Решение №01-109/9653 решение от 26 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
26 ноября 2020 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-109/9653 |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 16.11.2020 (вх. от 19.11.2020 № 5961-э, 20.11.2020 № 5662) ООО «Тиман» в отношении заказчика – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска (МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска, учреждение), касающуюся организации и проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме «Приобретение продуктов питания (Мясо и мясные изделия)», извещение № 32009640353 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),
в присутствии:
–<…> – представителя МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска по доверенности;
–<…>– представителя МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска по доверенности;
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем обжалуется отклонение заявки ООО «Тиман» от участия в закупке. По мнению заявителя, отклонение комиссией его заявки является необоснованным.
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска, утвержденное Наблюдательным советом учреждения, протокол № 6 от 07.09.2018 (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 12.09.2018.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.
Заказчиком закупки явилось МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска. |
|
|
Извещение о проведении запроса котировок (далее - извещение), утвержденное должностным лицом МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска, размещено в ЕИС 02.11.2020.
По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В Положении о закупке даны следующие понятия:
Закупка – процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключить с ним договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для удовлетворения потребностей Заказчика в соответствии с требованиями настоящего Положения и документации о закупке.
Закупка в электронной форме - процедура закупки, в ходе которой взаимодействие Заказчика и участников закупки осуществляется программно-аппаратными средствами электронной площадки без использования документов на бумажном носителе.
Запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В разделе 4 Положения о закупке регламентирована закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме, согласно которому:
4.1. Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
4.2. Запрос котировок проводится с учетом требований, установленных разделами 1.9 и 1.10 настоящего Положения.
4.3. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать сведения, предусмотренные п. 1.5.7 настоящего Положения, а также может содержать сведения, предусмотренные п. 1.5.8 настоящего Положения, в зависимости от специфики закупки.
4.4. Размещение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в ЕИС осуществляется Заказчиком в срок и в соответствии требованиям, установленным разделом 1.5 настоящего Положения.
4.7.1. Для участия в запросе котировок в электронной форме участники такого запроса, аккредитованные на электронной площадке, до даты и времени, установленными извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, подают заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (далее в настоящем разделе - заявок). Подача заявок осуществляется с учетом требований, установленных настоящим Положением.
4.7.2. Заявка направляется участником закупки оператору электронной площадки и должна содержать требуемые Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме документы и информацию, а именно:
9) в случаях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, копии документов, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
4.8.1. В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок, комиссия рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
4.8.2. По результатам рассмотрения заявок комиссия принимает решение о признании заявки и участника такого запроса, подавшего данную заявку, соответствующим требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, либо решение о несоответствии заявки и (или) участника требованиям, установленным в извещении о проведении такой закупки, и об отклонении заявки в случаях, которые предусмотрены п. 1.13.10 настоящего Положения. Заявка участника закупки отклоняется комиссией в случаях, установленных п. 1.13.10 настоящего Положения с учетом требований п. 1.13.11 настоящего Положения.
4.8.4. Результаты рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В пункте 4.2 извещения установлены, в том числе требования к заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, согласно которому заявка на участие в запросе котировок должна включать:
9) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам, работам, услугам (если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), работам, услугам, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством . Информировать о предоставлении документов вместе с товаром в заявке (Приложение № 2 в поле Прочая информация).
Согласно протоколу закупки товаров, работ, услуг Элтокс – Запрос котировок (в электронной форме) № 32009640353 от 11.11.2020 поданы 2 заявки от ООО «Тиман» и физического лица. Комиссией МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска принято решение об отклонении заявки ООО «Тиман» в допуске к участию в закупке. Причиной отклонения указано: «Непредоставление информации о документах, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам (если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.)». Закупка признана несостоявшейся ввиду признания 1 заявки на участие в запросе котировок в электронной форме несоответствующей требованиям извещения.
Закон о закупках основания для отклонения заявок на участие в закупках не содержит.
Условия отклонения заявок на участие в закупках установлены в Положении о закупке, извещении.
Согласно пунктам 1.13.10, 1.13.11 Положения о закупке при рассмотрении заявок, участники закупки, подавшие заявки, не допускаются к участию в закупке в случае:
- несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением;
- несоответствия заявки требованиям, установленным в извещении и (или) документации о закупке, к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, в том числе при наличии в заявке предложения о цене договора (цене лота), превышающей начальную (максимальную) цену договора;
- представления в составе заявки заведомо ложных и (или) недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки;
- непредставления в составе заявки документов и информации, установленных в извещении и (или) документации о закупке;
- участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
В соответствии с пунктом 6.1 извещения комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства, Положения и извещения о проведении запроса котировок. Оцениваются только заявки, допущенные комиссией по результатам рассмотрения. Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, положения и извещения о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований к участникам закупки, перечисленных в п. 4.1;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют требованиям извещения о проведении запроса котировок (Приложение № 2 к настоящему извещению)
3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки (п.4.2);
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Из письменных пояснений МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска и устных пояснений его представителей на заседании Комиссии Коми УФАС России следует, что причиной отказа ООО «Тиман» в допуске к участию в запросе котировок в электронной форме явилось непредставление информации и документов, предусмотренных в подпункте 9 пункта 4.2 извещения.
Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее. На участие в запросе котировок подана, в том числе заявка на участие в запросе котировок ООО «Тиман» с порядковым номером 1 (далее – заявка ООО «Тиман»). Заявка ООО «Тиман» не содержит предусмотренные подпунктом 9 пункта 4.2 извещения копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам, работам, услугам (если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), работам, услугам, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством.
ООО «Тиман» также не проинформировал в своей заявке в поле «Прочая информация» в соответствии с подпунктом 9 пункта 4.2 извещения, Приложением № 2 к извещению о предоставлении документов вместе с товаром.
Довод заявителя о том, что при подаче заявки на участие в запросе котировок была указана страна происхождения товара, а также была приложена декларация о происхождении товара – Российская Федерация и производитель, является необоснованным в связи с тем, что не подтверждает соблюдение ООО «Тиман» при подаче заявки на участие в закупке требований подпункта 9 пункта 4.2 извещения.
Ссылка ООО «Тиман» на письмо Роспотребнадзора от 19.01.2012 № 01/330-12-32 «Об отмене обязанности оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции» (далее – письмо Роспотребнадзора) является несостоятельной, с учётом следующего.
Согласно письму Роспотребнадзора действующим законодательством не предусмотрено обязательное оформление удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, вместе с тем в письме отмечено, что для целей выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, представляется письменное уведомление изготовителя (производителя) о том, что изготовленная им продукция (образцы продукции) отвечает требованиям документов, в соответствии с которыми она изготавливается. В качестве уведомления принимаются: копии сертификата качества, паспорта безопасности (качества), удостоверения о качестве, заверенные изготовителем (производителем), или письмо изготовителя (предоставляется один из перечисленных документов).
Заявка ООО «Тиман» не соответствовала требованиям извещения, в связи с чем подлежала отклонению.
Таким образом, действия МАОУ «НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска в части принятия решения, оформленного протоколом закупки товаров, работ, услуг Элтокс – Запрос котировок (в электронной форме) № 32009640353 от 11.11.2020, об отклонении заявки ООО «Тиман» в допуске к участию в закупке соответствуют пункту 1.13.10 Положения о закупке, пункту 6.1 извещения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<…>
<…>
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.