Постановление №АГ/5834/23 Постановление от 21 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление


 

 

ООО «Т2 Мобайл»

 

Киевское шоссе 22-й километр, домовладение 6, стр. 1, этаж 5, комн. 33, поселение Московский, г. Москва, 108811

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-751/2023

 

20 сентября 2023 года город Сыктывкар

 

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев протокол от 05.09.2023 и материалы дела № 011/04/14.3-751/2023 о совершении Обществом с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл», адрес места нахождения: 108811, г. Москва, Киевское шоссе 22-й километр (п Московский), домовладение 6, стр. 1, этаж 5 комната 33, зарегистрированным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 18.07.2013, ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, КПП 775101001 (далее – ООО «Т2 Мобайл»), административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 05.09.2023, составленным в отсутствие законного представителя ООО «Т2 Мобайл», надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением Коми УФАС России от 05.09.2023 № ПК/5542/23 рассмотрение дела № 011/04/14.3-751/2023 назначено на 20.09.2023.

Административное дело рассмотрено 20.09.2023 в отсутствие законного представителя ООО «Т2 Мобайл», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела № 011/04/14.3-751/2023, что подтверждается сведениями сайта Почты России по почтовому отправлению № 80082388769997 (вручено 12.09.2023).

На рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи присутствовал защитник ООО «Т2 Мобайл» – <...>, действующая на основании доверенности № Д23/364 от 12.04.2023.

Права и обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, <...> разъяснены. Ходатайств, отводов не поступило.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России поступило заявление <...>от 15.03.2023 (вх. № Ш-13 от 15.03.2023) и дополнение к заявлению от 21.03.2023 (вх. № 1342-э от 21.03.2023) о распространении на его абонентский номер рекламного СМС-сообщения с нарушением требований рекламного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-424/2023 в отношении ООО МКК «Академическая» по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), о чем вынесено соответствующее определение № ПК/3189/23 от 15.05.2023.

Из материалов дела № 011/05/18-424/2023 (далее – рекламное дело) установлено нижеследующее.

На мобильный телефон заявителя с абонентским номером <...> с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» 13.03.2023 в 08 часов 05 минут поступило рекламное СМС-сообщение следующего содержания:

«Ваши 30 000 рублей с 0% https://wbzm.ru/znuhz0 МКК Академическая».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством СМС-сообщения;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам МКК Академическая, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством СМС-сообщения на абонентский номер<...>, является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Из материалов рекламного дела следует, что в момент поступления рассматриваемой рекламы абонентский номер <...> был зарегистрирован за <...>, которая передала указанный абонентский номер в пользование <...> на постоянной основе.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

<...> указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы им не давалось. При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена в нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Т2 Мобайл» письмом исх. №2000/.25/5436-23 от 21.04.2023 (вх № 2006э от 21.04.2023, № 2170/23 от 02.05.2023, № 2492-эп/23 от 12.05.2023) сообщило, что лицом, направившим СМС-сообщение с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Академическая», ОГРН: 1195476007605, ИНН: 5407973316 (далее – ООО МКК «Академическая»).

Между ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл» заключено дополнительное соглашение № 2 от 01.12.2022 к договору об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 (далее – Дополнительное соглашение).

В соответствии с пунктом 2.1 Дополнительного соглашения в соответствии с настоящим Соглашением Оператор (ООО «Т2 Мобайл) из представленных Абонентом (ООО МКК «Академическая») клиентов формирует целевую аудиторию по выбранным Абонентом атрибутам, а также предоставляет Абоненту доступ к интерфейсу, обеспечивающему возможность формировать и отправлять с имени отправителя сообщения адресатам и доставку отправленных сообщений до оборудования Оператора (SMS-центр), а Абонент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и в размере, установленном настоящим Соглашением и договором.

Согласно пункту 3.2 Дополнительного соглашения направляемые Абонентом адресатам сообщения, содержащие рекламу, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе Закону о рекламе.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО МКК «Академическая» в материалы рекламного дела, Общество осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению займов физическим лицам дистанционно, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте Общества https://webzaim.ru/ на основании Лицензионного договора № 01-20/1 от 09.01.2020 с 09.01.2020. Согласно п. 6.1 Дополнительного соглашения стороны согласовали Имя отправителя Абонента (Общество): webzaim.ru.

Также ООО МКК «Академическая» пояснило следующее.

На основании Дополнительного соглашения Обществу подключена услуга, согласно которой ООО «Т2 Мобайл» осуществляет сбор базы потенциальных клиентов и данных о них. ООО «Т2 Мобайл» предоставлена Обществу такая услуга, как «SMS-Таргет». Согласно Условий оказания услуги «SMS-Таргет» Оператор (ООО «Т2 Мобайл») предоставляет Абоненту (Обществу) доступ к Интерфейсу, обеспечивающему возможность формирования и отправки Абонентом с Имени отправителя Сообщений Адресатам, доставки отправленных сообщений до оборудования Оператора (SMS-центр) при отправке Абонентом сообщений Адресатам, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора. В базе Общества отсутствуют абонентский номер<...>, а также сведения о заключении договоров потребительского займа с <...>, <...>, в связи с чем, отсутствует согласие на получение рекламы.

Согласно п. 3.5 Условий оказания услуги «SMS-Таргет» до отправки Абонентом (Обществом) Сообщений Абонент обязуется получить надлежащим образом оформленное согласие от Адресата на получение Сообщений от Абонента. Согласие, указанное в настоящем пункте Условий, должно однозначно идентифицировать Адресата и позволять достоверно установить его волеизъявление на получение Сообщений от Абонента, в обязательном порядке содержать абонентский номер, указанный в международном формате (например: +7 (9ХХ) ХХХ - ХХ - ХХ), по которому Адресат согласен получать Сообщения от Абонента, а также согласие должно содержать подтверждение Адресата о возможности передачи сведений, указанных в таком согласии, в том числе об Адресате, Оператору (ООО «Т2 Мобайл»), иным операторам связи, а также третьим лицам, привлеченным иными операторами связи и Оператором для оказания Услуги. Указанное в настоящем пункте Условий требование об обязанности получения Абонентом предварительных согласий от Адресатов на получение ими Сообщений от Абонента не распространяется на случаи отправки Сообщений Адресатам, входящим в Клиентскую базу Оператора, а также в Клиентскую базу Абонента, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора в случае применения Абонентом Таргета «согласие».

На основании п. 3.5.2 Условий оказания услуги «SMS-Таргет» при отправке Абонентом Сообщений Адресатам, входящим в Клиентскую базу Оператора, а также в Клиентскую базу Абонента, являющихся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора в случае применения Абонентом Таргета «согласие» Оператор обеспечивает для Абонента проверку на наличие у таких Адресатов согласия на получение ими рекламы от третьих лиц.

Таким образом, как указывает ООО МКК «Академическая», направление рассматриваемой рекламы на абонентский номер <...> осуществлялось Обществом на основании заключенного между Адресатом, за которым зарегистрирован абонентский номер <...>, и Оператором ООО «Т2 Мобайл» согласия на получение им рекламы от третьих лиц. Рассматриваемая реклама направляется всем подходящим по Атрибутам, выбранным Обществом, Адресатам, оператором которых является ООО «Т2 Мобайл», а также с которыми ООО «Т2 Мобайл» заключено согласие на получение ими рекламы от третьих лиц Общества, что подтверждается договором об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022, дополнительным соглашением № 2 от 01.12.2022 к указанному договору, а также Условиями оказания услуги «SMS-Таргет».

В связи с чем, ООО МКК «Академическая» полагает, что Обществом требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе соблюдаются в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Т2 Мобайл» в материалы рекламного дела, направление рассматриваемого СМС-сообщения абоненту <...> от отправителя «webzaim.ru» осуществлено на основании заключенного с оператором договора об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 в рамках подключенной услуги «SMS-Таргет». Рассылка производилась по клиентской базе Оператора с применением таргета «согласие», т.е. среди абонентов оператора, выразивших согласие на получение рекламы.

Услуга «SMS-Таргет» – деятельность Оператора, состоящая в предоставлении абонентам (заказчикам рассылки) доступа к интерфейсу, обеспечивающему возможность формирования и отправки абонентом от имени отправителя сообщений адресатам, доставке отправленных сообщений до оборудования оператора (смс-центр) при отправке абонентом сообщений адресатам, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора.

ООО «Т2 Мобайл» указывает, что ООО МКК «Академическая» определило объект рекламирования и содержание рекламного сообщения, осуществило приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и осуществило доставку сообщения до оборудования Оператора (SMS-центр). Таким образом, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Академическая». В соответствии с п. 5.2 Условий оказания услуги «SMS-Таргет» и п. 3.2 Дополнительного соглашения направляемые Абонентом адресатам в сообщениях материалы, содержащие рекламу, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе Закону о рекламе. При этом ООО МКК Академическая» подтверждает, что при рассылке адресатам в сообщениях материалов, содержащих рекламу, Оператор не является рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем, как эти термины определены в соответствии с Законом о рекламе.

ООО «Т2 Мобайл» пояснило, что направление рассматриваемой рекламы в адрес абонента <...> произведено однократно – 13.03.2023 в 08 часов 05 минут. Распространение рассматриваемой рекламы в рамках условий Договора с ООО МКК «Академическая» ограничено сроками вступления в силу дополнительного соглашения № 2 – 01.12.2022 и окончанием срока его действия – до 11.01.2024. При этом реклама, являющаяся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, распространялась только в марте 2023 г.

Из пояснений ООО «Т2 Мобайл» следует, что Оператор по указанным ООО МКК «Академическая» критериям формирует целевую аудиторию (группу абонентов), которые могут быть заинтересованы в получении сообщения и которые выразили согласие на получение от Оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Имя отправителя «webzaim.ru» заранее согласовано в Договоре с ООО МКК «Академическая». Текст сообщения формируется ООО МКК «Академическая», загружается в программу и направляется ООО МКК «Академическая» до SMS-центра Оператора. После чего осуществляется доставка сообщения до конечного абонента.

ООО «Т2 Мобайл» указывает, что на дату распространения рекламы, являющейся предметом оценки в рамках настоящего дела – 13.03.2023 – абонентский номер<...> был выделен <...>. При заключении 03 января 2012 года договора об оказании услуг связи по номеру <...> абонентом <...> было выражено согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Ни при заключении договора, ни в дальнейшем при оказании услуг абонент, использующий номер <...>, не обращался к оператору с заявлениями об отзыве указанного согласия. Таким образом, ООО «Т2 Мобайл» полагает, что на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения согласие абонента на получение рекламы у ООО «Т2 Мобайл» объективно имелось.

Также ООО «Т2 Мобайл» указывает, что с 21.03.2023 абонентский номер +79042301852 переоформлен на<...>; при заключении договора <...>также выражено согласие на возможность получения от Оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи.

ООО «Т2 Мобайл» также указывает, что оказывая услугу по передаче СМС-сообщений в рамках договора об оказании услуг связи, оператор осуществляет только передачу получателю информации, сформированной отправителем, имея целью оказание услуги связи, а не распространение рекламы. В соответствии с п. 5.9 Условий оказания услуги SMS-таргет и п. 3.10 Договора № 88705258 от 14.07.2022 содержащиеся в СМС-сообщении материалы должны иметь отношение к осуществляемой ООО МКК «Академическая» деятельности, а используемое имя отправителя «webzaim.ru» должно относится к соответствующему виду деятельности ООО МКК «Академическая». Инициирование отправки СМС-сообщений в отношении деятельности третьих лиц или с использованием имен отправителя, которые не соответствуют деятельности ООО МКК «Академическая», не допускается. Таким образом, распространителем рекламы в данном случае является в том числе ООО МКК «Академическая», то есть лицо, определившее объект рекламирования и использующее для распространения рекламы услуги связи, оказываемые ООО «Т2 Мобайл».

Как указало ООО «Т2 Мобайл», дело возбуждено по факту обращения Шапенкова Д.М., при этом на дату распространения рекламы – 13.03.2023 – <...> не был абонентом ООО «Т2 Мобайл», и ему не был выделен абонентский номер <...>, в связи с чем, Оператор не направлял указанному лицу никакого СМС-сообщения, т.е. указанным СМС-сообщением его права и законные интересы не затрагиваются; из определения УФАС невозможно достоверно установить, заявляла ли<...> о нарушении ее прав рассматриваемым СМС-сообщением от 13.03.2023.

По мнению ООО «Т2 Мобайл», в отсутствие заявления <...> оснований для возбуждения дела по факту нарушения рекламного законодательства не имелось.

Также ООО «Т2 Мобайл» указало, что было получено согласие <...> на получение рекламы, что подтверждается договором оказания услуг связи от 21.03.2023, заключенным между ООО «Т2 Мобайл» и <...>.

Рассмотрев материалы рекламного дела, изучив представленные сторонами доводы, Комиссия Коми УФАС России пришла к нижеследующим выводам.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель. При этом Законом о рекламе не установлено ограничений в отношении количества лиц, которых можно признать рекламораспространителями.

Рекламораспространителями являются лица, осуществляющие фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

Обязанность по получению согласия и подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, рекламораспространителем не является.

Коми УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама распространена в интересах ООО МКК «Академическая». СМС-сообщение, посредством которого распространялась реклама, на абонентский номер <...>  направлялась Обществом на основании заключенного между <...>, за которой был зарегистрирован абонентский номер <...>, и ООО «Т2 Мобайл» согласия на получение рекламы от третьих лиц.

Из содержания пунктов 3.5, 3.5.2 Условий оказания услуги «SMS-Таргет» следует, что до отправки Абонентом (ООО МКК «Академическая») Сообщений Абонент обязуется получить надлежащим образом оформленное согласие от Адресата на получение Сообщений от Абонента.

Указанное требование об обязанности получения Абонентом предварительных согласий от Адресатов на получение ими Сообщений от Абонента не распространяется на случаи отправки Сообщений Адресатам, входящим в Клиентскую базу Оператора (ООО «Т2 Мобайл»), а также в Клиентскую базу Абонента, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора в случае применения Абонентом Таргета «согласие».

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемое СМС-сообщение направлено на абонентский номер <...> в рамках услуги «Таргета «согласие». В связи с чем, лицом, ответственным за наличие согласия у абонента на получение им рекламы, являлось ООО «Т2 Мобайл» в соответствии с договором об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 и дополнительным соглашением № 2 от 01.12.2022, заключенным между ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл», Условиями оказания услуги «SMS-Таргет».

Коми УФАС России, с учетом всех обстоятельств рекламного дела, в том числе роли ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл» в распространении рассматриваемой рекламы, пришло к выводу, что в данном случае рекламораспространителями являются ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл», поскольку оба указанных лица участвовали в распространении рассматриваемой рекламы и именно их совместными действиями осуществлялось непосредственное доведение рекламы до конечного получателя.

Как следует из материалов рекламного дела, распространение рассматриваемой рекламы осуществлено в результате совместных последовательных действий ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл».

Признание оператора сотовой связи рекламораспространителем возможно, если есть сведения об осведомлении об использовании СМС-услуг для доведения рекламной информации до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание СМС-рассылки и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на ее получение.

Из материалов рекламного дела следует, что ООО «Т2 Мобайл» имело возможность предварительно проверить наличие согласия абонента на получение рекламы. Вместе с тем, у ООО МКК «Академическая» данная возможность отсутствовала. ООО МКК «Академическая» действовало в рамках договора об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 и дополнительного соглашения № 2 от 01.12.2022 к данному договору, Условий оказания услуги «SMS-Таргет», опосредующих распространение рассматриваемой рекламы, в соответствии с которыми в обязанность ООО «Т2 Мобайл» входит получение у абонентов, входящих в базу ООО «Т2 Мобайл», согласия на получение рекламы.

Судебная практика также придерживается позиции о том, что признание того или иного лица рекламораспространителем осуществляется в результате анализа последовательности договорных отношений между лицами, участвующими в распространении рекламы по сетям электросвязи, с учетом взаимосвязанности их действий (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2020 № Ф01- 8441/2019 по делу № А79-4574/2019).

ООО «Т2 Мобайл» в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указало, что при заключении 03.01.2012 договора об оказании услуг связи по номеру <...> абонентом <...> было выражено согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи; ни при заключении договора, ни в дальнейшем при оказании услуг абонент, использующий номер <...>, к оператору с заявлениями об отзыве указанного согласия не обращался; таким образом, на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения согласие абонента на получение рекламы у ООО «Т2 Мобайл» объективно имелось. Договор об оказании услуг связи с <...> в архиве ООО «Т2 Мобайл» не сохранился, в связи с чем, предоставить его копию не представляется возможным.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения рекламного дела запрашивала у <...> информацию о наличии (отсутствии) ее согласия на получение рекламной информации. <...> запрашиваемая информация в материалы рекламного дела не представлена. Вместе с тем, ООО «Т2 Мобайл» в ходе рассмотрения рекламного дела не были представлены доказательства, подтверждающие наличие согласия <...> на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи, в том числе не представлен договор об оказании услуг связи с абонентом, использующим номер <...>, на момент распространения рассматриваемой рекламы. При этом, согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе обязанность доказывания наличия согласия абонента на получение рекламы лежит на рекламораспространителе.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия согласия <...> на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи, по состоянию на 13.03.2023.

По доводу ООО «Т2 Мобайл» в части наличия у <...> согласия на получение рекламы Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

Между ООО «Т2 Мобайл» и <...> заключен договор об оказании услуг связи от 21.03.2023. Из содержания указанного договора следует, что <...> выражено согласие на получение от Оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Таким образом согласие <...> на получение рекламы было получено ООО «Т2 Мобайл» только 21.03.2023. Вместе с тем рассматриваемая реклама была распространена 13.03.2023. По состоянию на указанную дату абонентский номер <...> был зарегистрирован на <...>. Доказательств наличия у <...> согласия на получение рекламы ООО «Т2 Мобайл» в материалы рекламного дела не представлено.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в рассматриваемом случае на дату распространения рассматриваемой рекламы согласие абонента, на которого был зарегистрирован абонентский номер <...>, на получение рекламы отсутствовало, ООО «Т2 Мобайл», являясь рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, нарушило требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

По доводу ООО «Т2 Мобайл» в части отсутствия основания для возбуждения дела по факту нарушения рекламного законодательства установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно подпункту «в» пункта 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее — Правила), основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются, в том числе, заявление о нарушении законодательства.

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 18 Правил при рассмотрении заявления о нарушении законодательства и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган:

б) устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;

в) определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

Подпунктом «а» пункта 20 Правил установлено, что по результатам рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

Согласно пункту 24 Правил при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела и выносит определение о назначении дела к рассмотрению.

Как следует из материалов рекламного дела, в Коми УФАС России поступило заявление <...> от 15.03.2023 (вх. № Ш-13 от 15.03.2023) и дополнение к заявлению от 21.03.2023 (вх. № 1342-э от 21.03.2023) о распространении на его абонентский номер рекламного СМС-сообщения с нарушением требований рекламного законодательства. По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях рекламораспространителя, направившего на абонентский номер <...> с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» СМС-сообщения рекламного характера, усматривались признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Коми УФАС России было возбуждено рекламное дело № 011/05/18-424/2023.

Исходя из вышеизложенного, Коми УФАС России в ходе реализации своих полномочий, в результате рассмотрения заявления о нарушении законодательства о рекламе было возбуждено дело № 011/05/18-424/2023 в соответствии с требованиями установленными Правилами.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе произошло, в том числе по вине ООО «Т2 Мобайл».

Таким образом, ООО «Т2 Мобайл» нарушены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Решением Комиссии № ПК/4793/23 от 31.07.2023 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 17 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, ООО «Т2 Мобайл» допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: 13.03.2023 в 08 часов 05 минут.

Место совершения административного правонарушения: г. Сыктывкар, Республика Коми.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что у ООО «Т2 Мобайл» имелась возможность для соблюдения требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, однако из имеющихся в рекламном и административном делах материалов не усматривается, что все зависящие от Общества меры к соблюдению требований рекламного законодательства им были приняты.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Т2 Мобайл» требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, вина ООО «Т2 Мобайл» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

ООО «Т2 Мобайл» в письме исх. № 2000.14/10702-23 от 15.09.2023 (вх. № 6303/23 от 18.09.2023), представленном в материалы административного дела, указало, что ООО «Т2 Мобайл» факт нарушения не признаёт, в действиях Общества не содержится состава административного правонарушения, отсутствует само событие административного правонарушения.

В обоснование своей позиции ООО «Т2 Мобайл» указывает, что на дату распространения рекламного смс-сообщения (13.03.2023) абонентский номер <...>  принадлежал <...>, которой при заключении договора об оказании услуг связи (03.01.2012) было выражено явное согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи, и абонент не обращался в адрес Общества с заявлениями об отзыве такого согласия. В связи с чем, ООО «Т2 Мобайл» полагает, что на дату направления рассматриваемого смс-сообщения согласие абонента на получение рекламы у ООО «Т2 Мобайл» объективно имелось; в адрес заявителя <...> никаких смс-сообщений в указанный период не направлялось, поскольку он не являлся на тот момент абонентом указанного номера, в связи с чем, права и законные интересы <...> указанным смс-сообщением не затрагиваются.

Также ООО «Т2 Мобайл» указывает, что в сведения об абоненте, использующем абонентский номер <...>, никакие изменения не вносились до 21.03.2023, когда абонентский номер был переоформлен на <...>. При этом, как указывает ООО «Т2 Мобайл», при заключении договора <...> также было выражено согласие на возможность получения от оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи.

ООО «Т2 Мобайл» также обращает внимание на то, что используемая Обществом форма получения согласия абонента на получение рекламы судами признана надлежащей.

В ходе рассмотрения административного дела защитник ООО «Т2 Мобайл» <...> поддержала указанные доводы.

Вышеизложенные доводы ООО «Т2 Мобайл» были рассмотрены ранее Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения рекламного дела и им была дана надлежащая оценка (стр. 9-10 решения).

Должностное лицо также не находит оснований согласиться с доводами ООО «Т2 Мобайл», поскольку в материалах рекламного и административного дел доказательств наличия согласия абонента <...> на получение рассматриваемого смс-сообщения на дату его распространения не имеется.

Вместе с тем норма ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе прямо указывает на то, что реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Ссылка на признание судами формы получения Обществом согласия надлежащей в рассматриваемом случае не может быть учтена, поскольку сам факт заполнения абонентом такой формы надлежащим образом не подтвержден.

В связи с чем, должностное лицо приходит к выводу о том, что материалами рекламного и административного дел подтверждается совершение ООО «Т2 Мобайл» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Т2 Мобайл»: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

В соответствии с п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

По имеющимся в Коми УФАС России сведениям ООО «Т2 Мобайл» ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Так, постановлением Тверского УФАС России от 14.02.2022 по делу № 069/04/14.3-34/2022, вступившим в законную силу 28.02.2022, ООО «Т2 Мобайл» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., постановление исполнено 23.03.2022.

Следовательно, ООО «Т2 Мобайл» считается подвергнутым административному наказанию с 28.02.2022 по 23.03.2023.

В связи с чем, по состоянию на 13.03.2023 (дата нарушения) ООО «Т2 Мобайл» считалось подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

С учетом изложенного, должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ООО «Т2 Мобайл» как исключительный, не установлено, а Обществом таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении ООО «Т2 Мобайл» к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

По имеющимся в Коми УФАС России сведениям ООО «Т2 Мобайл» ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в том числе постановлением Тверского УФАС России от 14.02.2022 по делу № 069/04/14.3-34/2022, постановлением Ростовского УФАС России от 25.04.2023 по делу № 061/04/14.3-1297/2022.

Таким образом, отсутствуют обязательные условия, при которых возможна замена административного штрафа предупреждением.

Следовательно, рассматриваемое административное правонарушение, совершенное ООО «Т2 Мобайл», не является впервые совершенным административным правонарушением.

Соответственно, ООО «Т2 Мобайл» нельзя считать впервые совершившим административное правонарушение.

Таким образом, из материалов дела не следует, что имеются все необходимые условия для применения положений ч. 2 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ООО «Т2 Мобайл» административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, имущественное и финансовое положение Общества, подтвержденное бухгалтерской (финансовой) отчетностью, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» (ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, КПП 775101001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» (ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, КПП 775101001) административное наказание в виде административного штрафа в размере 105 000 (сто пять тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

018702501

Сч. №

03100643000000010700

 

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40102810245370000074

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (Управление Федеральной антимонопольной службы по РК)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111601141010003140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ

011/04/14.3-751/2023 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 20.09.2023

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Т2 Мобайл"
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088