Постановление №АГ/2626/24 Постановление от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-347/2024

 

Дата и место рассмотрения – 27 апреля 2024 года, город Сыктывкар.

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев протокол от 16.04.2024 и материалы дела № 011/04/14.3-347/2024 о совершении <...> ООО «Ломбард ЮС-585» <...>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 16.04.2024, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением Коми УФАС России от 16.04.2024 № ПК/2319/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-347/2024 назначено на 27.04.2024.

Административное дело рассмотрено 27.04.2024 в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела № 011/04/14.3-347/2024, что подтверждается письмом <...> от 24.04.2024 (вх. № 4264-ЭП/24 от 25.04.2024), которым он сообщил о возможности рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие.

<...> письмом от 11.04.2024 (вх. № 3751-ЭП/24 от 12.04.2024, вх. № 4095/23 от 22.04.2024) просил о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Определением Коми УФАС России от 27.04.2024 в удовлетворении указанного ходатайства отказано.

В ходе рассмотрения административного дела № 011/04/14.3-347/2024 должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение, в том числе о возбуждении дела № 011/05/28-69/2024 в отношении ООО «Ломбард ЮС-585» по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/481/24 от 26.01.2024.

Из материалов дела № 011/05/28-69/2024 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В помещении ТЦ «Норд Хаус», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, на витринах ювелирного магазина «585 Золотой» размещена, в том числе информация следующего содержания: «ЛОМБАРД 585 ЗОЛОТОЙ 3800 ₽ за первый грамм золота 585 пробы ставка 0,1 % в день для новых клиентов Оценка за первый грамм изделия из золота 585 пробы – 3800 рублей. Оценка за последующие граммы изделия из золота действует по прейскуранту ломбарда. Тариф доступен для клиентов, обратившихся за получением займа под залог изделий из золота 585 пробы, вес которых без вставок составляет от 3 грамм. Акция действует 1 раз на один залоговый билет. Сумма займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи. Срок займа – 30 дней. Оплата процентов единовременно при погашении займа. Процентная ставка в день для новых клиентов – 0,1% в день, для иных клиентов ломбарда действует процентная ставка, установленная прейскурантом ломбарда, при этом процентная ставка в год – не более 123, 847% до 30.09.2023г. В период с 01.10.2023г. по 30.11.2023г. предельные значения полной стоимости займа не превысят величину, установленную Банком России на 4 квартал 2023 г. согласно Указанию Банка России от 01.04.2019г. № 5112-У. Предложение не является публичной офертой. Займы под залог ювелирных изделий предоставляет ООО «Ломбард ЮС-585». Тариф применяется к займам, выданным с 01.09.2023г. по 30.11.2023г.».

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в помещении ТЦ «Норд Хаус», на витринах ювелирного магазина «585 Золотой»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – «ЛОМБАРД 585 ЗОЛОТОЙ», займу под залог изделий из золота, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) – денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

Из материалов усматривается, что размещение рассматриваемой рекламы зафиксировано 09.11.2023.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе указано: «ставка 0,1 % в день для новых клиентов … Процентная ставка в день для новых клиентов – 0,1% в день, … процентная ставка в год – не более 123, 847% до 30.09.2023г. В период с 01.10.2023г. по 30.11.2023г. предельные значения полной стоимости займа не превысят величину, установленную Банком России на 4 квартал 2023 г. согласно Указанию Банка».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержится указание процентной ставки, однако до предоставления информации о процентной ставке диапазоны значений ПСК в рекламе не указаны.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Ломбард ЮС-585».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Ломбард ЮС-585» в материалы рекламного дела, ООО «Ломбард ЮС-585» предоставляло заём под залог ювелирных изделий, определило объект рекламирования и привело информацию об оказываемой услуге в готовую для распространения форму; ООО «Ломбард ЮС-585» является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Как пояснило ООО «Ломбард ЮС-585», должностное лицо Общества, ответственное за проведение рекламных и маркетинговых кампаний, уведомило генерального директора о необходимости проведения рекламной акции и подготовило макет рекламы; реклама была утверждена 25.08.2023 должностным лицом в индивидуальном порядке; 01.09.2023 реклама была размещена в магазине; период распространения рекламы – с 01.09.2023 по 10.11.2023, территория распространения: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, ТЦ «Норд Хаус».

ООО «Ломбард ЮС-585» указало, что на момент утверждения рассматриваемой рекламы (25.08.2023) она соответствовала действовавшей норме части 3 статьи 28 Закона о рекламе. Ввиду внесения изменений в законодательство о рекламе, на объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, ТЦ «Норд Хаус», был направлен приказ о демонтаже рекламы (копия приказа от 23.10.2023 приложена). Однако, как указывает ООО «Ломбард ЮС-585», из-за технических особенностей установки рекламы и необходимости аккуратно в связи с техникой безопасности снять рекламу с креплений, демонтаж рекламы был задержан и осуществлен 10.11.2023.

Как указывает ООО «Ломбард ЮС-585», Общество не имело намерения распространять рекламу, нарушающую требования действующего законодательства; и юридическое лицо, и уполномоченное должностное лицо предприняли все действия для соблюдения Закона о рекламе.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло, в том числе по вине должностного лица Общества – <...>.

Таким образом, <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама, нарушающая требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе, распространялась на территории г. Усинска Республики Коми в период с 23.10.2023 по 10.11.2023.

Решением Комиссии Коми УФАС России от 27.02.2024 № ПК/1140/24 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствовали доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе. В связи с чем, ООО «Ломбард ЮС-585» было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Предписание исполнено в установленные сроки.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в период совершения административного правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 17 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, <...> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: с 23.10.2023 по 10.11.2023.

Место совершения административного правонарушения: г. Усинск Республики Коми.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

ООО «Ломбард ЮС-585» пояснило, что должностным лицом, ответственным за контроль соблюдения Обществом законодательства о рекламе, является <...>.

В материалы рекламного дела представлены копии трудового договора № <...>, приказа № <...> о приеме на работу, должностной инструкции <...>.

Согласно должностной инструкции в должностные обязанности <...> входит, в том числе: руководство рекламными кампаниями и программами продвижения товаров и услуг; контроль за разработкой и реализацией рекламных и маркетинговых акций и кампаний; контроль соответствия рекламных материалов требованиям действующего законодательства.

Также в материалы рекламного дела представлены письменные пояснения <...> об обстоятельствах размещения рекламы, аналогичные пояснениям ООО «Ломбард ЮС-585», приведенным выше.

<...> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Ломбард ЮС-585» законодательства о рекламе, в рассматриваемом случае является <...>.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что <...> не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства, что является зоной ответственности рекламодателя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

<...> в письмах от 11.04.2024 (вх. № 3751-ЭП/24 от 12.04.2024, вх. № 4095/24 от 22.04.2024), от 24.04.2024 (вх. № 4264-ЭП/24 от 25.04.2024) просил учесть при составлении протокола и рассмотрении дела представленные письменные объяснения, в том числе нижеследующее:

- <...> является должностным лицом ООО «Ломбард ЮС-585», ответственным за проведение рекламных и маркетинговых кампаний;

- <...> уведомил генерального директора ООО «Ломбард ЮС-585» <...> о необходимости проведения рекламой акции и подготовил макет рекламы, определил содержание рекламы;

- реклама была утверждена <...> 25.08.2023 в индивидуальном порядке, затем макет рекламы был направлен в адрес магазина, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, ТЦ «Норд Хаус»;

- 01.09.2023 макет рекламы был размещен в магазине;

- как только <...> узнал об изменении в действующем законодательстве – ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, устно сообщил об этом генеральному директору <...>; <...> был подготовлен приказ о демонтаже макета;

- из-за технических особенностей установки макета и необходимости аккуратно в связи с техникой безопасности снять указанный макет с креплений демонтаж макета был задержан, однако осуществлен 10.11.2023, о чем <...> устно было сообщено сотрудниками магазина;

- ООО «Ломбард ЮС-585» не имело намерения распространять рекламу, нарушающую требования действующего законодательства, юридическое лицо и должностное лицо предприняли все действия для соблюдения Закона о рекламе;

- демонтаж рекламы был осуществлен Обществом самостоятельно задолго до возбуждения рекламного дела.

В письменных пояснениях <...> также обращает внимание на оказание им содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное исполнение Обществом предписания; наличие у <...> трех несовершеннолетних детей.

Письменные пояснения, представленные <...> в материалы дела № 011/04/14.3-347/2024, учтены должностным лицом при вынесении настоящего постановления.

<...> указывает на отсутствие своей вины в совершении нарушения. <...>полагает, что отсутствует состав административного правонарушения. В связи с чем, <...> просит прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Исследовав материалы административного и рекламного дел, должностное лицо приходит к выводу о том, что вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В связи с чем, должностное лицо приходит к выводу о том, что материалами рекламного и административного дел подтверждается совершение <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Должностное лицо не усматривает отсутствие в действиях<...> состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В связи с чем, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <...>: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, а им таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.

В Коми УФАС России отсутствуют доказательства того, что в течение года, предшествующего дате вынесения настоящего постановления, <...> был подвергнут административному наказанию, в том числе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Соответственно, <...> можно считать впервые совершившим административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом имущественного положения <...>, подтвержденного справкой от 24.04.2024, в соответствии со статьями 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать <...> ООО «Ломбард ЮС-585» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить <...> ООО «Ломбард ЮС-585» <...> административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны