Решение №01-122/6317 решение от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

11 августа 2022 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-122/6317

 

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: председателя комиссии Гуревской Н.В. – руководителя управления, членов комиссии: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Стек» исх. от 02.08.2022 № 189 (вх. от 02.08.2022 № 4208э) в отношении заказчика – публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», касающуюся проведения закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Модернизация узла учета газа для нужд Сосногорской ТЭЦ Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» (ГКПЗ 2022, лот № 9206575, № 342/2022), номер извещения 32211493770 в единой информационной системе (далее – жалоба),

в присутствии:

-<…>– представителя ООО «Стек» по доверенности,

-<…>– представителей ПАО «Т Плюс» по доверенностям,

в отсутствии на заседании представителя АО «Единая электронная торговая                                                                                    площадка», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Филиал «Коми» ПАО «Т Плюс» явился организатором закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Модернизация узла учета газа для нужд Сосногорской ТЭЦ Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» (ГКПЗ 2022, лот № 9206575, № 342/2022), номер извещения 32211493770 в единой информационной системе (далее – закупка/ запрос предложений, ЕИС).

Закупка проводилась на торговой площадке «Росэлторг», оператором которой является АО «Единая электронная торговая площадка».

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются положения закупочной документации в части установления требования к участникам закупки об отсутствии судебных актов арбитражных и/или третейских судов, вступивших в законную силу, не в пользу Участника закупки вследствие неисполнения им договорных обязательств по договорам поставки, подряда, оказания услуг за период текущего календарного года и двух последних полных календарных лет, предшествующих дате подачи заявки участником закупки.

Как указывает заявитель, указанное требование к участникам закупки является излишним в связи с тем, что соответствие участника такому требования не влияет на возможность надлежащего исполнения участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки. По мнению заявителя, закупочная документация в обжалуемой части ограничивает возможное число участников закупки, что противоречит требованиям Закона о закупках.

Заявитель считает, что в действиях организатора торгов усматриваются признаки совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» письмом исх. от 09.08.2022 № 50400-05-2269 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу.

ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» также указывает, что заявитель пропустил срок для обжалования положений закупочной документации, в связи с чем жалоба не подлежит рассмотрению по существу.

Как пояснили в ходе заседания представители заказчика, указанный срок установлен частью 11 статьи 3 Закона о закупках.  

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Как установлено в ходе заседания по рассмотрению жалобы, документация размещена в единой информационной системе (далее – ЕИС) 23.06.2022, срок окончания подачи заявок на участие в закупке первоначально был установлен до 07.07.2022, затем был продлен до 12.07.2022, жалоба подана заявителем 02.08.2022.

Из указанного следует, что обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком 23.06.2022, то есть до окончания срока подачи заявок на участие (до 12.07.2022). Кроме того, заявитель является участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Следовательно, довод заказчика о пропуске срока для обжалования положений закупочной документации является необоснованным.

Ссылка ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на имеющуюся судебную практику отклоняется, поскольку указанные заказчиком судебные акты приняты по результатам рассмотрения дел с иными фактическими обстоятельствами.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках ПАО «Т Плюс», утвержденное Решением Совета диреторов ПАО «Т Плюс» (протокол от 20.04.2022 № 123), далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС 21.04.2022.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась в форме запроса предложений в электронной форме.

Извещение № 32211493770 и закупочная документация первоначально были размещены в ЕИС 23.06.2022; измененные извещение № 32211493770 и закупочная документация размещены в ЕИС 07.07.2022.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок проведения конкурентной закупки.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 5.1.1 Положения о закупках запрос предложений является одним из способов конкурентных закупок.

В соответствии с подпунктом 4.6.6.6 пункта 4.6.6. Положения о закупках дополнительно к требованиям пункта 4.6.5. настоящего Положения Заказчик вправе установить также следующие требования: о соответствии участника закупки требованиям корпоративной безопасности (благонадежность).

Согласно Положению о закупках:

4.6.9. Требования к участникам закупок указываются в документации о закупке и применяются в равной мере ко всем участникам закупок.

 4.6.11. При этом в документации о закупке в зависимости от конкретного предмета закупки могут быть установлены и должны быть исполнены Участником закупки дополнительные требования к содержанию заявки, перечню документов, требованиям, предъявляемым к участникам закупки, и т.п., в том числе, не указанные в настоящем Положении, но не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

В пункте 4.5.1.2. закупочной документации установлено, что для участия в закупке Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в Приложении №3 к настоящей документации о закупке.

Приложением № 3 к закупочной документации установлены требования к участникам закупки (заявке на участие в закупке).

В пункте 1.6 приложения № 3 к закупочной документации установлены требования о соответствии участника требованиям корпоративной безопасности, в том числе пунктом 1.6.5. приложения № 3 к закупочной документации установлено, что одним из требований о соответствии участника требованиям корпоративной безопасности является отсутствие судебных актов арбитражных и/или третейских судов, вступивших в законную силу, не в пользу Участника закупки вследствие неисполнения  им договорных обязательств по договорам поставки, подряда, оказания услуг за период текущего календарного года и двух последних полных календарных лет, предшествующих дате подачи заявки участником закупки.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем требование к участникам закупки установлено заказчиком в соответствии с Положением о закупках, является измеряемым, поскольку заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие или несоответствие участника установленному требованию (отсутствие соответствующих судебных актов, указан предмет судебного спора и период) и в равной мере применяется к каждому участнику закупки. Следовательно, нарушение заказчиком требований Закона о закупках, в том числе принципов, указанных в пунктах 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, не установлено.

В части довода заявителя о наличии в действиях заказчика признаков совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1 КоАП РФ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу необоснованной.

 

 

 Председатель Комиссии

 

<…>                       

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

<…>

                                                

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны