Решение №03-01/4692 Решение по делу от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

01 июня 2020 года

(изготовление решения в полном объеме)

26 мая 2020 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/4692

 

г. Сыктывкар

ООО «Инфо-контент»

 

Розы Люксембург ул., д. 19,

этаж 4, г. Екатеринбург,

Свердловская обл., 620075

 

ПАО «Уральский банк

реконструкции и развития»

 

Сакко и Ванцетти ул., д. 67,

г. Екатеринбург,

Свердловская обл., 620014

 

<…> (по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/18-143/2020, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инфо-контент», адрес места нахождения: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 19, этаж 4, ОГРН 1076674015549, ИНН 6674223607, КПП 668501001 (далее – ООО «Инфо-контент») по факту распространения 26.12.2019 в 13 часов 20 минут посредством звонка с абонентского номера <...> на абонентский номер заявителя <...> рекламы Уральского банка реконструкции и развития с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие,

- ООО «Инфо-контент», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества,

- ПАО КБ «УБРиР», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <…> (далее – <...>, заявитель) от 29.12.2019 (вх. № Б-163 от 30.12.2019) о распространении 26.12.2019 в 13 часов 20 минут посредством звонка с абонентского номера <...> на абонентский номер заявителя <...> рекламы следующего содержания:

«- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Я могу поговорить с <…>? Меня зовут <…>, я представляю Уральский банк реконструкции и развития. <…>, наш банк на регулярной основе формирует индивидуальные выгодные предложения для своих клиентов, а также информирует о проведении акции. Вы согласны получать такую информацию от банка по СМС либо на электронную почту?

- Откуда Вы взяли телефон, я с Вами не общался.

- Видимо, в базе данных банка.

- До свидания».

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-143/2020 в отношении ООО «Инфо-контент» по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/1632 от 26.02.2020.

Определением № 03-01/2889 от 26.03.2020 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития», ОГРН 1026600000350, ИНН 6608008004, КПП 667101001 (далее – ПАО КБ «УБРиР»).

В ходе рассмотрения дела № 011/05/18-143/2020 установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.

Руководствуясь пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Коми УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении Коми УФАС России полномочиями по рассмотрению рекламного дела по указанному факту.

ФАС России письмом от 20.04.2020 № АК/33295/20 (вх. № 2227э от 20.04.2020) наделила Коми УФАС России соответствующими полномочиями.

ООО «Инфо-контент» письмом № 16-05-20 от 18.05.2020 (вх. № 2730э от 18.05.2020) заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела № 011/05/18-143/2020 письменных пояснений, представленных ООО «Инфо-контент».

Комиссией Коми УФАС России принято решение об удовлетворении указанного ходатайства и приобщении к материалам дела № 011/05/18-143/2020 письменных пояснений, представленных ООО «Инфо-контент».

ООО «Инфо-контент» письмом № 195-03-20 от 20.03.2020 (вх. № 1474э от 23.03.2020) заявлено ходатайство о прекращении производства по делу № 011/05/18-143/2020 в отношении ООО «Инфо-контент» в связи с отсутствием в действиях ООО «Инфо-контент» события правонарушения.

Решение по указанному ходатайству ООО «Инфо-контент» принято Комиссией вместе с решением по результатам рассмотрения рекламного дела по существу.

Из материалов дела № 011/05/18-143/2020 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством телефонного звонка;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – Уральскому банку реконструкции и развития, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством звонка на абонентский номер <…>, является рекламой.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

<...> указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы им не давалось.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена в нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В письме ФАС России № АК/16266 от 28.04.2011 «О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе» разъяснено, что обязанность по получению согласия и подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. В названном письме также обращено внимание на то, что поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, рекламораспространителем не является.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Инфо-контент» в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО КБ «УБРиР», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Инфо-контент».

В материалы рекламного дела представлены письменные пояснения ПАО КБ «УБРиР», согласно которым изготовителем персонифицированной информации о предоставляемых ПАО КБ «УБРиР» услугах и заказчиком услуг по её распространению 26.12.2019 посредством звонка на абонентский номер <...> является ПАО КБ «УБРиР».

ПАО КБ «УБРиР» указало, что лицом, оказавшим услуги по обслуживанию и информированию клиентов для ПАО КБ «УБРиР», а также по доведению персонифицированной информации об услугах Банка 26.12.2019 посредством звонка на абонентский номер <...>, является ООО «Инфо-контент».

 ПАО КБ «УБРиР» пояснило, что в целях распространения рассматриваемой информации, между ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» был заключён договор об оказании услуг № 28832/32143 от 20.05.2019.

В материалы рекламного дела представлена копия договора об оказании услуг № 28832/32143, заключённого 20.05.2019 между ООО «Инфо-контент» (Исполнитель) и ПАО КБ «УБРиР» (Заказчик) (далее – договор).

Согласно п. 2.1 договора Исполнитель обязуется по заданию и в интересах Заказчика оказать Заказчику комплекс услуг по обслуживанию клиентов и потенциальных клиентов, с целью их привлечения, состав которых описан в Рабочих заданиях к Договору (далее – Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Исполнителем Услуги.

В соответствии с п. 3.4.1 договора Заказчик обязан предоставлять Исполнителю базу данных, включающую контактные данные клиентов, необходимые для оказания Услуг, в объеме, необходимом Исполнителю для оказания Услуг, указанных в приложении № 1 к настоящему договору.

Согласно п. 3.4.2 договора Заказчик обязан представлять Исполнителю за 15 (пятнадцать) рабочих дней до момента начала предоставления Услуг организационно-распорядительные и инструктивные документы, в том числе сценарии разговора Оператора с клиентом, разработанные Заказчиком и необходимые Исполнителю для выполнения своих обязательств по настоящему договору, по электронной почте контактным лицам Исполнителя, указанным для этой цели в п. 10.12 настоящего договора. Сценарии разговора Оператора с клиентом, утверждённые Заказчиком и переданные для использования Исполнителю, должны соответствовать требованиям, установленным ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 18 Закона о рекламе в части идентификации Клиента, получения от него согласия на предоставление рекламной информации, и общим требованиям Закона о рекламе к рекламе определенных товаров и услуг.

Пунктом 5.5 договора определено, что Заказчик гарантирует, что сценарии разговора Оператора с клиентом, утверждённые Заказчиком и переданные для использования Исполнителю, соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством о рекламе и о персональных данных к Услугам, оказываемым Исполнителем по настоящему договору, и несет всю ответственность за нарушение данной гарантии в виде возмещения Исполнителю понесенных им документально подтверждённых убытков, возникших вследствие наложения административного взыскания в виде штрафов либо взысканных с Исполнителя по решению суда.

Как указывает ООО «Инфо-контент», согласно Рабочему заданию № 13 от 29.11.2019 Исполнитель принял на себя обязанность оказать Заказчику услуги исходящего телемаркетинга «Обзвон физических лиц с целью продажи услуг банка» в период с 02.12.2019 по 30.12.2019. На основании п. 1.2 указанного рабочего задания Заказчик передал Исполнителю базу данных своих клиентов посредством использования сервиса Open API.

ООО «Инфо-контент» указывает, что факт передачи Заказчиком персональных данных <...> в целях совершения ему исходящего вызова подтверждается выгрузкой из файла LOGS с базы сервиса Open API (UBRIR/UBRIR Contactsimporting) в заявке <…> по API <…> (указанный скриншот представлен в материалы рекламного дела).

Таким образом, как указывает ООО «Инфо-контент», совершая исходящий вызов <...>, Исполнитель действовал от имени и по поручению своего Заказчика, а именно, совершал звонок, будучи уверенным в том, что <...> является клиентом банка; все необходимые согласия от него на обработку его персональных данных, получение информации от банка по его услугам, получение иной информации, связанной с их взаимоотношениями клиент/банк, от него получены банком (заказчиком по договору); при этом, как следует из пояснений самого <...>, он клиентом банка не является, что при всей должной осмотрительности Исполнителя - ООО «Инфо-контент» ему не было и не могло быть известно.

Как пояснило ООО «Инфо-контент», в рамках рабочего задания № 13 на оказание услуг в период со 02.12.2019 по 30.12.2019 Заказчик корректирует скрипты диалогов и направляет их посредством электронной почты для использования в определенный период времени; 13.12.2019 на электронную почту руководителя проекта «УБРиР» поступила информация об изменении скрипта с 17.12.2019; звонок <...> был совершен в рамках скрипта от 17.12.2019.

Как указывает ПАО КБ «УБРиР», согласно приложению № 1 к договору ООО «Инфо-контент» оказывались услуги по исходящему телемаркетингу (исходящие вызовы клиентам ПАО КБ «УБРиР») с целью предложения им услуг ПАО КБ «УБРиР»; услуги предлагались конкретным физическим лицам по сценарию разговора оператора с клиентом, что предусмотрено п. 3.4.2 договора.

ПАО КБ «УБРиР» указывает, что 29.11.2019 между сторонами было согласовано Рабочее задание к договору об оказании услуг телемаркетинга в период с 02.12.2019 по 30.12.2019; в соответствии с данным Рабочим заданием ПАО КБ «УБРиР» 26.12.2019 предоставило ООО «Инфо-контент» посредством использования сервиса Open API (в электронном виде) базу данных, включающую информацию, необходимую для осуществления исходящего обзвона. В числе указанной информации были данные конкретного физического лица, включающие его имя и отчество, а также контактный телефон, в результате чего в тот же день клиенту поступил звонок на телефон <...> с целью получить от него согласие о получении от Банка индивидуальных выгодных предложений, а также информации о проведении акций. Оператор ООО «Инфо-контент» в соответствии с установленным сценарием обратился непосредственно к лицу, указанному Банком, назвав его по имени и отчеству.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что рассматриваемая реклама распространена в интересах ПАО КБ «УБРиР». Исходящий вызов, посредством которого распространялась реклама, совершался ООО «Инфо-контент», с которым ПАО КБ «УБРиР» заключило договор на оказание услуг. В целях исполнения условий договора ПАО КБ «УБРиР» предоставило ООО «Инфо-контент» базу данных клиентов и сценарий разговора оператора с клиентом. При этом ПАО КБ «УБРиР» гарантировало, что сценарий разговора оператора с клиентом, утверждённый Заказчиком и переданный для использования Исполнителю, соответствуют требованиям, в том числе законодательства о рекламе. Оператор колл-центра ООО «Инфо-контент», позвонив на абонентский номер заявителя, сообщил ему информацию согласно предоставленному банком сценарию (скрипту).

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона несёт рекламораспространитель. При этом Законом о рекламе не установлено ограничений в отношении количества лиц, которых можно признать рекламораспространителями.

Рекламораспространителями являются лица, осуществляющие фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

Комиссия, с учётом всех обстоятельств рекламного дела, в том числе роли ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» в распространении рассматриваемой рекламы, приходит к выводу, что в данном случае рекламораспространителями являются ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент», поскольку оба указанных лица участвовали в распространении рассматриваемой рекламы и именно их совместными действиями осуществлялось непосредственное доведение рекламы до конечных получателей.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ПАО КБ «УБРиР», рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент».

ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» не согласны с рекламным характером рассматриваемой информации, распространённой заявителю.

По мнению ПАО КБ «УБРиР», персонифицированый запрос согласия на получение от Банка индивидуальных выгодных предложений с информацией о проведении акций, сделанный по телефону, адресованный и предназначенный непосредственно <...>, рекламой не является.

ООО «Инфо-контент» полагает, что информация, которую банк предоставляет своим клиентам, рекламной не является, поскольку направлена на информирование своих клиентов об оказываемых им услугах.

Комиссия отклоняет вышеуказанные доводы ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» как несостоятельные в связи с нижеследующим.

ФАС России в письме от 25.06.2013 № АК/24455/13 «О рекламных SMS-сообщениях» разъяснила, что в норме п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Из письма ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13 следует, что если информация, направляемая в SMS-сообщениях, содержит сведения об услугах банка обобщенного характера, то такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на упоминание имени и отчества абонента, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

ФАС России в письме от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» разъяснила, что под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку. При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования, в том числе к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Из содержания рассматриваемой информации, распространённой по телефону, следует, что заявителю были сообщены сведения, содержащие все правовые признаки рекламы, установленные п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Так, оператор, поздоровавшись с заявителем и представившись, сразу же сообщила о том, что Уральский банк реконструкции и развития на регулярной основе формирует индивидуальные выгодные предложения для своих клиентов, а также информирует о проведении акции. Использованные в рассматриваемом сообщении формулировки преследует цель продвижения на рынке определенных услуг банка.

Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к ПАО КБ «УБРиР», формирует интерес к нему, следовательно, продвигает его на рынке, что прямо указывает на признаки рекламы.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Справочно-информационные материалы представляют собой совокупность упорядоченных сведений по отдельной тематике, зафиксированных на материальном носителе. Это могут быть статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.

Вместе с тем, рассматриваемая информация не носит справочно-информационного характера.

Таким образом, вышеуказанная информация, распространенная посредством телефонного звонка, является рекламой.

По мнению ООО «Инфо-контент», реклама с нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе Обществом не распространялась, поскольку согласие <...> на получение на абонентский номер <...> информации рекламного характера было запрошено в процессе звонка оператором колл-центра Общества; после отказа абонента от её получения разговор был прекращён.

Согласно письменным пояснениям ПАО КБ «УБРиР», представленным в материалы рекламного дела, <...> клиентом ПАО КБ «УБРиР» не является; оператором колл-центра ООО «Инфо-контент» в процессе звонка было запрошено исключительно согласие <...> на получение от Банка индивидуальных выгодных предложений, а также информации о проведении акций по СМС либо на электронную почту; после отказа от её получения телефонный разговор с <...> был прекращен, информация до абонента не доводилась.

Комиссия отклоняет вышеуказанные доводы ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» как не соответствующие действительности, поскольку в процессе телефонного звонка оператором колл-центра была доведена до абонента рекламная информация без предварительного запроса согласия абонента на её получение. Как следует из аудиозаписи телефонного разговора, вопрос оператора «Вы согласны получать такую информацию от банка по СМС либо на электронную почту?» последовал после озвучивания информации рекламного характера.

Как следует из письменных пояснений ООО «Инфо-контент», представленных в материалы рекламного дела, территория распространения рассматриваемой рекламы включает 32 субъекта Российской Федерации: Ростовскую область, Челябинскую область, Нижегородскую область, Кемеровскую область, Ленинградскую область, Новосибирскую область, Удмуртскую Республику, Томскую область, Свердловскую область, Омскую область, Оренбургскую область, Белгородскую область, Курскую область, Алтайский край, Ульяновскую область, г. Санкт-Петербург, Тюменскую область, Краснодарский край, Волгоградскую область, г. Москву, Московскую область, Кировскую область, Республику Татарстан, Республику Башкортостан, Курганскую область, Чувашскую Республику, Воронежскую область, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Саратовскую область, Липецкую область, Самарскую область.

Также ООО «Инфо-контент» указало, что контакт заявителя был передан как зарегистрированный на территории Пермского края; точный период распространения рассматриваемой рекламы – с 17.12.2019 по 29.12.2019, с 30.12.2019 скрипт был изменён заказчиком.

ПАО КБ «УБРиР» пояснило, что рассматриваемая информация для <...> распространялась на территории Республики Коми.

Согласно разъяснениям ФАС России по применению ст. 18 Закона о рекламе «распространение» в контексте Закона о рекламе не означает направление электросигнала, транслирующего рекламу, к приемному устройству, а означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя; местом совершения правонарушения будет являться территория субъекта Российской Федерации, на которой была распространена (доведена до потребителя) реклама. При этом определение субъекта Российской Федерации, на территории которого совершено правонарушение, должно осуществляться путем установления принадлежности абонентского номера к диапазону номеров, выделенному оператору сотовой связи на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (http://www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registerNum/), абонентский номер заявителя <...> входит в диапазон номеров, выделенный оператору сотовой связи на территории Республики Коми.

Следовательно, субъектом Российской Федерации, на территории которого была распространена (доведена до потребителя) реклама, является Республика Коми.

ООО «Инфо-контент» пояснило, что ответственным должностным лицом ООО «Инфо-контент» за соблюдением законодательства о рекламе является <…> (далее – <...>).

В соответствии с представленным ООО «Инфо-контент» приказом (распоряжением) о переводе работника на работу <...> с <…> переведена на должность <…> ООО «Инфо-контент».

В силу п. 2.8 должностной инструкции <…> контролирует соблюдение законодательства РФ при обслуживании клиентов, в том числе законодательства о персональных данных и о рекламе, в рамках заключённых с Заказчиками договоров.

В материалы рекламного дела представлены письменные объяснения <...>, в которых она указала, что в рамках исполнения своих должностных обязанностей она контролирует исполнение операторами требований заказчика к услуге: диалоги должны совершаться строго по скриптам (текстам), полученным от заказчика и согласованным в рамках договора. Кроме того, как указывает <...>, она контролирует соблюдение законодательства, в том числе законодательства о рекламе в процессе обслуживания клиентов заказчика: звонки должны осуществляться только по телефонам из базы данных, полученной от заказчика способом, согласованным в договоре, и только тем физическим лицам, которые фигурируют в полученной базе как клиенты (потенциальные клиенты); текст, произносимый операторами, должен соответствовать согласованному заказчиком скрипту; при любом диалоге оператор обязан запросить согласие на получение информации, что прямо указано в скрипте.

В материалы рекламного дела ПАО КБ «УБРиР» представило письменное объяснение <…> ПАО КБ «УБРиР» <…> (далее – <...>). Из объяснения <...> следует, что в декабре 2019 года она занимала указанную должность, в её должностные обязанности входили организация и контроль за проведением банком рекламных/информационных кампаний, а также на неё был возложен контроль за соблюдением подчинёнными работниками требований действующего законодательства; заключение и исполнение договора об оказании услуг с ООО «Инфо-контент» № 28832/32143 от 20.05.2019 осуществлялось Департаментом маркетинга ПАО КБ «УБРиР».

В соответствии с п. 2.54 должностной инструкции <…> ПАО КБ «УБРиР» организует и контролирует проведение рекламных/информационных кампаний, направленных на взаимодействие с действующими клиентами, а также привлечение новых клиентов банка.

Согласно приказу о переводе работника на другую работу <...> переведена на должность <…> ПАО КБ «УБРиР».

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространители – ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент», а также их должностные лица - <...> и <...>, на которых в силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, не предприняли достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонились от обязанности по контролю за соответствием рекламы, распространяемой посредством телефонного звонка, Закону о рекламе, что является исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, произошло по вине рекламораспространителей рассматриваемой рекламы - ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» и их должностных лиц - <…> ПАО КБ «УБРиР» <...> и <…> ООО «Инфо-контент» <...>.

Таким образом, ПАО КБ «УБРиР», ООО «Инфо-контент», <...> и <...> нарушены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

             На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ПАО КБ «УБРиР» и ООО «Инфо-контент» предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Ходатайство ООО «Инфо-контент» о прекращении производства по делу № 011/05/18-143/2020 в отношении ООО «Инфо-контент» оставить без удовлетворения.

2. Признать рекламу Уральского банка реконструкции и развития, распространенную 26.12.2019 в 13 часов 20 минут посредством звонка с абонентского номера <...> на абонентский номер заявителя <…>, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

3. Выдать ООО «Инфо-контент» (ОГРН 1076674015549, ИНН 6674223607, КПП 668501001) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

4. Выдать ПАО КБ «УБРиР» (ОГРН 1026600000350, ИНН 6608008004, КПП 667101001) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Инфо-контент» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ООО «Инфо-контент» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ПАО КБ «УБРиР» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ПАО КБ «УБРиР» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны