ «Нефтяник».

Вышеуказанное подтверждается письмом ПАО «Россети Северо-Запад» от 01.07.2022 № МР2/5/016-119-1-2/717пдн (вх. 2699 от 01.07.2022), актом от 16.03.2022 № 11 об отсутствии технологического присоединения объекта к электрическим сетям, согласно которому Объект <……> не имеет опосредованного или непосредственного технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации.

Кроме этого, из содержания письма ПАО «Россети Северо-Запад» от 12.11.2021 № МР2/5-52/156-3/8595 не следует, что отказ в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <……> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» был связан с нарушением порядка подачи заявки и (или) непредставлением документов, предусмотренных пунктами 10, 14 Правил № 861. Отказ в заключении указанного договора был связан в связи установлением ПАО «Россети Северо-Запад» факта технологического присоединения Объекта <……> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СОТ «Нефтяник», тогда как технологическое присоединение носит однократный характер, однако фактически оно отсутствовало.

В письме от 17.08.2022 № МР2/5/016-119-11-2/118кнф (вх. № 3296 от 17.08.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» указывает на отсутствие в действиях Общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, что у Сетевой организации на дату отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения имелись документы, подтверждающие факт технологического присоединения Объекта <……>. к электрическим сетям Общества, опосредованно через электрические сети, принадлежащие СОТ «Нефтяник».

В качестве документов, подтверждающих надлежащее опосредованное технологическое присоединение Объекта <……>. к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СНТ «Нефтяник», Общество указывает на справку СНТ «Нефтяник» от 12.11.2021, членскую книжку СНТ «Нефтяник».

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что факт ненадлежащего технологического присоединения Объекта <……> к электрическим сетям Сетевой организацией был обнаружен Обществом при проведении административного расследования по делу № 011/04/9.21-530/2022, а именно исходя из устных пояснений <……>., оглашенных в ходе проведения такого административного расследования.

Вместе с тем, Коми УФАС России, изучив материалы административного дела № 011/04/9.21-530/2022, соответствующую нормативно-правовую базу, считает, что вышеуказанные доводы ПАО «Россети Северо-Запад» являются необоснованными ввиду следующего.

На основании пункта 40(4) Правил № 861 владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г. Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлено вне зависимости от даты присоединения энергопринимающих устройств садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

В соответствии с пунктом 40(5) Правил № 861 при опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.

При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.

В силу пункта 40(6) Правил  № 861 для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащее следующие сведения о сторонах опосредованного присоединения:

а) для юридических лиц - основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц и дата внесения в реестр, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) наименование и местонахождение энергопринимающих устройств сторон опосредованного присоединения.

На основании пункта 40(7) Правил № 861 к уведомлению об опосредованном присоединении, предусмотренному пунктом 40.6 настоящих Правил, прилагаются:

а) копия технических условий, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

б) копия технических условий, выданных владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств лицу, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

в) копия заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.

В соответствии с пунктом 40(8) Правил № 861 в соглашении, указанном в подпункте "в" пункта 40.7 настоящих Правил, предусматриваются следующие условия:

а) величина мощности, перераспределяемой в рамках опосредованного присоединения между принадлежащими сторонам энергопринимающими устройствами;

б) порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 40(9) Правил № 861 уведомление об опосредованном присоединении и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 40.7 настоящих Правил, направляются в сетевую организацию не позднее чем за 30 дней до планируемой даты фактического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления.

Сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.

В силу пункта 40(10) Правил № 861 владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств в течение 7 дней со дня фактического присоединения энергопринимающих устройств иных лиц направляет в сетевую организацию копии документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения, а также заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Сетевая организация в течение 7 дней со дня получения от владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения направляет владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств переоформленные документы о технологическом присоединении.

Следовательно, при осуществлении опосредованного технологического присоединения заявителя к электрическим сетям через иных лиц необходимо согласование с сетевой организацией.      

Из материалов административного дела следует, что энергопринимающие устройства СНТ «Нефтяник» были подключены к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» в 2013 году, что подтверждается актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) от 30.09.2013 № А-52-521/1290, разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) от 30.09.2013 А-52-521/1291.

Согласно письменным пояснениям <……>. от 14.06.2022 технологическое присоединение ее Объекта к электрическим сетям СОТ «Нефтяник» было осуществлено в 2020 году, акты о вводе в эксплуатацию приборов учета электроэнергии не составлялись, в адрес Заявителя такие акты не выдавались.

В письме от 17.08.2022 № МР2/016-119-11-2/118кнф (вх. № 3296 от 17.08.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что перераспределение мощности на Объект <……> со стороны СОТ «Нефтяник» у Общества не запрашивалось, о перераспределении мощности Общество не уведомлялось.

Пунктом 15 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация рассматривает заявку потребителя на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в течение 3 рабочих дней. В случае несоответствия заявки потребителя на осуществление технологического присоединения требованиям пунктов 9, 10, 12-14 Правил № 861 сетевая организация сообщает заявителю о несоответствии его заявки требованиям Правил № 861 и о необходимости представления недостающих сведений и копий документов.

Следовательно, принятие сетевой организацией решения о несоответствии заявки потребителя на осуществление технологического присоединение должно быть основано на положениях Правил № 861.

Основанием отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <……>. к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» явилось наличие технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям Общества опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СОТ «Нефтяник», тогда как технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя носит однократный характер.

Из заявки <……>. от 08.11.2021 следует, что присоединяемые к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» Объект заявителя находится на территории СНТ «Нефтяник». В связи с чем, при принятии ПАО «Россети Северо-Запад» решения об отказе в заключении с <……>. договора об осуществлении технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям Общества на основании принципа однократности, Сетевая организация должна была убедиться о наличии и (или) отсутствии надлежащего технологического присоединения Объекта <……>. к электрическим сетям Общества, в том числе опосредованного через электрические сети СНТ «Нефтяник».

Ссылка ПАО «Россети Северо-Запад» на справку от 12.11.2021 СОТ «Нефтяник», согласно которой Объект <……>  имеет надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям Общества опосредовано через электрические сети СОТ «Нефтника», что ввело ПАО «Россети Северо-Запад» в заблуждение, является несостоятельной, поскольку требованиями пунктов 40(4)-40(10) Правил № 861 предусмотрен порядок осуществления опосредованного технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям сетевой организации.

В рассматриваемом случае справка от 12.11.2021 СОТ «Нефтяник» не может являться документом, подтверждающим надлежащее опосредованное технологическое присоединение Объекта <……> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», поскольку из указанной справки не следует, что Общество осуществило согласование опосредованного технологического присоединения к своим электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СОТ «Нефтяник».

Таким образом, Коми УФАС России, изучив материалы административного дела № 011/04/9.21-530/2022 установило, что в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» имеет место нарушение требований пунктов 8, 15 Правил № 861 в части неправомерного отказа Сетевой организацией в заключении с <……> договора на осуществление технологического присоединения ее Объекта к своим электрическим сетям.

Аналогичные нарушения были допущены ПАО «Россети Северо-Запад» при рассмотрении заявок <……>. от 01.02.2022, 16.02.2022, на основании которых Обществом письмами от 03.02.2022 № МР2/5-52/156-11-3/724, от 18.02.2022 № МР2/5-52/156-11-3/1093 было отказано заявителю в заключении договора об осуществлении технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям Сетевой организации.     

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В связи с чем, по состоянию на 12.11.2021 (дата письма Общества, которым заявителю  было отказано в заключении договора об осуществлении технологического присоединения) ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. 

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – <……>.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Пленум № 5)  в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

На основании пункта 14 Пленума № 5 срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

При составлении протокола об административном правонарушении от 08.04.2022 по делу № 011/04/9.21-530/2022 должностным лицом Коми УФАС России было установлено, что временем совершения правонарушения в части незаключения ПАО «Россети Северо-Запад» договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <……>к электрическим сетям Общества на основании ее заявок от 01.02.2022, от 16.02.2022, от 08.11.2021 явились даты 12.11.2021, 03.02.2022, 18.02.2022 (даты писем, которыми ПАО «Россети Северо-Запад» было отказано <……> в заключении договора об осуществлении технологического присоединения на основании ее заявок).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» административное правонарушение является не длящимся, в связи с чем, датой совершения административного правонарушения будет являться 12.11.2021 (дата первого письма Общества об отказе в заключении с <……>. договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ее Объекта на основании заявки от 08.11.2021).

Таким образом, временем совершения административного правонарушения будет являться 12.11.2021.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-530/2022 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

  Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не  установлено. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Письмами от 07.09.2022 № МР2/5/016-119-11-2/4994 (вх. № 3529 от 07.09.2022, вх. № 4908э от 07.09.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» заявлены ходатайство о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-530/2022 в связи с отсутствием у Коми УФАС России оснований для возбуждения настоящего дела. Указанное ходатайство также поддержано защитником ПАО «Россети Северо-Запад» <……> при рассмотрении настоящего дела 07.09.2022.

В частности ПАО «Россети Северо-Запад» ссылается на пункт 9 Постановления № 336, согласно которому должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

По мнению ПАО «Россети Северо-Запад», территориальные органы ФАС России вправе возбуждать дела об административном правонарушении, в том числе по статье 9.21 КоАП РФ только после осуществления антимонопольным органом контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Однако, дело № 011/04/9.21-530/2022 об административном правонарушении было возбуждено Коми УФАС России без проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий, в связи с чем, настоящее дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

Вместе с тем, Коим УФАС России считает, что основания для прекращения производства по делу № 011/04/9.21-530/2022 об административном правонарушении отсутствуют ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 366 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Вместе с тем, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, не включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.  

Кроме этого, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 25.03.2022 № МШ/26997/22 пункт 9 Постановления № 336 не запрещает возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе в отношении субъекта естественных монополий, в случае, когда правонарушение выявлено не по итогам проведения государственного контроля, а в рамках процедуры, установленной КоАП РФ.

На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление <……>от 25.04.2022 (вх. № 2406-э от 26.04.2022) на нарушение со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» Правил № 861.

Коми УФАС России по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления приняло решение о возбуждении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» административного дела № 011/04/9.21-530/2022 и проведении административного расследования, по результатам проведения которого антимонопольным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.2022 № 011/04/9.21-530/2022 в связи с наличием в действиях Общества нарушений требований, предусмотренных Правилами № 861.

ФАС России в разъяснениях от 25.03.2022 № МШ/26997/22 указала, что ограничения, предусмотренные пунктом 9 Постановления № 336, не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, когда такое правонарушение выявлено не в результате осуществления контроля по итогам проведенного контрольного мероприятия.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» № 011/04/9.21-530/2022 было возбуждено на основании заявления физического лица, указывающего на нарушение со стороны Общества Правил № 861, а не по результатам проведения Коми УФАС России контрольно-надзорных мероприятий.

Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения, в том числе в статью 28.1 КоАП РФ.

Согласно части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В заявлении <……> от 25.04.2022 (вх. № 2406-э от 26.04.2022) и в приложенных к нему материалах содержались достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях ПАО «Россети Северо-Запад».

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с фундаментальными принцами конституционного права федеральный закон имеет более высшую юридическую силу, чем подзаконные акты издаваемые Правительством Российской Федерации. Из указанного следует, что в рассматриваемом случае при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении контролирующий орган в первую очередь должен руководствоваться требованиями Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, положения которого (часть 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ) позволяют антимонопольному органу рассматривать и возбуждать дела об административном правонарушении в отношении субъектов естественной монополии по статье 9.21 КоАП РФ без проведения контрольно-надзорных мероприятий.   

Таким образом, в рассматриваемом случае Коми УФАС России правомерно возбудило в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» административное дело № 011/04/9.21-530/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем, основания для прекращения производства по делу № 011/04/9.21-530/2022 на основании соответствующих ходатайств Общества отсутствуют.

Письмом от 17.08.2022 № МР2/5/016-119-11-2/118кнф (вх. № 3296 от 17.08.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» просило, в том числе признать рассматриваемое нарушение малозначительным в связи с отсутствием в действиях Общества угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Указанное ходатайство также поддержано защитником ПАО «Россети Северо-Запад» <……> при рассмотрении настоящего дела 07.09.2022.

Рассмотрев указанное ходатайство, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Также в письме от 17.08.2022 № МР2/5/016-119-11-2/118кнф (вх. № 3296 от 17.08.2022)  ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что имеются основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела. Указанное ходатайство также поддержано защитником ПАО «Россети Северо-Запад» <……> при рассмотрении настоящего дела 07.09.2022.

Рассмотрев указанное ходатайство, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

   ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что при назначении наказания должен быть учтён характер совершенного административного правонарушения, соблюдены принципы соразмерности и справедливости наказания. В рассматриваемом случае отсутствует угроза общественным отношениям и негативные последствия.  

Приведенные Обществом доводы не свидетельствуют о возможности снижения административного штрафа, поскольку из имеющихся материалов не следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» как профессиональный участник рынка по передаче электрической энергии,  принимало все возможные меры по недопущению, предотвращению нарушения.

Также ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела № 011/04/9.21-530/2022 не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, которые могут служить основанием для снижения размера административного штрафа.

При отказе снижения административного штрафа ниже низшего предела Коми УФАС России учитывается стабильное финансовое положение ПАО «Россети Северо-Запад», имеющее чистую прибыль, что подтверждается копиями отчета о финансовых результатах организации за 2022 год, бухгалтерского баланса за 2022 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества, а также поведение Общества, не осуществляющего длительное время технологическое присоединения Объекта <……> к электрическим сетям Общества.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-530/2022 должностное лицо Коми УФАС России учитывает следующее.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении от 25.11.2021 № 02-06/8887 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-833/2021 об административном правонарушении от 30.11.2021 № 02-06/9069 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 700 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-753/2021 об административном правонарушении от 01.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-821/2021 об административном правонарушении от 02.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-861/2021 от 12.01.2022 № 02-06/274 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-954/2021 об административном правонарушении от 03.02.2022 № 02-06/1011 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 800 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-929/2021 от 01.03.2022 № 02-06/1736 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 850 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-136/2022 от 22.04.2022 №  02-06/3302 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 900 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-220/2022 от 01.06.2022 № 02-06/4435 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-290/2022 от 16.06.2022 № 02-06/4898 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу №  011/04/9.21-1028/2021 от 02.03.2022 № 02-06/1782 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу №  011/04/9.21-977/2021 от 10.03.2022 № 02-06/1966 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 250 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Кроме этого, согласно части 3.4-1 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случае, если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.2 и 3.2 настоящей статьи, статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Штрафная санкция за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ имеет нижнюю и верхнюю границу административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Вместе с тем, на дату рассмотрения дела № 011/04/9.21-530/2022 об административном правонарушении, выявленное Коми УФАС России в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушение требований Правил № 861 в части незаключения со стороны Общества договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на основании заявки <……>., со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» не устранены. В связи с чем, в рассматриваемом случае у должностного лица Коми УФАС России имеются основания для назначения административного штрафа в размере выше минимальной границы размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учётом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей..

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями отчета о финансовых результатах организации за 2022 год, бухгалтерского баланса за 2022 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, ч. 1, ч. 2 ст. 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ  ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-530/2022 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 07.09.2022        

 
                 

 

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

<……>                                                                       <……>

Связанные организации

Связанные организации не указаны