Решение №ПК/3075/24 Решение от 23 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

23 мая 2024 года

(изготовление решения в полном объеме)

22 мая 2024 года

(оглашение резолютивной части) город Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <...>;

члены Комиссии: <...>; <...>;

рассмотрев дело № 011/05/18.1-301/2024, возбужденное в отношении <...> по факту распространения в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Интинские новости» (https://vk.com/intanews) рекламы с признаками нарушения требований ч. 16 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя – <...>, <...>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, просивших рассмотреть дело в их отсутствие;

- ООО «Интинские новости», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили заявления <...> от 21.03.2024 (вх. № 2853/ИП/24 от 21.03.2024), а также направленное письмом Управления Роскомнадзора по Республике Коми от 21.03.2024 № 1257-01/11 (вх. № 2950 от 25.03.2024), о ненадлежащей Интернет-рекламе на странице сообщества в социальной сети «Вконтакте».

По результатам рассмотрения указанных заявлений было принято решение о возбуждении в отношении <...> дела № 011/05/18.1-301/2024 по признакам нарушения ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/1909/24 от 01.04.2024.

Определением Коми УФАС России от 17.04.2024 № ПК/2355/24 срок рассмотрения дела № 011/05/18.1-301/2024 продлен, рассмотрение дела отложено на 22.05.2024; к участию в деле привлечены: в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Интинские новости» (ОГРН 1211100002959, ИНН 1105025741, КПП 110501001), в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, – ИП <...> и ООО «В Контакте».

Из материалов дела № 011/05/18.1-301/2024 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Интинские новости» (https://vk.com/intanews) 19.03.2024 в 18:43 была размещена следующая информация: «Авторемонт 8-912-124-56-37 Кузовные работы – сварка, рихтовка, покраска. Вклейка стёкол. Полировка. Ремонт ходовой. Оформление документов – Акт о выполненных работах».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в сообществе «Интинские новости» в социальной сети «Вконтакте»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: авторемонту, различным видам кузовных работ: сварке, рихтовке, покраске, а также вклейке стёкол, полировке, ремонту ходовой, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация, распространенная в сообществе «Интинские новости» (https://vk.com/intanews) 19.03.2024 в 18:43, является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу положений, установленных ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» норма статьи 18.1 Закона о рекламе вступила в силу с 01.09.2022. Соответственно, с указанной даты размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой. Кроме того, в любой рекламе в сети «Интернет» также должно быть также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы. Такое указание может быть выполнено или в виде наименования юридического лица - рекламодателя (фамилии, имени, отчества физического лица), или в виде ссылки на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе, также в рекламе могут быть размещены оба вида таких сведений.

В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Данное подтверждается представленными заявителем фотографиями рекламы, а также составленным 21.03.2024 сотрудниками Коми УФАС России актом осмотра Интернет-сайта.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов рекламного дела следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

Согласно письменным пояснениям, представленным <...> в материалы рекламного дела, в настоящее время <...> выполняет функции администратора в сообществе «Интинские новости» и является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В ходе рассмотрения рекламного дела 17.04.2024 <...> указала, что в рассматриваемом случае рекламораспространителем может являться не <...>, как физическое лицо, а юридическое лицо, интересы которого он представляет.

Также <...> направлено ходатайство от 17.04.2024 (вх. № 3882-ЭП/24 от 17.04.2024) о рассмотрении нарушения со стороны <...> именно как юридического лица (ООО «Интинские новости»).

Из данных ЕГРЮЛ следует, что <...> является <...> и <...> ООО «Интинские новости»; основным видом деятельности Общества является деятельность web-порталов.

ООО «Интинские новости» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указало, что ООО «Интинские новости» не является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, не имеет юридических отношений и расчетов с ИП <...>.

Как указало ООО «Интинские новости», Общество не является владельцем, руководителем и не администрирует сообщество «Интинские новости» (https://vk.com/intanews); ООО «Интинские новости» не зарегистрировано в качестве СМИ и не осуществляет выпуска продукции, в том числе печатной.

<...> в письменных пояснениях указал, что оплату за размещение рассматриваемой рекламы ИП <...> произвел на платежную карту физического лица; <...> не размещал рассматриваемую рекламу в интересах ООО «Интинские новости», которое не имеет какого-либо отношения к сообществу «Интинские новости» (https://vk.com/intanews); владельцем и администратором указанного сообщества является физическое лицо – <...>.

Из материалов рекламного дела, в том числе из письменной информации, представленной ООО «В Контакте» (вх. № 4731-ДСП/24 от 13.05.2024), следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является <...>.

Как пояснил <...> в письме от 15.04.2024 (вх. № 3803-ЭП/24 от 15.04.2024), все публикации рекламного материала в указанном сообществе промаркированы через оператора рекламных данных ОРД VK и внесены в ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы. Рассматриваемой рекламе на момент ее публикации не был присвоен токен. Данное произошло из-за человеческого фактора (работа в качестве члена участковой избирательной комиссии). В дальнейшем 03.04.2024 рекламный материал был промаркирован.

В пояснениях, представленных письмом от 20.05.2024 (вх. № 5006-ЭП/24 от 20.05.2024), <...> указал, что, как выяснилось, рассматриваемой рекламе была присвоена маркировка 2Vtzqw6UZ4p, реклама была промаркирована 19.03.2024 через оператора рекламных данных ОРД VK и внесена в ЕРИР, однако в связи с устаревшим программным обеспечением на компьютере отметка на рекламе в сообществе «Интинские новости» автоматически не появилась.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе произошло по вине <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, <...> нарушены требования ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Поскольку в действиях ООО «Интинские новости» вины в нарушении законодательства о рекламе Комиссией не установлено, производство по делу № 011/05/18.1-301/2024 в отношении ООО «Интинские новости» подлежит прекращению.

На дату вынесения определения о возбуждении рекламного дела (01.04.2024) имело место распространение рассматриваемой рекламы без пометки «реклама» и без указания на рекламодателя рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе. Однако, как видно из материалов рекламного дела, в дальнейшем (03.04.2024) реклама была промаркирована, указаны пометка «реклама» и ИНН рекламодателя.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемое нарушение имело место в период с 19.03.2024 по 02.04.2024. В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, размещенную 19.03.2024 в 18:43 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Интинские новости» (https://vk.com/intanews), следующего содержания: «Авторемонт 8-912-124-56-37 Кузовные работы – сварка, рихтовка, покраска. Вклейка стёкол. Полировка. Ремонт ходовой. Оформление документов – Акт о выполненных работах» ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...> не выдавать.

3. Производство по делу № 011/05/18.1-301/2024 в отношении ООО «Интинские новости» прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 23 мая 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии ___________ <...>

 

Члены Комиссии ___________<...>

 

____________ <...>

 

Связанные организации

ООО "Интинские новости"
ИНН 1105025741, ОГРН 1211100002959