Решение (комиссия) №ОД/7557/23 решение от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-1028/2023

 

05 декабря 2023 года                                                                                      № РНП-11-233       г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе:  <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми (далее - администрация МО «Вуктыл») от 28.11.2023 № 010730000160000002 (вх. от 28.11.2023 №6580/23) о рассмотрении вопроса о включении информации об индивидуальном предпринимателе <...> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 20.09.2023 № 94/5 (реестровый номер 3110700411223000077), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ямочному ремонту улично-дорожной сети г. Вуктыл 2 этап», извещение № 0107300003323000107, ИКЗ 233110700411211070100100940014211244 (далее - контракт, обращение, закупка),

при участии в заседании:

-индивидуального предпринимателя, <...>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 01.12.2023,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе администрацией МО «Вуктыл» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Администрация МО «Вуктыл», индивидуальный предприниматель надлежащим образом о дате и времени, месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Администрацией МО «Вуктыл» письмом от 05.12.2023 № 12940 (вх. от 05.12.2023 № 8808-ЭП/23) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов, а также заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя.

Индивидуальным предпринимателем письмом вх. от 01.12.2023 № 8724-ЭП/23 в материалы обращения представлены письменные возражения относительно доводов заказчика, изложенных в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также копии документов в обоснование своей позиции; письмом вх. От 05.12.2023 - № 8814-ЭП/23 реестр ранее исполненных индивидуальным предпринимателем контрактов в подтверждение своей добросовестности при исполнении контрактов.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав индивидуального предпринимателя, представителя индивидуального предпринимателя, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ямочному ремонту улично-дорожной сети г. Вуктыл 2 этап», извещение № 0107300003323000107, явилась администрация МО «Вуктыл».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 409 168,44 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 01.09.2023.

2. По результатам закупки, на основании протокола подведения итогов определения подрядчика от 15.09.2023 №ИЗК1, администрацией МО «Вуктыл» (заказчик) с индивидуальным предпринимателем (подрядчик) 20.09.2023 заключен контракт.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4-1.7 контракта: «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ямочному ремонту улично-дорожной сети г. Вуктыл 2 этап (далее - объект).

Результатом выполнения Подрядчиком работ по настоящему контракту является сдача законченных работ по ямочному ремонту улично-дорожной сети г. Вуктыл 2 этап.

Работы, выполняемые по настоящему контракту, должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, техническим заданием (приложение к настоящему контракту) и действующими нормативными документами Российской Федерации в области строительства.

Сроки выполнения работ:

-начало - с даты заключения муниципального контракта;

-окончание -в течение 14 дней с даты заключения муниципального контракта.

Место выполнения работ: Республика Коми, г. Вуктыл в соответствии с Локальной сметой № 44 (локальный сметный расчет).

Работы, не соответствующие требованиям пунктов 1.1, 1.4 настоящего контракта, не принимаются Заказчиком и не оплачиваются».

Согласно подпунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.18, 2.1.19 пункта 2.1 контракта: «Подрядчик обязан, в том числе:

-выполнить ямочный ремонт улично-дорожной сети г. Вуктыл;

-выполнить работы, в сроки, указанные в пункте 1.5 настоящего контракта, в соответствии с техническим заданием, локальной сметой и условиями контракта;

-немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

а) возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы;

б) иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок;

-незамедлительно в письменной форме информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по контракту».

В соответствии с подпунктами 3.2.1-3.2.3, 3.2.7 пункта 3.2 контракта: «Заказчик вправе, в том числе:

-осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий настоящего контракта, включая организацию и проведение контроля качества работ, материалов и конструкций, заказывать экспертизу качества выполняемых работ, а также применяемых материалов, производить любые измерения;

-требовать от Подрядчика предоставления надлежащим образом оформленной исполнительной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств;

-в случаях выявления нарушения качества выполнения работ составлять акты выявленных нарушений при контроле выполнения работ (далее - Акты нарушений), выдавать предписания на устранение выявленных нарушений (далее - Предписания), устанавливать в Актах нарушений и Предписаниях срок для устранения Подрядчиком таких нарушений и осуществлять повторный контроль срока и качества работ;

-выдавать письменные распоряжения о приостановке и/или запрещении выполнения работ при нарушении качества, в том числе применении некачественных материалов, невыполнении предписаний Заказчика, а также при неблагоприятных погодных условиях и по другим причинам, влияющим на качество выполнения работ».

По пунктам 4.1-4.4 контракта: «Заказчик имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего времени их выполнения. Контроль за выполнением работ осуществляет Заказчик, который имеет право производить любые измерения, испытания для контроля качества работ по контракту.

В случае, если выполнение работ на объекте осуществляется с отступлением от сметы, требований нормативно-технических документов, дальнейшее выполнение работ может привести к снижению качества и эксплуатационной надежности объекта из-за применения некачественных материалов, применяется следующий порядок: Заказчик при обнаружении таких отступлений составляет Предписание с указанием срока устранения выявленных нарушений.

Подрядчик обязан в установленные в Предписании сроки обеспечить устранение указанных нарушений и письменно уведомить об этом Заказчика с вызовом для освидетельствования устраненных нарушений. Соответствующая запись производится Заказчиком в журнале производства работ.

Заказчиком может быть санкционировано продление срока устранения отдельных выявленных нарушений. При этом в Предписании и журнале производства работ делается отметка о продлении срока, заверяемого подписью Заказчика.

Все издержки, вызванные приостановлением работ по указанным причинам, несет Подрядчик. При этом сроки приостановления работ в этом случае не могут служить основанием для продления срока завершения работ по контракту.

Заказчик, проверяя работу Подрядчика, уведомляет его о любых дефектах, которые обнаружит. Заказчик может поручить третьей стороне исследовать дефекты и проверить любую работу, которая, по его мнению, может иметь дефект. Затраты по исследованию дефектов, испытанию образцов оплачивает Подрядчик.

После истечения срока завершения работ по исправлению дефекта, неспособности Подрядчика или его отказе в исправлении дефекта, Заказчик вправе отказаться от контракта в соответствии с п. 8.2 настоящего контракта, а также потребовать возмещения убытков».

Пунктами 5.2, 5.3, 6.1, 8.1, 8.2 контракта установлено: «Источник финансирования - бюджет муниципального образования городского округа «Вуктыл».

Цена работ по настоящему контракту устанавливается в сумме 1 379 168,00 рублей (один миллион триста семьдесят девять тысяч сто шестьдесят восемь рублей 00 копеек), НДС не облагается.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием непредсказуемых природных и климатических явлений, военных действий или общественно-политических конфликтов в зоне объекта, изменения законодательных актов, регулирующих вопросы ремонта. При этом действие указанных обстоятельств должно быть фактически связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами стороны и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или надлежащего исполнения.

Сторона, которой стали известны такие обстоятельства обязана в течение 3-х дней с даты возникновения таких обстоятельств уведомить в письменной форме другую сторону об их возникновении. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы компетентных органов, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному Контракту.

Контракт вступает в силу с даты подписания Сторонами и действует до «15» ноября 2023 г., а в части оплаты и гарантийных обязательств по контракту - до полного исполнения обязательств.

Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации»

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России материалов обращения установлено, в том числе, следующее.

Индивидуальный предприниматель письмами от 25.09.2023 №49, от 27.09.2023 № 50, от 02.10.2023 № 51 указал заказчику о выполнении четвертой части работ по контракту, о невозможности продолжения выполнения работ по контракту по причинам, не зависящим от подрядчика, а именно в связи с неблагоприятными погодными условиями (осадки в виде дождя), влияющими на качество выполнения работ, о приостановке выполнения работ по контракту до прекращения осадков.

Индивидуальный предприниматель в письме от 04.10.2023 № 52 уведомил заказчика о невозможности продолжения выполнения работ по контракту по причинам, не зависящим от подрядчика, а именно в связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями (осадки в виде дождя), прогнозируемыми осадками в виде дождя и мокрого снега, влияющими на качество выполнения работ, в связи с чем предложил принять выполненную часть работ по контракту, в оставшейся части работ - расторгнуть контракт по соглашению сторон либо приостановить его действие и перенести срок завершения работ на летний период 2024 года.

Администрация МО «Вуктыл» в письме от 04.10.2023 № 10524 индивидуальному предпринимателю направлена претензия, из содержания которой следует, что заказчиком 04.10.2023 проведен визуальный осмотр заасфальтированных подрядчиком в рамках контракта участков в районе д. 20 по ул. Комсомольская, в ходе проверки установлено «несоответствие технологии укладки асфальтобетонного покрытия (ГОСТов и СНИПов)», в связи с чем подрядчику предложено в срок до 06.10.2023 привести в соответствие отремонтированные участки.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что в претензии от 04.10.2023 № 10524 не конкретизировано, каким требованиям нормативно-технических документов не соответствует технология укладки асфальтобетонного покрытия.

Заказчиком - администрацией МО «Вуктыл» 15.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине не исполнения подрядчиком условий контракта и нарушения сроков выполнения работ.

Решение заказчика от 15.11.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе 16.11.2023, поступило индивидуальному предпринимателю в соответствии с требованиями пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 16.11.2023.

Таким образом, надлежащее уведомление индивидуального предпринимателя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 16.11.2023.

Индивидуальный предприниматель в письме от 17.11.2023 № 58 указал заказчику о необоснованности решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, о неполучении от заказчика ответа на письмо подрядчика от 04.10.2023 № 52, о невозможности выполнения работ по контракту по причинам, не зависящим от подрядчика, а именно в связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями, влияющими на качество выполнения работ, что исключает возможность устранения замечаний заказчика, просил отменить решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 28.11.2023.

Согласно материалам обращения, заказчик определил дату расторжения контракта - 28.11.2023.

Индивидуальным предпринимателем заказчику направлена претензия в качестве досудебного урегулирования спора (зарегистрирована заказчиком 29.11.2023 за № 02-45/12750), в которой подрядчик, наряду с прочим, указал о необоснованности решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, о принятии мер для надлежащего исполнения условий контракта (в подтверждение приложены журнал работ, КС-2, фотоматериалы), просил отменить решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, принять и оплатить фактически выполненные подрядчиком работы по контракту.

Согласно устным пояснениям индивидуального предпринимателя, данным в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения, работы по контракту выполнены в объеме более половины на сумму 780 229, 60 руб., оставшуюся часть работ по контракту выполнить не предоставилось возможным по причинам, не зависящим от подрядчика, а именно в связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями, влияющими на качество выполнения работ.

Индивидуальным предпринимателем в Арбитражный суд Республики Коми направлено исковое заявление о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контакта незаконным, о взыскании с заказчика денежных средств в счет оплаты за фактически выполненные подрядчиком работы по контракту на сумму 780 229, 60 руб., которое принято в производство Арбитражного суда Республики Коми 01.12.2023 (дело № А29-15747/2023).

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено администрацией МО «Вуктыл» в Коми УФАС России 28.11.2023, что соответствует части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Такими недобросовестными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом а) пункта 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении, в том числе приняты во внимание письменные пояснения заказчика, индивидуального предпринимателя, представленные ими документы, учтена и проанализирована вся переписка между заказчиком и подрядчиком по вопросу исполнения контракта, имеющаяся в материалах обращения.

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности контрольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, намеренное уклонение от его исполнения.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения обращения, усматривает, что индивидуальным предпринимателем приняты меры по исполнению условий контракта (индивидуальный предприниматель приступил к выполнению работ, неоднократно извещал заказчика о невозможности выполнения работ по контракту по причинам, не зависящим от подрядчика, а именно в связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями, влияющими на качество выполнения работ (в подтверждение приведена ссылка на пункт 8.1 «Допустимые погодные условия для устройства слоев покрытия из асфальтобетона» ГОСТ Р 58831-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.03.2020 № 137-ст) (далее - ГОСТ Р 58831-2020).

Как следует из ведомости объемов работ, включенной в состав приложения № 1 к контракту, в рамках контракта предусмотрены, наряду с прочим, работы по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками второго типоразмера, толщина слоя 4 см; по устройству покрытий из асфальтобетонных смесей вручную, толщина 4 см.

По подпунктам 8.1.2, 8.1.3 пункта 8.1 ГОСТ Р 58831-20208.1.2: «При выпадении осадков в виде дождя или снега устройство асфальтобетонных покрытий не допускается.

Допускается проведение работ в случае моросящего дождя и слабого снега, на предварительно подготовленный согласно 7.2 нижележащий слой.

На предварительно подгрунтованной поверхности нижележащего слоя не допускается наличие луж и застоя воды. Толщина пленки свободной воды не должна превышать одного миллиметра. Перед укладочной техникой осуществляют постоянное удаление свободной воды механическими щетками или продувкой сжатым воздухом. Воду, поступающую со смежных участков покрытия, необходимо отсекать.

По окончании перерывов в работе, вызванных выпадением осадков, предварительно подгрунтованная поверхность основания должна быть очищена от свободной воды с помощью механических щеток или продувки сжатым воздухом с последующей просушкой и, по возможности, прогревом».

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что письменные возражения на письма подрядчика от 25.09.2023 №49, от 27.09.2023 № 50, от 02.10.2023 № 51, от 04.10.2023 № 52, письменную информацию о необоснованности доводов подрядчика, обозначенных в указанных письмах, в части доводов о невозможности продолжения выполнения работ по контракту по причинам, не зависящим от подрядчика, а именно в связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями (осадки в виде дождя), прогнозируемыми осадками в виде дождя и мокрого снега, влияющими на качество выполнения работ, заказчик индивидуальному предпринимателю не направлял.

Из материалов дела, устных пояснений индивидуального предпринимателя, представителя индивидуального предпринимателя, приведенных в ходе заседания по рассмотрению обращения, следует о наличии гражданско-правового спора между заказчиком и подрядчиком относительно наличия оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, который разрешается арбитражными судами в установленном законодательством порядке.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения, в том числе, с учетом наличия гражданско-правового спора между заказчиком и подрядчиком по контракту, не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении контракта.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что индивидуальный предприниматель допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Индивидуальным предпринимателем письмом вх. от 05.12.2023 № 8814-ЭП/23 в материалы обращения представлен реестр ранее исполненных индивидуальным предпринимателем контрактов в подтверждение своей добросовестности при исполнении контрактов (так, например, индивидуальный предприниматель для заказчика - администрации городского округа «Вуктыл» без неустоек выполнил работы по ремонту участков автомобильных дорог улично - дорожной сети г. Вуктыл по контракту от 16.03.2020 № 66/2 (реестровый номер контакта 3110700411220000030, на сумму 20 202 020,20 руб.).

Администрация МО «Вуктыл» в письме в адрес Коми УФАС России от 05.12.2023 № 12940 (вх. от 05.12.2023 № 8808-ЭП/23) указала об отсутствии негативных последствий, в том числе ущерба, для заказчика в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, в том числе, наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте в) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны подрядчика мер для надлежащего исполнения условий контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать администрации МО «Вуктыл» во включении информации об индивидуальном предпринимателе <...>, ИНН <....>, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 20.09.2023 № 94/5 (реестровый номер 3110700411223000077), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ямочному ремонту улично-дорожной сети г. Вуктыл 2 этап», извещение № 0107300003323000107, ИКЗ 233110700411211070100100940014211244.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - администрации МО «Вуктыл» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещению в единой информационной системе, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-5385

 

 

Связанные организации

АМО "Вуктыл" Республики Коми
ИНН 1107004112, ОГРН 1021100935426
Ананян Гнел Севадович
ИНН , ОГРН